КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деление литературы на роды
План Анализ художественного произведения по нижеследующему плану 1. Род, вид, жанр произведения 2. Художественная общность/направление 3. Тип авторской эмоциональности/пафос 4. Особенности хронотопа 5. Специфика образа автора 6. Система образов и мотивов 7. Структура сюжета 8. Особенности композиции и архитектоники 9. Лексические средства создания образности 10. Тропы и фигуры поэтического синтаксиса 11. Система стихосложения, размер, клаузула, вид рифмы, особенности рифмовки и строфики (для стихотворений)
Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика. Сократ в третьей книге трактата Платона «Государство» утверждает: поэт может, во-первых, впрямую говорить от своего лица; во-вторых, строить произведение в виде «обмена речами» героев, к которому не примешиваются слова поэта, что характерно для трагедий и комедий (такова драма как род поэзии); в-третьих, соединять свои слова со словами чужими, принадлежащими действующим лицам (что присуще эпосу). «И когда поэтприводит чужие речи, и когда он в промежутках между ними выступает от своего лица, это будет повествование». Аристотель: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных». Роды словесного искусства и ныне понимаются (вслед Сократу, Платону и Аристотелю) как типы отношения высказывающихся («носителей речи») к художественному целому. Вместе с тем в XIX в. упрочилось понимание эпоса, лирики и драмы: не как словесно-художественных форм, а как типов художественного содержания. Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект». Благодаря В. Г. Белинскому как автору статьи «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) гегелевская концепция и соответствующая ей терминология укоренились в отечественном литературоведении. В XX в. роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), а также с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее). Однако рассмотрение родов литературы как типов речевой организации литературных произведений — «это неоспоримая надэпохальная реальность, достойная пристального внимания». В лирическом произведении организующим началом и доминантой становится речевая экспрессия. Драма акцентирует апеллятивную, собственно действенную сторону речи, и слово предстает как своего рода поступок, совершаемый в определенный момент развертывания событий. Эпос тоже широко опирается на экспрессивные и апеллятивные начала речи (поскольку в состав произведений входят высказывания героев, знаменующие их действия). Но доминируют в этом литературном роде сообщения о чем-то внешнем говорящему, явленные в форме повествования. С этими свойствами речевой ткани лирики, драмы и эпоса связаны способы пространственно-временной организации произведений; своеобразие явленности в них человека; формы присутствия автора; характер обращенности текста к читателю. Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу «эпическое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведений, о которых шла речь, но и другие их свойства: величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как целостности; драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой; лиризм — это возвышенная эмоциональность, сопряженная с областью задушевного, интимного, личного. Литературные рода сформировались в первобытном синкретическом творчестве. А. Н. Веселовский доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов, где подражательные телодвижения сопровождались пением — возгласами радости или печали. Из возгласов наиболее активных участников хора (запевал, корифеев) выросли лиро-эпические песни (кантилены), которые со временем отделились от обряда. На основе таких песен впоследствии сформировались эпические повествования. А из возгласов хора как такового выросла лирика (первоначально групповая, коллективная). ЭПОС: Эпос (др.-гр. epos — слово, речь) является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это рассказ о происшедшем ранее. Повествованию присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. Оно имеет грамматическую форму прошедшего времени. Время изображаемого действия и время повествования дистанцировано. Повествование (наррация) включает в себя описания, авторские рассуждения, высказывания действующих лиц — их диалоги и монологи, в том числе внутренние. Текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей. Произведения эпического рода свободно осваивают реальность во времени и пространстве, не зная ограничений в объеме текста (короткие рассказы, басни - романы и эпопеи), вбирают в себя такое количество персонажей, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства. При этом повествовательная форма способно проникать во внутренний мир человека. Образ повествователя - особенная форма художественного воспроизведения человека. Повествователь является посредником между тем, что изображено, и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий. Облик повествователя обнаруживается не в действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательном монологе. Немыслимо понимание произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и И. С. Тургенева, А. П. Чехова и И. А. Бунина, М. А. Булгакова и А. П. Платонова вне постижения «голоса» повествователя. Эпосу доступны разные способы ведения речи: повествователь рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием; дистанция между повествователем и действующими лицами не актуализируется; активизируется субъективное начало повествования. При сближении повествователя с кем-либо из героев широко используется несобственно-прямая речь.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |