Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тревожные состояния




 

Тревога представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Ощущение угрозы представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.Это предосознаваемое, а нередко неосознаваемое предвидение опасности. Оно носит вероятностный характер и зависит не только от обстоятельств, но и в большей степени от личностных особенностей человека. Причины тревожного состояния персонала могут существовать реально, но не исключено, что они надуманы (ложны). Необходимо помнить, что тревожные состояния способны блокировать нормальное поведение персонала в условиях опасности.

Тревога, воспринимается человеком как:

- ощущение неопределенной угрозы;

-чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

- неопределенное беспокойство.

Тревога может играть для исполнителя охранительную и мотивационную роль.

Возникающая тревога усиливает поведенческую активность, изменяет характер поведения или включает механизмы адаптации и защиты.

Но тревога может не только стимулировать активность исполнителя, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, а так же недостаточно сформированных систем деятельности. Нередко эти изменения носят оборонительно-защитный характер.

В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности нередко бывает неадекватна ситуации, в некоторых случаях ложной. Она препятствует формированию адаптационного поведения исполнителя, приводит к нарушению его поведенческой интеграции, ведет к частичной или полной дезорганизации деятельности, а при значительной выраженности - к всеобщей дезорганизации психики, к психическому "срыву" человека.

Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Существует целый ряд тревожных состояний, которые могут сменять друг друга в зависимости от нарастания психотравмирующего воздействия неопределённости.

 

Тревожные и аффективные состояния.

 

Тревожные состояния: Аффективные состояния:
1.Состояние ощущения внутреннего напряжения. 2.Состояние повышенной чувствительности (гиперстезическая реакция). 3.Собственно состояние тревоги. 4.Страх: - беспокойство; - боязнь: - испуг: - ужас. 5.Состояние неотвратимости надвигающейся катастрофы. 6.Состояние тревожно-болезненного возбуждения.   1.Состояние ажитации.   2.Состояние кратковременного ступора.  

 

Березин Ф.Б.(1988) определил тревожный ряд состояний, который помогает понять динамику развития процессов психической адаптации и поведения человека в условиях опасности:

1.Ощущение внутренней напряженности. Оно не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт. Причем источник и область, представляющая для исполнителя опасность, ему не известны, ощущение опасности присутствует.Видимо, в этом случае у человека нет целостного восприятия ситуации опасности, но отдельные несоответствия с нормально эталонным образом им подсознательно воспринимаются;

2.Гиперстезические реакции. Тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность. Данное состояние также характеризуется неопределенностью целостного восприятия опасности, н о подсознательное восприятие ее есть. Это отчетливо проявляется в характере проявления адаптивных вегетативных реакций при выполнении упражнения на летном тренажере "пожар двигателя не посадке" - у членов экипажа, переживших подобные ситуации в реальном полете, более выражены;

3.Собственно тревога. Это центральный элемент рассматриваемого ряда. Основным проявления собственно тревоги является ощущение неопределенной угрозы. Характерный признак тревоги -это невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения, но область, представляющая опасность, исполнителем идентифицируется. Но, возможна неадекватная логическая переработка доступной информации, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4.Страх. Это тревога, конкретизированная на определенном объекте опасности. Но возможны ситуации, когда опасность связывается с ложным объектом. В этих условиях у исполнителя создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

Страх рассматривается как состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека. Сильное эмоциональное переживание, лежащее в основе этого состояния, направлено на источник действительной (или мнимой) опасности. В зависимости от характера опасности, интенсивности и особенностей переживаний страх имеет различные оттенки, он может проявляться в виде опасения, боязни, испуга, ужаса. Не следует путать это состояние с другими формами тревоги, при которой источник опасности является неясным или неопознанным.

Выражение формы страха (панический страх, ужас) побуждает человека искать выход из ситуации, в этом случае состояние страха нередко трансформируется в состояние аффекта.

Для любой формы страха характерны высокое эмоциональное напряжение, концентрация внимания на источнике опасности, вследствие чего может произойти частичная или полная дезорганизация деятельности. Кроме того, определенные ситуации могут сформировать стойкие патологические состояния, вызываемые чувством страха, в частности отказ от деятельности (психологический срыв).

5.Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Это нарастание интенсивности тревожных расстройств, которое приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6.Тревожно-боязливое возбуждение. При этом состоянии, вызываемая тревогой дезорганизация психики достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности ограничивается.

При быстром нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течении непродолжительного времени, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Экспериментальные исследования подтверждают, что тревожная реакция разной степени выраженности имеет место практически у подавляющего большинства людей, причем различия этих процессов у них существенны. Известно, что молодые люди более адаптивны и менее подвержены воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Здесь следует учитывать, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче для человека происходит процесс адаптации к экстремальным условиям и менее болезненно им переносятся стрессовые ситуации.

Это положение находит подтверждение в результатах сравнительного исследования успешной деятельности авиаспециалистов в затруднительных полетных ситуациях. Молодые, но недостаточно опытные исполнители, не обладая еще навыками упреждающего прогнозирования развития ситуации, достаточно быстро реагируют на ситуацию, успешно разрешают ее, но при этом затрачивают значительные энергетические ресурсы. у более опытных исполнителей, как правило, лиц старших возрастных групп, хорошо развиты навыки упреждающего прогнозирования, они заранее "видят" начало развития ситуации затруднения, психологически готовы к ее разрешению и, следовательно, адаптивные реакции у них менее выражены. Но, если ситуация застает их врасплох, то негибкость их адаптивных процессов может привести к выраженным стрессовым состояниям, например, к аффективному состоянию по типу кратковременного ступора с полной дезорганизацией активной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.