КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование неречевого слухового гнозиса и чувства ритма
Работа 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы
5.1.1. «Чудо-звуки» Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем - сходные по звучанию. 5.1.2. «Послушай, как звучит» Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука. 5.1.3. «Угадай, чей звук» Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, звонок телефона, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д. 5.1.4. «Шумящие коробочки» Поиграйте с ребенком с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.п.), которые, если потрясти коробочку, создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребенок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке из своего набора и, потряхивая, прислушиваясь, находит аналогично шумящую. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара. Другой вариант игры: психолог трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке. 5.1.5. «Подбери картинку» Упражнение состоит в узнавании и назывании ребенком различных звуков и подборе подходящих к ним картинок. 5.1.6. Воспроизведение ритма А. Начните «диалог» с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру – один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку. Б. Психолог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2 - 2 - 3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление – ребенок видит руки психолога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами): · ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» – правой рукой, «2» – левой рукой, «3» – одновременно двумя руками); · ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем – только кистью; · ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала движение производится всей ногой, затем – только стопой; прыжки на одной, двух ногах. Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар – короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар – длинная вертикальная черта). В. Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами (например, «2» – левой ногой, «2» – правой ногой, «3» – хлопки руками). Здесь же можно предложить ребенку «дирижирование» различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены «2» – двумя локтями одновременно, «2» - приподнимая и опуская левую руку, «3» – двумя ногами одновременно или «2» – правой рукой и левой ногой одновременно, «2» – левой рукой и правой ногой одновременно, «3» удары одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру). В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: со-кол («2»), ле-тит («2»), вы-со-ко («3»). 5.1.7. «Подбери слово к ритму» Ребенок считает, сколько ударов в каждой пачке, и подбирает слова с тем же количеством слогов. Если это вызывает затруднения, то ему дается дополнительная зрительная опора: сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками, например // // ///, а затем подбираются слова и под каждой чертой пишется соответствующий слог. Если ребенок все же не может воспроизвести образец, дается ориентир в виде его цифровой записи «2 – 2 – 3», где цифра отражает число хлопков или ударов, следующих друг за другом через равные интервалы, а тире между ними - паузу. 5.1.8. «Ритм по кругу» А. Дети садятся полукругом. Психолог отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди - слева направо - отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Когда ритмический рисунок завершен, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала – и так до моей команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко или выбывает из игры». Б. Сначала так, как это было показано, происходит отработка ритмического рисунка в статике, затем – в динамике: дети двигаются по кругу, все одновременно или по очереди выполняя ритмический фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме. В. Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигательные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком. 5.1.9. Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов Ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его придумать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда дети по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность его повторения другими детьми. 5.1.10. «Громко-тихо» Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто, потом протяжно, низким голосом, потом высоким. Затем так же сочетания разных звуков. 5.1.11. «Камертон» Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: отстукиваются слоги (каждый слог - один удар); на каждом слове, включая предлоги, рука меняется. Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный - ладошкой; предлог с гласной – ладош кой, предлог без гласной – ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |