Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планируемые результаты. Такой формат проведения урока предполагает формирование у обучающихся следующих умений:




Такой формат проведения урока предполагает формирование у обучающихся следующих умений:

•  осознание алгоритмической природы любой деятельности;

•  выдвигать версии решения проблемы, предвосхищая конечный результат (на примере решения алгоритмических задач);

•  организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

 

 

Организационные условия тематического урока:

•  Занятие проводится в компьютерном классе, в котором компьютеры обучающихся имеют выход в сеть Интернет и на сайт акции часкода.рф

•  Для первой части занятия расстановка столов и стульев должна обеспечивать формат группового обсуждения и пространство для перемещения учащихся по классу.

•  Аудитория должна быть оснащена мультимедийным проектором и экраном (или интерактивной доской) для демонстрации презентации в мотивационной части урока.

•  Каждый школьник получает бланк листа с сюжетной задачей для ее решения в ходе групповой работы.

 


Сценарий (план-конспект) урокаЭтап урока Содержание Педагогическая целесообразность и рекомендации проведения этапа Время
1. Вступительное слово учителя Слайд 1 - логотип акции “Час кода” Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вместе с тысячами школьников из разных городов нашей страны мы примем участие в акции “Час кода”, которая погружает нас в удивительный мир программирования. Некоторые из вас, наверняка, подумают, что их это не касается. Но, возможно, участие в акции вам поможет сделать выбор будущей профессии - профессии программиста - одной из самых нужных, творческих, перспективных и хорошо оплачиваемых профессий в XXI веке. Причастность к акции может стать дополнительным мотивом к деятельности. 1 мин
  Слайд 2. Давайте начнем наш волшебный урок! А почему он волшебный? Потому что познакомиться с основными понятиями программирования нам помогут герои любимых сказок, а во второй части урока мы совершим путешествие в волшебный мир, где мы сами станем программистами - помощниками искателя сокровищ! Но чтобы справиться с этой задачей, нам нужно сначала научиться писать (придумывать) алгоритмы... Завеса “волшебства”, тайны способствует повышению внимания школьников.  
2. Фронтальная беседа. Введение новых понятий. Слайд 3. Что же такое алгоритм? Алгоритм - это последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения задачи. Инструкции, которым нужно следовать. ● Какое отношение алгоритмы имеют к программированию?   Давайте представим программиста, который задумал создать новую игру для мобильных телефонов или планшетов. Например, героем этой игры, который будет сражаться с монстрами (или преодолевать ловушки) и побеждать их, решая математические задачки, будет мальчик Петя. С чего начнет программист создание игры? Сначала он опишет действия героев - монстров (ловушек) и Пети. А последовательность этих действий и есть АЛГОРИТМ! Слайд 4. А какие бывают алгоритмы? Вот на этот вопрос и помогут нам ответить герои сказок! Слайд 5. Итак, алгоритмы бывают линейные. Так называются алгоритмы, в которых действия выполняются последовательно, будто вы шагаете по ступенькам: раз, два, три… Если школьники знакомы с понятием алгоритма, то учитель организует диалогическую беседу в форме повторения, опираясь на личный опыт и знания обучающихся. На примере необходимо подвести ребят к пониманию того, что написание любой программы начинается с построения алгоритма. На этом этапе учитель озвучивает ключевой вопрос урока. Пропедевтика базовых алгоритмических структур проводится через анализ сказочных сюжетов. Образное сравнение с лестницей на слайде позволит установить ассоциации: каждое действие выполняется на отдельном шаге. 10 мин  
  Слайд 6. Такой линейный алгоритм мы можем построить, читая знакомую с самого детства сказку “Курочка Ряба”. Предлагаю вам прочитать ее по шагам Молодцы! Я еще раз напомню, что такой алгоритм называется линейным. Слайд 7. Но часто в сказках действие героев зависит от разных условий. Например: Налево пойдешь - коня потеряешь, Направо пойдешь - жизнь потеряешь, Прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь... Такие алгоритмы включают ветвление. Действия выбираются в зависимости от условий. Слайд 8. А сейчас давайте вспомним сказки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. ● Кто узнал первого героя? Да, конечно, это кот ученый!   У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. ● Какое условие здесь проверяется? Посмотрите на схему, она вам поможет!   А теперь еще один герой А.С. Пушкина из “Сказки о золотом петушке”: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Дети по цепочке озвучивают шаги алгоритма, описывающего действия героев сказки. Если дети знают отрывок из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", то учитель может попросить их прочитать… Выразительное чтение поможет обучающимся понять, что в зависимости от выбора направления движения будут выполняться разные действия. Внимание детей обращается на слайд, на котором построена блок-схема. Можно прочитать выборочно повторно, пригласить ученика к доске и он будет показывать на схеме условие и разные действия.  
  Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется И в то место обернется». ● А какое условие здесь проверяется?   Коль кругом всё будет мирно”... ● Что делает петушок в этом случае?   Так сидеть он будет смирно; ● А если враг появится?   Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется И в то место обернется». Слайд 9. А сейчас мы с вами познакомимся с циклическими алгоритмами. Слово “цикл” означает, что действие повторяется несколько раз! И сказочного героя, который поможет нам познакомиться с циклическим алгоритмом вы, конечно, узнали. Да, это Колобок! Слайд 10. ● Кто встретился Колобку первым? Да, заяц! ● Проверяем условие: этот зверь - лиса? Нет! ● Что делает колобок? Катится дальше и поет песенку…   Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Диалогический формат беседы способствует включению школьников в обсуждение. В этом случае необходимо выделить условие и действия, которые выполняются в случае выполнения этого условия и в случае, если оно не выполнится. Таким образом, осуществляется пропедевтика полной формы ветвления. Учитель актуализирует знания детей, обращаясь к представленной на слайде схеме. При наличии времени можно предложить кому-то из обучающихся прочитать песенку Колобка. В этом случае школьники сами могут выделить условие, при котором действия повторяются,  
  Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел... Тоже самое будет, если Колобок встречает медведя и волка. ● Какое действие повторяется? Колобок поет песенку!   Слайд 11. А вот еще одна замечательная сказка французского сказочника Шарля Перро - это “Золушка”. ● Какое действие повторял принц? Вы уже догадались? Конечно, примерял туфельку. ● Когда завершился цикл? Когда нашел девушку, которой туфелька подошла. И это была Золушка!   Слайд 12. Итак, мы теперь знаем, какие бывают алгоритмы. Эти картинки помогут вам вспомнить…. Ожидаемые ответы: ● В сказке “Курочка Ряба” действия выполнялись последовательно: алгоритм линейный. ● Кот выполнял разные действия в зависимости от направления движения: алгоритм ветвящийся. ● Принц повторял одно и тоже действие пока не нашел Золушку: алгоритм циклический.   глядя на схему на слайде. Учитель выслушивает ответы детей, комментируя их.  
3. Решение алгоритмических задач Слайд 13. А теперь мы попробуем свои силы в составлении алгоритмов. Мы будем решать задачи, у которых нет привычного ответа. ОТВЕТОМ БУДЕТ Каждая группа получает карточки с задачами 10 мин
               

 

  АЛГОРИТМ. Для решения задач мы разделимся на группы по 4 человека. Слайд 14. Итак, тоже “сказочная” задача… Возвращался старик с базара домой, вел с собою волка и козу и тащил на плечах вилок капусты. Повстречалась на пути речка. Глубока речка, а моста нет. Вдруг видит старик: стоит у берега лодка. Обрадовался! Только уж очень мала лодка: старик может в нее сесть один и взять с собой только одного из "пассажиров" - либо волка, либо козу, либо капусту. Втроем в лодке не поместиться. Переехать на другой берег было бы нетрудно, да вот беда: уж очень недружны "пассажиры". Нельзя старику оставлять волка и козу вместе: волк съест козу. Козу с капустой тоже нельзя оставлять наедине: коза съест капусту. Это только со стариком они все такие "смирные". Сел старик на берегу, задумался: "Трудна задача...". Поможем ему решить? Каждая группа выбирает, кто будет Перевозчиком, а кто сыграет роль волка, козы и капусты. Алгоритм надо будет записать на карточке, используя предложенные команды, и сдать ее учителю. Слайд 15. Задача о переливаниях… И опять старик попал в затруднительное положение. У старика есть ведро (В), бидон (Б) и кувшин (К), которые вмещают соответственно 8, 5 и 3 литра воды. (слайды 14-15). Учитель принимает решение, сколько задач будут решать школьники. Это зависит от уровня их готовности к решению таких задач. Но задача о перевозчике является обязательной. Методическое назначение программы очевидно: пропедевтика понятий “исполнитель” и “команда” в процессе решения логической задачи, получение первичного опыта формальной записи алгоритма. Важно, что задача имеет два решения: первой обязательно надо увезти козу, а вот по возвращении Перевозчик может взять или волка, или капусту. Задачу рекомендуется решать с учениками 3-4 классов. На карточке предложен формат команды. Для удобства работы алгоритм можно записывать в таблицу, фиксируя сколько воды в каком сосуде будет после выполнения соответствующего  

 

  Ведро доверху наполнено водой. Пользуясь только этими тремя сосудами, старику надо разделить воду на две равные части, чтобы напоить лошадь и корову. ● Как вы думаете, в каких сосудах должна оказаться жидкость? И почему?   Ожидаемый ответ: так как половина ведра - это 4 л, то вода должна остаться в ведре и бидоне. Если ребята затрудняются в решении задачи, то учитель может проанализировать решение, представив его на слайде (Слайд 16). шага. При решении задачи важно следить за тем, чтобы на каждом шаге сумма цифр в строке равнялась 8.    
4. Подведение итогов мотивационной части и переход к практической части занятия - работе с тренажером на сайте акции Слайд 17. Учитель: С помощью сказочных героев мы узнали много интересного. И даже сами попробовали составить алгоритмы! А теперь эти знания нам очень пригодятся, чтобы немного поиграть, решить несколько логических головоломок и помочь искателю сокровищ расколдовать драгоценные кристаллы. Кстати, эту игру, волшебный мир, его правила и язык заклинаний (программирования) для нас написали профессиональные программисты! Чтобы начать: 1. Заполните анкету на экране 2. Выберите волшебный мир/игру для своего класса   Важно обратить внимание, что тренажер, как и мобильные приложения, компьютерные игры создаются профессиональными программистами. Они пишутся на разных языках и в разных средах программирования, могут выглядеть на экране по-разному, но общие принципы разработки компьютерных программ и составления алгоритмов для решения различных задач одинаковые и подчиняются логике. На этом этапе учителю необходимо помочь школьникам заполнить короткую анкету на сайте акции и перейти на страницу тренажера, соответствующего возрасту обучающихся. Идеальным вариантом будет открыть сайт акции на всех компьютерах заблаговременно, до начала урока. 2 мин
             

 

5. Работа с тренажером Учитель: 1. Вариант сюжетной формулировки задачи: “У нашего героя есть волшебная кисть, которая понимает заклинания, записанные в виде алгоритма с помощью блоков-команд (условных операторов), которые вы видите на экране. Чтобы составить программу (алгоритм), необходимо перетаскивать блоки из левой части экрана в правую, и размещать их в правильной последовательности друг под другом. Составил из блоков правильный алгоритм - кисть выполнить команды, нарисует и расколдует кристалл для искателя сокровищ. 2 Вариант сюжетной формулировки: Искатель сокровищ получил в подарок волшебную кисть. Все что она не нарисует, превращается в драгоценные кристаллы, которые так нужны нашему забавному герою, чтобы построить свой прекрасный мир. Но есть одна маленькая проблема: кисть рисует, если составлять заклинания - алгоритмы, которые могут придумать только люди (программисты). В виртуальном мире нет ни одного программиста, поэтому давайте попробуем ими стать, и поможем искателю сокровищ получить как можно больше кристаллов. Чтобы составить программу (алгоритм), необходимо перетаскивать блоки из левой части экрана в правую и размещать их в правильной последовательности друг под другом. Составил из блоков правильный алгоритм, - кисть выполнит ваши команды, нарисует и расколдует кристалл для искателя сокровищ. У нас есть (20) минут, давайте узнаем, сколько сокровищ и кристаллов мы сможем расколдовать всем классом. В процессе работы с тренажером педагогу важно организовать рефлексию обучающихся: ● ситуативную (что надо сделать: анализ реальных условий); ● перспективную (как это сделать: анализ возможных способов решения поставленной задачи); ● ретроспективную (каким способом задача решена).   При работе с тренажером педагогу нужно иметь в виду и обратить внимание обучающихся на: а) то, что все задания в тренажере открыты сразу: обучающиеся могут переключаться между заданиями и пропускать их, или возвращаться к ним по своему усмотрению, т.о. строить свой индивидуальный образовательный маршрут, выбирать задания, соответствующие их способностям, темпу решения; б) последнее задание имеет повышенный уровень сложности: имеет ограничение по числу используемых “блоков-команд” для решения. Правила индивидуальной работы с тренажером можно вывести (на усмотрение учителя) на слайде презентации. 20 мин.

 

  Перед стартом давайте договоримся о двух правилах работы: ● Если возникли сложности: ○ Я попробую найти решение сам еще раз ○ Попрошу помощи у трех одноклассников, и только затем у учителя».     ● Если все получилось: ○ Справился первым, предложу другим свою помощь. Сильные помогают слабым (помогают, но не подсказывают).     Если ребята работают в паре за одним компьютером, то они могут обсудить решение совместно или установить очередность прохождения. В конце этапа учитель обязательно должен похвалить обучающихся, предложить им кликнуть по кнопке “Я прошел свой час кода” и перейти на завершающую страницу с электронным сертификатом.    
7. Обобщение результатов мотивационной части урока Учитель: ● Вам понравился тренажер и “Час кода”?   Вот какой сюрприз подготовили для вас программисты! Вы вырастите и, возможно, тоже станете программистами - будете создавать различные программы для детей и взрослых, людей разных профессий. Сегодня вы доказали, что вы можете ими стать. Изучая программирование, вы изучаете универсальный язык, с помощью которого вы (как по волшебству/так же как с волшебной кистью в игре) сможете давать разные команды компьютерам, любым электронным устройствам и общаться с миллионами людей по всему миру языком кода. Очень важно, чтобы после окончания работы класса с тренажером ученики выходили на главную страницу сайта. Пока ученик работает с тренажером, его правильные решения сохраняются, но как только будет осуществлен переход на главную страницу, все решения сбросятся, и другие ученики смогут проходить тренажер заново. Специфика проведения занятия состоит в том, что все предлагаемые ресурсы акции находятся в открытом доступе. Это создает возможность для обучающихся инициировать самостоятельную деятельность после уроков (дома или на перемене). При этом важно, чтобы это знакомство не носило формальный характер, а сопровождалось отработкой ключевых навыков.
Вы можете предложить обучающимся в качестве домашнего задания зайти на сайт акции с онлайн тренажером и пройти (или повторить) учебный материал в удобном для них темпе, а также дать им задание попробовать решить задания для обучающихся следующего уровня (5-7 классы и 9-11 классы) На следующем уроке предложите ребятам поделиться результатами своей работы, разберите алгоритмы вместе и проведите коллективную рефлексию.

 

3 мин.
             

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.