Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Сюжет, фабула, композиция. Основные компоненты сюжета. Архитектоника и структура

ЖАНРЫ

Литературные жанры- это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каж­дый из них об­ладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие литературные жанры име­ют истоки и корни в фольклоре. Вновь возникшие в собственно литературном опыте жанры являют собою плод совокупной дея­тель­ности начинателей и продолжателей (лиро-эпичес­кая поэма). Жанры с трудом поддаются систематизации и клас­сификации упорно сопротивляются им. Их очень много и в каждой художественной куль­туре они специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С. В. Ми­халкова бас­ня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литур­гическая драма в со­ставе европейского Средневеко­вья).

Картина усложняется терминологической путаницей. Слово «элегия», например, обозначает не­сколько жанровых образований.Не обладают однозначным смыслом и многие иные жанровые обозначения (поэма, ода, сатира и т. п.). Ю. Н. Ты­нянов справедливо утверждал, что «самые признаки жанра эволюционируют».

Существующие жанровые обозначения фиксируют различные стороны произведений. Так, слово «трагедия» кон­статирует прича­стность данной группы драматических произведений определенно­му эмоционально-смысловому настрою (пафосу); слово «повесть» говорит о принадлежности про­изведений эпическому роду литера­туры и о «среднем» объеме текста (меньшем, чем у романов, но боль­шем, чем у новелл и рассказов); сонет является лири­ческим жан­ром, который характеризуется прежде всего строго определенным объемом (14 стихов) и специфиче­ской системой рифм; слово «сказ­ка» указывает, во-первых, на повествовательность и, во-вторых, на активность вымысла и присутствие фантастики. Жан­ровые признаки «не дают возможности логической классификации жан­ров по одному какому-нибудь основанию». К тому же авторы нередко обозначают жанр своих произведений произвольно, вне соответствия привычному словоупотреблению. Так, Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души» по­эмой; «Дом у дороги» А. Т. Твардовского имеет подзаголовок «лири­ческая хроника», «Василий Теркин» — «книга про бойца». Установление систем жанровых типо­логий будет всегда сохранять опасность субъективиз­ма и случайности».

Рассмотрение жанров непредставимо без обращения к органи­зации, структуре, форме литератур­ных произведе­ний. Однако следует обратить внимание и на смысловую сторону жанров, опери­руя терми­нами «жанровая сущ­ность» и «жанровое содержание». «В жанрах… на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмыс­ления определенных сторон мира»3.

Г. Н. Поспелов в 1940-е годы предпринял оригинальный опыт систематиза­ции жанровых явле­ний. Он разграни­чил жанровые формы «внешние» («замкнутое композиционно-стилистическое целое») и «внутренние» («специ­фически жанровое содержание» как принцип «образного мыш­ления» и «познавательной трактовки характеров»). Расценив внеш­ние (композиционно-стилисти­ческие) жанровые формы как со­держательно нейтральные (в этом поспеловская концепция жан­ров, что неоднократно отмечалось, одностороння и уязвима), ученый со­средото­чился на внутрен­ней, содержательной стороне жанров.

Онтологический аспект жанров, восходящий к мифологической архаике, выдвигается на первый план в ряде за­рубежных теорий XX в. Жанры при этом рассматриваются прежде всего как осваи­вающие бытийные универса­лии. Говоря словами американского уче­ного К. Берка, это системы приятия или неприятия мира. В этом ряду теорий наиболее известна концепция Н. Г. Фрая, заяв­ленная в его книге «Анатомия критики» (1957).

Учебная литература

  1. Введение в литературоведение [Текст]: учебное пособие / под ред. Л. В. Чернец. - 2-е изд., перераб, доп. - М.: Высшая школа, 2006. – С. 322-389.
  2. Теория литературы: в 2 т. [Текст]: учебное пособие. Т. 1: Теория художественного дис­курса. Теоретическая поэтика / под ред. Н. Д. Тамарченко. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2010.- С. 185-190; 313-315; 413-417.
  3. Хализев В.Е. Теория литературы [Текст]: учебник / В.Е.Хализев. - 5-е изд., испр.и доп. - М.: Академия, 2009. – С. 276-298.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Межродовые и внеродовые формы | Лесоустройство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.