КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационная деятельность в школе
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть. Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет: · абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов); · относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику); · псевдоновизну (видимость новизны). Существуют различные основания для классификации инноваций: 1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность: o цель и содержание образования; o технологии, методы, средства организации педагогического процесса; o формы организации обучения и воспитания; o система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся); o образовательная экология. 2. По способу возникновения и протекания инноваций: o систематические, планомерные; o стихийные. 3. По глубине и ширине осуществления инноваций: o массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования; o частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением. 4. По характеру происхождения: o внешние; o внутренние. 5. По признакам масштабности: o частные (локальные и единичные, не связанные между собой); o модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой); o системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения). В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений: 1. Возникновение или зарождение идеи нового. 2. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. 3. Разработка путей реализации цели и проектирование. 4. Реализация проекта. 5. Распространение новой практики. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. ruptavia - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития. Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются: · интуиция творческого руководителя, педагога; · опыт, рожденный в данной школе; · педагогический опыт, рожденный в других школах; · директивы и нормативные документы;. · мнение потребителя образовательных услуг; · потребности педагогического коллектива работать по-новому; · потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; · достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др. Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это: · изменения в организации образовательного процесса; · изменения в технологиях обучения и воспитания; · изменения в управлении образовательными учреждениями. В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое. Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития. КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 1. Проблема_______________________________________________ 2. Цель инновационной деятельности______________________________ 3. Сущность инновационной деятельности:________________________ 4. Прогнозируемый результат: ___________________________________ 5. Область применения инновации, нововведения: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, валеология, междисциплинарная область, другое____________________. 6. Инновация прошла стадии (подчеркнуть): o формулирование проблемы; o определение цели (целей); o разработка проекта (программы) осуществления инновационной деятельности; o освоение и реализация проекта или программы; o распространение созданного инновационным путем опыта; o переход к функционированию в новом режиме или к новой инновации, эксперименту. 7. Нововведение прошло апробацию в форме: выступления на конференции, защиты проекта, доклада на педагогическом совете, методическом объединении или написания статьи, пособия и др. 8. Трудности, которые встретились в процессе осуществления инновационной деятельности ________________________________________________________________ 9. Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения ___________________________________________________________________________ 10. Автор (авторский коллектив и его руководитель) инновационной деятельности: Ф.И.О., возраст, образование, специальность, стаж. «_________»___________________________ 2000 г. Составитель:_____________________________ Критерии (от греч. kriterion) - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами в рамках всех уровней! (федерального, регионального, муниципального, но, прежде всего, в: рамках образовательного учреждения) на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде. Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов. Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их сущностный характер. Качественная характеристика критериев при рассмотрении и оценке инновационных процессов исходит из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости. Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего практическим работникам как субъектам инновационной деятельности. Такими критериями являются: · актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества); · новизна (степень оригинальности инновационных; подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну); · образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности); · общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом); · полезность (практическая значимость инновационных процессов); · реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов). В литературе встречаются следующие определения показателей инновационной деятельности: 1. Показатели оценки инновационной деятельности образовательного учреждения: обновление содержания образования (обновление базисного учебного плана, программы обучения и воспитания); обновление методов, форм работы (рефлексивные методики, модульная и циклоблочная система организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм работы); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности и др. 2. Показатели организации воспитательно-образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров (ответственность за результаты воспитательно-образовательного процесса разделяется между учеником и учителем); высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися и др. 3. Показатели оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов с запланированными: высокоположительный уровень воспитанности и обученное учащихся (более 75%); отношение к учебе, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе и др. Критерии оценки инновационных процессов как условие повышения эффективности управления развитием образовательных процессов и повышения их качества вместе с тем выступают как средство поддержки и социальной защиты тех, кто участвует в педагогических инновациях. При эффективности управления инновационными процессами с помощью объективных критериев становится возможным строить прогнозы на изменение ситуации в образовании, определять перспективы его развития в каждом конкретном образовательном учреждении.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |