КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Об историческом подходе в изучении психики человека
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ Печатается по рукописи. Доклад, для которого были подготовлены данные тезисы, состоялся в ВИЭМе (Всесоюзный институт экспериментальной медицины) 16 февраля 1935 г. Доклад так и не был опубликован, поскольку руководством ВИЭМа был встречен критически, а после постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» руководство, неправомерно связав работу возглавлявшейся А. Н. Леонтьевым Лаборатории генетической психологии с осужденной в постановлении сложившейся практикой учебно-воспитательной работы, лабораторию расформировало, и Леонтьев смог реализовать намеченные в докладе идеи значительно позднее. В тезисах чрезвычайно четко сформулированы основные теоретические позиции харьковской группы учеников Л. С. Выготского. Большой интерес представляет анализ отношений психологии и физиологии (именно эта часть и вызвала критику физиологов), а также понимание общения как «процесса, в котором организуется... деятельность». Близкие идеи выражены также в статье «Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии» (т. I, с. 324) и в «Лекциях по психологии» (1934—1935), изданных Харьковским государственным педагогическим институтом в виде отдельных тетрадок, отпечатанных литографским способом (см. лекцию «Генез человеческой речи и мышления» и лекцию «Психология речи»). Печатается го тексту третьего (1972) издания книги «Проблемы развития психики». Работа представляет собой вечернюю* лекцию, прочитанную на XVI Международном психологическом конгрессе в Бонне (ФРГ) в 1961 г. Впер- * Лекция, читаемая специально приглашаемым докладчиком, обычно ведущим специалистом в данной области. вые опубликована в журнале «Вопросы психологии» (1960, № 6), затем была включена автором в расширенном варианте во второе и третье издания «Проблем развития психики». Переведена на польский, румынский, французский, английский, венгерский и японский языки. Печатается по тексту третьего (1972) издания книги «Проблемы развития психики». Работа впервые была опубликована в сборнике «Психологическая наука в СССР» (М., 1959, т. I) и в том же году в первом издании «Проблем развития психики». Статья была переведена на венгерский, китайский, польский, немецкий (ГДР) и английский (США) языки. В работе развиваются те же идеи, что и в «Очерке развития психики», однако в несколько ином контексте, в частности в связи с гипотезой о системном строении психических функций или способностей человека. Эта гипотеза была впервые выдвинута А. Н. Леонтьевым в докладе «Природа и формирование психических свойств и процессов человека», прочитанном на XIV Международном психологическом конгрессе в Монреале (Канада) в '1954 г. Доклад был опубликован на русском и французском языках в книге «Доклады на Международном конгрессе по психологии» (М., 1954), а в 1955 г. в журнале «Вопросы психологии» (№ 1). О принципиальном различии у человека индивидуального, видового и усваиваемого, общественно-исторического опыта говорится также в докладе «Обучение как проблема психологии», прочитанном в 1956 г. на симпозиуме Французской ассоциации научной психологии в Страсбурге и опубликованном в журнале «Вопросы психологии» (1957, № 1), и в докладе, прочитанном в 1957 г. на проходившем в Экс-ан-Провансе IX конгрессе французских философских обществ.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |