Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деление литературы на роды




План

Анализ художественного произведения по нижеследующему плану

1. Род, вид, жанр произведения

2. Художественная общность/направление

3. Тип авторской эмоциональности/пафос

4. Особенности хронотопа

5. Специфика образа автора

6. Система образов и мотивов

7. Структура сюжета

8. Особенности композиции и архитектоники

9. Лексические средства создания образности

10. Тропы и фигуры поэтического синтаксиса

11. Система стихосложения, размер, клаузула, вид рифмы, особенности рифмовки и строфики (для стихотворений)

 

 

  1. Понятие литературного рода. Деление литературы на роды.
  2. Эпос.
  3. Драма.
  4. Лирика.
  5. Межродовые образования в литературе.
  6. Жанры литературы

Словесно-художественные произведения издавна принято объеди­нять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика. Сократ в третьей книге трактата Платона «Государство» ут­верждает: поэт может, во-первых, впрямую говорить от своего лица; во-вторых, строить произ­ведение в виде «обмена речами» героев, к которому не примеши­ваются слова поэта, что характерно для трагедий и коме­дий (та­кова драма как род поэзии); в-третьих, соединять свои слова со словами чужими, принад­лежащими действующим лицам (что присуще эпо­су). «И когда поэтприводит чужие речи, и когда он в промежутках между ними высту­пает от своего лица, это будет по­вествование».

Аристотель: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то от­дельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий оста­ется сам со­бой, не изменяя своего лица, или представляя всех изо­бражаемых лиц как действующих и дея­тельных». Роды словесного искусства и ныне понимаются (вслед Сократу, Пла­тону и Аристотелю) как типы отношения высказывающихся («но­сителей речи») к художественному целому.

Вместе с тем в XIX в. упрочилось понимание эпоса, лирики и драмы: не как сло­весно-художест­венных форм, а как типов художественного содержания. Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью катего­рий «объект» и «субъект». Благодаря В. Г. Белинскому как автору статьи «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) геге­левская концепция и соответствующая ей терми­нология укоренились в отечественном литературове­дении. В XX в. роды литературы не­одно­кратно соотносились с различными явлениями психологии (вос­помина­ние, представление, напря­жение), лингвистики (первое, вто­рое, третье грамматическое лицо), а также с катего­рией времени (прошлое, настоящее, будущее).

Однако рассмотрение родов литературы как типов речевой организации литературных произведе­ний — «это нео­споримая надэпохальная реальность, достойная пристального вни­мания». В лири­ческом произведении организующим началом и доминантой становится речевая экспрессия. Драма акцентирует апеллятивную, собст­венно действенную сторону речи, и слово предста­ет как своего рода поступок, совершаемый в определенный мо­мент развертывания событий. Эпос тоже широко опирается на экспрессив­ные и апеллятивные начала речи (по­скольку в состав произведе­ний входят высказывания героев, знаменующие их действия). Но домини­руют в этом литератур­ном роде сообщения о чем-то внешнем говоря­щему, явленные в форме повествования.

С этими свойствами речевой ткани лирики, драмы и эпоса связаны способы пространственно-временной органи­зации произведений; своеобразие явленности в них человека; фор­мы присутст­вия автора; характер обра­щенности текста к читателю. Деление литературы на роды не со­впадает с ее членением на поэзию и прозу

«эпическое» («эпичность»), «драматиче­ское» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозна­чают не толь­ко родовые особенности произведений, о которых шла речь, но и другие их свойства: величественно-спокой­ное, не­торопливое созерцание жизни в ее многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как целостности; дра­матизмом принято называть умона­строение, связанное с напряженным переживанием каких-то проти­воречий, с взволнованностью и тревогой; лиризм — это возвышенная эмоциональность, сопряженная с областью задушев­ного, интимного, личного.

Литературные рода сформировались в первобытном синкретическом творчестве. А. Н. Веселов­ский дока­зывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов, где подражательные тело­движения сопровождались пением — возгла­сами радости или печали. Из возгласов наиболее активных участни­ков хора (запевал, ко­рифеев) выросли лиро-эпические песни (кантилены), кото­рые со временем отделились от обряда. На основе таких песен впослед­ствии сформировались эпические повествования. А из возгласов хора как такового выросла лирика (пер­воначально груп­повая, коллектив­ная).

ЭПОС:

Эпос (др.-гр. epos — слово, речь) является повествование о персона­жах, их судьбах, поступках, умона­строениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это рассказ о происшедшем ранее. Повест­вованию присуща временная дистанция между ведением речи и пред­метом словесных обо­значений. Оно имеет граммати­ческую форму прошедшего времени. Время изображаемого дейст­вия и время повествования дистанцировано. Повествование (наррация) включает в себя описания, авторские рассуждения, высказывания дей­ствующих лиц — их диалоги и монологи, в том числе внутренние. Текст оказывается сплавом по­вествовательной речи и выска­зываний пер­сонажей.

Произведения эпического рода свободно осваивают реальность во вре­мени и пространстве, не зная ограничений в объеме текста (короткие рассказы, басни - романы и эпопеи), вбирают в себя такое количе­ство персонажей, собы­тий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам ли­тературы, ни какому-нибудь иному виду искус­ства. При этом повествовательная форма способно проникать во внутренний мир чело­века.

Образ повест­вователя - особенная форма художественного воспроизведения человека. Повествова­тель является посредником между тем, что изображено, и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя пока­занных лиц и событий. Облик повествователя обнаруживается не в действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательном монологе. Немыслимо понимание произведений А. С. Пушки­на и Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и Ф. М. Дос­тоевского, Н. С. Лескова и И. С. Тургенева, А. П. Чехова и И. А. Бу­нина, М. А. Булгакова и А. П. Платонова вне постижения «го­лоса» повествователя.

Эпосу доступны разные способы ведения речи: повествователь рассказывает о событиях с невоз­мутимым спо­койствием; дистан­ция между повествователем и действующими лицами не актуали­зиру­ется; активизируется субъективное начало повествова­ния. При сближении пове­ствова­теля с кем-либо из героев широко используется несобственно-прямая речь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.