КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование представлений о рядах, последовательностях и времени
4.3.1.«Лестница» Пройдитесь с ребенком по лестнице, считая ступеньки. Затем соорудите «лестницу» из подручных средств, потом можно будет изобразить ее на бумаге. Расставьте с ним на ступеньках, например, матрешек (соответственно - по восходящей и по нисходящей) или любые другие постепенно увеличивающиеся (уменьшающиеся) предметы. Усложняя ситуацию, попросите ребенка каждую ступеньку обозначить соответствующей цифрой. Задачи можно варьировать: просто от 1 к...; четные, нечетные числа и т.д. 4.3.2.«Карты покерные» Обсудите с ребенком последовательность карточного ряда, соотнося его с числовым. Его задача - выложить одновременно два (а потом и четыре) ряда - красный и черный, находя для каждой карты ее место. Усложнение задачи - один ряд выкладывать в прямом, а другой - в обратном порядке. Следует подчеркнуть, что умение ребенка играть в карты: «девятку», «дурака», «кинга» - намного ускорит формирование у него самых разнообразных функций. 4.3.3.«Домино» Брать из «базара» по одной кости и выкладывать ряд в порядке возрастания (убывания) суммы на кости. 4.3.4. «Я загадал число» Один из игроков загадывает число в определенном интервале по договоренности. Остальные пытаются его отгадать. «Это число пять». - «Нет, мое число меньше», - говорит загадавший. «Два». - «Нет, больше». Игра идет до тех пор, пока число не будет угадано. Необходимо следить, чтобы дети не называли числа наугад, а осознавали, на каком интервале числового ряда они находятся. 4.3.5.«Всему свое время» Предложите ребенку рисунки, на которых люди ведут себя не по возрасту. Сопроводите их вопросами типа: «Каждый человек ведет себя в соответствии со своим возрастом? То, что хорошо для детей, может быть нелепым для взрослых, и наоборот? Что такое возраст? Какой вопрос задают человеку, когда хотят спросить о его возрасте? С какого дня начинается отсчет возраста человека? Знаешь ли ты, сколько лет тебе, твоим родным?». Здесь же необходимо проработать временные понятия «младше», «старше», «ровесники» и т.п. 4.3.6.«Как меняется человек с возрастом» Обсудите с ребенком, как меняются с годами физические способности, объем знаний, память, опыт и т.д., опираясь на изображения людей соответствующего возраста. Затроньте вопрос об отношении к маленьким и старикам. 4.3.7.«Состав семьи и ролевые функции» Подготовьте соответствующие иллюстрации и разберите с ребенком, кто кем является в семье, делая началом отсчета сначала ребенка, потом других членов семьи («Для дедушки твой папа – сын, ты – внук, бабушка – жена и т.д.). Составьте схему семьи ребенка, сопроводив ее фотографиями. Обсудите, кто какие роли выполняет в семье и какие имеет права и обязанности (мама заботится о бабушке, а бабушка – о внуках). 4.3.8.«Кто чей ребенок?» Игра вербальная (можно с перекидыванием мяча или с подбором картинок): «У козы -..., у белки -..., у овцы -... (и т.д.)». 4.3.9.«Кто кем станет, кто кем был?» «Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако; и теперь он не щенок - взрослая... Жеребенок с каждым днем подрастал и стал... Бык, могучий великан, (в детстве был..., толстый увалень баран - тоненьким...)». Кем были раньше дубок, цыпленок, цветок (и т.п.)? 4.3.10.«Генеалогическое дерево» На основе предыдущих упражнений составьте вместе с ребенком «ветви», соединяющие детей (братьев и сестер) и родителей (бабушек, дедушек). 4.3.11.«Время суток» Проанализируйте вместе с ребенком последовательность времени суток. Нарисуйте вместе с ним рисунок:
Для закрепления этих знаний рекомендуются следующие игры: А. Четверо детей стоят с четырех сторон вокруг водящего, находящегося в центре. Каждый из игроков олицетворяет какую-либо часть суток, занимая свое место в суточном кругу (образ циферблата). Игрок кидает мяч водящему и называет себя: «Утро». Тот бросает мяч игроку, изображающему следующую часть суток, а потом поворачивается в его сторону. Игрок с мячом опять называет часть суток и бросает мяч водящему. Б. Условия те же. Ребенок, олицетворяющий утро, подбрасывает мяч вверх и говорит: «После утра будет...». Мяч ловит тот ребенок, которому следует сказать: «День». Когда последовательность со словом после усвоена, так же отрабатывается последовательность со словом перед и за, затем вперемешку. В. Дети садятся в круг, вводится правило: если ведущий, называя какую-либо часть суток, направляет ребенку красный мяч – тот называет часть суток, предшествующую (до) названной; если синий мяч – часть суток, следующую после названной; желтый – противоположную часть суток («утро-вечер», «день- ночь»). 4.3.12.«Распорядок дня» Проанализируйте вместе с ребенком, что он обычно делает в первую очередь «после» того, как проснулся; что делает «после» этого и т.д. Затем схематично, как на рис. 19, напишите распорядок дня, дайте четкое направление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему, на конкретном материале распорядка дня у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», «до» и «после». Попросите его рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т.п. Проанализируйте, чем заняты в это же время другие люди, животные (ночью гуляют кошки, летает сова, бегают мыши). 4.3.13.«Дни недели, времена года, месяцы» Для запоминания этих временных последовательностей проводится работа, аналогичная предыдущей, с такими же опорными схемами:
4.3.14.Игры с мячом А. Игроки ловят мяч только в том случае, когда назван месяц определенного времени года. Б. Ведущий называет месяц, а игрок, которому бросили мяч, - соответствующее время года. В. Игроки должны ловить мяч, только если назван какой-либо месяц, а ведущий может называть еще и времена года, дни недели, части суток. Здесь же отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. Например: “После какого времени года наступает?..”, “Перед каким временем суток бывает?..” и т.д. Для успешного запоминания временны́х последовательностей дайте ребенку опору в виде иллюстраций из календаря, стишков, загадок, например: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? 4.3.15.“Определение времени по часам” Ребенка, освоившего счет в первом десятке, нужно на действующей модели познакомить с часами с арабскими цифрами. Вначале введите понятие о минуте как малом промежутке времени. Засеките минуту (например, с помощью секундомера), дайте почувствовать ребенку, обсудите, что можно сделать за одну минуту, за две, за пять. Так же можно обыграть “пятнадцать, сорок пять минут”. Затем аналогично введите понятие о часе и других промежутках времени. Сколько раз за сутки часовая стрелка обходит циферблат? Почему есть понятия 7 часов утра и 7 часов вечера, 12 часов дня (полдень) и 12 часов ночи (полночь)? Нужно попросить ребенка показать время на часах, связывая его с определенными событиями дня: “Ты встаешь в 8 часов, завтракаешь в половине 9-го, в 11 часов идешь гулять” и т.д. Нужно почаще задавать ему вопрос: “Сколько сейчас времени?”. 4.3.16.“Стрелки часов” Для детей, освоившихся с часами и способных представить циферблат мысленно, можно предложить игру, где отгадывается задуманное ведущим время в интервале от получаса до 5 мин (по уговору). На вопросы можно отвечать только “да” или “нет”. Ведущему задают вопросы типа: “Минутная стрелка расположена в верхней половине циферблата? Часовая стрелка расположена между 4 и 8?” Подразумевается, что границы интервала являются его частью. Поэтому если, например, минутная стрелка стоит на 12, то она попадает и в интервал с 8 до 12, и в интервал с 12 до 3. Выигрывает определивший время за меньшее число вопросов, а также нарисовавший циферблат с соответствующим расположением стрелок.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |