Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева




Опираясь на сформулированные С.Л. Рубинштейном положения, а также развивая собственные психологические воззрения, А.Н. Леонтьев разработал оригинальную психологическую теорию деятельности.

В 1930 году А.Н. Леонтьев создает в Харькове (тогдашней столице Украины) собственную научную школу, целью которой становится разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, образующих функционирующую как единое целое систему. Особое место отводилось связи между строением деятельности и строением сознания.

Под деятельностью автор понимал систему процессов, осуществляющих взаимодействие организма именно с предметной средой: «Деятельность – это процесс, посредством которого осуществляется связь с предметом той или иной потребности и который обычно завершается удовлетворением потребности, конкретизированной в предмете деятельности». Деятельность – это реальная связь субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика. Деятельность – главная образующая психики, движущая сила её развития. Деятельность – лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности.

В своей обобщающей работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) А.Н. Леонтьев особое внимание уделил системному характеру деятельности, её внутренним переходам и превращениям, которые включены в целостную систему жизнедеятельности человека.

1. Предмет деятельности – есть её действительный мотив. Если происходит опредмечивание потребности и рождается мотив деятельности (то, ради чего совершается действие), возникает верхний уровень иерархического строения деятельности – уровень особых видов деятельности. Предмет деятельности придает ей определенную направленность. Мотив (предмет) деятельности может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за этим всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

2. Анализ становления и развития человеческой деятельности в процессе эволюции показывает, что деятельность каждого отдельного члена человеческого сообщества (например, заманивание дичи в ловушку и т.п.) сама по себе не приводит и не может привести к удовлетворению потребности в пище или в шкуре животного. То, на что направлены данные процессы деятельности, не совпадает с мотивом деятельности: то и другое разделено между собой. В данном анализе определение деятельности как процесса, непосредственно направленного на предмет потребности, нарушается. Эту особую деятельность А.Н. Леонтьев обозначил термином «действие».

Когда говорят, что человеком выполнено известное действие, то это вовсе не значит, что тем самым выполнен процесс, отвечающий предмету потребности и завершающийся её удовлетворением, т.е. деятельность. Предмет действия приводит к удовлетворению потребности не сам по себе, а только будучи включенным в какую-либо деятельность или, точнее, становясь моментом какой-либо деятельности. Говоря о действии, необходимо также иметь в виду еще одно понятие – цель. Если предмет деятельности является предметом потребности субъекта, то предмет действия есть цель.

Таким образом, действия являются основными «моментами» отдельных человеческих деятельностей и составляют предмет анализа уровня действий в иерархическом строении деятельности человека. Действие – основная единица анализа деятельности, занимающая центральное место в её иерархическом строении. Действие – это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. сознательной цели.

3. Действия имеют способы своего осуществления, т.е. систему операций – третий уровень иерархического анализа деятельности человека. Известно, что цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Всякая цель объективно существует в некоторой предметной ситуации. Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто), действие имеет и свой операциональный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а предметными условиями её достижения. Цель, данная в определенных условиях, именуется задачей, которой и отвечает действие. Операции соотносятся с теми определенными условиями, в которых задача может быть достигнута.

4. Четвертый уровень анализа иерархического строения человеческой деятельностипсихофизиологические механизмы, реализующие саму деятельность, действие и операции. Виды психофизиологических механизмов:

а) сенсомоторные процессы – процессы, в которых осуществляется связь восприятия и движения:

- сенсорный момент реакции – процесс восприятия;

- центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием и выбором;

- моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;

- сенсорная коррекция движения – обратная связь.

б) идеомоторные процессы – связывают представление о движении с выполнением движения;

в) эмоционально-моторные процессы – связывают выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаниями человека.

Психофизиологические механизмы формируются как в филогенезе, так и в онтогенезе. При формировании в онтогенезе они механизмы не только подчиняются в своем формировании деятельности, но и реализуют эту деятельность во всей совокупности её моментов.

В целом системный характер деятельности человека, по А.Н. Леонтьеву, можно графически представить следующим образом: деятельность – действия – операции поставлены в соответствие с мотивом – целью - условиями.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 
 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.