КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Небо и земля это благие дары
Пояснение Что такое поклонение и служение Аллаху? Поклоняйтесь Аллаху! Комментарий Аяты: 21-22 يَآ أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴿21﴾ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأَرْضَ فِرَاشاً وَالْسَّمَآءَ بِنَآءً وَأَنْزَلَ مِنَ الْسَّمَآءِ مَاءً فَاَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّـمَرَاتِ رِزْقاً لكُمْ فَلاَ تَجْعَلُوا لِلّهِ أَنْدَاداً وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿22﴾ 21. О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас; и тогда вы станете богобоязненными. 22. [Поклоняйтесь Господу], Который сделал землю ложем вашим, а небо – кровом вашим, Который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо [, что они не равны]. В предыдущих аятах Аллах описывает удел трех категорий людей (правоверных, неверующих и лицемеров) и разъясняет, что правоверные находятся внутри Сферы Божественного руководства и направляет их Священный Коран, тогда как сердца неверующих несут на себе печать невежества, а их поступки привели к тому, что и взоры их застелила пелена пренебрежения знанием, лишая их способности к восприятию [истины]. Лицемеры же – это люди с больными душами, чьи недобрые поступки лишь усугубляют их недуг. В рассматриваемых аятах, которым предшествует приведенное выше весьма наглядное сравнение, говорится о пути счастья и спасения для праведников: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас; и тогда вы станете богобоязненными». Слово 'служение' в словаре определяется как 'состояние подчинения, покорности и послушания раба своему господину'. В свою очередь, 'поклонение' представляет собой высшую степень покорности Тому, Кто является носителем наивысшей степени добродетели, снисходительности, доброты и великодушия. Вот почему Он недвусмысленно и прямо повелевает: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него…» (Ночной перенос, 17:23). Человек, имея даже самое элементарное понятие о вере, может с помощью собственного разума познать себя и своего Господа. Когда он познает себя как существо, изначально предназначенное быть самым благородным из творений, он сможет познать и своего Господина и Благодетеля. мудрость, гласящая, что человек, познавая себя, познает своего Господа и Благодетеля, хорошо известна всем. Ключ к познанию Аллаха лежит, таким образом, в познании себя. Когда человек сознает свою готовность к служению, с одной стороны, и Святость Божественной сущности, с другой стороны, он начинает понимать, что ему следует обратить свое послушание, смирение, подчинение и раболепие на Того, Кто держит в Своей руке его душу и тело, Кто ежедневно дает ему его хлеб насущный. Ведь если эманация бытия из Абсолютного Неисчерпаемого Источника прекратится хотя бы на одно мгновение, он тут же лишится дара жизни. * * * В связи с рассматриваемыми аятами необходимо обратить внимание на следующие моменты: 1. Фраза /йа айухан-нас/ 'О люди!', которая встречается в Священном Коране двадцать раз, имеет всеобъемлющий смысл, подразумевая всех людей вне зависимости от рода, племени, расы и цвета кожи. Это лишний раз убеждает нас в том, что Коран не был предназначен для какой-то особой, отдельной группы людей, а, наоборот, призывает под свои знамена все человечество вообще, и каждого человека в отдельности. Он убеждает всех принять единобожие, отказаться от идолопоклонничества и покинуть ложный путь, уводящий от Бога. 2. Для того чтобы пробудить в человеке чувство благодарности и сосредоточить его внимание на поклонении Аллаху, речь с самого начала идет о величайшем благодеянии Аллаха - о сотворении человека. Это благодеяние свидетельствует, помимо Милосердия Аллаха в широком и в узком смысле слова, о Его Могуществе и Всеведении, ибо в сотворении человека, наивысшего из всех живых существ, населяющих бренный мир, воплощен Его щедрый дар и отчетливо проявляются знаки его бесконечного Знания и Могущества. Причина того, что некоторые люди не склоняют голову перед Аллахом и не поклоняются Ему, заключается в их нежелании задуматься над своим собственным сотворением и сотворением своих предшественников. Они не хотят понять, что было бы неверно сводить великий акт сотворения человека к слепому действию природных сил. Ведь и в самом деле, невозможно себе представить иного источника того совершенного, жизнестойкого и ни с чем не сравнимого дара, что так ярко воплотился в душе и теле человека, кроме Аллаха, являющегося носителем всяческого знания и могущества. Память об этом даре является, таким образом, и одним из источников развития богословия, и стимулом для благодарности и преклонения перед Аллахом. 3. Плодом поклонения Аллаху является набожность и праведность: «…и тогда вы станете богобоязненными». Наши радения и молитвы ничего не могут добавить к Достоинству и Славе Всевышнего точно так же, как отказ от них ничуть не умаляет его Красоты и Совершенства. Совершение религиозных ритуалов и обрядов – это школа, где человек учится набожности, которая есть ни что иное, как чувство ответственности и критерий благонравия человеческой личности. Наконец, именно благодаря обрядам поклонения человек обретает состояние набожности - то блаженное состояние духа, которое приходит к нему в результате поклонения и служения Аллаху. 4. указание на «…тех, кто жил до вас» в этом аяте, возможно, имеет своей целью подчеркнуть, что если вы следуете обычаям своих предков и поклоняетесь идолам, то имейте в виду, что именно Аллах сотворил и вас, и ваших предков, что и для них, и для вас Он является Господом и Благодетелем, а потому поклонение идолам и сейчас и тогда было и есть не что иное, как обман и заблуждение. * * * В следующем аяте говорится о некоторых из тех благих даров Аллаха, которые могут способствовать возникновению чувства благодарности в душе человека. В начале в нем упоминается сотворение земли и Того, Кто ее сотворил: «…Который сделал землю ложем вашим…» Земля подобна горе, что несет нас на своей спине. Она непрерывно перемещается в пространстве с поразительной скоростью, совершает самые различные движения, но мы этого не ощущаем. Так что, земля является одним из великих благ, дарованных Аллахом. Еще одним благим даром является земное притяжение, которое позволяет нам ходить, лежать, строить дома, возделывать сады, поля, применять для собственной пользы различного рода машины и приборы и т.д. Задумывались ли вы когда-либо о том, что если бы не притяжение земли, возникающее в результате ее вращения, то все мы вместе с домами и мебелью, да и все предметы, находящиеся на поверхности Земли, мгновенно оказались бы в открытом космосе? Слово /фираш/ 'ложе' пробуждает ассоциации не только с покоем и отдыхом, но и с чем-то мягким и приятно-теплым. Заметим, что исчерпывающее толкование этому аяту дал четвертый шиитский имам Али ибн аль-Хусейн (ДБМ), который сказал: «Аллах создал землю и приспособил ее к вашей природе, сделав ее удобной для вашей плоти. Он сотворил ее не слишком жаркой, чтобы вас не спалил зной, и не слишком холодной, чтобы вас не заморозила стужа. Он сотворил ее не слишком благоуханной, чтобы ее аромат не вызвал у вас головной боли, и не слишком зловонной, чтобы вы не умерли от мерзких миазмов. Он сделал ее не слишком мягкой, чтобы вы не проваливались в нее и не тонули в ней, как в воде, но и не слишком твердой и неподатливой, чтобы вы не могли на ней строить и рыть могилы своим мертвецам (незахороненные тела могут стать причиной многих несчастий)… Именно в этом смысле он 'сделал землю ложем вашим…'». [63] Слово /бина’/ 'строение' подразумевается здесь в сочетании с опущенным в тексте словом /‘алайкум/ 'над вами', что должно означать, что небо было воздвигнуто над вами в виде свода. Эта же мысль проводится и в другой суре Священного Корана, где говорится: «…Мы воздвигли небо прочным кровом [над ними]» (Аль-Анбия (Пророки) - 21:32). Подобные слова могут вызвать недоумение у тех, кто знаком с внутренним строением земли и неба с точки зрения современной астрономии. Они могут спросить: 'А как же устроен этот свод? Не вызывает ли эта идея ассоциаций с теорией Птолемея, который считал, что планеты располагаются друг над другом слоями, подобно луковой кожуре?' Нижеследующее разъяснение отчасти поможет нам разобраться в этом вопросе. Слово /сама’/ 'небо' многократно встречается в Коране, и частичный ответ на поставленный вопрос можно найти, обобщив все те значения, которые вкладываются в это слово в различных местах Священной Книги. Одним из таких мест является рассматриваемый нами аят, где оно означает саму атмосферу, окружающую землю, то есть мощный воздушный слой, состоящий из различных газообразных веществ, который окутывает земной шар. Высота этого слоя достигает примерно нескольких сот километров, при том что плотность составляющего его вещества изменяется в зависимости от высоты подъема. Если внимательно разобраться с той жизненно важной ролью, которую играет эта со всех сторон окутывающая нашу планету воздушная масса, называемая обычно атмосферой, то можно убедиться, сколь эффективно этот прочный и незыблемый свод, или кров, защищает жизнь людей. Этот вполне определенный объем воздуха, который, словно хрустальный купол, окружает нас, жителей земли, защищает планету надежнее, чем многометровая стальная плита, и в то же время не препятствует проникновению к нам животворных и ласковых лучей солнечного света. Не будь над нами такого крова, поверхность Земли подвергалась бы ударам непрерывных потоков метеоритов и живущий на ней человек не знал бы ни минуты покоя. Однако эта многокилометровая воздушная оболочка сжигает, практически, все метеориты прежде, чем они достигнут поверхности планеты, и лишь немногие из них проникают сквозь атмосферу и ударяются о землю, словно набат предупреждая жителей земли о грозящей им опасности. Это малое число небесных камней никогда до сих пор не было губительным для жизни человека, за исключением тех случаев, когда Аллах хотел наказать таким образом наших предков за их злодеяния. Атмосфера как обширная и сложная физическая система играет основополагающую роль в экологии людей, животных и растений Земли. Одним из доказательств того, что арабское слово /сама’/ имеет значение 'атмосфера Земли', может служить высказывание шестого имама – имама Садыка (ДБМ), который, описывая цвет неба, говорил одному из своих последователей Муфаддалу: «О Муфаддал! Взгляни на цвет неба. Аллах, создавая его, сделал так, что оно кажется голубым, а ведь это – самый благоприятный цвет для глаз, поскольку он улучшает зрение смотрящего на него». [64] Сегодня всякий знает, что своим голубым цветом небо обязано отражению солнечного света в толще атмосферного слоя. Поэтому мы и говорим, что слово /сама’/ в данном случае означает 'земную атмосферу'.[65] «Неужели они не видели птиц, летающих в небе?» - говорится в суре Ан-Нахль (Пчелы) - 16: В рассматриваемом нами сейчас аяте так говорится о дожде: «…низвел с неба воду дождей…» Воду, но какую! Это - даритель жизни, важнейший источник жизненной энергии, главный фактор заселения всех богатых ресурсами районов земли. Фраза «…низвел с неба воду дождей…» еще раз подтверждает, что под словом /сама’/ здесь подразумевается земная атмосфера. Ведь нам известно, что дождь выпадает из облаков, а облака представляют собой парящие в атмосфере над поверхностью земли скопления водяных паров. Комментируя дар дождя, изливающегося с небес, Али ибн аль-Хусейн, имам Саджад (ДБМ)приводит весьма интересную мысль: «Аллах посылает с небес дождь, чтобы оросить вершины гор, холмы, овраги и вообще все земли, возвышенные и низкие (и насытить их водой). По Его замыслу, дождь должен поливать их регулярно и умеренно и капли его должны падать отдельно друг от друга. Иногда Он посылает дождь как мелкую изморось, а иногда – как ливень, чтобы досыта напоить землю водой, но никогда не позволяет ему изливаться в виде потока, который смыл бы почву и деревья, уничтожая злаки и плоды». [66] Далее идет упоминание тех полезных и питательных плодов, которые произрастают, благодаря дождю, и даруются человеку для поддержания жизни. «…и взрастил на земле плоды для вашего пропитания», - говорится в аяте. Процесс произрастания плодов является одним из самых ценных свидетельств Его Существования, ибо, с одной стороны, он демонстрирует безмерную Милость Аллаха, которая простирается над всеми живыми созданиями, а с другой стороны, он конкретно указывает на ту Его Силу, с помощью которой Он из бесцветной воды творит плоды и злаки, окрашенные в тысячи цветов и обладающие многообразными свойствами, полезными для человека и животных. Именно в силу этого сразу за этой фразой следуют слова: «Не равняйте [идолов] с аллахом, ведь вам ведомо [что они не равны]». И впрямь, ведь вам же ведомо, что идолы и боги, существующие лишь в вашей собственной фантазии, не участвовали в вашем сотворении и не дарили вам пропитание и другие земные блага. Тогда почему же вы следуете этим лжебогам? Не ищите ровни Аллаху, храните Ему верность и воплощайте Его Волю в реальные дела.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |