Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История о корове иудеев




Комментарий

Аяты: 67-74

Пояснение

Те, кто нарушил запрет субботний!

Комментарий

Аяты: 65-66

وَلَقَدْ عَلِمْتُمُ الَّذِينَ اعْتَدَوْا مِنْكُمْ فِي السَّبْتِ فَقُلْنَا لَهُمْ كُونُوا قِرَدَةً خَاسِئِينَ ﴿65﴾ فَجَعَلْنَاهَا نَكَالاً لِمَا بَيْنَ يَدَيْهَا وَمَا خَلْفَهَا وَمَوْعِظَةً لِلْمُتَّقِينَ ﴿66﴾

65. Вы, конечно, знали тех из вас, кто нарушил [запрет] субботний. Мы же велели им [в наказание]: “Пребывайте обезьянами презренными».

66. И [наказание] это сделали мы примером наглядным для современников и поколений будущих и назиданием для богобоязненных.

В этих двух аятах, как и в предыдущих, речь идет о скрывавшейся в душах иудеев тяге к неповиновению воле Господа и нарушению Его запретов, а также об их алчном стремлении к материальной выгоде.

Вначале сказано: «Вы, конечно, знали тех из вас, кто нарушил [запрет] субботний».

Знали иудеи и о том, что «Мы же велели им [в наказание]: 'Пребывайте обезьянами презренными'».

Кое-кто может посчитать, что эти слова более не соответствуют нынешнему положению евреев и неоспоримому прогрессу, которого они добились в период после двух мировых войн, а также после незаконной оккупации Палестины. И все же большинство народов ненавидит евреев, которым так и не удалось обрести покоя в полном смысле этого слова. Слово 'еврей' вошло в поговорку и означает скупого, прижимистого человека. Этому способствовали и присущие евреям тщеславие и неприязнь к другим народам – качества, которые они за последние годы, где явно, а где завуалировано, продемонстрировали во многих местах, в том числе в Палестине и в Ливане.

* * *

«И [наказание] это сделали мы примером наглядным для современников и поколений будущих и назиданием для богобоязненных»

Следует отметить, что комментаторы часто ссылаются на мнение имама Садыка (ДБМ) и имама Бакира (ДБМ), которые так определяли смысл этого аята: «Выражение /ма байна йадайха/ 'для современников' подразумевает поколение того времени, а выражение /ма халфаха/ 'поколений будущих' – живущих ныне мусульман». [105]То есть речь идет о наглядном примере не только для иудеев, но и для нас, мусульман. В то же время здесь могут подразумеваться все будущие поколения вплоть до Судного дня, доведись им поступить так же, как их предкам.

Чудеса, явленные Моисеем (ДБМ)

Каждый раз, когда пророк желал убедить своих соплеменников в том, что является истинным посланником Господа, он должен был доказывать это с помощью чудес, творить которые ему помогал Господь.

Напомним, что перечисленные ниже сверхъестественные события, вызванные к жизни божественными силами, описаны в Священном Коране как чудеса, которые Моисею (ДБМ) дано было сотворить в доказательство его пророческой миссии. Каждое из этих чудесных событий будет затем подробно рассмотрено в соответствующем комментарии.

Вот перечень этих чудес:

1. Посох Моисея (ДБМ) превратился в змею (7:107, 26:32).

2. Смуглая кожа руки Моисея (ДБМ) стала белой (7:108, 26:33).

3. Удар посоха раздвинул воды моря (2:50).

4. Из скалы забили родники (2:60, 2:74).

5. Дарование манны и перепелов (2:57).

6. Ниспослание облака, осенившего иудеев (2:57, 2:93).

7. Воскрешение мертвых (2:56, 2:73).

8. Синайская гора, занесенная над головами иудеев (2:63).

9. Превращение нарушителей запретов в презренных обезьян (2:65, 7:166).

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

وَإِذْ قَالَ مُوسَى لِقَوْمِهِ إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تَذْبَحُوا بَقَرَةً قَالُوا أَتَتَّخِذُنَا هُزُواً قَالَ أَعُوذُ بِاللّهِ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْجَاهِلِين ﴿67﴾ قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّنْ لَنَا مَا هِيَ قَالَ إِنَّهُ يَقُولُ إِنَّهَا بَقَرَةٌ لاَ فَارِضٌ وَلاَ بِكْرٌ عَوَانٌ بَيْنَ ذَلِكَ فَافْعَلُوا مَا تُؤْمَرُونَ ﴿68﴾ قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّنْ لَنَا مَا لَوْنُهَا قَالَ اِنَّهُ يَقُولُ اِنَّهَا بَقَرَةٌ صَفْرَآءُ فَاقِعٌ لَوْنُهَا تَسُرُّ النَّاظِرِينَ ﴿69﴾ قَالُوا ادْعُ لَنَا رَبَّكَ يُبَيِّنْ لَنَا مَا هِيَ إِنَّ الْبَقَرَ تَشَابَهَ عَلَيْنَا وَإِنَّآ إِنْ شَآءَ اللّهُ لَمُهْتَدُونَ ﴿70﴾ قَالَ إِنَّهُ يَقُولُ إِنَّهَا بَقَرَةٌ لاَ ذَلُولٌ تُثِيرُ الأَرْضَ وَلاَ تَسْقِي الْحَرْثَ مُسَلَّمَةٌ لاَشِيَةَ فِيهَا قَالُوا الاَنَ جَئْتَ بِالْحَقِّ فَذَبَحُوهَا وَمَا كَادُوا يَفْعَلُونَ ﴿71﴾ وَإِذْ قَتَلْتُمْ نَفْساً فَادَّارَأْتُمْ فِيهَا وَاللّهُ مُخْرِجٌ مَا كُنْتُمْ تَكْتُمُونَ ﴿72﴾ َفقُلْنَا اضْرِبُوهُ بِبَعْضِهَا كَذلِكَ يُحْيِ اللّهُ الْمَوْتَى وَيُرِيكُمْ ءَايَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ ﴿73﴾ ثُمَّ قَسَتْ قُلُوبُكُمْ مِنْ بَعْدِ ذلِكَ فَهِيَ كَالْحِجَارَةِ أَوْ أَشَدُّ قَسْوَةً وإِنَّ مِنَ الْحِجَارَةِ لَمَا يَتَفَجَّرُ مِنْهُ الأنْهَارُ وَإِنَّ مِنْهَا لَمَا يَشَّقَّقُ فَيَخْرُجُ مِنْهُ الْمَآءُ وَإِنَّ مِنْهَا لَمَا يَهْبِطُ مِنْ خَشْيَةِ اللّهِ وَمَا اللّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُون ﴿74﴾

67. [Вспомните,] как сказал Муса народу своему: «Воистину, повелевает вам Бог заколоть корову». Спросили они: «Не шутишь ли ты с нами?» Ответил он: «Уповаю на Бога, чтобы не оказаться в числе невежд [, над людьми издевающихся]».

68. Сказали они: «Призови к нам Господа твоего, чтобы объяснил он нам, какова она [, корова эта]». Ответил Муса: «Говорит Он, что не старая и не телочка, нечто среднее между тем и другим. Поступайте же так, как велено вам».

69. Сказали они: «Призови к нам Господа твоего, пусть укажет он нам, какого цвета она». Ответил Муса: «Воистину, говорит Он, что желтая корова эта, без пятен, радует тех, кто глядит [на нее]».

70. Сказали они: «Призови к нам Господа твоего, чтобы объяснил Он нам, какова же она, ведь похожи для нас все коровы одна на другую. И тогда, если соизволит Всевышний, непременно будем мы на пути верном».

71. Ответил Муса: «Воистину, говорит Он, что корова эта не приучена пахать пашню или крутить колесо оросительное, не имеет изъянов и без отметины [какой-либо]». Сказали они: «Теперь ты [, похоже,] правду говоришь». Закололи они ее, а ведь чуть было не уклонились они от [жертвоприношения] этого.

72. [Вспомните,] как убили вы человека и препирались относительно убийцы. А ведь раскрывает Всевышний то, что утаиваете вы.

73. Повелели Мы: «Ударьте по убитому какой-либо частью коровы закланной [и после того, как воскреснет он, узнаете вы имена душегубов]». Так воскрешает Создатель мертвых и являет вам знамения Свои, - быть может, образумитесь вы.

74. Ожесточились потом сердца ваши и стали как камень и даже еще жестче. И, воистину, есть камни, из которых бьют родники, есть такие, которые раскалываются и воду исторгают, и есть такие, которые от страха пред Богом низвергаются [с вершин горных]. Ведает Он о том, что вершите вы.

Все, что мы узнали до сих пор о сынах израилевых из суры Аль-Бакара, было изложено очень коротко и скупо. Случай же с коровой иудеев, о котором говорится в рассматриваемых аятах, в противоположность всем другим событиям, описан довольно подробно. Возможно, это объясняется тем, что история с коровой упоминается в Коране только однажды.

Кроме того, в этой истории имеется много поучительных моментов, нуждающихся в подробном объяснении. Одним из таких моментов, который отчетливо прослеживается на всех этапах этой истории, является та настойчивость, с которой иудеи искали оправдания своему нежеланию следовать Божественным предписаниям. Что также демонстрирует степень их веры в откровения Моисея (ДБМ). Но самое важное во всей этой истории – это яркое и убедительное доказательство возможности Воскрешения.

Из текста самого Корана и из комментариев к нему ясно, что речь идет о таинственном убийстве одного из иудеев, убийца которого был неизвестен.

Между племенами иудеев возник спор по поводу того, кто мог совершить это преступление. Каждое племя обвиняло соседей и настаивало на невиновности своих членов. разрешить проблему и рассудить спорящих попросили пророка Моисея (ДБМ). С одной стороны, преступление было совершено тайно и найти убийцу с использованием средств, обычных для того времени, было невозможно. С другой стороны, взаимные обвинения могли привести к серьезным волнениям и беспорядкам среди иудеев. В конце концов, милостью Божьей и с помощью чуда, смысл которого будет раскрыт ниже, Моисей (ДБМ) решил эту сложную проблему.

Начало этой истории описывается в Коране следующим образом:

«[Вспомните,] как сказал Муса народу своему: 'Воистину, повелевает вам Бог заколоть корову'. Спросили они: 'Не шутишь ли ты с нами?' Ответил он: 'Уповаю на Бога, чтобы не оказаться в числе невежд [, над людьми издевающихся]'».

Смысл ответа Моисея в том, что сеять раздоры и смеяться над людьми –дело невежд и глупцов, а посланник Аллаха не может принадлежать к числу таких людей.

* * *

Когда иудеи осознали, что Моисей (Муса) не насмехается над ними, а говорит вполне серьезно, то «…Сказали они: 'Призови к нам Господа твоего, чтобы объяснил Он нам, какова она [корова эта]'».

Фраза 'Призови к нам Господа твоего', которую иудеи повторили несколько раз, содержит в себе своего рода замаскированное оскорбление и насмешку. Создается впечатление, что, по их мнению, Бог Моисея (ДБМ) отличается от их собственного Бога.

Однако в ответ на их требование «…Ответил Муса: 'Говорит Он, что не старая и не телочка, нечто среднее между тем и другим'».

Чтобы не дать им возможность придумывать все новые отговорки и откладывать выполнение повеления Аллаха, Моисей (ДБМ) добавляет:

«Поступайте же так, как велено вам».

Но иудеи продолжают упорствовать: «Сказали они: 'Призови к нам Господа твоего, пусть укажет Он нам, какого цвета она'».

«Ответил Муса: 'Воистину, говорит Он, что желтая корова эта, без пятен, радует тех, кто глядит [на нее]'».

В любом случае, это должна была быть очень хорошая корова красивой масти. Ее прекрасная яркая расцветка должна была вызывать всеобщее восхищение.

Удивительно, что иудеи не удовлетворились и этим ответом и продолжали искать отговорки, каждая из которых делала выполнение ими своего долга все более трудным.

Существует предание, согласно которому имам Риза (ДБМ) как-то сказал, что для заклания подошла бы любая корова, но иудеи все глубже и глубже увязали в ненужных мелочах. И чем больше они вдавались в детали, тем больше Аллах сужал поле их действий, наказывая за упрямство в выяснении несущественных подробностей. Моисей же (ДБМ), действуя по наитию свыше, все это время постепенно подводил их к тому, чтобы они купили корову у очень набожного и праведного человека, который вполне заслуживал такого почета. Им пришлось заплатить огромные деньги, поскольку только у этого человека была корова, отвечавшая всем условиям, причем сумма была настолько велика, что едва не отвратила их от совершения жертвоприношения.[106]

* * *

«Сказали они: 'Призови к нам Господа твоего, чтобы объяснил Он нам, какова же она, ведь похожи для нас все коровы одна на другую. И тогда, если соизволит Всевышний, непременно будем мы на пути верном'».

* * *

И снова: «Ответил Муса: 'Воистину, говорит Он, что корова эта не приучена пахать пашню или крутить колесо оросительное, не имеет изъянов и без отметины [какой-либо]». Сказали они: «Теперь ты [, похоже,] правду говоришь'».

Затратив много усилий, они нашли, наконец, нужную корову: «Закололи они ее, а ведь чуть было не уклонились они от [жертвоприношения] этого».

* * *

Следом за подробным пересказом всей истории с коровой Коран предлагает ее повторное краткое изложение, уместившееся буквально в двух аятах.

«[Вспомните,] как убили вы человека и препирались относительно убийцы. А ведь раскрывает Всевышний то, что утаиваете вы».

* * *




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.