Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железнодорожные вагоны-цистерны




Г.

Г.Краснодар

Методическое пособие

Сливоналивные операции на нефтебазах

Https://youtu.be/F59e4jfTbso

Видео

Как правило, заканчивается все это бурным романом.

Плач – действо невероятно интимное по своей природе. Позволяя себе страстно разрыдаться в присутствии постороннего человека, ты тем самым как бы говоришь ему: «Смотри, я открыта перед тобой, я тебе доверяю, я жду от тебя поддержки и защиты».

Слезы – приворотное зелье.

Когда тебе по-настоящему больно, трудно говорить. Слезы – наш главный язык в моменты отчаянья. Его понимают все, даже глухие.

Слезы – переводчик.

Накопленные эмоциональные тромбы мешают твоему организму нормально функционировать: ты ощущаешь неясного происхождения усталость, вялость и агрессию. Не спеши отдаваться в плен врачам: вполне возможно тебе просто нужно позволить себе отпустить ситуацию. И, наконец, высказать-вырыдать все, что ты чувствуешь и думаешь.

Вся невыплаканная, невыписанная, невытанцеванная, непропетая боль рано или поздно становится психосоматическими заболеваниями.

 

 

Разработал: преподаватель А.С.Нестерук

 

 

Введение

Развитие транспорта связано со значительным ростом потребления нефти, нефтепродуктов и газа. Промышленность, транспорт и сельское хозяйство потребляют около 200 сортов нефтепродуктов в виде топлив и масел. Газ используют в металлургии, на электростанциях, в двигателях внутреннего сгорания как наиболее дешевый вид топлива. Бесперебойная работа всех отраслей народного хозяйства зависит от своевременной поставки нефтепродуктов.

Доставка и распределение нефтепродуктов осуществляется трубопроводным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также сетью нефтебаз, газохранилищ, раздаточных станций.

Каждый вид транспорта используется в зависимости от развития соответствующих транспортных путей, объема перевозок, характера нефтегрузов, расположения нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и основных потребителей. При этом во всех случаях выбора вида транспорта преследуется цель – при минимальных затратах сократить сроки доставки нефти и нефтепродуктов.

При выборе вида транспорта во внимание принимаются как его недостатки, так и преимущества. Нельзя пренебрегать и такими факторами, как сезонность работы и расстояние перевозки. Например, водным транспортом, который дешевле железнодорожного, можно перевозить только в навигационный период, автомобильным (в некоторых районах) – до наступления распутицы, а железнодорожным и трубопроводным практически круглый год. При перевозках нефтепродуктов на короткие расстояния целесообразно использовать автомобильный транспорт.

Современная нефтебаза – это сложное и многообразное хозяйство. Оно включает резервуарные парки, разветвленную сеть трубопроводов, насосное оборудование, наливное и сливное оборудование, лаборатории анализа качества нефтепродуктов.

 

Тема 1. ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Общие сведения о транспорте нефтепродуктов

Транспорт (от лат. перемещаю) – отрасль, например в нефтяной промышленности, осуществляющая перемещение нефти, нефтепродуктов из мест промысла, хранения, переработки до потребителя.

Транспортировка нефтепродуктов осуществляется железнодорожным, водным, автомобильным, трубопроводным транспортом, а также сетью нефтебаз, газохранилищ.

Вид транспорта применяется в зависимости от состояния транспортных путей, объёма перевозок, характера нефтегрузов, расположения нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), нефтебаз и потребителей. При выборе вида транспорта преследуется главная цель – это минимальные затраты грузоперевозок при сокращении сроков доставки.

При выборе данного вида транспорта учитываются его недостатки и преимущества. Известно, что удельные затраты тем меньше, чем больше мощность транспортной магистрали. Однако нельзя пренебрегать и такими факторами, как сезонность работы и расстояние перевозки. Например, водным транспортом можно перевозить только в навигационный период, а железнодорожным и трубопроводным – круглый год. При перевозках на короткие расстояния пользуются автомобильным транспортом.

В случае доставки нефтепродуктов на весьма большие расстояния, когда не удается ограничиться одним видом транспорта, приходится передавать нефтегруз с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками.

 

Железнодорожный транспорт

Железнодорожным транспортом перевозят все виды нефтепродуктов, нефть и сжиженные газы. В общем объеме на его долю приходится около 40 % перевозок. Нефть и нефтепродукты перевозятся по железным дорогам, как правило, в вагонах-цистернах. Только небольшая часть, около 2 %, транспортируется в мелкой таре – в бочках, контейнерах и бидонах. Для транспортировки отдельных видов масел, смазок и небольших партий светлых и темных нефтепродуктов используются крытые вагоны. Отличительная особенность железнодорожных перевозок – это возможность доставки нефтегрузов в любое время года, благодаря чему большинство распределительных баз расположено на железнодорожных магистралях. Однако железнодорожный транспорт имеет существенные недостатки. К ним относятся: большие капиталовложения при строительстве новых и реконструкции действующих путей; относительно высокие эксплуатационные расходы на перевозку нефти по сравнению с другими видами транспорта (в 2–4 раза дороже водного и трубопроводного).

Нефть и нефтепродукты перевозятся в железнодорожных цистернах грузоподъемностью 25, 50, 60, 90 и 120 т. Наибольшее распространение имеют четырехосные цистерны. Вагоны-цистерны формируют в поезда, называемые наливными маршрутами.

По железной дороге нефтепродукты перевозят также и в контейнерах. Контейнеры представляют собой небольшие цистерны грузоподъемностью 2,5 и 5 т. Их устанавливают на железнодорожных платформах и по прибытии к месту назначения в заполненном виде перегружают кранами на грузовые машины. В цистернах-контейнерах перевозят главным образом масла и смазки. Поскольку масла и смазки имеют высокую вязкость, контейнеры снабжены паровыми рубашками для подогрева нефтепродуктов при их опорожнении.

Слив и налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны, прибывающие на нефтебазу, производятся на специальных сливно-наливных устройствах (эстакадах) (рис.1).

Рис. 1. Двухсторонняя жд эстакада

 

На нефтебазу цистерны подают по подъездным железнодорожным путям, которые примыкают к железнодорожным магистралям у ближайшей станции.

В зависимости от характера проводимых операций подъездные железнодорожные пути разделяют на основные, предназначенные для слива и налива нефти и нефтепродуктов; вспомогательные – для разгрузки или погрузки тарных грузов и других вспомогательных материалов; обгонные – для маневровых работ. На основных железнодорожных путях размещают устройства для сливо-наливных операций, которые вместе с ними называются сливно-наливным фронтом.

 

Водный транспорт

Водным транспортом перевозят нефть, нефтепродукты и сжиженные газы.

Водный транспорт подразделяется на морской и речной. Он осуществляет перевозку нефти и нефтепродуктов как внутри страны, так и за ее пределами. На долю водного транспорта приходится около 13 % от общего объема перевозок нефтегрузов.

По сравнению с железнодорожным транспортом водный требует меньшего расхода топлива на единицу перевозок, характеризуется небольшой численностью обслуживающего персонала, меньшими затратами металла на единицу грузоподъемности и небольшой собственной массой по отношению к массе перевозимого груза.

Морским транспортом внутри России основные перевозки нефтепродуктов осуществляются в Каспийском, Черном, Азовском, Балтийском, Японском и Охотском морях.

К преимуществам морского транспорта относится низкая себестоимость перевозки нефти за счет использования судов большой грузоподъемности на дальние расстояния.

Речным транспортом доставляются нефтепродукты на многие нефтебазы, расположенные на реках. Протяженность судоходных рек в России составляет около 150 тыс. км.

К преимуществам речного транспорта относится высокая пропускная способность речных путей и возможность перебрасывать флот из одного речного бассейна в другой. Для отдельных районов Якутии, Тюмени, Омской и Новосибирской областей речной транспорт является основным способом доставки нефтепродуктов.

К отрицательным свойствам речного транспорта можно отнести то, что на зимний период прекращаются речные перевозки. Это приводит к созданию межнавигационных запасов нефти в перевалочных пунктах или у потребителей. Приходится сооружать крупные резервуарные емкости на промыслах, НПЗ и водных нефтебазах для соответствующего накопления и длительного хранения нефти.

К недостаткам речного транспорта также относятся несовпадения географического расположения сети с наполнением нефтяных грузопотоков, что удлиняет расстояние перевозки, и малая скорость нефтеналивных судов по сравнению с другими видами транспорта.

Нефтеналивные суда подразделяют на морские, речные, озерные и смешанного плавания. Они могут быть самоходными и несамоходными.

Самоходные наливные суда имеют машинные отделения; несамоходные суда (баржи) передвигаются при помощи буксиров различной мощности.

Нефтеналивное судно характеризуется следующими показателями:

Ø осадкой судна – глубиной, на которую погрузилось судно; осадку определяют по положению ватерлинии. Ватерлиния делит судно на надводную и подводную части и называется порожней (легкой) ватерлинией, соответствующей порожнему судну; ватерлиния, соответствующая осадке судна с максимальным грузом, называется грузовой ватерлинией;

Ø водоизмещением – равным массе воды, вытесненной груженым судном до грузовой ватерлинии (при суммарной массе судна и груза);

Ø грузоподъемностью – массой транспортируемого груза;

Ø дедвейтом – полной массой груза, включающей транспортируемую массу и груз для собственных нужд (вода, топливо, багаж и продовольствие), который может быть принят судном без потери своей плавучести и остойчивости и при сохранении скорости хода;

Ø остойчивостью – способностью судна не переворачиваться, а возвращаться в свое положение при крене, в которое оно приводится волной, ветром или неравномерной нагрузкой. Наклон судна в поперечном направлении, т.е. в сторону одного из его бортов, называется креном, а наклон в продольном направлении, т.е. в сторону носа или кормы – дифферентом;

Ø непотопляемостью – способностью судна держаться на воде при пробоинах в корпусе. Она тем больше, чем больше в нем перегородок, разделяющих судно на отдельные герметичные отсеки. При отсутствии перегородок жидкий груз при крене или дифференте получает возможность перетекать в сторону наклона судна, увеличивая крен за пределы, обеспечивающие остойчивость, что в результате может привести к переворачиванию судна. Во избежание крена загрузку и выгрузку отсеков (танков) производят по определенной очередности.

Танкеры и баржи различаются как по грузоподъемности, так и по их конструкции. По конструктивной схеме нефтеналивное судно представляет собой стальной каркас (с поперечными и продольными связями), к которому крепится обшивка. В корпусе танкера различают три основные части – среднюю, носовую, кормовую.

Средняя часть танкера в связи с пожарной безопасностью отделена от носа и кормы сдвоенными непроницаемыми переборками, образующими свободную полость, которая называется коффердамом. Коффердам заливают обычной водой, чтобы создать надежную изоляцию опасной зоны судна от других его частей. Средняя часть танкера при помощи непроницаемых перегородок разделена на отсеки (танки), в которые заливают нефтепродукт. Танки сообщаются между собой через специальные клинкеты, установленные в нижней части перегородок, которые открываются во время налива или выкачки нефтегруза. Управление клинкетами выведено на палубу судна.

Наличие отдельных отсеков повышает остойчивость танкера. При аварии с одним танком (пробоина или пожар) остальные танки остаются в защищенном состоянии.

Для выполнения операций по выкачке нефтегрузов, а также для внутренних перекачек служит насосное (машинное) отделение, которое оборудовано грузовыми насосами. В носовой части имеются сухогрузный трюм для перевозки нефтепродуктов в таре и сухих грузов, а также отделение для хозяйственных грузов.

Налив и откачка нефтепродуктов производятся по системе трубопроводов, соединяющих машинное отделение с отсеками. При наливе следят, чтобы танки были залиты полностью во избежание самопроизвольного перемещения нефтепродуктов при перекачке танкера. Перемещение нефтепродукта при перекачке может вызвать большие гидравлические удары и вероятность нарушения прочности стенок. На корме размещаются машинное отделение, топливные баки, жилые помещения.

Озерно-речные танкеры в отличие от морских имеют меньшую осадку (вследствие малых речных глубин), чем и объясняется их малая грузоподъемность (10 – 12 тыс. т).

Танкеры не имеют возможности причаливать к берегу и стоят в рейде.
В этом случае нефтегрузы перегружают на лихтеры, грузо­подъемность которых достигает 100 т. Лихтеры бывают самоходные и несамоходные.

Для перевозки вязких нефтепродуктов баржи оборудованы подогревателями, причем пар для этих целей подается с буксира или специальных плавучих насосных станций.

В настоящее время применяют смешанные перевозки. Разновидность грузовых судов смешанного плавания – нефтерудовозы. Руду загружают в центральный трюм, а нефтепродукты заливают в бортовые цистерны – по четыре с каждого борта. У нефтерудовоза нет «холостых» пробегов, неизбежных для танкера или рудовоза. Так, в Швецию они доставляют нефть, а обратно возвращаются с рудой.

При перевозке нефтепродуктов по водным магистралям соблюдаются правила Министерства морского и речного флота. Этими правилами предусмотрены порядок подготовки судна к наливу, погрузочно-разгрузочным операциям, условия перевозки при различных температурных режимах, требования к герметичности систем и другим мерам технической эксплуатации; установлен также порядок замера количества груза и оформления грузовых документов.

 

Автомобильный транспорт

Автотранспорт широко используется при перевозках нефтепродуктов с распределительных нефтебаз непосредственно потребителю. Наиболее эффективно он используется в районах, куда невозможно доставить нефтепродукты железнодорожным или водным путями сообщения. Основное назначение автотранспорта – доставка готовых нефтепродуктов с крупных нефтебаз на более мелкие и далее к потребителю. Доставка производится автоцистернами, топливозаправщиками путем перекачки по местным трубопроводам. На долю автомобильного транспорта приходится около 20 % перевозок нефтегрузов.

Автоцистерны оснащены комплектом оборудования, включающим патрубок для налива нефтепродукта, дыхательный клапан, стержневой указатель уровня, клиновую быстродействующую задвижку для слива топлива, два шланга с наконечниками и насос с механическим приводом. Объем отдельных автоцистерн достигает 40 м3. Внутри цистерны установлены поперечные и продольные волнорезы для уменьшения силы ударной волны жидкости при движении автомашины.

Для обеспечения пожарной безопасности на автоцистернах установлены огнетушители и устройства для заземления цистерн и шлангов для отвода статического электричества, которое может образоваться при наливе и сливе нефтепродуктов.

Автотопливозаправщиками называются автоцистерны, оборудованные комплектом насосно-раздаточных устройств. Автозаправщики предназначены для заправки топливом автомашин, а также сельскохозяйственных машин и самолетов.

Автозаправщики обычно монтируют на шасси грузовых машин и оборудуют раздаточным насосом, трубопроводной обвязкой, приемными и раздаточными шлангами, водовоздухоотделителями, фильтрами, счетчиками и другими контрольно-измерительными приборами. Автотопливозаправщики предназначены для хранения и транспортировки светлых нефтепродуктов по всем видам дорог и местности, а также для заправки топливом различной техники.

На рис. 2 показаны формы поперечного сечения кузовов-цистерн, а на рис. 3 приведены схемы установки цистерн на шасси автомобилей и прицеп.

Форма поперечного сечения (рис. 2) определяется свойствами перевозимого груза. Прямоугольная форма цистерны (а) обеспечивает наибольший объем перевозимого груза. Цистерна для сжатого газа должна обладать повышенной прочностью, что в наибольшей степени обеспечивает цилиндрическая цистерна с круглым поперечным сечением (б). Эллиптическая форма поперечного сечения (по сравнению с круглой) обеспечивает более низкий центр масс автоцистерны (в).

Способ разгрузки (опорожнения) цистерны выбирается в зависимости от свойств перевозимого груза. Жидкости сливают из цистерн самотеком (под действием гравитационных сил), при помощи насосов или самосвальной разгрузкой. Сжатые или жидкие газы «сливаются» из цистерны под действием собственного давления.

 

 

а) б) в)

 

Рис. 2. Формы поперечного сечения кузовов-цистерн:
а – прямоугольная ("чемоданная"); б – круглая; в – эллиптическая

 

а)

 

б)

 

в)

 

Рис. 3. Схемы установки цистерн на шасси автомобилей и прицеп:

а – прицепной автопоезд-цистерна с горизонтальной установкой цистерн на шасси

автобиля-тягача и прицепа; б – автомобиль-цистерна с наклонной установкой цистерны; в – полуприцеп-цистерна несущей конструкции с наклонной установкой цистерны

 

В таблице 1 приведены основные технические данные автотопливозаправщиков (АТЗ).

В обозначении автомобильного топливозаправщика указывается вместимость цистерны, м3 (АТЗ - 4,9).

Прицепы цистерны (ПЦ) и полуприцепы-цистерны (ППЦ) предназначены для транспортировки и кратковременного хранения светлых нефтепродуктов различной плотности и рассчитаны на эксплуатацию в тех же дорожно-климатических условиях, что и базовый тягач. В маркировке прицепов и полуприцепов-цистерн, например, цифрой 17 указана вместимость нефтепродукта, м3, а последняя цифра указывает на количество отсеков в цистерне.

Таблица 1

Технические данные топливозаправщиков на базе автомобилей

Базовое шасси Вместимость цистерны, л Время заполнения насосом, мин Время слива самотеком, мин Глубина всасывания, м
ГАЗ – 3307        
УРАЛ – 4320-10       4,5
ЗИЛ – 433362       4,5
КамАЗ – 43101       4,5
УРАЛ – 5557       4,5
КамАЗ – 53212       4,5
МАЗ – 5337       5,5
УРАЛ – 4320 1912 – 30       4,5
КамАЗ – 53229       4,5

 

В таблице 2 приведены характеристики цистерн, выполненных в виде прицепов и полуприцепов.

Таблица 2

Технические данные прицепов и полуприцепов-цистерн

Прицепы и полуприцепы-цистерны Вместимость цистерны, л Время слива насосом, мин Время слива самотеком, мин Скорость транспортирования, км/ч
ПЦ – 6,2 - 1      
ПЦ – 8,5 - 1      
ПЦ – 10,7 - 1      
ППЦ – 17 - 2        
ППЦ – 24 - 3      
ППЦ – 30 - 3      
ППЦ – 40 - 4        

 

Автомаслозаправщики предназначены для транспортировки масел с нефтебаз и заправки транспортных средств маслом в стационарных и полевых условиях. Они оборудованы специальным подогревателем для нагрева масла. Маслозаправщик состоит из шасси автомобиля и смонтированного на нем оборудования.

Кроме котла установлены: насос с приводом, фильтр, счетчик, приёмные и раздаточные шланги, кабина управления с контрольно-измерительной аппаратурой и средства пожаротушения.

Масло подогревается в котле-цистерне при помощи форсунок. Высокая температура масла сохраняется длительное время благодаря теплоизоляции котла. Во избежание подгорания масла в трубчатке (змеевике) в процессе подогрева масло циркулирует при помощи насоса со скоростью не менее 2 м/с.

Автотранспортом осуществляется также перевозка нефтепродуктов в контейнерах и в мелкой таре.

Контейнерами называются емкости небольшого объема (1 – 5 м3), в которых нефтепродукты доставляются потребителю без перекачки в стационарные хранилища. Контейнеры сгружают с машин при помощи кранов. Контейнерные емкости не закрепляются за автомашиной и попеременно могут служить транспортной емкостью и временным хранилищем. Контейнерные перевозки весьма удобны для отдаленных районов и при организации полевых передвижных складов. В качестве контейнеров используют металлические или эластичные резинотканевые емкости объемом 2,5 и 4 м3. Их устанавливают обычно на грузовых автомобилях типа ГАЗ или ЗИЛ, причем заполняют их непо­средственно в кузове автомобиля.

Из мелкой тары наиболее распространены бочки и бидоны. Различают два основных вида бочек – металлические для транспорта жидкого топлива (бензина, керосина и др.) и фанерные (штампованные), используемые в основном для консистентных смазок. Металлические бочки бывают объемом 50 – 500 л, а фанерные – 50 л.

Бидоны применяют двух типов: металлические и фанерные. Металлические бидоны изготавливают из белой жести прямоугольной и цилиндрической формы объемом 5 – 62 л. Металлофанерные бидоны для консистентных смазок изготавливают объемом 16 л, корпус у них фанерный, а днище металлическое штампованное. Эти бидоны, покрытые внутри бензостойким материалом, используются также под масло.

Транспортировка и хранение нефтепродуктов осуществляется в соответствии с ГОСТ 1510-84 (табл. 3; 4).


Таблица 3

Виды тары для транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов (ГОСТ-1510-84)

 

  Транспортная Потребительская
Бочка Барабан Канистра ящик мешок бумажный полимю Бидон Банка бутылка туба
металлическая деревянная металлический фанерный картонный металлическая полимерная металлический полимерный металлическая стеклянная
1. Топливо ГТУ, моторное, мазуты 2. Масла 3. Смазки пластичные 4. Жирующие препараты 5. Вазелины 6. Парафины жидкие 7. Парафины твердые 8. Парафиновые восковые составы 9. Маслоканифольные составы 10. Битумы дорожные жидкие 11. Битумы строительные, специальные 12. Присадки 13. Топливо эталонное 14. Ароматика нефтяная 15. Нефтепродукты отработанные + + + + + + + + + + + + - + + - - + + - - - + - - + - - - - + + + + + + + - - + + - - - - - - + - - - - + - - + - - - - - - + - - - + + + - + - - - - + + - - - - - - - - - - - + + + + - - - - - - - - - - - - - - - - - - - + + - - - - - - - - - - - - - + + + - + - - - - + + + - + - + - + - - + + + - + + + - + - - - - - - + - - - - + + - + - + - + - - + - - - - + + - + - - - - - - - - - - - + - - - - - - - - - - - + - - - + - + - - - - - - - - - -

Примечание:

1) Рекомендуемый вид тары обозначен (+).

2) Нефть, битумы дорожные вязкие, кровельные БНК-45/180, строительный БН-50/50, кислоты синтетические жирные всех фракций, кислоты нефтяные, нафтеновые кислоты, спирты синтетические рекомендуется перевозить и хранить (из тары) только в металлических бочках.

3) Для бензинов автомобильных, авиационных, топлив реактивных двигателей, нафтол, керосин, топлив дизельных и печных, бензина прямого прямогонного рекомендуется использовать только металлическую тару – бочки, канистры и бидоны.

4) Для газов углеводородных, сжиженных газов используются только баллоны металлические.

5) Бензин и конденсат газовый и смола нефтяная типа Е, сажа в таре не хранятся и не перевозятся.

 

 

Таблица 4

Виды транспортных средств для перевозки нефти и нефтепродуктов (ГОСТ 1510-84)

 

Виды нефтепродуктов контейнер специальный цистерна вагон для битума нефтеналивное судно судно для газов автоцистерна автотопливозаправщик автомаслозаправщик автобитумовоз Трубопровод
с универсальным слив. прибором с обогревательным устройством специальная
                         
1. Нефть 2. Газы углеводородные сжиженные 3. Бензины авиационные, автомобильные, РТ, керосины топлива дизельные 4.1 Бензин прямогонный 4.2 Бензин газовый 4.3 Конденсат газовый 4.4 Изооктан, алкилбензин 5. Ароматика нефтяная 5.1 Смола нефтяная типа Е 6. Нефтяные растворители 7. Масла 8. Парафины нефтяные жидкие 9. Битумы дорожные жидкие 9.1 Битумы вязкие, кровельные, строительные + - +   + - - + + - + + - + - + - +   + + + + + + + + + - - - - -   - - - - + - - + + + + - + -   - - - - - - - - - - - - - -   - - - - - - - - - - + + - +   + - + - + - - + + + - - + -   - - - - - - - - - - - + - +   + + + + + + - + + - - - - +   - - - - - - - - - - - - - -   - - - - - - - + - - - - - -   - - - - - - - - - + + + + +   + + + + + - + + + - -
  Продолжение таблицы 4  
                         
9.2 Битумы изоляционные 10. Присадки 11. Кислоты С56, С79, С910, С1013 11.1 Кислоты С1016, С1216, С1720, С20 11.2 Кислоты нафтеновые дистиллированные 12. Спирты С1016, С1018, С1216 12.1 Спирты С1621 13. Пенообразователи, диэмульгаторы 14. Нефтепродукты обработанные + - - - - - - - - - + - - - + - + + + + - + - - + - + - + + + + + + - - + - - - - - - - - - - - - - - - - + - - - - - - - - - - + + + - + - + + - - - - - - - - - - - - - - - - - - + - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

Примечание:

1) Рекомендуемый вид транспорта обозначен (+);

2) Топлива эталонные, смазки пластичные, жирующие препараты, битумы для аккумуляторных мастик, вазелины, церезины, парафины твердые перевозить с помощью приведенных транспортных средств не рекомендуется;

3) Масла вазелиновые медицинские, парфюмерные, телеграфные, часовые и др. следует транспортировать в таре;

4) По согласованию изготовителя с потребителем допускаются к транспорту в ж.д. цистернах технический вазелин, парфюмерное масло, жир синтетический.

 

 

Таблица 5

Техническая характеристика железнодорожного вагона-цистерны

  Для нефти и бензина Для вязких нефтепро- дуктов Для фенола Для тетро- этил свинца Для пропана Для сжиженных углев. газов Для пентана Для спирта Для винил- хлорида
1. Масса, т. 2. Грузоподъемность, т. 3. Тара, т. 4. Объем котла, м3: полный полезный 5. Длина сцепления автосцепок блоков рамы наружная, мм 6 Ширина максимальная, мм 7. Диаметр котла внутренний, мм 8 Высота от уровня головок рельсов: максимальная, мм 9. Условное рабочее давление в котле, атм. 10. Коэффициент тары 11. Удельный объем, м3. 12. Нагрузка от оси на рельсы, т. 13. Нагрузка на 1 пог. м. пути, т. 14. Конструктивная скорость, км/ч 15. Габарит по ГОСТ 9238-73   16. Характеристика вагонов-цистерн по сливо-наливным устройствам: налив   слив   17. Трафарет   18. Номер модели 48,8 137,2       1,5 0,41 1,143 21,1 8,0 1-Т   верхний ч/з 2 горловины нижний ч/з 2 типовых универсальных сливных прибо- ра (ГОСТ 9273-70) «Бензин» огнеопасно     15-871 23,2 73,1 71,7       1,5 0,4 1,19 20,8 6,9 02-Т   верхний   нижний ч/з типовой универс. сливной прибор (ГОСТ 9273-70)   «Бензин» огнеопасно     15-1443 45,6 25,1 61,2       2,5 0,55 1,26 17,6 5,86 02-Т   верхний   верхний   «Бензин» огнеопасно     15-1416 63,5 24,23 73,17 68,0       1,5 0,382   21,625 7,3 02-Т 23,4 62,37 67,8       1,5 0,38 0,93 21,35 7,1 02-Т 24,00 77,25 73,0       1,0 0,367 0,64 20,7 6,89 02-Т 22,9 35,7       1,55 1,965 14,65 4,87 02-Т 32,1 38,2 75,5 64,2   –     – – – – 1-Т   верхний   верхний   Пропан газ, огне- опасно с горки не спускать   15-1519 23,4 73,3 62,3   –     3,0 0,585 1,6 15,85 5,27 1-Т   верхний   верхний   Пентан огнеопасно с горки не спускать     15-1520 23,2 73,1 71,7       1,5 0,398 1,215 20,55 6,86 02-Т   верхний   нижний ч/з типовой универс. слив- ной прибор (ГОСТ9273-70) Спирт   15-1454 58,4 28,8 73,0 –       8,0 0,49 1,25 21,8 7,25 1-Т   верхний   верхний   15-1421
с паровой рубашкой с теневой защитой
  верхний верхний   нижний нижний ч/з типовой универс. сливной прибор (ГОСТ 9273-70)     едкая жидкость «опасно»   15-1566 15-898   верхний верхний   верхний верхний   Этиловая Пропан жидкость сжижен. огнеопас огнеопасно но с горки не ядовито спускать   15-1414 15-1407

Перевозка наливных нефтепродуктов осуществляется железнодорожными вагонами-цистернами грузоподъемностью от 40 до 120 тонн (см. табл. 5 и рис. 4). Изготавливаются цистерны из листовой стали толщиной 8¸11мм в виде горизонтального цилиндрического резервуара (см. рис. 4.а, поз. 6).

Для полного слива нефтепродукта из цистерны, нижняя ее часть имеет уклоны к центру в пределах 20¸30 мм, где устанавливаются сливные приборы 9.

Перевозка цистерн по железной дороге осуществляется на специальных четырех- и восьмиосных платформах 4, оборудованных ходовой частью 1, системой амортизации и торможения 2, узлами сцепления платформ 3, креплениями цистерн к платформе 5. Кроме того, цистерны оборудуются наружной и внутренней лестницами 7, смотровыми площадками. Для перевозки легкозастывающих нефтепродуктов цистерна оборудуется наружным кожухом 10 толщиной 3 мм, покрывающим 1/3 поверхности котла, образующим паровую рубашку, которая, в свою очередь, состоит из ряда отсеков, имеющих толщину (расстояние от стенок котла и рубашки) 30¸40 мм. Впуск пара в паровую рубашку осуществляется через патрубок, находящийся на сливном приборе. Конденсат стекает по желобу в нижнюю часть рубашки и удаляется из нее через патрубки, расположенные в торцах цистерны. Давление пара, подаваемого в паровую рубашку, обычно не превышает 0,3 МПа.

 

Рис. 4. Вагоны-цистерны:

а – для перевозки вязких нефтепродуктов (модель 15-898); б – для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов (модель 15-1443); в – для перевозки бензина (модель 15-871);

г – для перевозки светлых нефтепродуктов, кроме бензина (модель 15-1500)

 

В зависимости от модели цистерны в верхней части котла может быть установлена одна или две горловины, оборудованные крышкой и дыхательной арматурой 8. При помощи горловины представляется возможным проводить зачистные работы и сливо-наливные операции при неисправности нижних сливных приборов или в случае, когда это предусмотрено технологией процесса.

При перевозке вязких нефтепродуктов в ряде случаев используются цистерны, оборудованные стационарными трубчатыми подогревателями. Котел такой цистерны покрывают усиленной изоляцией с применением жидкого стекла и металлической сетки. Температуру продукта можно поддерживать достаточно продолжительное время – отсюда и название цистерна - термос.

Высоковязкие нефтепродукты (битумы) перевозят в бункерных полувагонах грузоподъемностью 40 т. Один бункер имеет емкость 12 м3, оборудованной створчатой крышкой и паровой рубашкой. Для выгрузки битума достаточно после предварительного подогрева освободить бункер от захватов и за счет смещения центра тяжести относительно точек опор груженый бункер опрокинется. После выгрузки бункер возвращается в прежнее вертикальное положение за счет того, что центр тяжести пустой емкости находится ниже точек опор.

 

Классификация и оборудование железнодорожных цистерн

Железнодорожные цистерны можно классифицировать по следующим признакам:

Ø по назначению: для наливных грузов, сжиженных, вязких, затвердевающих;

Ø по наличию устройств у котла: без дополнительных устройств, с теневой защитой, с трубчатыми змеевиками подогрева, с подогревательным кожухом, с термоизоляцией, с термоизоляцией и подогревательным кожухом, с термоизоляцией и трубчатыми электронагревателями, с термоизоляцией и трубчатыми змеевиками подогрева, устройством аэропневмовыгрузки;

Ø по конструкции несущих элементов: рамной или безрамной;

Ø по способу загрузки груза: открытой, закрытой;

Ø по способу выгрузки: под давлением (передавливанием, сифонированием, аэропневматический – верхний и нижний); без давления (самотёком);

Ø по состоянию груза при движении: цистерны под давлением, без давления;

Ø по способу разогрева груза в котле: пароподогрев – наружный (кожух, змеевики), внутренний (змеевики); электроподогрев (электронагревателем);

Ø по поддержанию температурного режима груза: с термоизоляцией, без термоизоляции;

Ø по осности: 4-, 8-осные (рис. 5; 6);

Ø по габаритам: ГОСТ 9238-83;

Ø по принадлежности: парк РЖД; парк промышленного транспорта;

Ø по грузоподъемности: от 23 до 120 тонн. Так, в эксплуатации имеются 4-хосные цистерны объемом 60 м3 с универсальными сливными приборами, в которых можно перевозить любые жидкие нефтепродукты.

Рис. 5. Четырёхосная цистерна

 

 

Рис. 6. Восьмиосная цистерна

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.