Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производст. отношения как общественная форма произв-ва




ПРОИЗВ. ОТНОШ. – совок. отнош. между людьми, склад. в проц. обществ. произв-ва, обмена, распред. мат. благ и услуг.

В структ. произв. отнош. выд. техн.-эк. (или организ.-эконом.) и соц.-экон. отнош. Соц.-экон. отнош., явл. стержн. ядром произв. отнош., опред. общ. форму произв-ва (первобытнообщ., рабовлад., феод., капиталист.)

Осн. производ. отнош. явл. собств. Счит., что, если производ. отнош. осн. на частной собств., то это общ-во капиталист. А если производ. отнош. осн. на общ. собств. наср-ва произв-ва, то это общ-во социал.

Таким было наше общ-во с октября 1917г. до начала 90-х.

 

11.Собст. как основа произв. отношений. Истор. типы и формы присвоения.

Экон. осн. общ. явл. производ. отнош. Производ. отнош. – отнош. между людьми в процесс произв-ва благ и услуг.

Осн. производ. отнош. явл. собств. Счит., что, если производ. отнош. осн. на частной собств., то это общ-во капиталист. А если производ. отнош. осн. на общ. собств. наср-ва произв-ва, то это общ-во социал.

Таким было наше общ-во с октября 1917г. до начала 90-х.

Катег. собств. может рассм. с эконом. и юр. точки зр.

С эконом. точки зр. собств. – отнош. по поводу присв. вещей.

С юр. точки зр. собств. – основ. на законе возм. владеть, польз. и распор. им-вом.

Владение – осн. на законе возм. удерж. вещи в теч. какого-то врем. у субъекта собств.

Польз-е – осн. на зак. возм. использ. вещь по усм. субъекта.

Распоряж. – осн. на зак. возм. распор. собств. по усм. субъекта.

Человек стан. собств. только тогда, когда имеет право распор. собств.

Участ. права собст. явл.:

- гражд.;

- гос-во;

- юр. л.

 

Объекты собств.:

- движ. им-во (яхты, маш., деньги.);

- недвиж. им-во (земля, жилье);

- интелл. собств.

 

След. различ. част. и обществ. форму собств. В свою оч. частная собст. мб. трудов. и нетрудов.

Част. труд. собств. осн. на личном труде самого товаропроизв. и членов его семьи.

Частная нетруд. собств. осн. на примен. наем. труда.

Обществ. собств. сущ. в форме госуд. и муниц. собств.

Ни госуд., ни частн. нельзя счит. идеал. форм. собств. У той и др. формы собств. есть + и -.

+ част. собств.:

1) явл. мощн. стим. к произв. труду;

2) явл. осн. матер. благосост.;

3) явл. гар. своб. и незав.;

4) принос. чел. моральное удовлетв.

 

- част. собств.:

1) развив. в людях индивидуал., эгоизм, тягу к стяжат-ву;

2) усилив. разобщ. общ-ва.

 

Госуд. собств. слабо реаг. на измен. в эконом., не формир. уваж. к собств. Однако гос. собств. позвол. решать крупн. инвест. проекты. Благодаря налич. гос. собств. в стране развив. ауч.-техн. прогресс, за счет ср-в гос-ва реш. соц. программы, в т.ч. борьба с бедн., за счет ср-в гос-ва насел. может польз. обществ. тов.

Обществ. тов. – тов., кот. произ. только гос-во, люди приобр. эти тов. незав. от дох. Одно из св-в общ. тов. – неисключ., т.е. никого нельзя исключ. из числ. польз. общ. тов. К таким тов. относ. хор. дор., чист. ул., обществ. трансп. и др.

В наст. вр. практ. во всех стр. сущ. и госуд. и част. собств. С начала эконом. реформ Росс. стала страной с разл. форм. собств.

В конце 80-х осн. формой собств. в стране была госуд. собств. На ее долю приход. прим. 90% собств. Др. форм. собств. были колх.-коопер., личная, коллект и собств. общ. орг.

В наст. вр. на долю част. собчтв. приход. почти 90% все собств. в стране.

 

??? хз, надо ли это:

Для того, чтобы сниз. нагр. с гос-ва в 1992 г. в Росс. начин. приват. собств., проход. в 2 этапа:

1. 1992-1994 гг. – беспл. вауч. приват. (чековая);

2. 1994г. – до наст. врем.

Приватиз. – перех. госуд. собств. в разл. др. виды собств. (прежде всего част.)

На 1 эт. продав. крупнейш. предпр., далее – крупн., мелкие, средн.

Приват. им. место и во Фр., Герм., Чехии, Слов., Венгр. и др. Но в Евр. в перв. оч. продав. убыт. предпр. В Росс. в перв. оч. продав. рент. предпр.

Разгосуд. может. осущ. и путем национализ. с полн. и част. вык. им-ва.

Главн. цель приват. в Росс. заключ. в не только в том, чтобы сниз. нагр. с гос. бюдж., но и в том, чтобы сд. людей собств.

Факт. приват. в России провал. Предполаг. дох. от приват. Росс. не получ., осн. часть насел. не стала собств. им-ва. Вауч. за бесц. скуп руковод. предпр. у члена коллект. и люди приближ. к власти.

Из-под контр. гос-ва ушли базов. отрасли эконом. В стране нач. безраб., усил. эк. кризис, а все насел. раздел. на богат. и бедн., исчез ср. класс.

В наст. вр. ряд. вед. экон. подним. вопр о деприват., но теперь уже путем вык. гос. им-ва.

12.Сущ-ть и виды рынков. Признаки и ф-ции рынка. Инфрастр-ра рынка.

Рынок - слож. сис. организ.-эконом. отношений по куп-прод. Разнообраз. тов. и усл. со своей структурой. Возникновение рынка предшествовало товарное про-во. Товарное про-во-эт такая организ. хоз-ва,в кот.трудятся обособленные др.от др.производители, специализирующиеся на про-ве какого-либо товара и для сущес-ия каж. Из них треб. куп-продажа товаров на рын. Цель товар.про-ва - удовлетв. лич. и семей. потреб.

В завис. от того что продается на р.,различ.: рын.товаров народ.потребления: р. сырья, зерна, фондовый, капитала, автомобиль., услуг и др. Функции р.: ценообраз.., регул.., информац., посредн., санирующая. По террит. Мировой, внутр, региональ. От состояния конкурен.- совершенной конкур., монополистической конк.,чистой кон. По степ.развития- развитый,формир-ий. По правовому положению- легальный, теневой. Основ.элем.рынка- товар,цена,спрос,предложение.

13.Осн. эл-ты рынка: товар, цена, спрос, предл.

Товар -продукт труда чел., изготов. не для собствен. потреб.,а для продаж. его на рынке. Люб. товар имеет цену - ст-ть товара.

Спрос -кол-во тов.и услуг, кот.в опр.момент по опр.цене готов приобрести потре-ль. Цена спроса - предел. выс. цена,по кот. покупат-ь еще готов купить товар. Закон с -чем больше цена, тем меньше с. На спрос влияют след. факторы: цена, доходы, возраст, вкусы, сезонность, % ставки, др.факторы.

Предлож. - кол-во товаров и услуг кот. в опр. мом. врем. готов предлож. рынку товар-ль. Цена пр.- эта та пред.. низк. цена по кот. тов-ль готов предлож. свой товар. Закон пр. - чем меньше цена, тем меньше предл., чем больше цена тем больше предл. На пр. влияют сл. факт.: цена на матер., сырье; налоги на товаропроизв., % ставки за кред., кол-о конкур. на рынке, ур-нь техн. прогр. и др.

 

14.Стоим-ть и цена товара. Закон стоим-ти.

Любой тов. облад. 2-я св-ми: стоим. и потреб. стоим..

Ст-ь - труд воплощ. в товаре. Внешн. выраж. стоим. товара - цена.

Потреб. сто-ть - спос-ть вещи удовлетв. потр. людей.

В РЭ действ. закон: велич. ст-ти тов. опр-ся затратами труда на изготов. товара, в свою оч. затраты труда измер. раб. врем. др.т.з.; ст-ть товара опр-ся степ. полезн. тов.

 

15.Полезность товара. Теория «предельной полезности».

Ст-ть товара опр-ся степ. полез-ти товара. Чем товар полезн., тем выше его цена. Соглас. с этим утвержд. нельзя хотя бы потому, что полезн. блага – пон. субъек. Степ. полез-ти измер. нельзя, т.к. что полез.1,не нужно др. Соглас. теор. предел. полез-ти, ценность тов. опр-ся их предел. полез. на базе субъект. оценок чел-х потреб. ПП к-либо блага обознач. ту пользу, кот. приносит послед. ед. этого блага, причём послед. благо должно удовл-ь самые маловаж. нужды. При этом редкость тов. объявл. факт. ст-ти. Теория ПП пытается дать совет, как наилуч. образом распр-ь ср-а для удовле-я потреб. при огран. ресурсов.

 

16.Сущ-ть и ф-ции Д. Законы ден. обращ. Уравнение Фишера.

Деньги – тов. особ. рода.

Ф-ии д.:

- мера ст-ти,

- ср-во обращ.,

- ср-во платежа,

- ср-во сбереж-я,

- мир.деньги. Закон денеж. обр-я ден. можно показать с помощью урав-я обмена Фишера: М*V=P*Q, m-д., v- ск. обращ-я,p*q= ВНП. Урав-е формул. так: кол-во д. обращ-ся на рынке должно быть = сумме цен товаров.

 

17.Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса.

Спрос- это кол-во тов. и усл., кот. в опред. мом. готов приобр. потреб.
Цена спр. - эта та пред. выс. цена по кот. покуп. еще готов купить тот или др. тов.
Закон спр.: чем больше цена, тем меньше спрос, граф. закон С можно показ. при пом. кривой С, на кот. отмеч. цена и кол-во товаров.
На С вл. след. факт.:

-цена;
-дох.;
-возр.;
-вкусы
-сезон.;
-% ст.;

-др. факт.

Под действ. разл. факт. С, крив. С сдвиг. вправо или в лево. Сдвиг кр. С вправо означ. увелич. объема С, влево уменьш. объема С.

18.Предл. Закон П. Кривая П. Факторы П.

Предлож. – кол-во тов. и усл., кот. в опред. мом. врем. готов предлож. рынку товаропроизвод.
Цена предлож.- это та пред. низк. цена по кот. товаропроизвод. готов предлож. свой тов.
Закон предлож. - чем мень. цена, тем мень..редлож., чем боль. цена тем больше предлож.
Граф. закон предлож. можно показ. при пом. крив. предлож.
На предлож. вл. след. факт.:

- цена на матер., сырье;

- нал. на товаропроизв.;

- % ст. за кред.;

-кол-во конкур. на рынке;

- ур-нь техн. прогр.;

- и др.

Под действ. факт. крив. сдвиг. вправо, когда предлож. увелич.; влево - когда уменьш.

19.Эластич. спроса и предл.

Рын. равновесие. Равновес. цена, ее значение в восстановлении рын. равновесия.

Под эласт поним. реакцию спроса на измен цены; есть товары котор никак не реагир.на спрос, а есть товары котор. с измен цены сильно меняются. Пок-лем эласт явл. коэфицент эластичн. Коэфиц эласт может быть<1 и =1; >1 товары спроса на котор с измен цены сильно меняют. относятся к товар эластичн спроса. Товары эласт спроса -это товары заменители, товар-замен могут удовлетворять одну и туже потреб поку-ля.

Коэфиц эласт >1 это товары не эласт спроса, такими товар явл товар 1-ой необходим (соль,сахар,хлеб.и т.д.)это товары заменители. Товары 1-ой эласт это такая группа товар, спрос на которо увел или умен с измен цены примерно на одну и туже цену.

Коэфиц эласт-это есть% измен обьема спроса к% измен цены(формула- Е=∆Q/∆P *100)

Эласт спроса по доходу-отнош прироста покупок к приросту дохода в%. не эласт обычн. эласт абсолют эласт.

 

20.Конкуренция и монополия. Типы конкурентных рынков.

Неотъемл. чертой эк-ки явл. конкур. Конкуренция -борьба между товаро-производит однород продкуцию, за потребит-ля и получ. большей доли рынка. Монополия- крупн.собственник, котор.захватывает подавляющую часть рыноч.простран-ва в целях своего обогащ-я.

В завис-ти от конкуренц. различ. след типы конкурен. рынков: 1)монопол. рынок; 2) антимонопол. рынок; 3)рынок монополистич. конкуренц.; 4)рынок совершен. конкуренц.; Первые 3 типа рынка относ. не совершен. конкуренц. Это значит, что гос-во в определен. признаках вмеш. в ситуац. на рынке,что товары на рынке несоверш. конкуренц. продаются с товарн. марками и вход в рынок относит. затруднен.

Признаки несоверш. конкуренц.: 1)цены абсолют.свободны.2)товары продаются без марок.3) товаропроизвод. не могут повлиять на ситуацию ина цены рынка.4) гос. не вмеш.в рынок.,в наст.вр. такого рынка нет и не может быть. Основ. типом современ. рынка явл. рынок монопол.конкуренц., для него хар-но: высокая степень конкуренц, цены на товар устанавл. под действием закона спроса и предлож. Большую роль играет реклама. Гос. в опред. периодах вмеш.в опред. приделах.К рынкам несоверш. конкуренц. относ.: рынок чист. монополии и олигопольн. рынок. Олигопол.рынок -конкурируют от 4до10 крупных товаропроизвод. Вход на этот рынок-затруднен.т.к.требует огромных ден.ср-в. На монольн.рынке -господствует 1 оч.крупн.товаропроизвод.Различ. естеств.(товаропроизвод.с товарн.марками.,лидеры рынка.) и чистую монопол.(рын.нефти и газа,связь).

 

21Антимонопольная политика гос-ва.

Антимоноп. дея-ть пред-тия.:

1)юр.запрет огранич. свободу конкуренц.;

2)поддерж. предпринимат. путем осущ.мер по стимул. объма произ-ва дефицит. продукц.;

3)гос. меры препятств. захвату отдельн. организ.доминирующ.положен.на рынке. Основу рыноч. эк-ки составл. конкуренц.,а ее огранч. приводит к монополизац. рынка, создает преимущ-во отдел.отраслей, а следовател. уменьш. кол-во товаров,снижает его кач-во и увелич. возмож-ть недобросовестного повыш.цен.

Антимонопол.пол-ка- комплек.осущ.гос. админ,законодат,экономич. мер по обеспеч.условий эфективн. функциониров-я конкурентного рынка и недопущ-я его чрезмер.монополии. Цель монополии. -огранич-я конкуренц.для получ.max высокой прибыли за счет потребит-ля. Монополизац.рынков -объектив.экономич.тенденция возникающ.и отражающих интересы крупных производит-ей.

 

22.Теория поведения потребителя. Бюджетная линия и кривые безразличия. Законы Энгеля.

Поведен.потреб-ля зависит не только от полез-ти блага,но и от той суммы, кот. потребит. располаг. Степень удовлетвор. потреб-лей огранич.бюджет.линией. Графич.можно показ-ть при помощи бюдж.линии. Всякая точка на бюдж.линии означ,что потредит. удовлетвор.потреб-ти в приделах бюджета. Точка внутри,говор.о том,что у потребит.остались ср-ва,котор.он может сберечь для будущ. покуп-ля. Точка внебюдж.линии,говор.о том,что желания потреб-лей несуществен. Бюжд.линия может сдвигаться вправо,влево или изменить свой-во. Сдвиг.бюдж.линии влево,означ.изменение воз-тей потребит.,такая ситуац имеет место когда доходы не увелч,а цены ростут. Сдвиг бюдж.линии вправо,ознч увелич. воз-тей.

Кривая безразлич- совокуп.точек на которых располож. альтернатив. комбинации товаров, приносящ. потребит.одинаковое удовлетвор. Карта безразлич -сов-ть кривых безразлич. Свой-ва кривых безразлич -1)кривые безразлич. имеют обогнутую внутрь линию, 2)имеют отриц.наклон.3)никогда не пересекаются.Законы Энгеля:1)при низких дох.насел.приобрет.товары не эластич спроса(1-ой необх);2)с ростом дох.,насел.приобрет.товары стандарт.набора.;3)при высок.доходах,насел.элит.товары.

 

23.Рынок земли и его особ-ти. Равновес. на рынке земли. Цена земли.
Рынок земли это рын.,где основ.эк-ий рес. Эт земля. Земля как рес.-это все что в зем.ина з. этот рес.огран.-не произ-ся и не вос-ся. Предлож.зем.не элас. Граф.эт мож показ. В виде вертик.лин. Цена на земл.завис.от спроса на землю,а спрос зав.от цены. Цена земли зав.от плодородия земель.участ.,экологии,близос.к городк, ж/д, ав/д.Участн.рынка явл. Землепользов.и землевлад. (собственник,сдает землю в арен.на усл.догов.арен.).их интересы разные. При заключ. дог. арен. землевл. хоч. закл. дог. на кор. срок, а землеполь.(арендатор)на бол. длит. срок. при истеч. срока арен. услов. дог. меняются.

24.Рынок труда. Механизм равновесия на рынке труда. Цена труда.

Рын.труда –этрын.раб.силы. на нем продаются рабочии разл.спец-ей. Он делит.на сегменты:неквалиф.р.с, р.квалиф.р.с., р.выс.квал.р.с., р.програм-ов,врачей и т.д. в нас.вр.Наиб.востреб.в нас.врем. рабочие специальностей. На рын.продается и пок.способ.к труду.спрос на тр.при помощи пересеч.кривой спр.и предл. Равнов р.на рын.завис.от спроса и предл. Спр. На раб.сил.завис.от цены труда (з.п),от квалиф. И т.д.
В р.труда вмеш.гос-во,оно устан. З.п. и работодат.не имеет право платить з.п. меньше миним.размера. Различают номин. И реаль. Зп. Номин.зп- эт зп начис-ая работн., реаль. Зп- то что ост.у работ.после выплат. Для совр.рын.тр.России хар-на высок.безраб. с с преобладанием молодеж-ой и жен-ой безраб.

25.Рынок капитала. Равновес. на рынке кап-ла

Капитал-тех.,маш.,обор,здан. и т.п. прод.на рын.капит.
Капитал- эт.сумма благ в виде матер-х.,интелек. и финн.ср-в,используемых в кач.ресур.,с целью матер-х благ и услуг. Кап.делится на реаль. и финн.
Основной кап.эт часть кап.,кот.исполь. в процессе про-ва длитель.вр. и свою сто-ть готов.продукта по част.в виде амортиз.ОС.КАП.: здание,сооруж., маш.,инструм.,срок служ 3 года,товарные знаки.
Оборотный кап.- эт та частькап.,кот.использ.в проц.про-ва 1 раз и свою сто-ть полностью перенос.на стоим.готов.продук. ОБ.КАП: сырье,топливо,энер.,незаверш.про-во, детали, зп., кредиты, авансы.

 

26.Макроэк. как состав. часть общей ЭкТ.

Макроэк.явл.сост.частью экт. Она рассм. эк.субъектов в целом на ур. круп.отрасли или в мир.масштабе.

Осн.категории микроэк.: законы спроса, предл., рын.равнов. и т.д. Пробл.макроэк: циклич.колеб.в эк., ур. инфл в стране, ур.безраб., пробл. макроэк.равнов., междунар.эк.отн. и интеграция Росс. в мир.эк., общ.ур.цен не на отд. рынке, а в целом по стране, ур.доходов нас-я.

До конца 90х гг. в Росс.макроэк-м обобщ.пок-лем был пок-ль СОП (сов.общест.продукт), он не давал возм-ти сравнить эк-ку Росс. с эк-кой др.гос-в. Напр., не учитыв.инфл.в стране, она носила подавленный хар-р.

В этом пок-ле учит.как гот., так и промежут.прод.

Гот. – не труб.дальнейш.переработки, гот.к реал-ции. Промеж. – треб.доработки.

Один и тот же прод. мб одновр. и гот., и промеж.

переход на сист.нац.счетов позволил срав.эк. всех встран.

 

27.Осн. макроэк. пок-ли.

Осн.макроэк.пок-ли – ВВП и ВНП.

ВВП – сов.стоимость конеч.продукта, созданного на терр.данного гос-ва с использованием ресурсов данного гос-ва.

ВНП – сов.стоим.конеч.прод., созд.не только внутри страны, но и за ее пределами.

ВВП – амортизация = ЧНП.

ЧНП – налоги на бизнес = НД (то, что произведено обществом за 1 год).

НД – налоги и платежи домохозяев + трансферты = ЛД.

Номинальный ВНП – без учета инфляции, реальный – с учетом инфляции.

Номинальный рассчитывается в текущих ценах данного года.

Реальный ВНП = номинал.ВНП/дефлятор ВНП.

Дефлятор ВНП – индекс цен по экономике в целом.

 

28.Сов. спрос и факторы на него влияющие.

Сов.спрос -сумма индивидуал.спросов,исходящ.от всех эк.субъектов.

Y = C + I + G, где Y – объем ВНП; C спрос, исходящий от домохозяев; I – инвестиц.расходы; G – гос.расходы.

На сов.спрос влияет кол-во денег в эк.и скорость их обращения, инфляционные ожидания (если денег больше, чем товаров), депоз.политика банков, уровень налогов и ур.доходов населения.

29.Сов. предл. и факторы на него влияющ.

Сов.предлож. -общее кол-во товаров и услуг,которое готов предлож.рынку совокупг.товаропроизводит.

Идеал.систуац.в эк-ке,когда сов.спрос=сов.предлож.,но этой ситуац.не достигло не одно гос.,хотя ряд гос-в в достаточно близко подошел к ситуации равновесия.Идеал.макроравновес.не мб,т.к.на макроэк. равновес.влияют не только внутр,но и внеш. факторы.

На сов.предл. влияет сост.эк. (рост или кризис), цены на ресурсы, экспорт и импорт, политика гос-ва, бан.кред.политика, ур.инфляции, ур.безраб., ур.доходов населения.

 

30.Особ-ти кейнсианского и монетаристского подхода к макроэк. равновесию. Их достоинства и недостатки. Значение теорет. моделей макроэк. равновесия в понимании эк. процессов в России. Эк. рост и факторы на него влияющ. Источники и типы роста. Пок-ли эк. роста. Издержки эк. роста (издержки и минусы это одно и то же?).

Макроэкон.равнов.: все эк.рес.задейст.полностью, все предпр.работают, безр.в пределах нормы, инфл.в пределах нормы, имеет место стабил.эк.рост, когда эк. развивается не за счет импорта, а за счет собственных ресурсов.

а) Вальрасс: рын.эк. сама себя регулирует, вся эк.делится на 2 сектора (домохоз. и фирмы). Они связаны тем, что расходы товаропроизв. становятся доходами домохоз. и наоборот. Доходы, кот.получает нас., равны доходам, сбережений нет. В эк.нет инфл., цены стабильны, равновесие достигается авт. без вмешат-ва гос-ва. Главным явл. сов.спрос.

б) Сэй – близок к Вальрассу, но его теория – теория сов.предл.

в) Кейнс: рын.эк.неидеал.и треб. вмеш-ва гос-ва. Стимул. надо сов.спрос. Глав.причина кризиса – безраб. Гос-во должно создавать раб.места там, где товаров не произв. Чтобы работали предпр., необх. снизить налоги с товаропроизв. и с потреб. Кредиты для товаропр. должны работать как инвест. в произв.

Политика Рузвельта по Кейнсу, гос-во:

- гарант.сохр-ть вкладов;

- сниз.налоги с нас. на 40%;

- на ряд товаров зафикс.цену;

- увел.закупоч.цены на с/х продукцию;

- организ.общест.работы, строит.домов, дорог, метро, мостов и т.д;

- установило прожиточ.мин. и мин. з/п;

- создало законы о частном бизнесе, выкупило ряд убыточ.предпр.

г) Монетаристы (М.Фридмэн): рын.эк.идеал. и «не нужд. в костылях». Гос-во не должно вмеш., должно только контрол. предл.денег. Их дб много. Гл.причина кризисов – инфл., а безр. – норм.явл., если она в пределах нормы. Стим.надо сов.предл., для этого банки должны проводить гибкую ДКП. Кредиты дБ доступ. для товаропроизводителя. От денег зависит развитие произв. Высокие расходы бюджетных средств способст. деф. бюджета и росту инфл. Кол-во денег дБ равно кол-ву товаров на рынке. Это теория сов.спроса. (Англия)

Эк.рост – количест.увел. и качест. усоверш. обест.произв.

Минусы: 1) уничтожение зелени; 2) загрязнение и ухудшение среды обитания; 3) исчерпание невосполнимых ресурсов; 4) разрастание и перенаселение городов; 5) необх.более частой переквалиф. раб.силы; 6) интенсификация труд.деят-ти, усталость, псих.перегрузки.

Плюсы: 1) прирост производства и богатства общ-ва; 2) рост междунар. престижа страны; 3) увел.жизненного уровня людей; 4) улучшение условий труда.

Экстенс.эк.рост: колич.увел.факторов произв.без их качест.изменения (вовлеч. в эк-ку доп. пока еще не используемой раб.силы, земи, капитала и др.ресурсов того же качества).

Интенс.эк.рост: совершенст. и повыш. эфф. использования факторов произв. (применение более квалиф. труда, более совершенной техники, технологии, орг-ции произв-ва).

Способы измерения эк.роста:

а) опр-ние степени увеличения общего объема реал.ВВП, ВНП, НД за тот или иной период (чаще за 1 год). б) расчет степени увел. ВВП, ВНП, НД на душу нас-ния, он показывает рост продукта или дохода страны с учетом изменения числа их потребителей.

Факторы эк.роста: 1)прир.рес.; 2)труд.рес.; 3)научно-тех.знания; 4)осн.капитал; 5)стр-ра эк-ки; 6)сов.спрос; 7)тип эк.системы; 8)соц.-полит. факторы.

Темп роста = ВВП2010/ВВП2009*100%

Темп роста на душу населения = ВВП2010/числен.нас.

Норм.эк.рост – 2-3% в год.

 

31.Цикличность развития рын. экономики. Фазы цикла. Причины кризисов перепроизводства и соц.-эк. последст. кризисов.

 

Цикл.колеб. – промеж. спада от 1го цикла до др. цикла.

4 фазы эк.цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем. ЭЦ: время от кризиса до кризиса.

Самая тяжелая фаза – кризис. Черты кризиса:

- спад темпов эк.роста;

- масс.разорение товаропроизв. и торг.предприятий;

- рост безр. и бедности, а также преступ. и самоубийств;

- наруш. кред. связей и разорение банков;

- падение курса акций, обесценение ц.б.;

- переполнение рынков товарами из-за безраб. и обнищания нас-ния.

Черты депрессии:

- нет спада, но нет и подъема;

- предл. тов. оч. медленно начинает обгонять спрос;

- ставка банк. % сниж. до минимума;

- сниж. цены на товары, но их дальнейш. падение прекращ.;

- становится дешевле кредит.

В зав. от того, каким явл. кризис (пере- или недопроизводство), гос-во прим. инстр. воздействия на эк-ку. В рез-те сниж. безр., повыш. спрос на ден.капитал, повыш. цены, вызв. ростом покупательского спроса, произв. постеп. расшир., безраб., получивш. работу, имеют возм-ть сберегать часть денег и предлагать их банкам, % ставки за кредит сниж., появл. новые предпр.

При подъеме докризисный ур. безр. приходит в нрму, в пределах нормы нах-ся инфл.,увел. кол-во нов. предпр., увел. инвест., развивается тех. прогремм на нов. тех. базе, увел. численность нас-я и доходы.

 

Экономисты по-разному объяс. теории эк.колеб.

Теор., объясняющ. цикл.колеб. влиянием внеш.причин, получили название экстернальных.

Влиянием внутр. причин – интернальных.

Внеш.причины: стих.бедствия, войны и разл. др. катаклизмы.

Внутр.: отсутст. или нехватка сырьевых ресурсов, ошибки в планировании, некомп. управление экономикой, неправильн. ДКП или БНП. и т.д.

 

32.Особ-ти совр. кризиса в Росс. и проблемы его преодоления. Роль гос-ва в регул-и кризисных явлений.

 

Гос-во не может уйти из эк. хотя бы потому, что рынок не произв. общест. товаров и не устраняет внеш. отриц. эффектов от воздействия экономики.

Положит. внеш. эфф.: наполнение рынка товарами, рост благосост., развитие тех.прогресса и т.д.

Отриц.: исчерпаемость ресурсов, загр. окр. среды, рост производст. травматизма и сердечно-сосуд. заболеваний.

Осн. цели рег-ния рын.эк:

а) эк.рост;

б) полн. занятость;

в) эк.эфф-ть;

г) эк.свобода;

д) обеспеч. нетрудоспособных;

е) стаб.ур.цен;

ж) баланс во внеш. связях.

Через полн. занятость реш. 2 ключ.задачи:

- все желающие трудиться обеспеч-ся работой и возм-ю получать необх.доходы;

- общ-во избавл. от потерь, связ. с недоиспольз. его труд.ресурсов.

 

33.Формы и мет. гос. рег-ния эк-ки.

Виды рег-я:

- Административно-правовое рег-ние идет по 2-м линиям:

а) законодат. – создание гос-вом проавовых основ эк., установление законов, регул. права собст., предпр-ва, условия и охрану труда, деят. монополий, экол.нормы, права потреб. и т.д.

б) исполнит. – текущ. администр. меры го-ва по обеспеч. соблюдения действующ. законов всеми участниками эк. процессов.

 

- Непоср. гос.рег. – прим. по отн. к таким значим. объектам и сферам, как оборона, энергетика, полез.иск., вод.рес., образование, здравоохр., нац.парки, музеи, заповед. и т.д.

 

- Гос.программы и заказы – (право-во делает соотв. гос.заказ фирмам на произв. и поставку опр.видов прод-ции).

 

Методы рег-я:

1) эконом.

а) ДКП (полит.учетной ставки и норма обяз.резервов);

б) БНП (налоги и бюджет).

2) Администр. (законы, указы, лицензии, постановления и распоряжения, квоты).

 

34. Инстр-ты гос. рег. Фискальная, ден. и соц. политика гос-ва.

 

В зав. от сит. в эк. упор в больш. степ. делается на инстр. ДКП (полит.учетной ставки и норма обяз.резервов) или БНП (налоги и бюджет), но чисто эконом. или чисто администр. методы не применяются.

Чтобы гос-во достигало своей цели, необх. четко рег-ть эти цели, их должно быть немного. Инстр. в политике дБ больше, чем целей, если одни инстр. не дейст., их надо вовремя заменить другими.

 

Фиск. (бюдж.-нал.) пол. — это сист. регул-я прав-вом эк-ки с пом-ю измен-й гос. расх-в, налогов и сост-я гос. бюджета, с целью измен-я реал. объема произв-ва и занятости, контроля над инфл. и ускор. эк. роста.

Нал. и гос. расх. явл. осн. инстр-ми фиск.й пол-ки. Фиск. пол. мож. как благотворно, так и достаточ. болезненно воздейст-ть на стаб-ть нац. эк-ки.

Фиск. пол. объед. в себе такие круп. виды, формы фин. пол-ки, как бюдж., нал., пол.дох. и расх.

 

Ден.-кред. (или монетар.) пол. — это пол. гос-ва, воздейств. на кол-во ден. в обращ.и с целью обеспеч. стаб-ти цен, полной занят-ти насел-я и роста реал. объема произв-ва. Осущ. монетар. пол.ЦБ.

Воздейст. на макроэк.процессы (инфл., эк. рост, безраб.) осущ. посредством ден.-кред. регул-я.

Обычно ДКП ЦБ направл. на достиж. и сохр. фин. стабил-ции, в перв. очередь укрепл. курса нац. вал. и обеспеч. устойч-ти платеж.баланса стр.

 

Соц. пол. — сист. меропр., провод. прав-вом через местн. и регионал. орг. власти, направл.на улучш. кач-ва и ур-ня жизни больш.соц.групп, финансир-х из ср-в госбюджета и соответств.х либо идеологич. установкам гос-ва на данн. момент, либо ценностным ориентациям общ-ва на долговрем. перспект.

Соц. пол.явл. составн. частью общ. стратегии гос-ва, относящ. к соц.сфере: целенаправл. деят. по выработке и реал-ции реш-й, непоср. касающихся чел-ка, его полож. в общ-ве; по предоставл. ему соц.гарантий с учетом особ-тей различ. групп насел-я страны провод.прав-вом, всеми ветвями и орг. власти, опирающ. на шир. обществ. поддержку соц. пол. предназн. аккумулировать, фокусировать, отражать обст-ку в стр. и сит.в общ-ве, потреб-ти и цели соц. развития.

 

35.Ден. рынок как регулятор эк-ки. Ден. масса, ее пок-ли, спрос и предл. Д. Механизм функц-я ден. рынка.

Д. – тов. особ. рода, выполняющ. роль всеобщ. экв. Их возникн. предшест. развитие обмена и форм стоимости. Первонач. обмен носил случ. хар-р.

У разл. народов роль экв. играли разн. товары: Китай – шелк и чай, Россия – меха и соль, афр. нар – ракушки.

Роль экв. стали вып-ть золото и сереб., но постеп. зол. вытесн. серебро и вып-т роль Д. Это происх., т.к. золото само явл. товаром, на добычу затр. больш. кол-во труда, золото легко делится на части, поэтому удобно в транспорт-ке, может хран. долго, не окисляется.

Первые Д стали чеканить в 3 веке до н.э. в Греции. Первые бум. Д появились в Китае в 8 веке. В России бум.Д стали печатать с 1769 года.

 

Сущ-ть Д раскр. в их ф-циях:

1) мера стоимости (эту ф. Д вып-т идеал.);

2) ср-во обращения (нал.Д.);

3) ср-во платежа;

4) ср-во обращ.;

5) мир. Д.

 

Нек. экономисты считают, что ф-цию мир. Д. совр. Д. утратили. Например, эк-т Куликов вместо ф-ции мир.Д. рассм. ф-ци. ср-во власти.

 

Ряд эк-тов счит., что для совр. Д. осн. ф-циями явл. первые две, а ср-во платежа – только безнал.Д. Часть эк-тов счит., что самой эфф. формой сбереж. Д. явл. вложения Д. в недвиж., зол. монеты и слитки.

 

Ден.масса – кол-во Д., обращ. на нац.рынке.

Ден.база: нал.Д. (М0) с учетом остатков ср-в в кассах КО + остатки на счетах обяз.резервов + ср-ва на кор.сч.КО и депозиты банков, размещ. в БР + др.обяз-ва КО.

Спрос на Д. можно показать в виде кейнс. ф-лы (Y = C+I+G).

След. разл. спрос на Д для сделок (чтобы приобрести тов. и усл.) и спрос на Д со стороны активов (спекулятивный спрос, Д. сами по себе явл. фин. активами и, размещенные в банках, могут приносить доходы).

Чем выше цена, тем выше спрос на Д. Чем выше банк.%, тем выше тенденц. к сбереж. Д. населением. Если население интересует более выс. банк.%, то товаропроизв. – более низ.

Предл. Д абс.неэласт. и граф. можно показать в вид. верт. линии SM. Спрос на Д. – кривая DM.

Равновес. ден.рынка: MV = PQ.

Сущ-т разл. теории рег-ния ден.рынка.

Кейнс считает, что предл. Д. тесно связано с инвестиц., но инвест. дБ доступны для товаропроизв. ДКП осущест. ЦБ, он отвечает за предл. Д.

М.Фридмэн счит., что Д. в эк. дБ много. Показателем обеспеченности эк-ки деньгами явл. коэф. монетизации (США и Европа > 60%, Россия > 20%).

 

36.Кред. сист. Принципы кредита и ф-ции ЦБ РФ в кред. сист.

Кс явл. неотъемл. частью эконом. любой страны, так как от ее функц. зав. форма и дин. разв. стр. в экон. Плане.

КС можно рассматривать в 2 аспектах

1.кс как совок. кредитных отношений, форм, способов и типов кредитования

2. кс как совок. банк. и иных ко работ. в правовом поле,определенном законодател.актами

Кс- совокупность ко, форм и методов их орг-ии.

К КО обычно отно. институты, вып. одну или неск. из след. ф-ий

1.мобилиз. врем. своб. ден.ср. и превращ. их в кап.

2.возмещ. врем. недост. ср-в, возник. у физ и юр лиц

3.расчетно-касс. обслуж.

ДКП – это пол. гос-ва, опирающ. на инстр. ден-кред. регул-я с целью обеспеч. эк. роста. От им. гос-ва эту пол. осущ. ЦБ.

ЦБ – неком. орг., т.е. он не ставит своей глав. задачей получение прибыли. Его глав. задача в том, чтобы, используя инстр. ДКП, рег-ть предл. Д. и обеспеч. стаб. эк. рост.

Ф-ции ЦБ:

1.во взаимод. с прав. провод. ед. ДКП;

2.монопол. осущ. эмиссию нал. Д.;

3.явл. кредитором послед. инстанции, организ-т сист. рефинанс.;

4.устан. правила осущя- расчетов в РФ, правила проведения БО;

5.осущ. обслуж. счетов бюджетов и внебюдж. фондов;

6.осущ. эфф. управление золотовал. резервами БР;

7.приним. реш. о гос. рег. КО, выдает лицензии, приостан. и отзывает их;

8.регул-т эмиссию ц.б. КО;

9.осущ. все виды БО и др. сделок, необх. для вып-ния ф-ций БР;

10.орг. и осущ. вал. рег-е и вал. контроль;

11.опр. пор. осущ-я расчетов с междунар. организ-ми, ин. гос-вами, юр. и физ. лицами;

12.устан. правила БУ и отчетности для бан. сист. РФ;

13.устан. и публ. офиц. курсы ин. вал. по отн. к рублю;

14.прин. участие в разраб. прогноза плат. баланса РФ и организ-т его составление;

15.проводит анализ и прогнозир. состояния эк-ки РФ, публик. соотв. мат-лы и статистику.

Больш. роль в эк. играют КО, своей политикой они оказывают влияние на эк. рост. Среди КО имеет место высокая конкуренция, поэтому кред. рынок – это рынок несоверш.конкуренции.

КО в усл. конкур. стрем. оказывать нас-нию самые разл. услуги.

Все виды деят-ти КО можно подразд. на акт. и пасс.

Акт.оп. – оп., поср-вом кот. банк размещ. ресурсы для получения прибыли и поддержания ликв-ти. По эк. сод-нию АОп мб: ссудные (учетно-ссудные), расчетные, кассовые, инвестиционные и фондовые, гарантийные.

Пасс.оп. – оп. по привл. ден. ср-в на формир-е ресурсов банка, необх. для предоставл. услуг. Поп по эк. сод-нию: депозитные, эмиссионные.

Акт.-пасс.оп. – комиссионно-посреднич. оп., вып-е банком по поруч. кл-тов за опр. плату. Такие оп. наз-т услугами банка. Осн. виды фин.услуг: трансакционные (расчеты), портф.услуги (выдача займов и прием депозитов), услуги по сбору и обработке инф-ции.

Осн. форма размещ. банками своих Д. – это выдача кредита. Его осн. формы: потреб., гос., межхоз-ный, с\х, ипотечный, банковский.

Часть депоз. комм. б. хранят в ЦБ в виде обяз. резервов (норма обяз. рез.).

Факт. рез. – обяз. рез. = изб. рез.

Они исп-ся банком для выдачи ссуд.

Чем больше норма обяз. рез., тем меньше у КО возм-тей влиять на предл. денег.

 

37. Пон. финансов. Госбюджет. Ф-ции налогов. Кривая Лаффера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.