Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация физического воспитания в вузе




Содержание и функции физической культуры студентов в

структуре профессионального образования

Физическая культура студентов высших учеб­ных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организаци­онных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дис­циплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям ук­репления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совер­шенствования учащихся, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.

Направленность и особенности содержания физической культуры в учебных заведениях обусловлены выполнением ряда общекультурных и специфических функций, реализуемых с учетом специ­фических требований избранной профессии:

- биокомпенсаторной, связанной с созданием оптимальных условий, обеспечивающих достаточную двигательную активность студентов в про­филактике заболеваний;

- преобразовательно-созидательной, связанной с оптимизацией физического развития студенческой молодежи, совершенствованием личности, укреплением ее здоровья и подготовкой к профессиональной деятельности;

- интегративно-организационной, объединяющей студентов в клубы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

- информационно-гедонистической (получение удовольствия от информации), обеспечивающей освоение знаний, накопленных в сфере физической культуры;

- проективно-творческой, стимулирующей творческие способности студентов в самосовершенствовании;

- проективно-прогностической, обеспечивающей реализацию сформи­рованного потенциала физической культуры в последующей профессио­нальной деятельности;

- ценностно-ориентационной, связанной с формированием профес­сионально-ценностных ориентаций студентов;

- коммуникативно-регулятивной, определяющей особенности взаимодействия студентов в физкультурно-спортивной деятельности;

- социализации, в процессе которой происходит включение студентов в систему общественных отношений.

Реализация этих функций обеспечивает повышение профессионально-прикладной направленности учебного процесса, его устойчивую ориентацию на ко­нечные результаты, что позволит студентам овладеть системными знания­ми, умениями ставить и решать творческие задачи с использованием средств физической культуры, методически правильно организовать свой досуг, то есть – сформировать природосообразные стереотипы поведения, со­ответствующие мотивы и потребности. Учебному процессу по физической культуре свойственны, таким образом, не только описательные и объясни­тельные функции, но и прогностические, направленные на достижение целостности знаний о человеке, его возможностях и жизненных ценностях.

Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физи­ческого воспитания, направленного на решение следующих основных задач:

- всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;

- овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;

- овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;

- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответ­ствии с требованиями избранной профессии;

- освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.

Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины «Фи­зическая культура» является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональ­ному развитию личности.

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует вы­делять следующие группы ценностей: интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека), двигательные (луч­шие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физическо­го воспитания и спортивной подготовки), технологические (комплексы ме­тодических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физичес­кой активности, ее ресурсного обеспечения); интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе) и мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их твор­ческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятель­ной работы.

 

Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального образования» обязывает вузы обес­печить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям выс­шего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвер­том курсах – по 2 часа. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1–2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осу­ществляется при проведении дополнительных элективных и факультатив­ных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5–6 часов в неделю.

Физическая культура как учебная дисциплина в вузе по содержа­нию, организации и проведению занятий существенно отличается от уро­ков физкультуры в средней школе и предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном. Спе­цифика учебного процесса на данных отделениях связана с комплектова­нием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребностно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Это предусматривает соответствующую регла­ментацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы.

Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической под­готовленности.

Характерными особенностями со­держания учебной программы являются ее общеобразовательная направ­ленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитатель­ного процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, вы­полняя таким образом интегративную функцию. Вместе с тем расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления технократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность.

Нормативное и программно-мето­дическое обеспечение физкультурного образования студентов формирует­ся с учетом требований федерального компонента государственного образо­вательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культу­ре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке со­держания учебных планов и программ физкультурного образования.

Кафедра физического воспитания пре­доставляет студентам широкие возможности для освоения различных оздоровительных систем и видов спорта, для чего рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинар­ные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студен­тов в их познавательной и практической деятельности.

Целью физкультурного образования студентов высших учеб­ных заведений является формирование физической культуры будущего ква­лифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

- понимание роли физической культуры в развитии личности, в под­готовке к профессиональной деятельности;

- освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к
физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечива­ющих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических спо­собностей;

- обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии;

- приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.

Отличительной особенностью содержания занятий физической куль­турой студентов вузов является наличие трех квалификационных уровней – бакалавра, магистра и аспиранта.

Квалификация «бакалавр» предусматривает владение профессиональными навыками самостоя­тельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундамен­тальной подготовки.

Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в общекультур­ной и профессиональной подготовке студентов, хорошо ориентироваться в вопросах, раскрывающих социально-биологические основы физической культуры и здорового образа жизни, а также владеть системой практических умений и навыков профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизических способ­ностей и качеств.

Вторая, более высокая, ступень профессионального обучения на сте­пень «магистра» предусматрива­ет углубленное профессионально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на способных студентов. В области физической культуры магистр должен иметь глубокие знания по теории, методике и практике оздоровительных систем и техно­логий, профессионально-прикладной физической подготовке.

Дальнейшее повышение квалификации в системе аспирантуры осуществляется на основе магистерской степени и предусматривает высший духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.

Практический раздел программы физического воспитания студентов отражает содержание примерной учебной программы по физической куль­туре и представлен в двух формах занятий: во-первых, обязательных уроч­ных (методико-практических) занятий, направленных на освоение знани­й, методов, обеспечивающих достижение практических результатов по физической культуре; во-вторых, учебно-тренировочных занятий, на­правленных на достижение и поддержание оптимального уровня физичес­кой подготовленности студентов, а также формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Учебные (академические) занятия являются основной формой физи­ческого воспитания, включая:

- теоретические, практические и контрольные;

- элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

- индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

- самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

В методико-практической подготовке студентов могут быть использо­ваны ролевые, имитационные игры, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения. Индивидуальные, индивиду­ально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся для студентов, желающих углубить свои знания по данной учебной дисципли­не. Они обеспечивают освоение методов и способов физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизнен­но важных целей личности. В части профессионально-прикладной физической подготовки предусмот­рено освоение методики составления комплексов утренней зарядки, про­изводственной гимнастики, индивидуальных тренировочных программ.

Учебно-тренировочные занятия связаны с приобретением необходи­мого опыта творческой практической деятельности, развитием самодея­тельности в физической культуре и спорте в целях достижения гармонии физического развития, повышения уровня функциональных и двигатель­ных возможностей, направленного формирования свойств личности. Они носят преимущественно тренировочную (профессионально-прикладную) направленность по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей и их сочетаний с учетом требований будущей профессиональной деятельности. Одновременно совершенствуются техника двига­тельных действий и тактика соревновательной деятельности, формируют­ся навыки по их использованию в различных условиях. Выбор средств ППФП осуществляется с учетом требований трех принципов: максималь­ной реализации задач ППФП; адекватности и наибольшего переноса ка­честв и навыков; обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.

Внеучебные (самостоятельные) занятия организуются в форме выпол­нения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интере­сам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, ту­ризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меропри­ятий. Выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечеб­ное направления деятельности при организации самостоятельных занятий.

Занятия спортом в элективном курсе физического воспитания предус­матривают самостоятельный выбор вида спорта или системы физических упражнений (например, атлетической гимнастики, восточных единоборств, шейпинга и т.д.) из числа культивируемых кафедрой физического воспи­тания. Эти занятия проходят в спортивных секциях в свободное время и направлены, во-первых, на укрепление здоровья и коррекцию телосложе­ния, повышение функциональных возможностей организма студентов; во-вторых, на психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности; в-третьих, на достижение наивысших спортивных результа­тов. Учебно-воспитательный процесс отражает, таким образом, взаимо­связь учебных и внеучебных форм физкультурно-оздоровительной и спортив­ной работы, с тенденцией к возрастанию роли и значимости сферы студенческого спорта (развитие системы спортивных секций, клубов, объе­динений по интересам). Ориентация студентов к постепенному переходу от обязательных регламентированных занятий по физической культуре к индивидуальным самостоятельным занятиям является одной из важных за­дач всего учебного процесса по этой дисциплине. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как высшее проявление сознательной активности студентов является критерием, позволяющим оценить каче­ственную сторону образовательного процесса в решении практических за­дач физкультурного образования студенческой молодежи.

Единство рассмотренных форм учебных и внеучебных занятий обеспе­чивает необходимые условия для реализации объема двигательной актив­ности не менее 6 часов в неделю. Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 часов в неделю на первом и втором курсе (136 часов) и 2 часа в неделю на третьем и четвертом курсах (68 часов).

Содержание работы спортивного отделения определяется рабочими программами по видам спорта. Объем учебных часов для групп, включаю­щих спортсменов младших разрядов, не превышает 6 часов в неделю (240 часов в год); для подготовки квалифицированных спортсменов: 8–12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершенствования объем возрастает до 16–20 часов в неделю.

Контрольный раздел обеспечивает получение оперативной (о ходе вы­полнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы), теку­щей (степени освоения раздела, темы) и итоговой (зачет, экзамен) ин­формации о качестве освоения теоретико-методических знаний, о динамике физического развития студентов и их профессионально-прикладной подго­товленности. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачет по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: 1) теоретико-методической подготовленности; 2) общей физи­ческой и спортивно-технической подготовленности; 3) сформированности профессионально-значимых умений и навыков. К итоговой аттестации студенты могут быть допущены при условии выполнения контрольных тес­тов по физической, спортивной и профессионально-прикладной физичес­кой подготовке.

При итоговой аттестации учитывается выполнение студентами практи­ческого раздела программы. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить пись­менную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого /
В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С. 3–72.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 1999. – 488 с.

3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов,
В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

4. Теория и методика физической культуры: Учебник. / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

5. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи (теоретические и методико-практические аспекты): Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 169 с.

6. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 336 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.