Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психопатические (антисоциальные) личности 3 страница




Защитные и адаптивные процессы
при нарциссизме

Нарциссически структурированные люди могут использовать
целый спектр защит, но наиболее фундаментально они зависят от
идеализации и обесценивания. Эти защиты комплементарны в том
смысле, что при идеализировании собственного "Я", значение и
роль других людей обесценивается, и наоборот. Кохут (Kohut,
1971) начал использовать термин "грандиозное "Я" для передачи
чувства собственного величия и превосходства, которое характе-
ризует один из полюсов внутреннего мира нарциссической лично-
сти. Эта грандиозность может ощущаться внутренне или же про-
ецируется. Происходит постоянный процесс "ранжирования",
который нарциссические личности используют при обращении с
любой проблемой, стоящей перед ними: какой врач "лучше"? Ка-
кая школа "самая хорошая"? Где "самые жесткие" требования при
обучении? Реальные преимущества и недостатки могут абсолютно
не приниматься во внимание ввиду озабоченности престижностью.

Например, одна моя знакомая была настроена на то, что ее сын
пойдет в "самый лучший" колледж. Она посетила с ним несколь-
ко выдающихся школ, где так или иначе "кое-кого задействова-
ла" и даже написала благодарственные письма деканам, с которыми
се сын проходил вступительное собеседование. К середине апре-
ля он был принят в "Амхерст", "Колумбию", "Принстон", в
Чикагский Университет и "Вилльямс", и, кроме того, ожидал

списков в "Йейле". Реакцией матери стало чувство опустошения
после того, как его не приняли в "Гарвард". Молодой человек
решил поступать в "Принстон". В течение всего первого года уче-
бы мать осаждала "Гарвард" просьбами о переводе ее сына. И,
наконец, хотя молодой человек прилично учился в "Принстоне",
когда "Гарвард" сдался под неотразимым напором его матери, воп-
рос о том, где ему учиться, уже не обсуждался.

В этом примере хорошо прослеживается подчиненность всех
других интересов вопросу постоянного и вездесущего оценивания
и обесценивания. Женщина знала, что преподаватели в выбранной
ее сыном области ставили "Гарвард" ниже "Принстона"; ей также
было известно, что выпускникам в "Гарварде" уделяется меньше
внимания, чем в "Принстоне"; она сознавала, что сын будет иметь
трудности в социальном плане в "Гарварде" из-за того, что не учил-
ся там на первом курсе. Тем не менее, мать настояла на переводе.
Хотя характер этой женщины и не был нарциссическим, в данном
случае она использовала своего сына как нарциссическое расшире-
ние, так как обладала защитной системой верований, включавшей
убеждение, что ее собственная жизнь изменилась бы кардинальным
образом, если бы при выборе колледжа она пошла бы в "Рэдк-
лифф" — "самую лучшую" женскую школу.

Одному из моих пациентов, студенту колледжа, имевшему ар-
тистические и литературные наклонности (в структуру характеров
его родителей входило оценивание и обесценивание), его гранди-
озный отец говорил, что он сможет содержать себя, только если
станет врачом (что предпочтительнее) или юристом (если окажет-
ся, что он не способен к естественным наукам). Иначе быть не
может. Медицина и юриспруденция управляют деньгами и уваже-
нием; любая другая карьера будет плохо свидетельствовать о его
семье. Поскольку этого молодого человека в течение всей его жизни
воспринимали как нарциссическое расширение, он не увидел
ничего необычного в позиции своего отца.

Родственной защитной позицией, в которую становятся нарциссически мотивированные люди, считается перфекционизм. Они
ставят сами перед собой нереалистичные идеалы, и либо уважают
себя за то, что достигают их (грандиозный исход), либо (в случае
провала) чувствуют себя просто непоправимо дефективными, а не
людьми с присущими им слабостями (депрессивный исход). Те-
рапия этих пациентов характеризуется Эго-синтонным ожиданием,
т.к. они считают, что главным в терапевтическом воздействии

является самосовершенствование, а не понимание себя самого с целью поиска более эффективных способов обращения с собствен-
ными потребностями. Требование совершенства выражается в
постоянной критике себя самого или других (в зависимости от того,
проецируется ли обесцененное "Я"), а также в неспособности
получать удовольствие при всей двойственности человеческого
существования.

Иногда нарциссические личности решают свои проблемы с са-
моуважением, считая кого-либо — любовника, учителя, литера-
турного героя — совершенным. Затем они чувствуют собственное
величие, идентифицируясь с этим человеком ("Я — придаток его,
который
не может ошибаться"). Некоторые пациенты имеют по-
жизненные паттерны идеализации кого-либо и, вслед за этим,
свержения этой личности с пьедестала, когда обнаруживается его
несовершенство. Перфекционистское решение нарциссической
дилеммы, по сути, является саморазрушительным: недостижимые
идеалы создаются, чтобы компенсировать дефекты в "Я". Эти
дефекты кажутся настолько презренными, что никакой краткий
успех все равно не может их скрыть, а кроме того, никто не мо-
жет быть совершенным, поэтому вся стратегия проваливается, и
обесцененное "Я" проявляется снова.

Объектные отношения при нарциссизме

На основе представленного выше описания некоторых Эго-процессов и сущностных проблем нарциссических людей читатель,
вероятно, уже сделал вывод о том, что взаимоотношения между
ними и другими людьми перегружены с нарциссической стороны
проблемой самоуважения. Хотя люди с нарциссическими наруше-
ниями личности редко приходят в терапию, имея ясное намере-
ние стать хорошим другом, примерным членом семьи или любов-
ником, для них не является необычным (особенно, если они уже
Достигли среднего возраста) осознавать, что существует неправиль-
ное в их отношениях с другими. Одной из проблем оказания по-
мощи таким пациентам является доведение до них следующего
обстоятельства: принимать людей не осуждая и не используя, лю-
бить не идеализируя, выражать подлинные чувства без стыда — это
хорошо. Нарциссические люди могут и понятия не иметь о такой

возможности; приятие их терапевтом станет для них прототипом эмоционального понимания близости.

Я-психологи ввели термин "сэлф-объект" для обозначения тех
людей, которые подпитывают наше чувство идентичности и само-
уважения своим подтверждением, восхищением и одобрением.
Данный термин отражает тот факт, что индивидуумы, играющие
эту роль, функционируют и как объекты вне собственного "Я", и
как часть внутри очерченного собственного "Я". Помогая модули-
ровать самоуважение, они присоединяют или замещают то, что у
большинства из нас является внутренней функцией. Все мы име-
ем сэлф-объекты и нуждаемся в них. Если мы теряем их, то чув-
ствуем себя уменьшившимися — как если бы умерла некая наша
жизненно важная часть. Кроме того, реальность и мораль требуют
от нас, чтобы другие были для нас кем-то большим, чем сэлф-
объекты; мы должны относиться к ним с учетом того, кто они есть
и в чем нуждаются, а не только того, что они делают для нас.

Нарциссические личности настолько нуждаются в сэлф-объек-
тах, что другие аспекты взаимоотношений бледнеют перед этой
потребностью, а могут и вовсе не проявляться. Именно это и про-
изошло с моим клиентом, отец которого не одобрял никакой дру-
гой карьеры, кроме медицинской или юридической. Таким обра-
зом, наиболее печальной ценой нарциссической ориентации
является недоразвитая способность к любви. Несмотря на то, что
другие люди играют важную роль в поддержании равновесия нар-
циссического индивида, его потребительская цель — удовлетворе-
ние собственных потребностей — просто не оставляет другим ни-
какой иной энергии, кроме связанной с их функционированием
в качестве сэлф-объектов и нарциссических расширений. Следо-
вательно, нарциссические люди посылают своей семье и друзьям
противоречивые сообщения: их потребность в других велика, но
любовь к ним поверхностна.

Большинство аналитиков считает, что люди становятся на этот
путь, потому что другие используют их в качестве собственного
нарциссического придатка. Я уже упоминала в связи с этим об-
стоятельством теории Алисы Миллер (Alice Miller). Нарциссиче-
ские пациенты могут оказаться чрезвычайно важными для родите-
лей или других заботящихся о них лиц не благодаря тому, кем они
в действительности являются, а потому, что выполняют некую
функцию.
Противоречивое послание о том, что его высоко ценят
(но только за ту особую роль, которую он играет), заставляет ре-

бенка чувствовать: если его настоящие чувства — в особенности враждебные и эгоистические — обнаружатся, за этим последует
отвержение или унижение. Это способствует развитию, "ложно-
го Я" (Winnicott, 1960) — представления другим только того при-
емлемого, чему он научился*.

Большинство родителей воспринимает своего ребенка со сме-
сью своих нарциссических потребностей и истинной эмпатии.
Каждый ребенок до некоторой степени рассматривается как нар-
циссическое расширение. С некоторой осторожностью следует за-
метить, что ребенок рад, что к нему так относятся. Заставить ро-
дителей гордиться и восхищаться, получая заслуженную высокую
оценку — одно из самых сладких удовольствий детства. Как пра-
вило, проблемой является степень и баланс: получает ли ребенок
внимание также и независимо от того, содействует ли он целям
родителей?

О замечательно ненарциссическом отношении к собственным
детям свидетельствует высказывание моей 85-летней подруги, вос-
питавшей во время Депрессии 12 детей, причем все они оказались
благополучными, несмотря на крайнюю бедность и некоторые су-
щественные лишения:

"Всякий раз, когда я снова оказывалась беременной,
я плакала. Я не знала, откуда возьмутся деньги, как я
буду ухаживать за этим ребенком и заботиться о чем-то
еще, кроме него самого. Но через четыре месяца я на-
чинала чувствовать жизнь, меня все возбуждало, и я ду-
мала: "Не могу дождаться, когда ты наконец появишься
на свет. Я так хочу знать, кто ты!"

Я процитировала размышления моей подруги, чтобы сопоста-
вить ее настроения и чувства гипотетического родителя, который
"знает", кем станет ребенок: кем-то, кто реализует все провалив-
шиеся амбиции родителей и прославит семью.

Родственным аспектом воспитания людей, ставших впослед-
ствии нарциссическими, является атмосфера постоянного оцени-
вания в семье. Если на ребенка делается ставка как на жизненно

*Кардинальное отличие этиологии психопатии и нарциссизма состоит в том, что
антисоциальная персона появляется в условиях явного пренебрежения, тогда как
нарциссически организованная личность рождается в условиях особого вида внима-
ния или даже безумной любви, когда поддержка дается при скрытом условии, что
Ребенок включен в нарциссический план родителей и способствует его реализации.

важный объект, необходимый для собственной самооценки, то
всякий раз, когда ребенок разочаровывает, его будут прямо или
косвенно критиковать. Конечно, никто не воспитывает ребенка
совсем без критики, но скрытое сообщение о том, что он почему-
то (неясно, почему) недостаточно хорош, резко отличается от кон-
кретной обратной связи при совершении какого-либо проступка.

Оценочная атмосфера постоянной похвалы и одобрения, kоторая встречается в меньшинстве семей с нарциссическим ребенком, в равной мере требует развития реалистичной самооценки. Ребенок всегда чувствует, что его судят, даже если вердикт оказывается положительным. На каком-то уровне он осознает, что отношение постоянного одобрения фальшиво. Несмотря на сознательное
ощущение собственной правоты, которое может вытекать из такойобратной связи. Подобная фальшь приводит к возникновению
свербящего беспокойства: это обман, незаслуженная лесть, имеющая только косвенное отношение к тому, кто ребенок есть на
самом деле.

Таким образом, мы вновь наблюдаем, как определенная структура характера может быть "унаследована", хотя сами родители
необязательно должны представлять собой нарциссические личности, чтобы вырастить сына или дочь, которые будут страдать от
нарциссических нарушений. Родители могут испытывать нарциссические потребности по отношению к определенному ребенку (как
в случае с женщиной, чей сын поступал в "Гарвард"), которые
приводят к состоянию, при котором ребенок не способен отличить
свои подлинные чувства от попытки доставить удовольствие или
произвести впечатление на других. То, что не составляет пробле-
му для одного родителя, является серьезной проблемой для друго-
го. Все мы желаем нашим детям того, в чем сами испытывали
недостаток. Это желание безобидно, но только до тех пор, пока
мы уберегаем своих детей от малейшего принуждения жить ради нас.

Интересный взгляд на нарциссическую динамику представляет статья Марты Вольфенштейн "Возникновение морали торжества"
(Martha Wolfenstein, "The Emergence of Fun Morality", 1951). В ней
описывается, как в 1950-х годах либеральные интеллектуальные
родители, повзрослевшие в трудные времена, давали своим детям
сообщение они должны чувствовать себя плохо, если не достиг-
нут полного торжества.
Люди, чья свобода выбора была резко
ограничена в результате какой-либо катастрофы (например, вой-
ны или гонений), особенно склонны посылать сигналы о том, что
их дети должны прожить ту жизнь, которой у них никогда не было.

Самые серьезные случаи происходили с детьми жертв Холокоста.
Типично, что дети травмированных родителей вырастают со спу-
танной идентичностью и ощущением смутного стыда и пустоты
(Fogelman & Savran, 1979; Bergmann, 1985; Fogelman, 1988). Со-
общение о том, что "в отличие от меня, ты можешь иметь все",
является особенно деструктивным, так как никто не может иметь
все; каждое поколение будет сталкиваться со своими собственны-
ми ограничениями. Унаследование такой нереалистичной цели
калечит чувство самоуважения.

Нарциссическое собственное "Я"

Я уже упоминала многие особенности самопереживания людей
с нарциссическим диагнозом. Они включают в себя чувство смут-
ной фальши, стыда, зависти, пустоты или незавершенности, урод-
ства и неполноценности или их компенсаторные противоположно-
сти — самоутверждение, чувство собственного достоинства,
презрение, защитная самодостаточность, тщеславие и превосход-
ство. Кернберг (Kernberg, 1975) описывает эти полярности как
противоположные состояния Эго, грандиозное (все хорошо) или,
наоборот, истощенное (все плохо) восприятие собственного "Я".
Данные полярности являются единственными возможностями орга-
низации внутреннего опыта для нарциссических личностей. Чув-
ство, что они "достаточно хороши", не входит в число их внут-
ренних категорий.

Нарциссически структурированные люди на некотором уровне
осознают свои психологические слабости. Они боятся отделения,
резкой потери самоуважения или самосоответствия (например, при
критике) или внезапных сильных чувств, как никто другой
(Goldberg, 1990). Они чувствуют, что их идентичность слишком
хрупка, чтобы не рассыпаться и выдерживать некоторое напряже-
ние. Их страх фрагментации внутреннего "Я" часто смещается в
сторону озабоченности своим физическим здоровьем. Таким об-
разом, эти люди склонны к ипохондрической озабоченности и к
болезненному страху смерти.

Трудноуловимым результатом перфекционизма нарциссических
личностей является избегание чувств и действий, выражающих
осознание личной несостоятельности либо реальную зависимость
от других. Так, раскаяние и благодарность представляют собой те
отношения, которые нарциссические люди стремятся отрицать
(McWilliams & Lependorf, 1990).

Сожаление о некоторых личных ошибках или ранах включает в себя признание дефекта, а благодарность кому-то за помощь под-
тверждает потребность в ней. Так как нарциссические люди пы-
таются построить позитивное ощущение самих себя на основе ил-
люзии об отсутствии неудач и потребности в помощи, они боятся,
что признание вины или зависимости выставит на всеобщее обо-
зрение нечто неприемлемо постыдное. Таким образом, нарцисси-
ческие личности или избегают искренних извинений и сердечной
благодарности, раскаяния и признательности, или они к этому
просто неспособны, что очень сильно обедняет их взаимоотноше-
ния с другими людьми.

Согласно определению, диагноз нарциссической личностной
организации строится на том наблюдении интервьюера, что пациент нуждается во внешнем подтверждении, чтобы ощущать внутреннее соответствие. Теоретики довольно сильно расходятся в
вопросе, что следует акцентировать — или грандиозный аспект
или аспект бессилия нарциссического переживания самого себя.
Это различие акцентов наиболее хорошо заметно в разногласиях
Кернберга и Кохута относительно того, как понимать и лечить
нарциссические характеры. Об этом я скажу чуть позже. Диспуты по данному вопросу начались, по меньшей мере, со времени
личий взглядов Фрейда (1914), который подчеркивал первичную
любовь индивидуума к самому себе, и мнения Адлера (А.А
1927), делавшего упор на том обстоятельстве, каким образом
циссические защиты компенсируют чувство неполноценности.
Психоаналитическим эквивалентом загадки о курице и яйце может
служить вопрос: что появилось первым в эволюции патологии нарциссизма — грандиозное состояние собственного "Я", или состояние беспомощности-стыда. С феноменологической точки зрения
эти, контрастные состояния Эго находятся в тесной связи - во
многом подобно тому, как депрессия и мания являются npoтивоположными сторонами одной психологической медали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.