Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение объективации и субъективного




Речь здесь идет о том, насколько клиент в диалоге готов взять на себя ответственность за собственную жизнь, насколь­ко он не дистанцируется от своих проблем, ощущает свое автор­ство и силу, необходимую для изменений. Это выражается в формах, которые использует клиент для описания своей забо­ты - тех проблем, жалоб, вопросов, которые привели его в кон­сультацию. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 148] описал эти формы, или, иными словами, паттерны (образцы), представления сво­ей заботы клиентами, расположив их в порядке нарастания субъективности, т. е. готовности взять ответственность на себя, нарастания того уровня анализа, на котором более всего воз­можны личностные изменения:

1. Паттерны, объективирующие заботу. Под объектива­цией здесь имеется в виду постановка себя в позицию стороннего наблюдателя, человека, который не имеет возможности что-либо сделать со своей заботой. В этой группе представлены еле-дующие образцы поведения:

· Называние. Любой проблеме клиента можно присвоить каталожное имя — нерешительность, одиночество, депрес­сия. Процесс называния делает проблему предметом обсу­ждения, отодвигает ее. Часто при этом кажется, что тот, кто страдает от той же проблемы, страдает точно так же, страдание больше не кажется уникальным. Подчас назва­ние вообще отрывается от своей основы в процессе кон­сультирования и начинает жить своей самостоятельной жизнью.

· Описание. Это когда клиент не называет свою проблему, а начинает описывать ее характеристики по сравнению с каким-либо иным известным ему состоянием. При этом предполагается, что любой другой человек, имеющий та­кие затруднения, опишет ее точно так же. Человек очень мало внимания уделяет своему личностному, уникально­му переживанию проблемы, что означает потерю способ­ности повлиять на состояние.

· Оценивание. Человек приписывает своей проблеме неко­торые свойства; например, когда клиент говорит, что это делает его таким несчастным. Здесь проблеме придается некоторая власть.

2. Паттерны с тенденцией к объективации:

· Функциональное ассоциирование. Имеется в виду ситуа­ция, когда человек начинает рассуждать о том, как другие люди справляются с подобного рода проблемами; почему у других людей подобные проблемы не вызывают страда­ний, а у него они вызывают. Человек заинтересован фак­том существования индивидуальных различий в реагиро­вании на подобного рода ситуации.

· Причинное или аналитическое ассоциирование. Человек начинает рассуждать о причинах своих затруднений, ис­следовать свою уникальную историю. Здесь таится опас­ность развернутых каузальных построений, которые не мо­гут вызвать заметных изменений в чувствах и поведении.

· Детализация истории или жизненных событий. Пред­полагается, что силой обладает эпизод из прошлого, а не сам человек, который вспоминает этот эпизод. Человек ощущает себя жертвой происшествия, которое произошло давно. Осознание этого, как правило, недостаточно, чтобы вызвать изменения. Но все-таки это уже больший шаг на пути погружения в свою субъективность. Человек более погружается в свои эмоции, переживание, горе. Он уже менее отстранен от себя самого.

3. Паттерны с тенденцией к субъективности. Клиенты на­чинают в своем собственном опыте искать то, что поможет су­щественно изменить чувства, взгляды или действия. Сюда вхо­дят следующие образцы поведения:

· Осознавание тела и ассоциирование. Человек начинает прислушиваться к голосу своего тела, сосредоточивает свое внимание на том, как он себя чувствует в данный мо­мент; есть ли в его теле напряжение, не нужно ли рассла­биться, избавиться от него. Пытается понять, что он чув­ствует телом, а не разумом.

· Описание снов и фантазий. При этом важно подмечать слова и образы, которые кажутся особенно мучительными для клиента или которые произносятся так, что заставля­ют предположить их аффективную заряженность. Клиен­ту говорят об этом и просят позволить появиться любой ре­акции. Так, клиент погружается в анализ себя, начинает работать на уровне истинной субъективности, если он не переходит к объективации как механизму психологиче­ской защиты.

· Эмоциональное ассоциирование. Человек осознает свою печаль и боль по поводу собственных проблем. Путь к это­му лежит часто через лучшее осознавание потребностей своего тела. Другой путь - подробный рассказ об актуаль­ных жизненных переживаниях.

· Осознавание в процессе. Клиент самостоятельно или с по­мощью своевременных интерпретаций специалиста, ока­зывающего воздействие, осознает, как некоторые из его проблем разворачиваются прямо в процессе диалога. На­пример, он начинает осознавать свою нерешительность.

4. В основном субъективные паттерны. Здесь выделяют­ся следующие образцы поведения:

· Спонтанное фантазирование. Клиенту можно предло­жить не стараться о чем-то думать, просто открываться любым образам, которые приходят спонтанно. Необходи­мо позволить образу сформироваться, затем рассказать собеседнику. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 161] указывает на ряд случаев, в которых не следует обращаться к спон­танному фантазированию.

· Свободные ассоциации. Клиент должен говорить все, что приходит в голову, безо всякой цензуры, соображений приемлемости или иных ограничений.

· Поиск, ведомый заботой. Это развитие метода свободных ассоциаций. Клиент не может спонтанно говорить все, что приходит в голову. Для того, чтобы выбирать из множест­ва возможностей, необходим критерий отбора. Эту функ­цию выполняет переживание заботы. Имеется в виду, что человек действительно заботится о каких-либо вопросах, что он готов вложить в это себя. Для эффективного поиска необходимы три вещи:

а) клиент должен определить жизненный вопрос, который хочет исследовать более глубоко и полно, и подробно описать его консультанту (и делать это часто и многораз);

б) во время этого описания клиент должен быть погружен в процесс настолько глубоко, насколько это возможно - ос­таваться на уровне критических обстоятельств столько, сколько сможет;

в) клиент должен сохранять исследовательские ожидания, способность удивляться.

Полезны свободные ассоциации, которые возникают по ходу этого процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.