Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Дж. Локка о сознании

Ответы к контрольной работе

У одного из ваших знакомых появилась сильная головная боль, тошнота, головокружение, одна сторона тела стала менее чувствительной, наблюдается асимметрия зрачков. Определите, что произошло с вашим знакомым?

При каких травмах возможен пневмоторакс? Ответ запишите

1 – в,г

2 – а,г

3 – б,в,г

4 – а,в,г

5 – б,в,г

6 – б,г

7 –а,в,г

8 – а,в,г

9 – а,в,г

10 –б,в,г

11 – а,в,г

12 – а,в,г

13 – а,в,г

14 – в

15 – г

16 – г

17 – а

18 – а

19 – б

20 – а

21 – г

22 – г

23 – в

24 – в

25 – г

26 – г

27 – а

28 – б,г,д

29 – перелом ребер и грудины

30 - инсульт

 

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк.

Локк придерживался позиции эмпиризма, то есть позиция, которая понимает источником и доказательством всех знаний как раз чувственный опыт. А отсюда вытекает сенсуализм, это частная форма эмпиризма, собственно тут похоже, ощущения — это единственный и достоверный источник знания. После Локка сенсуализм получил широкое распространение.

Также он придерживался элементаризма, это философская позиция, которая утверждает, что сложные явления можно понять только через более примитивные. Тут как бы сразу говорится о том, что сложные содержат в себе какие-то более простые элементы, которые и следует изучать.

Постулат Локка гласил, что "в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях". Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Выступая против Декарта, который обосновывал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказывал ошибочность этого положения. Если бы идеи были врожденными, писал Локк, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу. Однако в этом случае не составляло бы большого труда сформировать у ребенка знание математики, языка, моральных норм. Но все воспитатели знают, что научить ребенка писать и считать очень сложно, причем разные дети усваивают материал с разной скоростью. Точно так же никто не будет сравнивать рассудок нормального человека и идиота и обучать послед него философии или логике.
Существует, по мнению Локка, и еще одно доказательство отсутствия врожденных идей: если бы идеи были врожденными, то все люди в данном обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого нигде не наблюдается. Более того, писал Локк, мы знаем, что у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о Боге. Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врожденных идей.

УЧЕНИЕ ОБ ОПЫТЕ: Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал, что психика ребенка является «чистой доской» или «tabula rasa», на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека.

 

       
 
 
   


 


Предмет: Явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида. Элементами этого опыта, "нитями", из которых соткано сознание, считались идеи, которыми правят законы ассоциации.

Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Опыт имеет два источника:

 


♥Ощущение
♥Рефлексия

 

 

Наряду с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме".


Все идеи происходят или из одного, или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение — начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания.

УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ:

Идеи:


Простая идея
содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями — через ощущение и рефлексию.

Сложные идеи
образуются умом произвольно в результате следующих действии: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию.


 

Качества. Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств:

- Первичные: это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Порождаемые ими простые идеи — плотности, протяженности, формы и др.— точно воспроизводят их.

- Вторичные: это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц.

- Третичные: сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами.

 

Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции:

Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие

Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам

Идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием)

Затем абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах

Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую сложную общую идею, которая обозначается словом.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в античности). По Локку, ассоциация — это неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Примерами являются все наши симпатии, антипатии, идеи домовых и т. п. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания заключается в том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания.

Сознание.
Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений. «Невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает». Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность.
«Личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как тоже самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления».
Говорил о процессе сознания, как о некоторой сумме идей. А конструирование этих идей — это пассивный процесс, который осуществляется посредством ассоциаций. Он вообще больше указывал на пассивность человека. Ощущение — пассивный процесс, память — чуть более активна. Самый активный — это мышление. Включает в себя три компонента: абстрагирование, сравнение, обобщение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какой способ эвакуации используют при травме бедра? | Урок 11.Статика. Простые механизмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.