Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Понятие и виды государственных служащих




Статья 10. Государственные служащие

 

1. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

В нормативных актах и литературе отражены различные представления о понятии служащего. Основная причина этого — разнообразие социальныхфункций, выполняемых служащими. Государственные служащие — разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. Таким образом признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:а) гражданин Российской Федерации;б) замещает государственную должность в государственном органе;в) замещает в таком органе должность государственной службы;г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средствбюджета.Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но нехарактеризующиеся указанными признаками, по Закону об основахгосударственной службы, государственными служащими не являются. Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь наследующие пять групп: а) высшие государственные должности государственнойслужбы — пятая; б) главные государственные должности государственной службы— четвертая; в) ведущие государственные должности государственной службы —третья; г) старшие государственные должности государственной службы —вторая; д) младшие государственные должности государственной службы —первая группы.Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфические элементы,определяющие особенности правового положения служащих, замещающихсоответствующие должности, а также их квалификационные качества.Не все указанные должности учреждаются в каждом государственном органе.В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаютсяопределяется Реестром государственных должностей государственной службы.Применительно к группам государственных должностей государственнойслужбы служащим присваиваются разряды и классы по результатамгосударственного квалификационного экзамена или аттестации государственногослужащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1,2 и 3 класса — государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим главных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим старших должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса; референт государственной службы 1,2 и 3 класса — государственным служащим младших должностей. Вместе с тем в статусе государственных служащих государственных органов, и например, государственных предприятий немало общего. Так, руководителипредприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенныйштрих в правовом положении руководителей предприятий указывает на государственный характер их служебной деятельности.

Лекция 9. Должностные лица в системе государственной службы


Должность - понятие, которое определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.
В Российском законодательстве нет единого определения понятия должностное лицо.
Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных они делятся на должностных лиц, оперативный, вспомогательный состав.


Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов и организаций. Руководители принимают решение по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).
Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.

 

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высших, главных, ведущих, старших государственных служащих, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.;

к оперативному составу - младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.
Оперативный состав, если учитывать дух закона, также можно отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и обоснованным.

 

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.

 

Вспомогательный состав - это государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющие на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

 

Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершить действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин РФ, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.

Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:
" высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);
" главные государственные должности государственной службы (4-я группа);
" ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);
" старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);
" младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

 

Под государственной службой в законе понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности категорий "Б" и "В", по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений (даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, не говоря уже о библиотекарях, врачах и т. д.) теперь официально не считается государственной службой.

Следуя закону, эту деятельность следует называть службой в государственных организациях, а ее субъектов - служащими государственных организаций. Поэтому государственных служащих также необходимо относить к должностным лицам.
Понятие обеспечивающий состав

Можно квалифицировать должностных лиц:
1) По объему служебных полномочий:
" на должностных лиц, полномочия которых имеют внутриорганизационный характер;
" на должностных лиц, полномочия которых имеют публичный характер (представители власти, правоохранительных органов).
2) По признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций:
" на руководителей;
" на специалистов, уполномоченных совершать действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права.

 

Должностное лицо имеет следующие признаки:
1) Обязанность организовывать процесс производства, создавать нормальные условия труда, обеспечивать контроль над мерой труда и потребления, а также надлежащую трудовую дисциплину.
2) Полномочия по утверждению локальных норм.
3) Наличие ответственности за исполнение своих обязанностей.
Административно-правовой статус должностных лиц не является неизменным, он укрепляется вместе с развитием государства, одновременно с совершенствованием правового регулирования общественных отношений.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

. Классные чины гражданской службы

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

 

Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент и Председатель Правительства Российской Федерации).

К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.