КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психопатические (антисоциальные) личности 2 страница
Раз уж принято решение работать с социопатической личностью, или обнаруживается, что пациент, которого рассматривали как-то по-другому, является в своей основе социопатическим, наиболее важной особенностью лечения становится неизменность ' и неподкупность', терапевта, рамок, условий, которые делают терапию возможной. Лучше оказаться чересчур негибким, чем про-^ демонстрировать нечто в надежде, что это будет воспринято как^ эмпатия. Пациент может расценить это как слабость. Антисоци-1 альные люди не понимают эмпатии. Они понимают использова-. ние людей. И испытывают не признательность, а садистический 1 триумф над терапевтом, который отклоняется от установленных; ранее границ лечебного контракта. Энтони Хопкинс в фильме' "Молчание ягнят" продемонстрировал пример жуткого психопатического "таланта" находить ахиллесову пяту другого человека, ха- * рактерным образом манипулируя детективом, которого сыграла' Джуди Фостер. Таким образом, любой аспект терапевтической^ техники, который может быть интерпретирован как слабость ** уязвимость, будет истолкован именно так. 1 Нереально ожидать любви от антисоциальных людей, ро мож-1 но заслужить их уважение упорным противостоянием и треоователь- * ностью к ним. Когда я работаю ссоциопатическими пациентами^ то настаиваю на уплате денег в начале каждой сессии и отправляют пациента обратно при ее отсутствии — независимости от благора-1 зумности предложенного предложения, * Подобно большинству терапевтов, которые обычно ïåðâîíà-* чально притираются к специфичным потребностям каждого паци-1 ента, я на опыте пришла к убеждению, что следует не "изгибать-1 ся", и это является самым верным ответом на специфические потребности психопата. На ранней фазе терапии я не анализирук>1 предполагаемые мотивы пациента — проверка твердости контрак-1 та. Я только напоминаю им о нашем соглашении, которое состо-1 ит в том, что им следует платить вперед. Я повторяю, что îòêà-* жусь от своей части соглашения — применение собственных знаний1 и опыта для того, чтобы помочь им лучше понимать себя— если^ они откажутся от своей. * С неподкупностью связана бескомпромиссная честность: прямое^ сообщение, выполнение обещаний, совершение добра перед ли-1 цом угрозы и настойчивое обращение к реальности. Честность1 включает в себя признание терапевтом интенсивных негативньв^ чувств по отношению к пациенту — как контргрансферентных, такГ и реалистических восприятий опасности. Если такие реакции отрицаются, контртрансферентные реакции отыгрываются вовне, и таким образом могут быть минимизированы вполне законные страхи. Терапевты должны достигать мира со своими собственными антисоциальными тенденциями, чтобы иметь основу для идентификации с психологией пациента. Так, например, при обсуждении вопроса оплаты, терапевту следует не защищаясь признать эгоистичность и жадность в качестве разумного объяснения платы. За исключением перечисленных выше признаний, которые имеют вполне законное отношение к контракту, честность не означает самораскрытия; саморазоблачения будут интерпретироваться: пациентом как хрупкость. Честность также не означает морализаторства. Анализируя деструктивные действия пациента, бесполез-,но побуждать его к выражению предполагаемых переживаний собственной "плохости", поскольку пациенту недостает нормального 1 супер-Эго и поскольку психопат грешит для того, чтобы почув-. ствовать себя хорошим (всемогущим), а не плохим (слабым). Те-1'рапевту необходимо ограничить обращение к возможным реальным 1 последствиям аморального поведения. Нащупывание предполага-1емой борьбы с совестью лишь вызовет реакцию, подобную той, ^которую продемонстрировал Вилли Саттон (****** ******), когда ^ето спросили, почему он грабит банки: "Потому что там находятся ^деньги". 1 Неослабевающий акцент терапевта на реальной опасности гран-1диозных планов пациента не обязательно должен быть лишен юмора 1^ишь потому, что дело имеет слишком серьезные последствия. 10дна моя коллега, известная своим талантом в работе с антисоци-1яльными клиентами, сообщила о следующем добродушном подшу-вании над машинным вором, находившимся под судом: "Этот мужчина объяснял мне, насколько выдающимся был его план, который был им почти осуществлен, но преступление не совершилось из-за случайной неувязки. По мере того, как мой клиент говорил, он все более и более возбуждался и воодушевлялся, и я с некоторым восхищением признала, что он почти удрал на украденной им машине. Я начала чувствовать, что мы стали почти заговорщиками. Постепенно он настолько увлекся, что спросил меня: — Вы бы сделали что-нибудь наподобие этого? — Нет, — ответила я. — А почему нет? — спросил он, немного спускаясь с небес. — По двум причинам. Во-первых, всегда подводят какие-то мелочи, даже если план превосходен. Жизнь не поддается контролю. А потом я бы без моего согласия попала в тюрьму или в психиатрический госпиталь, как вы, и вынуждена была бы разговаривать с каким-то сморчком, которого не выбирала. А во-вторых, я бы не сделала этого, потому что у меня есть кое-что, чего нет у вас — совесть. — Да-а, — протянул он. —А вы не знаете, как я мог бы заиметь хотя бы одну их них?" Конечно, первый шаг в развитии совести (или, технически, супер-Эго) состоит в том, чтобы позаботиться о каком-то челове- 1 ке в той степени, в которой это важно для него. Терапевт направляет пациента к более ответственному поведению без морализирования — просто являясь последовательным, не карающим и не поддающимся эксплуатации объектом. Гринвальд (*********, 1958, 1974), работавший с антисоциальными людьми общественного дна Лос-Анджелеса, описал, как ему удавалось налаживать связь с ними таким образом, что они его понимали. Он утверждает: поскольку сила — единственное уважаемое антисоциальными людьми качество, именно сила является тем, что должен прежде всего продемонстрировать терапевт. Гринвальд (*********, 1974) приводит следующий пример: "Ко мне пришел один сутенер и начал обсуждать свой способ жизни. — Вы знаете, я стыжусь показать себя и тому подобное, но все-таки это довольно хороший способ заработать, и многие парни хотели бы так жить. Вы знаете, как живет сутенер. Это не так уж и плохо — вы заставляете девчонок суетиться для вас. Так почему бы вам этого не делать? Почему бы любому так не жить? Я ответил: — Ты сопляк. Он спросил, почему. Я объяснил: — Смотри, я живу на заработки проституток. Я пишу о них книгу; этим я добиваюсь уважения и приобретаю известность; по моей работе сняли фильм. Я заработал на проститутках гораздо больше денег, чем ты когда-нибудь заработаешь. И, кроме того, тебя, подонка, в любой день могут арестовать и посадить в тюрьму на десять лет, а я в это время пользуюсь уважением, восхищением и имею отличную репутацию. Это он смог понять. Парень увидел, что кому-то, кого он считал таким же, как он сам, известен лучший способ достижения тех же самых результатов". Гринвальд обладал своим собственным, довольно свободным, но в основе неподкупным стилем работы с Психопатическими пациентами. Он не единственный терапевт, обнаруживший пользу принципа "выворачивания психопата наизнанку" или действия по принципу "кол — колом" ("******* *** ***") — способа продемонстрировать, что он заслуживает уважения. Гринвальд в достаточной степени имел собственные психопатические импульсы, поэтому не чувствовал себя полностью отчужденным от эмоциональнго мира своих клиентов. Он сообщает о впечатляющих фактах: в течение второго или третьего года интенсивного лечения психопатические пациенты обычно переживали серьезную и часто психоти-ческую депрессию. Гринвальд расценивает данный факт как доказательство того, что они стали относиться к нему подлинным образом, а не как к объекту манипуляции, и, осознавая это, погружались в состояние страдания в связи с собственной психологической зависимостью. Эта депрессия, которая проходит очень; медленно, по сути своей сходна с описанными Кляйн (*****, 1935): чувствами младенца второй половины первого года жизни, когда • существование матери как отдельной личности вне контроля ребен- -ка болезненно воздействует на него. В отличие от соответствующей терапии пациентов с другими диагнозами, терапевт психопатического клиента должен усвоить ^позицию "граничащей с безразличием независимой силы". Не следу-; ет эмоционально инвестироваться в изменение пациента, посколь-; ку, как только пациент заметит данную потребность терапевта, он 1 тут же начнет саботировать психотерапию, чтобы Продемонстри-; ровать слабость клинициста. Лучше позаботиться об углублении ' собственного понимания и настраиваться на то, чтобы сделать свою 1 работу компетентно и дать пациенту понять, что это его дело — Психопатическая личность в сравнении с диссоциативной Существует определенное совпадение между психопатическими и диссоциативными состояниями. Интервьюеру важно определить, является ли пациент психопатической личностью, которая использует некоторые диссоциативные защиты, или же он представляет собой множественную личность, обладающую одной или несколькими "преследующими" частями личности. Для первой группы прогноз носит сдержанный характер, в то время как люди, корректно диагностированные как диссоциативные, быстрее и благоприятнее реагируют на терапию. К сожалению, вынесение данной дифференциальной оценки может оказаться чрезвычайно трудным, даже если этим занимается эксперт. И преимущественно диссоциативные, и преимущественно социопатические люди испытывают глубокое недоверие к другим, хотя и по разным причинам (ужас насилия в одном случае и всемогущий триумф — в другом). И те, и другие лицемерят, испытывают склонность к поверхностному согласию и ниспровержению терапевта. Я не рекомендую пытаться проводить дифференциальный диагноз, если он повлечет за собой какие-либо серьезные последствия — например, когда совершивший убийство аеловек не признает себя виновным по причине умопомешательства, стараясь убедить профессионала в том, что у него множественное расстройство личности. Дифференциальный диагноз довольно труден и без подобного осложнения, поэтому имеет место существенная потребность в развитии процедур, которые бы позволили сделать более надежным разделение этих двух типов. Некоторую надежду дает гипноз. О дифференцировании я расскажу в главе 15. Психопатическая личность в сравнении с нарщиссической \" Кроме того, существует тесная связь между психопатическими' и нарциссическими ссстояниями. Оба типа характера отражают] субъективно пустой внутренний мир и зависмость самоуважения от' внешних событий. Некоторые теоретики (*******, 1975; *****,) 1988) помещают психопатию и нарциссизм в одно измерение, которое характеризуют как нарциссическое; психопат рассматри-; вается как патологический край нарциссического континуума. *, же считаю, что антисоциальные и нарциссические люди достаточно различны, чтобы выделить свой континуум для каждого типа. Для большинства социопатических людей не характерна повторяющаяся идеализация, а большинство нарцисстических характеров не зависит от всемогущего контроля. Однако многие люди обладают некоторыми чертами обоих типов, и для каждого из них характерна инфляция собственного "Я". Вопреки тому, что эти два типа имеют много общего, а ряд 1 людей обладает определенными чертами каждой организации, 1 полезно тщательно дифференцировать их, поскольку лечебные 1 рекомендации совершенно различны для этих двух групп (эмпати-1 ческое отзеркаливание подходит для большинства нарциссических людей, но вызывает антагонизм у психопатических людей). Заключение В настоящей главе психопатическая личность была описана че-1 рез выраженную и организующую потребность ощущать собственное ^влияние на других, манипулировать ими, "подняться над" ними. 1 Коротко были суммированы конституциональные предиспозиции антисоциального поведения, уделено внимание ярости и мании, 'которая может прорвать характерное для социопатических людей блокирование аффекта. Психопатия была обсуждена с точки зрения 1. защит всемогущего контроля, проективной идентификации, дис-1 социации и отыгрывания вовне. С точки зрения объектных огноше-1ний, были отмечены нестабильность, потворство, эмоциональное ^непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. Структура соб-\ ственного "Я" определяется грандиозными стремлениями избежать * переживания слабости и зависти. Были обсуждены неэмпатический 1 перенос и контргрансферентные реакции и лечебные требования 1 неподкупности, последовательности и независимости терапевта от ^собственной потребности быть воспринимаемым как помогающий. ^Психопатический характер был дифференцирован от параноидно-***, диссоциативного и нарциссического типов. Дополнительная литература К сожалению, в работах по психотерапии обычно редко уделя-1втся особое внимание психопатическим пациентам, поэтому суще-^ствует определенный недостаток хорошей аналитической литера- туры, посвященной этой группе. Таким образом, читатели, заинтересованные в получении большей информации о дисциплинирующей психодинамической работе с антисоциальной популяцией, обладают ограниченными ресурсами. В этом отношении исследование Бурнстена "Манипулятор" (*******, 1973, "*** ***********") и книга Мелой "Психопатическая душа" (*****, 1988, "*** *********** ****") являются наиболее обстоятельными исследованиями, доступными для чтения. Хорошая глава, посвященная данной теме, имеется в книге Актара "Разбитые структуры" (****** (1992) "****** **********").
8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ Людей, личность которых организована вокруг поддержания Нарциссизм — как нормальный, так и патологический — является темой, которой Фрейд (1914) периодически уделял внимание. Альфред Адлер (Alfred Adler, 1927) и Отто Ранк (Otto Rank, Озабоченные тем, как они воспринимаются другими, нарцис- Наряду с тем, что в послефрейдовский период были освоены Похоже, что в то время, когда Фрейд писал свои труды, про- 1978, 1984) утверждали, что превратности современной жизни Мир быстро меняется, мы часто переезжаем, средства массо- Многие пациенты Фрейда страдали от избытка внутренних комментариев по поводу собственных достоинств и недостатков. Это состояние Фрейд стал описывать как состояние, отражающее "жесткое супер-Эго". В противоположность этому, современные клиенты часто ощущают себя скорее субъективно пустыми, чем переполненными критическими интернализациями. Они беспокоятся, •В США атмосфера нарциссической поглощенности не достигла такой плотно- "Он знал, что был беден, и согласился бы скорее умереть, чем признать, что нему миру), становится более живым и надежным, чем действительная личность. В работе "Комплекс Бога" ("The God Complex", Ernest Jones, По мере продолжения психоаналитических исследований лич- поведение может сильно разниться, но в конечном итоге всегда обнаруживается сходная озабоченность. Таким образом, столь разных индивидуумов, как Джуди Гарланд или проблематичный ученик Сократа Алсибиад, можно с полным правом считать нарцис- Драйвы, аффекты и темперамент Вопросу участия конституциональных данных и темперамента в формировании нарциссической личностной организации было Следовательно, большинство идей относительно предрасполо- сознательно используется его воспитателями для поддержания и х В различных работах, посвященных обсуждению наиболее явно В клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и * Аналитики упоминают о людях, которые принуждены поддерживать самоуваже- ния зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия. Уязвимость нарциссических личностей для зависти — родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторы-
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |