Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономный – экономичный – экономический




Человечный – человеческий

Человечный – внимательный, отзывчивый, гуманный. Человечный начальник.

Человеческий – относящийся к человеку, к человечеству; свойственный, присущий человеку. Человеческое общество. Человеческие стремления.

 

Экономный – бережливо расходующий что-либо, соблюдающий экономию. Экономичная хозяйка.

Экономичный – дающий возможность что-либо сэкономить, выгодный в хозяйственном отношении, в эксплуатации. Экономичный способ погрузки.

Экономический – относящийся к экономике. Экономический закон.

 

ЗАДАНИЕ 6

Морфологические нормы – нормы образовании и употребления форм разных частей речи. Эти нормы отражены в грамматиках, словарях трудностей и грамматической правильности, справочниках [9, 12, 13, 14].

Наиболее часты грамматические (морфологические) ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных. Соответственно при согласовании с существительным имя прилагательное (или местоимение, причастие, глагол) ставят в неправильной форме. Например: стальн ая рельса вместо литер. стальн ой рельс (м.р.), целебн ый алоэ вместо целебн ое алоэ (ср.р.).

При выполнении задания следует обратить внимание на следующие особенности определения категории рода:

1. Имена существительные с основой на согласный и нулевым окончанием могут относиться к мужскому или женскому роду: например, существительные толь, тюль, линь – м.р.; моль, синь, мышь – ж.р.

2. В русском языке параллельно представлены имена существительные, которые употребляются в форме мужского и женского рода: банкнотбанкнота, георгингеоргина, туфлятуфель, гарнитургарнитура, скирдскирда. Между такими формами могут быть различия стилистические и смысловые: банкнот (литер.) – банкнота (устар.), георгин (литер.) – георгина (проф. ботан.), туфля (литер.) – туфель (прост.), гарнитур (комплект мебели, белья) – гарнитура (комплект шрифтов). Другие формы являются нормативными дублетами: скирд и скирда.

3. Многие имена существительные мужского рода, являющиеся названиями профессий, должностей, рода занятий и т.д. (доктор, профессор, учитель), в официальной речи обозначают как лиц мужского, так и женского пола. Определение при них употребляется только в форме мужского рода. Сказуемое ставится в женском роде, если речь идет о лице женского пола: Опытн ый адвокат Петрова удачно провел а защиту.

4. Некоторые существительные (склоняемые и несклоняемые) относятся к общему роду, обозначая лиц женского и мужского пола: коллега, сирота, инкогнито. Определения (и сказуемые) при них употребляются либо в форме женского, либо в форме мужского рода в зависимости от того, о ком идет речь: молод ой коллега и молод ая коллега; таинственн ый инкогнито или таинственн ая инкогнито.

5. Несклоняемые неодушевленные существительные в большинстве своем относятся к среднему роду: метро, пальто, какао и др. Однако в современном литературном языке имеются некоторые исключения, например: авеню – ж.р., пенальти – м.р.

6. Несклоняемые одушевленные существительные относятся к мужскому или женскому роду в зависимости от пола: леди, травести – ж.р., маэстро, атташе – традиционно м.р. Названия животных, птиц и т.д. относятся к мужскому роду, если контекст не указывает на самку: В зоопарке мы видели забавн ого пониЗаботлив ая пони кормила детеныша. Исключения: иваси (ж.р.), цеце (ж.р.).

7. Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду соответствующего нарицательного существительного: Сочи (город) – м.р., Миссури (река) – ж.р.

8. Аббревиатуры приобретают роль ведущего (опорного) слова: МГУ (Московский государственный университет) – м.р.; НДС (налог на добавочную стоимость) – м.р.; СКВ (свободно конвертируемая валюта) – ж.р. Исключения: МИД – м.р., ЖЭК – м.р. и некоторые другие.

9. Род сложносоставных слов определяется по более широкому понятию: музей -квартира (м.р.), сумка - холодильник (ж.р.), кресло - качалка (ср.р); если одно из слов не склоняется – по-другому слову: шоу - балет (м.р.).

 

Литература: [2; 300-302], [3; 119-121], [5; 321-32], [13; 196-205].

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Бел ый тюль (м.р.), просторн ый волье р (м.р.) и просторн ая вольер а (ж.р.), крупн ый эму (м.р.), исполнительн ый сотрудник (м.р.), популярн ое радио (ср.р.), гостеприимн ый Баку (город, м.р.), бывш ий СССР (опорное слово – Союз, м.р.), новая автомат- закусочная (закусочная – более широкое понятие, ж.р.), юн ый хиппиюн ая хиппи (хиппи – слово общего рода).

 

ЗАДАНИЕ 7

 

А. В современном русском языке наряду с формами существительных им.п. мн.ч. на -ы(-и) продуктивно образование форм на -а(-я). В одних случаях формы на -а(-я) прочно закрепились в литературном языке: берег а, вечер а, якор я, повар а. В других случаях наблюдается параллельное употребление, но со стилистической дифференциацией: шофер ы (литер.) – шофер а (проф.), ветр ы (литер.) – ветр а (разг.), бухгалтер ы (литер.) – бухгалтер а (прост.). В письменной официальной речи рекомендуется использовать формы на -ы(-и).

Варианты -ы(-и) и -а(-я) в ряде случаев определяются смысловыми различиями: мехи (кузнечные) – меха (шкуры), сыны (Родины) – сыновья (у родителей) и т.п.

Б. Существительные в форме род.п. мн.ч. могут иметь: нулевое окончание (яблок _, татар _, потемок _); окончания -ов (носк ов, сапер ов, грамм ов), -ев (усть ев, болотц ев, комментари ев); -ий (побереж ий, снадоб ий), -ей (будн ей, бол ей, пригоршн ей).

 

Литература: [2; 303-304], [3; 123-125], [5; 323], [13; 213-217].

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

А. Колокол а, офицер ы (литер.) – офицер а (разг.), тон ы (звуковые) – тон а (переливы цвета);

Б. Помидор ов, ампер _, ботинок _, нянь _, одеялец _, азербайджанц ев, кегл ей, захолуст ий.

 

ЗАДАНИЕ 8

 

А. При выполнении задания следует учесть особенности образования и употребления некоторых форм прилагательных.

1. В качестве однородных сказуемых выступают, как правило, или только полные, или только краткие формы прилагательных. Ошибочной будет конструкция: Он добр ый, но слабовол ен. Правильно: Он добр ый, но слабовольн ый.

2. В русском языке наблюдаются колебания в употреблении краткой формы прилагательных ед. ч. м.р.: торжеств енторжеств енен, существ енсуществ енен. В книжной речи более употребительна усеченная форма: бездейств ен, беспочв ен, естеств ен и т.п.

3. При образовании степеней сравнения прилагательных форма не допускает соединения обеих форм: простой и сложной. Например: более интересн ее вместо литер. более интересн ый или интересн ее; самый красив ейш ий вместо литер. самый красив ый или красив ейш ий. Исключения: самый ближайший, самый кратчайший, самым теснейшим образом.

 

Литература: [2; 305-307], [3; 127-129], [5; 324-325], [13; 222-225].

 

Б. Задание связано с трудностями употребления местоимений.

1. В современном русском языке звук (буква) н добавляется к личным местоимениям, употребленным после простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через и др.): безн его, вн их, а также после ряда наречных предлогов (мимо, впереди, напротив, около, после, возле, вокруг и др.): возлен его, вокругн ее.

Не добавляется начальное н к местоимениям после наречных предлогов, требующих дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, подобно и др.): вопреки _ ему, согласно _ им. Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги (в отношении, при помощи, в противовес, по поводу и др.): в отношении _его, в противовес _ему.

После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица также употребляются без начального н: моложе _ ее, смелее _ его, выше _ их.

2. Местоимение 3 л. (он, она, оно, они) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может привести к двусмысленности: Во дворе я увидел девочку с собачкой. Она была маленькой и игривой. В подобных случаях необходима правка: Во дворе я увидел девочку с маленькой, игривой собачкой.

3. Местоимение они не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа. В зале собралась молодежь: они ждали своего кумира. – В зале собрались молодые люди: они ждали своего кумира.

4. Конструкции, в которых личное местоимение 3 л. Дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное, в литературном языке без особого стилистического задания не употребляются: Ср.: Эта Светлана, она была моей подругой. – Эта Светлана была моей подругой.

5. Употребление варианта ихний вместо их недопустимо.

 

Литература: [2; 308-309], [3; 129-131], [13; 234-236].

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

1. У нас на глазах развертываются самые велич айш ие события. – У нас на глазах развертываются велич айш ие события. 2. Это школа, в которой учился поэт, а напротив _ее – библиотека. – Это школа, в которой учился поэт, а напротивн ее – библиотека.

А также см. примеры, приведенные выше.

 

ЗАДАНИЕ 9

 

В речи часто нарушаются нормы употребления имен числительных. Чтобы избежать ошибок, необходимо помнить следующие правила:

1. В сложных количественных числительных от 50 до 80, от 200 до 900 склоняются обе части: им.п. пятьдесят – дат.п. пятидесяти, тв.п. пятьюдесятью; им.п. триста – дат.п. тремстам, тв.п. тремястами.

2. В составном числительном склоняются все образующие его части: им.п. две тысячи шестьсот тридцать – дат.п. двум тысячам шестистам тридцати, тв.п. двумя тысячами шестьюстами тридцатью.

3. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: им.п. две тысячи шестьсот тридцатый – дат.п. две тысячи шестьсот тридцатому, тв.п. две тысячи шестьсот тридцатым.

4. При указании даты порядковое числительное склоняется, название месяца ставится в род.п.: к пят ому сентябр я, с Восьм ым март а.

5. Составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре (32, 33, 34 и т.д.), не сочетаются с существительными, имеющими только формы мн.ч. Например, ошибочной будет конструкция: тридцать двое суток или тридцать две сутки. В этих случаях используется лексическая замена (замена слова) или грамматическая перестройка (замена конструкции): тридцать два дня, в течении тридцати двух суток.

6. При смешанном числе существительным управляет дробь, оно употребляется в род.п. ед.ч.: 2 2/5 (две и две пятых) метр а; 5,2 (пять и две десятых) секунд ы и т.д.

7. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. употребляются: а) с существительными мужского и общего рода: трое юношей (но: три девушки), двое сирот; б) с существительными дети, ребята, люди, лица: двое детей, четверо незнакомых лиц; в) с существительными, употребляющимися только во мн. ч.: двое брюк, четверо суток (но: пять, шесть и т.д. суток); г) с названиями детенышей животных: двое щенят, трое медвежат (но: две собаки, три медведя); д) с субстантивированными прилагательными и причастиями: четверо русских, трое убитых; е) с личными местоимениями: нас двое, их пятеро; ж) в значении субстантивированных числительных: знаю двоих.

В книжной речи при наличии синонимичных конструкций предпочтительно использование сочетаний с количественными числительными: не двое профессоров, а два профессора; не трое бойцов, а три бойца и т.д.

8. Формы полтора, оба используются с существительными м.р. и ср.р.: полтора месяца, полтора яблока, оба студента, оба окна; формы полторы, обе – с существительными ж.р.: полторы недели, обе девушки.

9. Числительные оба-обе не употребляются с существительными, не имеющими формы ед.ч., так как у них отсутствует категория рода. Неправильно – обоими / обеими ножницами; можно – теми и другими ножницами.

10. В косвенных падежах числительные полтора, полтораста имеют формы полутора, полутораста.

Литература: [2; 307-308], [3; 131-132], [5; 325], [13; 228-232].

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Деревня находится в (163, километр) от города.Деревня находится в ста шестидесяти трех километрах от города.

А также см. примеры, приведенные выше.

 

ЗАДАНИЕ 10

1. В литературном языке не употребляются формы 1 л. наст. и/или буд. простого времени от некоторых глаголов: победить, убедить, очутиться, чудить и др. Отсутствующие формы заменяются описательными оборотами: сумею победить/убедить, могу очутиться, буду чудить и т.д.

2. Некоторые непродуктивные глаголы на -еть, например, выздороветь, опротиветь, опостылеть, в разговорной речи употребляются в форме выздоровлю, опротивит, опостылят, хотя более правильны варианты выздоровею, опротивеет, опостылеют.

3. Глаголы типа брызгать, капать, двигать и т.д. образуют вариантые личные формы настоящего времени, отличающиеся по смыслу, например: брызгает (опрыскивает, окропляет) – брызжет (разбрасывает капли, сыплет брызгами).

4. Формы типа ссыпает (вместо сыплет), махает (вместо машет), пахает (вместо пашет) являются разговорными.

5. Варианты образуют глаголы и в повелительном наклонении. В парах: лягляжь, напоинапой (от напоить), бегибежи, выйдивыдь, – первые литературные, вторые – просторечные. Другие варианты квалифицируются как допустимые, например: выдвиньвыдвини, почистьпочисти, (не) корчь – (не) корчи.

6. Часть глаголов несовершенного вида, образованных с помощью суффиксов -ива- (-ыва-), имеют в корне гласную а: затр а гивать, осв а ивать, осп а ривать и т.д., другая часть – гласную о: обезб о ливать, опор о чивать, приур о чивать.

7. В парах типа езжуездию, мучитьмучать первая форма является книжной, вторая – разговорной.

 

Литература: [2; 309-312], [3; 134-141], [5; 327], [13; 239-244].

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

А. а) убедить – буд.вр. постараюсь убедить; грустить – наст.вр. грущу, буд.вр. буду грустить.

б) опротиветь – 1 л. ед.ч. опротивею, 2 л. ед.ч. опротивеешь, 3 л. ед.ч. опротивеет; 1л. мн.ч. опротивеем, 2 л. мн.ч. опротивеете, 3 л. мн.ч. опротивеют.

в) трепать – 3 л. ед.ч. наст. вр. треплет; трепает (разг.); капатькапает (падает каплями, льет по капле): капает лекарство в стакан, пот со лба капает; каплет (протекает): каплет крыша.

г) портить – повел. накл. порти, портите; порть, портьте.

Б. Обусловливать (литер.) – обуславливать (разг.); лазить (литер.) – лазать (разг.).

 

ЗАДАНИЕ 11

 

Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов.

Синтаксические ошибки – довольно распространенный вид ошибок как в устной, так и в письменной речи. Это нарушение управления в словосочетании (например: неправ. показать об этом вместо прав. показать это); нарушение норм согласования между подлежащим и сказуемым (например: неправ. Стая грачей кружились над домом вместо прав. Стая грачей кружилась над домом), неправильное построение предложений с однородными членами (например: неправ. Интересовался и уделял много времени спорту вместо прав. Интересовался спортом и уделял ему много времени). В сложном предложении часто допускаются ошибки в выборе союзов, союзных слов, указательных слов, связывающих главное и придаточное предложения (например: неправ. Я считаю то, что вы не правы вместо прав. Я считаю, что вы не правы).

Сведения о синтаксических нормах содержатся в учебниках по русскому языку и культуре речи, словарях и справочниках [1; 78], [2; 312-331], [3; 142-149], [5; 327-336], [9], [13; 256-272, 282-306, 320-322], [14], [15].

 

Запомните:

 

- при подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с род. п. мн. ч., сказуемое обычно ставится во мн.ч., если речь идет о предметах одушевленных; в ед.ч. – если подлежащее обозначает предметы неживой природы;

- при числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн.ч.;

- при составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое как правило, ставится в ед.ч.;

- при словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед.ч.;

- при существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое ставится в ед.ч.;

- при словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в ед.ч.;

- при сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположено) между шестым и седьмым вагонами.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Тысяча человек (отправилась, отправились) на переподготовку. – Тысяча человек отправилась на переподготовку.

 

ЗАДАНИЕ 12

 

Запомните:

 

- глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например, ошибочной будет конструкция: Вспоминая славные походы, времялетит быстро. – Ср. прав. вариант: Вспоминая славные походы, я ощущаю, как быстро летит время;

- нельзя допускать разнобой в употреблении деепричастий. Неправ.: Выполнив (сов.вид) работу и думая (несов.вид) о завтрашнем дне, он предвкушал удачу. Прав.: Выполняя (несов.вид) работу и думая (несов.вид) о завтрашнем дне, он предвкушал удачу;

- деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией. Неправ.: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода. – Прав.: Когда баржа поднимется вверх по Волге, она будет разгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода;

- деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении. Неправ.: Подходя к лесу, мне стало холодно. – Ср. прав.: Подходя к лесу, я почувствовал холод.

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Регулярно делая гимнастику, бодрость в течение дня гарантирована. – Регулярно делая гимнастику, я чувствовал себя бодрым в течение дня.

 

ЗАДАНИЕ 13

 

В речи возникают ошибки, связанные с нарушением норм управления. Чтобы избежать их появления, нужно правильно задать вопрос от управляющего слова к зависимому (вопрос может быть с предлогом или без).

Типичные ошибки:

1. Использование предложного сочетания вместо беспредложной конструкции.

Например, неправ.: разъяснение о смысле указа, согласно приказа; прав.: разъяснение (чего?) смысла указа, согласно (чему?) приказу.

2. Использование беспредложной конструкции вместо предложного сочетания.

Например, неправ.: потребность средств для производства, рецензия дипломной работы; прав.: потребность (в чем?) в средствах для производства, рецензия (на что?) на дипломную работу.

3. Неправильный выбор предлога или неуместное его использование.

Например, ошибочно: указал о том …, прав.: указал на то ….

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Платить (проезд). – Платить (за что?) за проезд.

 

ЗАДАНИЕ 14

 

Задание связано с определением принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю. В русском языке выделяют следующие функциональные стили:

· разговорный,

· научный,

· официально-деловой,

· публицистический,

· художественный.

При выполнении задания рекомендуем обращаться к материалам, представленным в табл. 1.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.