Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемным полем операций в деятельности является понятие умений и привычек




Вопрос

ВОПРОС

ОПЕРАЦИИ

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

 

 
 

 


ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ

 

 
 

 

 


Основной единицей анализа деятельности, обладающей наиболее важными характеристиками её структуры, является действие, характеризующееся следующими особенностями:

- Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

- Действие – это и одновременно и акт поведения. Действие – это движение, взаимосвязанное с сознанием.

- Через понятие действия вводится принцип активности, т.е. активность – свойство самого субъекта.

- Действие выводит деятельность человека в предметный и социальный мир, т.к. цель действия может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

- Процесс действия включает ориентировку субъекта в ситуации с порождением идеальных образов, исполнение, а также контроль и коррекцию.

Данные характеристики действия позволили А.Н. Леонтьеву сформулировать основополагающие принципы психологической теории деятельности

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности – принцип «размывания» круга сознания.

2. Поведение нельзя рассматриваться в отрыве от сознания человека – принцип единства сознания и поведения.

3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс – принцип активности.

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер – принцип предметной человеческой деятельности и принцип её социальной обусловленности.

Таким образом, деятельность на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованная психическим отражением, ориентирующим субъекта в предметном мире. Деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.

Деятельностный подход С.Л. Рубинштейна и психологическая теория А.Н. Леонтьева оказали существенное влияние на развитие отечественной психологии. Наиболее весомыми и значимыми являются следующие достижения:

1. Деятельностный подход доказал неразрывную связь психики и деятельности человека.

2. Деятельностный подход подтвердил факт того, что деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта (личности).

3. В рамках деятельностного подхода разработаны проблемы:

- макро- и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность – действие – операция – функциональный блок).

- «сознание – образ» и «сознание – процесс»; сознание является ведущим в единстве образа и процесса, связывает образ с отражаемой действительностью;

- интериоризации, как важнейшего механизма формирования сознания;

- периодизации психического развития с использованием понятия «ведущая деятельность».

4. В рамках деятельностного подхода сформировалось продуктивное направление – психология действия, подвергшее изучению мнемические, сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, умственные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы, цели, задачи, способы выполнения и условия осуществления.

5. В рамках деятельностного подхода сформировалось направление, сделавшее предметом своего изучения внутреннюю деятельность человека. Результаты проведенных исследований показали, во-первых, что внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя (видимая для сторонних наблюдателей) и отличается только формой протекания – действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат. Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней путём процесса интериоризации, т.е. путём переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный продукт. Через понятие внутренней деятельности отечественные психологи вышли на проблему сознания и анализа психических процессов. Выяснилось, что представления о структуре деятельности применимы к анализу всех психических процессов. Поэтому не случайно советская психология на протяжении нескольких десятилетий занималась разработкой деятельностного подхода в психологии.

 

В учебной и справочной литературе можно встретить следующие определения деятельности:

« Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в ходе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью» (А.Г. Маклаков).

«Деятельность – динамическая система взаимодействия человека с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа» (Е.И. Рогов).

«Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» (БПС, 2004).

«Деятельность – активный способ решения субъектом своих потребностных задач, т.е. достижение предмета потребности через собственную двигательную активность» (В.А. Иванников).

По сравнению с животными, человеческая активность имеет свои особенности.А.В. Брушлинский выделяет следующие уровни взаимодействия живого организма с окружающим миром:

1. Система безусловных раздражителей. Окружающая действительность в данном случае выступает как внешний толчок, который более или менее однозначно «запускает» в ход адекватные ему реакции и рефлексы (зрачковый рефлекс в ответ на изменение освещения, сосательный рефлекс новорожденного в ответ на тактильный контакт с материнской грудью и др.).

2. Система сигнальных (условных) раздражителей. Это уже психический, а не только физиологический уровень взаимодействия с окружающей действительностью.

3. Система объектов. Этот уровень свойственен только человеку. Для животных окружающая среда – это система не объектов, а раздражителей. Экспериментальное изучение поведения лосихи во время и после родов в условиях, максимально приближенных к естественным, показало, что в первые дни лосиха охраняет не детеныша, а место родов (даже когда новорожденного в неё отбирают). Уведенная с места родов, лосиха стремится туда вернуться. При попытках воссоединить мать с детенышем вне места родов лосиха не только не принимает своего детеныша, но часто проявляет по отношению к нему агрессивность, вплоть до битья копытами. Это яркий пример того, что поведение животных осуществляется именно на уровне реакций, обусловленных отдельными раздражителями. Для нормального человеческого индивида (в т.ч. для матери) новорожденный всегда выступает как объект, противостоящий внешней среде и независимый от наглядно-чувственных характеристик окружающей действительности.

В целом, по мнению исследователей, деятельность человека отличается от активности животных следующими важнейшими особенностями:

Активность животных Деятельность человека
Инстинктивно-биологическая Направляется потребностью в познании и общении.
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения). Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности.
Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации. Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости.
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного. Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры.
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия для будущего предполагало наличие образа будущего действия, т. е. появление плана сознания.
Приспособительская Преобразующая

 

4. Система субъектов (вообще индивидов). Основоположник деятельностного подхода С.Л. Рубинштейн выделял помимо деятельности другие виды и уровни активности людей, в частности, поведение. Когда в ходе деятельности на первый план выступают отношения между людьми, а не отношения между вещами, то в мотивации человека центр тяжести переносится из сферы вещной в план межличностных отношений. Тогда деятельность выступает в новом качестве – она становится поведением. Единицей поведения является поступок.

Поведение активность человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемая со стороны её регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, например, о высоконравственном, преступном и легкомысленном поведении.

Поступок единица поведения, в которой формируется и в то же время выражается позиция личности, её моральные убеждения. Поступком не являются автоматизмы, рефлексы, импульсивные, привычные движения, действия, выполняемые по приказу, служебной инструкции, согласно внешним требованиям или предписанной роли.

В деятельностном подходе понятие «поступок» вводится для объяснения разных реальностей:

- сознательных действий, в которых человек выражает свое отношение к другим людям и миру в целом и которые обладают социальной значимостью (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, А.П. Петровский и др.);

- волевых действий, совершаемых в ситуации борьбы мотивов (А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, Е.Е. Соколова и др.);

- нравственных действий, т.е. действий, направленных на творческое воплощение существующих ценностей в индивидуальной деятельности, достижение нравственных идеалов, соблюдение нравственных императивов и т.д. (С.Г. Якобсон);

- деятельности, в которой человек выражает свое нравственное отношение к миру (А.П. Вардомацкий);

- особой личностной активности человека, не сводимой к реализации отдельных действий или деятельности (П.А. Мясоед).

Кроме того, понятие «поступок» достаточно часто используется как синоним понятия «действие».

Центральными характеристиками поступк а, по мнению А.М. Марюкова, являются аксиологичность, единичность (нетипичность) и ответственность.

- Аксиологичность поступка свидетельствует о том, что при реализации поступка человек переживает общественно значимое и ценное как значимое лично для себя. Сложившуюся ситуацию человек воспринимает как «требующую» определенного действия. При этом индивид сам может не отдавать себе отчет, почему это значимо для него, ради чего он делает то, что делает.

- Поступок – это не типичное, постоянно повторяющееся, а единичное действие. Этим поступок отличается от действий, реализующих традиции и обычаи данной культуры. Действия, направленные на реализацию традиций и обычаев, это типичные, постоянно повторяющиеся в определенных ситуациях действиях. Они служат строго определенным целям и реализуются строго по определенному алгоритму, легко подвергающему формализации. Их появление в тот или иной момент времени можно с большой долей вероятности предсказать. Поступок же единичен. Он возникает в ситуациях, встречающихся нечасто и требующих отдельного, индивидуального решения, которые учитывает все многообразные особенности сложившегося поведения.

- Субъект поступка всегда пристрастен, всегда заинтересован в том, что должно свершиться. Не кто-нибудь, а именно он, конкретный человек, воспринимает ситуацию, как требующую ответа, именно к нему она «взывает» и именно от него требует активности. Это то, что называют ответственностью человека в реализации поступка. Ответственность при этом понимается как индивидуальный, пристрастный, исходящий изнутри человека ответ на «вызов» ситуации. Даст человек «ответ» на возникшую ситуацию или не даст, зависит только от него. В этом плане человек свободен по отношению к реализации поступка или отказу от него, он сам является автором собственного выбора. Если человек отказывается от реализации задуманного поступка или поступок по каким-либо причинам приводит не к позитивным результатам, а к негативным последствиям, то человек может испытывать муки совести, чувство вины. Поэтому, реализуя поступок, человек субъективно берет на себя обязательства за его выполнение и принимает на себя вину за его возможные последствия.

Таким образом, поступок – это личностно-осмысленное, личное сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта с установленным, привычным, заведенным порядком. Критерием оценки успешности поступка служит морально-этическая сфера. Позитивно оцениваемые, значительные для общества поступки получают особые имена, их называют подвигами и деяниями. Лица, их совершившие, почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и начинают работать на формирование нормативно-соответствующих действий детей.

Особого внимания при осуществлении психологического анализа деятельности заслуживают характеристики деятельности человека, также демонстрирующие её принципиальное отличие от активности животных.

1. Субъектность. Деятельность совершается определённым человеком - субъектом или совокупностью субъектов. Человек, как субъект деятельности, организует, планирует, направляет, корригирует деятельность. В то же время сама деятельность формирует человека как её субъекта, как личность, отражая принцип единства сознания и деятельности.

2. Предметность. Деятельность определяет то, на что направлена вызвавшая её потребность, т.е. её предмет. По предмету деятельности различают её виды (педагогическая, конструкторская и т.д.). Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла.

3. Мотивированность. При рассмотрении данной характеристики деятельности обращают внимание, прежде всего, на начальный этап деятельности, т.е. на её предпосылку – потребность, нашедшую себя в предмете. Поскольку потребность находит в предмете свою определённость («опредмечивается» в нём), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает её. Деятельность всегда предметна и мотивирована. И если предмет деятельности это то, на что она направлена, то определение мотива – это ответ на вопрос, ради чего совершается деятельность.

4. Целенаправленность. Цель – это осознанный образ предвосхищённого результата, на достижение которого направлено действие человека, удовлетворяющее актуализированную потребность.Цель действий, входящих в деятельность, есть её интегрирующее и направляющее начало. Цель характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и её реализации с помощью определённых средств. Как только человек пытается самостоятельно сформулировать жизненные цели, перед ним встаёт целый ряд достаточно сложных проблем, которые ему необходимо оценить с позиций: своих способностей; своих потребностей; сложности поставленной цели с точки зрения своих способностей; полезности поставленной цели с точки зрения своих потребностей.

Мотивы и цель могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится.

5. Осознанность. Осознанность может относиться к субъекту деятельности (осознание себя, рефлексия) или к содержанию, процессу деятельности. Реально осознаётся только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта, т.е. занимает место непосредственной цели внутреннего или внешнего действия.

6. Активность. Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающей вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо.

7. Общественный характер. Какие бы виды деятельности не рассматривались, все они по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь деятельностью, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

8. Плановость. Деятельность – это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом её виде действия, составляющие её, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

9. Систематичность. Когда говорят о деятельности человека, то всегда имеют в виду её длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.

Все эти характеристики раскрывают не просто деятельность как некую абстрактную категорию, а вполне применимы к тем отдельным, особым, видам деятельности, которые составляют верхний, высший уровень иерархического строения деятельности человека. Человек современного общества занимается разнообразными особыми видами деятельности, классифицировать которые вряд ли представляется возможным, поскольку необходимо для этого описать наиболее важные для человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей. Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Первым видом деятельности, возникающим и в онтогенезе ранее других, является игра. Игра – особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего она преследует цель получения отдыха и имеет характер развлечения.

Игры могут быть разными:индивидуальными и групповыми; предметными и сюжетными; ролевыми и играми по правилам. Складывающиеся в играх поведение и отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра является средством общения и разрядки.

Далее, по мере своего взросления, человек включается в такой вид деятельности, как учение. Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учения состоят в том, что оно непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Особое место в жизнедеятельности человека занимает такой вид деятельности, как труд. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создания материальных и духовных ценностей. Цель труда: создание определённого продукта. В труде человек реализует себя, осуществляет поиск и создание новых способов и приемов достижения необходимых профессиональных результатов.

Очень часто, когда говорят о деятельности взрослого человека, имеют в виду трудовую его деятельность. Трудовая деятельность – деятельность, которая объективно задана и нормативно зафиксирована в специальной документации, является тем ориентиром, в рамках которого человек реализует себя как индивид, активный деятель и специалист.

В последнее время усиление гуманистических традиций в философии и психологии способствовало обращению специалистов к анализу видов деятельности человека, реализуемых им в рамках культуры, которая, при всём многообразии её проявлений, может быть рассмотрена как совокупная человеческая деятельность по весьма немногочисленным и практически неизменным направлениям. Эти направления предопределены природой человека, и само их существование закреплено в обществе в виде тех или иных социальных институтов.

Опираясь на концепции Н. Данилевского и Э. Шпрангера можно сказать, что в культуре существует несколько универсальных типов институтов, соответствующих основным направлениям человеческой деятельности и ценностям, лежащим в основе этих видов деятельности. К таким основным направлениям человеческой деятельности относятся:

- наука – стремление к постижению истины посредством рационального, логического мышления;

- искусство – стремление к красоте, к эстетическому идеалу посредством эмоционально-символического, образного отражения окружающего мира;

- предпринимательство, бизнес – желание принести максимальную пользу посредством практических действий, ориентированных на конкретный результат;

- политика – тяга к достижению власти посредством специально организованного и искусно осуществляемого общения;

- религия –выражение стремления к свободе, к возможности осмысленного выбора в соответствии с системой ценностей, являющихся предметом веры.

На современном этапе последователями А.Н. Леонтьева и другими психологами предложено большое число концептуальных схем деятельности, выходящих за пределы классической схемы автора психологической теории деятельности. Например:

- С.Л. Рубинштейн: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат, оценка;

- Г.П. Щедровицкий (анализ мыследеятельности): цель, задача, исходный материал, средства, процедура, продукт;

- О.А. Конопкин (изучение саморегуляции деятельности): цель, модель условий, программа, критерий успеха, информация о результатах, решение о коррекции;

- В.Д. Шадриков: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества;

- Г.В. Суходольский: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка;

- В.Э. Мильман: потребность, мотив, объект, цель, условия среды, средства, состав, контроль, оценка, продукт.

Последовательница деятельностного подхода, ученица П.Я. Гальперина, Т.В. Габай, полагает, что структуру деятельности человека следует представлять как систему следующих взаимосвязанных между собой компонентов.

1. Субъект деятельности. В качестве субъекта деятельности могут выступать: человечество, общество в целом либо человек как особый вид живого; та или иная социальная группа; индивид, личность, конкретный человек. При этом автор отмечает, что понятие «субъект» должно соотноситься с понятием «человек». Вызвать к жизни процесс и результат деятельности может только субъект, обладающий материальными органами. П.Я. Гальперин писал: «действует не психика, а субъект, который вовсе не духовная субстанция, а особым образом устроенный сложный организм». У А.Н. Леонтьева субъект также выступает как «телесный, материальный», в единстве телесных и психологических его свойств.

2. Предмет деятельности то, что субъект имеет к началу своей деятельности и что подлежит трансформации в её ходе в продукт. Таким образом, предмет – это «будущий продукт» деятельности, а продукт – есть «бывший предмет». Чаще всего выделяют два класса предмета деятельности: а) просто материальные (обычно вещественные) объекты, подлежащие превращению в другие, материальные же (вещественные) объекты; б) информационные системы, находящиеся в том или ином состоянии, продуктом которых должно стать достижение некоторого заданного состояния.

3. Средства деятельности все то, что стоит между субъектом и желаемым продуктом деятельности:материальные объекты, язык, понятия, а также методы и даже участники её процесса. Средства деятельности – сложная и разветвленная система «искусственных органов» человека. В качестве основных средств деятельности можно выделить:

3.1 По отношению средств к применяющему их субъекту:

а) оптические приборы (лупы, бинокли, микроскопы, телескопы и др.), акустические приборы (внешние усилители звука), а также ряд устройств, позволяющих человеку воспринимать информацию, находящуюся во внешнем по отношению к нему миру;

б) средства осуществления воздействий субъекта на внешнюю ситуацию, объект – собственно орудия трудовой деятельности;

в) средства «продолжения» функциональных мозговых органов; всевозможные материальные объекты, несущие информацию о процедуре выполняемой деятельности (книги, руководства, справочные устройства, учебные карточки с алгоритмом действий), а также другие люди – носители умения выполнять эту деятельность; эти средства широко применяются у учебной деятельности и характерны для усвоения учебного материала.

3.2 По видам предмета деятельности:

а) средства, относящиеся к деятельности со сложными информационными системами (люди, животные); Л.С. Выготский примерами таких орудий, которые он назвал психологическими, считал язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки и т. п.;

б) средства, относящиеся к деятельности с относительно более простыми материальными объектами, «вещами» и различными материалами; это материальные вещи и средства, собственно орудия.

3.3 По природе объектов, используемых в качестве средств деятельности: неживые объекты и живые существа, даже микроорганизмы (например, процессы брожения посредством дрожжевых грибков).

3.4 Своеобразным орудием в деятельности человека может являться другой человек. Он выступает орудием по отношению к деятельности первого, но также может быть и субъектом данной деятельности.

4. Условия деятельности – то, что способствует или мешает выполнению деятельности человеком. Условия деятельности могут быть внутренними (структурные моменты деятельности, субъект, предмет, процедура, средство) и внешними (физическое окружение деятеля: воздух, источники света, рабочее место, рабочая мебель и пр.).

С.Л. Рубинштейн выделял особый – социальный – аспект внешних условий, подразумевая под этим психологический климат, в котором работает человек. По мнению ученого, «объективно одна и та же задача является психологически задачей различной трудности, когда её приходится решать в различных социальных ситуациях, в доброжелательном и недоброжелательном окружении».

Особое место в деятельности человека занимает время, отводимое на её выполнение. Когда говорят: «Мне некогда это делать», имеют в виду ограничение существования во времени субъекта некоторой деятельности. Когда же выдают вещь для использования в течение определенного срока, ограничивается существование во времени средства этой деятельности. Поэтому некоторые считают, что время – это не просто условие деятельности, а количественная характеристика существования деятельности и всех её компонентов.

5. Продукт деятельности -это результат трансформации предмета деятельности. Продукт деятельности может быть: прямой и побочный; удавшийся, неудавшийся и частично удавшийся; полезный, бесполезный и вредный; необходимый и добавочный; конечный и промежуточный.

6. Процедура деятельности – это технология (способ, метод) получения желаемого продукта из определенного предмета и при определенных условиях. Задавая нормативный ход деятельности, процедура имеет статус правила, обязательного для исполнения деятелем. Информация о процедуре деятельности фиксируется на каких-либо материальных носителях в виде программы или алгоритма.

В целом, по мнению отдельных авторов, в отечественной психологии сложились два типа анализа деятельности.

Первый - технологический позволяет рассматривать деятельность как определенное предметное поведение (учебная, трудовая, спортивная и т.д.). Данный анализ направлен на выявление условий и алгоритмов достижения результатов осуществляемой предметной активности человека, независимо от того, совпадает или не совпадает этот предметный конечный результат с предметом потребности действующего субъекта.

Второй - смысловой – выделяет деятельность не по её предметному содержанию, а по предмету активности субъекта, когда предмет деятельности совпадает с предметом потребности субъекта.

И при технологическом, и при смысловом анализе необходимо выделяются объективные и субъективные составляющие деятельности. Первые представлены предметным содержанием деятельности (её предметностью) и её структурой (строением), а вторые психическими процессами, функционирующими как внутренние операции деятельности. Психические процессы обеспечивают ориентировку, извлечение из памяти необходимой для действий информации и умений, поиск новых эффективных решений, прогноз изменений ситуации, управление действиями, контроль их результатов и т.д.

Деятельность
Объективные составляющие Субъективные составляющие
Предметное содержание Структура Мотивационные: а) потребности; б) мотивы; в) ценности Ориентирующие, регулирующие и исполнительские: а) знания, умения; б) эмоциональные состояния; в) индивидуально-психические особенности
       

 

С позиций технологического подхода в структуре деятельности можно выделить следующие единицы:

1. Деятельность – наиболее крупное образование, включающее всю совокупность актов, выполняемых субъектом для достижения конечной цели.

2. Функциональные компоненты деятельности структурные образования, занимающие промежуточное положение между действием и деятельностью. Выделяют основной и подготовительный функциональный компонент. Подготовка и осуществление деятельности часто обособляются друг от друга. Они могут быть выполняемы в разное время, а также разными людьми, не всегда вступающими в живое общение.

3. Действия подкомпоненты того или иного функционального компонента. Деятельность и действие не жестко связаны между собой. Действие может входить в разные деятельности, причем иногда одновременно.

Если конечный результат деятельности становится промежуточным результатом в другой, более широкой и общей активности, то деятельность начинает отвечать другой потребности и, теряя свой статус, включается в другую деятельность как сложное действие. При этом потребность, ради предмета которой осуществлялась деятельность, либо присоединяется к новой более общей потребности, либо угасает, а её предмет может стать осознаваемой промежуточной целью. Например, человек читал литературу по психологии на основе интереса, определяемого познавательной потребностью. Затем зарождается профессиональная потребность стать психологом, и человек начинает учиться «на психолога». Теперь чтение психологической литературы становится частью общей подготовки к получению профессии психолога. При этом познавательный интерес может как снизиться (чтение стало частью профессиональной подготовки, т.е. действием со своим промежуточным результатом в рамках учебной деятельности), так и сохраниться, и тогда чтение литературы одновременно есть и познавательная деятельность, и действие в учебной деятельности.

Возможна и другая ситуация, когда промежуточный результат (цель действия) становится предметом новой потребности человека, конечным результатом активности (сдвиг мотива на цель). В этом случае бывшее действие выходит из состава своей деятельности и становится самостоятельной деятельностью. Например, студент философского факультета изучает психологию, чтобы сдать экзамен по этому предмету как очередной этап в профессиональном обучении. Но психология оказалась очень интересной для студента, и он начинает читать психологическую литературу не ради экзамена, а ради познавательного интереса. Бывшее учебное действие, оставаясь им, становится одновременно познавательной деятельностью и может перерасти в новое содержание деятельности профессионального обучения (смена будущей профессии).

4. Операции минимальные по своему предметному содержанию акты, способы выполнения действия. Операции показывают то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов.

Переход действий в операции связан со степенью освоения и автоматизации действия. В автоматизированном действии цель действия перестает осознаваться, а само действие больше не выступает для исполнителя самостоятельной активностью и может соединяться с другими действиями, направленными на достижение одного и того же более общего промежуточного результата, и тем самым включаться в новое составленное действие.

Переход действий в операции хорошо виден при обучении ученика новым действиям (на примере письма).

 

Цель действия Операция Операция второго порядка Операция третьего порядка Операция четвертого порядка
Палочки, крючочки, кружочки (/,о) Движение руки - - -
Буква /, о Движение - -
Слово Буква /, о Движение  
Предложение Слово Буква /, о Движение

 

Уходом написания букв, а затем слов в статус операций можно объяснить ухудшение почерка и правильности написания элементов букв, самих букв и слов.

Главное свойство операций – они мало осознаются или совсем не осознаются, поэтому уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.

Навык – автоматизированный компонент сознательной деятельности, вырабатывающийся в процессе её выполнения и упражнений.

Навыки характеризуются: скоростью, автоматизированностью, стереотипностью, экономичностью движений. Значение же навыков в деятельности человека связано с тем, что они, во-первых, позволяют устранить лишние движения и ускорить темп выполнения действий. Во-вторых, навыки изменяют контроль за действием: зрительный заменяет мускульный. В-третьих, благодаря навыкам внимание переносится на результат действия, а не на способ его выполнения.

Согласно Л.Б. Ительсону, развитие навыков проходит следующие этапы.

Этап развития навыка Характер навыка Цель навыка Особенности выполнения действия
Ознакомительный Осмысливание действий и их представление Ознакомление с приёмами выполнения действия Отчётливое понимание цели, но смутное – способов её достижения; весьма грубые ошибки при действии.
Подготовительный (аналитический) Сознательное, но неумелое выполнение Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения Отчётливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение: много лишних движений, очень напряжено внимание; сосредоточенность на своих действиях; плохой контроль.
Стандартизируюший (синтетический) Автоматизация элементов действия Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат; улучшение контроля, переход к мускульному контролю.
Варьирующий (ситуативный) Пластическая приспособляемость к ситуации Овладение произвольным регулированием характера действий Гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы (интуиция).

 

В ходе деятельности человек использует достаточно большое и разнообразное число навыков. Имеющиеся у человека навыки не существуют сами по себе, они взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга, обусловливая тот или иной характер протекания деятельности человека. Во взаимодействии навыков можно выделить два важнейших явления.

- Интерференция навыков – тормозящее взаимодействие, когда сложившиеся навыки затрудняют образование новых. Причины интерференции: достаточно прочные старые навыки, а также наличие общего между старыми и новыми навыками. Данное торможение может быть:

а) ассоциативным замена ранее усвоенного способа выполнения действия более совершенным или соответствующим новым условиям;

б) репродуктивным после овладения новым способом возникают или задержки в его применении, или повторение старых приёмов.

- Перенос навыков положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на практическом применении приобретённых ранее знаний и навыков и приводящий к успеху в данном виде деятельности (Станкин М.И.).

Формирование умений становится сложным процессом, включающим нередко кардинальную переработку информации, получаемой из знаний и тщательное сопоставление этой информации с действиями. Умение, в отличие от навыка, предполагает разные варианты действия. Умения шире навыков, они позволяют, опираясь на полученные ранее знания и навыки, выполнять разные виды деятельности в изменяющихся условиях.

По своему качеству и содержанию умения могут быть: системными и бессистемными; теоретическими и практическими; обширными и узкими; глубокими и поверхностными; гибкими и шаблонными; прочными и недолговечными.

Привычки – потребность совершать те или иные действия.

Привычки человека формируются разными путями. В качестве ведущих выделяются: подражание, многократное выполнения действия, а также сознательные целенаправленные усилия, положительное подкрепление желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

 

Вопросы и задания к материалу:

1. Выделите и раскройте основные понятия текста.

2. Сформулируйте 5 вопросов к материалу, ответы на которые можно найти непосредственно в тексте.

3. Сформулируйте 5 вопросов к материалу, ответов на которые в тексте нет, однако если понимать материал, то на них можно дать ответ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.