Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный характер субъекта научного познания




Особенности современного этапа развития науки

Современная мировая наука представляет собой сложноорганизованную профессиональную деятельность миллионов исследователей (во всем мире насчитывается около 10 млн ученых, из них около 350 тыс. живут и работают в России). Она имеет два Принципиальных отличия от классической науки — науки XVII—XIX вв. Первой особенностью современной науки по сравнению с наукой прошлого является перенесение главного акцента научной деятельности с процесса получения и обоснования научного знания на его практическое применение в сфере экономики для производства новых товаров и удовлетворения самых разнообразных и постоянно растущих потребностей людей. Второй отличительной особенностью современной науки является ярко выраженный социальный и коллективный характер научной деятельности, когда ее главным и подлинным субъектом становится уже не отдельный ученый, а профессиональные научные коллективы и организации разной мощности и направленности — от небольшой лаборатории или исследовательской группы до более крупных научных единиц (институтов, университетов, академий, технопарков и т.д.), встроенных, в свою очередь, в мощную и разветвленную сеть национальной и международной науки.

Социальный характер субъекта научного познания четко обозначился уже в конце XIX — начале XX в. — времени формирования так называемой «большой науки», которая пришла на смену прежней, так называемой «малой науке». В период существования малой науки общее число ученых во всем мире не превышало нескольких десятков тысяч по всем отраслям науки. Необходимо констатировать при этом, что философы и методологи науки в своем большинстве явно «прозевали» и недооценили это радикальное изменение структуры реального субъекта научного познания. Вплоть до сегодняшнего дня в качестве субъекта научного познания они все еще часто рассматривают либо отдельного реального ученого («гносеологического робинзона»), либо, вслед за И. Кантом, ученого вообще — трансцендентального субъекта. Реальным же субъектом современной науки является научный коллектив или научная организация, которые представляют собой социальные системы, функционирующие по соответствующим законам такого рода систем. Субъект-объектные познавательные отношения в этих системах существенным образом опосредованы и детерминированы различного рода социальными, коммуникационными, экономическими и организационными требованиями и ограничениями. Деятельность отдельных ученых в рамках научных коллективов и организаций как реальных субъектов подчинена законам разделения труда в рамках функционирования такого субъекта. Она существенно диверсифицирована, специализирована и организована по принципу взаимодополнения в рамках функционирования целостного субъекта науки (экспериментаторы, теоретики, создатели полезных моделей и опытно-конструкторских разработок, инженеры, математики-прикладники, экономисты, менеджеры, руководители научных программ и т.д.). Любой научный коллектив, решающий определенный класс проблем и задач, всегда действует как единое целое, как единый субъект. Одним из следствий соци-ального характера субъекта научного познания является то, что субъект-объектные отношения между членами профессионального научного сообщества имеют не меньшее значение для осуществления эффективной научной деятельности (и, в частности, для адекватного понимания таких ее центральных элементов, как процесс открытия, обоснования и оценки результатов познавательной деятельности), чем субъект-объектные отношения между ученым и познаваемой им объективной реальностью.

Оказалось, что адекватное понимание процесса научного познания невозможно без учета социальной, коммуникационной, психологической и прагматической его составляющих. Соответственно традиционные исследования процесса научного познания в рамках эпистемологии и методологии науки должны быть существенно раздвинуты и дополнены социологическими, историческими, психологическими, герменевтическими и праксиологическими исследованиями научного познания. Стали необходимы более многомерные модели процесса научного познания, чем те, которые разрабатывались представителями классической эпистемологии в русле как эмпиризма, так и рационализма. О ярко выраженном социальном характере современного научного познания свидетельствует не только его социальная организация, но и такие проявления социальности научного познания, как соперничество в любой из наук ее различных научно-исследовательских программ, теорий, научных школ, идущая между ними непрерывная борьба за приоритеты, научное лидерство, профессиональное и общественное признание, финансирование, инвестиционную привлекательность и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.