Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Введение 2 страница




_____

- Прошу прощения… Меня зовут Фрейзер Боа, и мы делаем документальный фильм о сновидениях. Поговорите с нами?

- О сновидениях? Вы, должно быть, шутите.

- Что вы думаете о снах?

- Что я думаю о снах? Я думаю, что они приятные.

- Можете вспомнить какой-нибудь?

- Да, конечно.

- Почему?

- Почему я могу его вспомнить? Я не знаю. Почему вы помните, что вы идёте спать или что вы просыпаетесь?

- Могли бы вы рассказать нам этот сон?

- Да, это обычный полёт фантазии, полагаю. По той или иной причине иногда я обнаруживаю себя парящим вокруг в автомобиле Edsel. Не спрашивайте меня, почему… в Edsel’е! Я ничего не могу поделать. Вы, ребята, должно быть, сумасшедшие! Иначе зачем ещё кто-то решит делать документальный фильм о снах?!

- Расскажите мне про Edsel. Насколько хорошо он летает?

- О, это здорово. Это великолепно! Единственное, когда вы летите, вы должны быть уверены в том, что вы постоянно думаете о полёте, потому что если нет, то случится падение.

- А с вами случалось падение?

- О нет, было просто своего рода плавание вниз. Вы же знаете Edsel!

- Большое спасибо вам за беседу.

- Наслаждайтесь, господа… [уезжает, оглядываясь назад через плечо]. Вы, ребята, на самом деле сумасшедшие!

- велосипедист из парка в Сан-Франциско

ГЛАВА 2. Составление карты бессознательного

Когда Колумб открыл Америку, он привёз оттуда большие богатства королеве Изабелле. Но самым ценным сокровищем стали его карты, с помощью которых другие могли бы и дальше исследовать открытые земли.

Сны так и называют: королевская дорога к бессознательному. К. Г. Юнг путешествовал по этой дороге и привёз нам карту человеческой психики.

Человеческая психика делится на две части: сознательное и бессознательное, причём бессознательное гораздо больше сознательного. Проиллюстрировать это можно, сравнив наше подсознание с компьютером, который содержит огромные хранилища информации, в то время как наше сознание способно извлечь оттуда лишь небольшое её количество, которое отображается на экране в определённый момент времени. И, конечно, картинка на экране, в поле нашего сознания, постоянно видоизменяется. То, что находится в сознании в данный момент времени, может стать бессознательным в следующий. Обычный пример, когда внезапно наступает неспособность вспомнить имя, которое ты прекрасно знал мгновение назад. Информация есть у человека в психике, только она застряла в бессознательном, и никакая сила воли не поможет сознанию найти доступ к ней. Когда мы задаём вопросы, такие как: почему я себя так чувствую? что происходит в моей голове? - мы пытаемся передать информацию из подсознания в сознание. Это так, будто мы знаем, что разгадка находится где-то внутри компьютера, но мы не можем отобразить её на экране. Как сказал Юнг, «сознание – это связь психических содержаний с эго… в той мере, в какой эта связь воспринимается эго».

Великое открытие глубинной психологии заключается в том, что пять или шесть раз каждую ночь бессознательная часть нашей психики проявляется в наших снах, и, вспоминая сны, наше сознание имеет возможность просматривать содержимое бессознательного.

Но даже если мы вспоминаем сновидение, информация в нём зачастую воспринимается нашим сознательным разумом как бред, который очень нелегко расшифровать. Бессознательное не выражает себя на рациональном языке, доступном для сознания. Скорее, сон раскрывает бессознательное в виде образов, метафор, символов, то есть через язык, тесно связанный с языком искусства. Далёкие от объективности и линейного прозаического повествования, сны зачастую весьма субъективны. Это субъективные сражения, в которых эго, «Я» человека, переживает эмоции, начиная от страха или восторга до возвышенного умиротворения и красоты. Словно спектакль, стихотворение или картина, язык снов передаёт силу и тонкость чувств, а также рационального мышления.

 

После многих лет исследования языка сновидений К. Г. Юнг открыл и назвал несколько регулярно повторяющихся фигур и мотивов, которые составляют основу этого языка. Однажды осознанные, эти структуры являются легко узнаваемыми, и сны сразу обретают какой-то смысл для нашего сознания.

*

Доктор фон Франц, перед тем, как мы углубимся в анализ снов, могли бы вы рассказать об основных структурных элементах языка бессознательного и разъяснить образные термины, используемые в аналитической психологии? Некоторые из этих слов имеют совершенно различные значения в разговорной речи. Давайте начнём с термина «бессознательное». Мы говорили, что сны раскрывают бессознательное индивидуума. Что подразумевается под «бессознательным» в юнгианской психологии?

Бессознательное – это всё, что мы познали, испытали, всё, что психически реально для нас, но мы этого не осознаём. Мы используем такое нейтральное понятие, чтобы не иметь предрассудков. Некоторые люди называют это супрасознанием, другие – подсознанием, третьи – божественной сферой или экзистенциальной основой существования. Существуют тысячи наименований. Мы предпочитаем слово «бессознательное», потому что оно звучит нейтрально. Оно говорит лишь о том, что мы чего-то не осознаём, и это остаётся тайным. Мы не знаем, что это такое. Мы только знаем, что существуют психические явления, которые проявляются через сны или через непроизвольные действия и речевые ошибки, или через галлюцинации и фантазии, которые не являются сознательными. Можно, например, свалиться в фантазии средь бела дня и сказать: «Это совершенно непонятные фантазии. Я схожу с ума. Я не знаю, что они означают». Поэтому, если вы не знаете, что это означает, и думаете, что сходите с ума, очевидно, это неосознанные содержания, потому что в ином случае вы бы знали, что всё это обозначает. Вы бы знали, о чём это говорит. И это психическое явление; оно случилось не в материальной реальности. Это психическое событие, и мы называем сумму всех психических событий, которые не являются сознательными, бессознательным.

Загрузка...

Юнг говорил, что человеческая психика состоит из множества комплексов. В повседневной речи мы используем слово «комплекс» для описания только отрицательных аспектов чьей-то личности. Мы говорим, что человек имеет комплекс неполноценности или комплекс власти, или материнский комплекс. Вы не могли бы объяснить, что Юнг подразумевал под словом «комплекс»? Каков его психологический смысл?

Ну, комплексы – это просто двигатели психики. Они как различные ядерные центры, которые дают драйв, импульс, живость психике. Если бы у нас не было комплексов, мы были бы мертвы. Вы можете обнаружить комплекс, например, когда вам ужасно скучно, и вдруг что-то вызывает ваш интерес, и вы становитесь вовлечённым. Это затронут ваш комплекс. Так что комплексы – это просто энергетические центры психики.

Но, как правило, в разговорном языке, мы используем слово «комплекс» только в его негативном смысле. Тогда мы говорим, что кто-то имеет сексуальный комплекс или комплекс денег, или отцовский комплекс, что означает, что этот комплекс пробуждает энергию человека, но пробуждает её негативно. Например, во сне женщины с отцовским комплексом вы можете увидеть, что вся энергия сна фокусируется вокруг центральной фигуры её отца.

_____

Мне приснилось, что в середине ночи раздался телефонный звонок, и моя мама сняла трубку. На другом конце провода была моя бабушка, и она сказала что-то о моём отце. Я вышла на веранду и заметила, что машина моего отца всё ещё стояла у подворотни. Отец сидел за рулём неподвижно, наклонившись вперёд, как если бы он был в движении, но автомобиль не двигался. И тогда я поняла, что он может быть мёртв, и я должна вызвать скорую. Затем я огляделась вокруг. Дорога у подворотни была круглая. Аллея у подъезда была заполнена шарами: сотни и сотни белых шаров. И мне в голову пришла мысль, что прежде, чем скорая доберётся до моего отца, каждый из этих шаров должен будет лопнуть.

- молодая мама

_____

 

Доктор фон Франц, вы сказали, что наши сны раскрывают содержание нашего бессознательного. Фигуры из снов олицетворяют определённые аспекты нашей личности. Юнг разграничил четыре таких фигуры и назвал их тенью, анимой, анимусом и Самостью. Давайте сначала рассмотрим тень.

Тенью называется фигура из сна, принадлежащая, как правило, к тому же полу, что и сновидец. Тень очень часто имеет качества, противоположные качествам эго сновидца. Она может олицетворять наши слабые стороны или представать как наш сильнейший враг, но также она может быть просто нашей иной стороной. Прекрасной иллюстрацией пары эго и тени, например, являются Дон Кихот и Санчо Панса. Один иррационален и полон фантазий, а другой – человек, помнящий о теле, привязанный к земле. Они не могут жить друг без друга. Они являются типичным примером эго и тени в одной из тысячи возможных форм.

 

 

_____

Там было маленькое оконце и там же находилась дикая женщина. Она была там с 1928 года и была настолько дикой, что не могла усидеть на месте. Её руки и ноги постоянно двигались, а волосы разлетались и были как будто бы везде. Нельзя было увидеть её лица. Кто-то подошёл, чтобы поговорить с ней, и она приставила нож к его горлу.

- домохозяйка из Англии

 

Мне приснился плохой сон о человеке, который был зол на меня или напал на меня в этом сне; это был кто-то, кого я знал. Я встретил его на улице, и мне хотелось ударить его в челюсть.

- бухгалтер из Канады

 

В этом сне я иду на концерт Дэвида Боуи и собираюсь встретиться с ним. Шоу начинается, и Дэвид поёт песню под названием «Двигаться дальше». Приходит время антракта, на сцене становится пусто. Появляется автокран. Его большой качающийся крючок подхватывает меня, тянет, поднимает выше и высаживает меня на сцену. Я чувствую, что падаю, падаю, падаю… И я понимаю, что испортил весь замысел. Я просыпаюсь в невероятной панике, с ощущением, что я упустил какую-то возможность. Я упустил шанс.

- мужчина-психотерапевт

_____

 

Давайте перейдём к другим фигурам бессознательного: к образу женщины в мужских снах и к образу мужчины в снах женских. Юнг назвал эти фигуры анима и анимус соответственно. Аналитическая психология утверждает, что в психике каждого мужчины есть внутренняя женщина, а в психике каждой женщины есть внутренний мужчина. Многие люди испытывают трудности в принятии этой концепции.

Мы знаем, что в нашем рождении участвуют гены, и что только преобладание мужских или женских генов определяет пол ребёнка; мы знаем и то, что иногда рождаются гермафродитные существа, когда природа не смогла определиться, сделать человека женщиной или мужчиной. У каждого мужчины есть грудь и соски, подобные женским, а у каждой женщины есть клитор – эдакий набросок мужского органа.

То же верно и для психики: не только в нашем теле превалирует мужское или женское начало, в то время как противоположное никуда при этом не исчезает, но и наша психика также является преимущественно мужской или женской, и при этом другая сторона всё равно остаётся в нас.

Наша контрсексуальная природа персонифицируется в сновидениях как фигура противоположного сновидцу пола, то есть это мужчина в снах женщин, и женщина в снах мужчин.

Как проявляется женская сторона мужчины в реальной жизни?

Женская сторона мужчины подразумевает в нём наличие типичных женских черт. Отрицательные черты – это, например, пассивность и капризность. В некоторых мужчинах это также тщеславие, чистое женское тщеславие, или обидчивость, угрюмость. А положительные черты позволяют мужчине быть восприимчивым, способным слушать и ждать, вместо того, чтобы только высказываться и действовать в порыве.

А мужская сторона в женщине?

В наше время это очень хорошо видно. Отрицательные черты проявляются в резких брутальных высказываниях и действиях, в некоторой бесшабашности и остром критическом мышлении. Но это не самый худший вариант проявления мужской стороны женщины. Скрытую маскулинность в виде немого упрямства может иметь даже очень женственная дама, которую никто и ничто не в силах будет переубедить. Она просто зажимает губы и думает про себя: «Вы можете говорить что угодно, но я знаю, чего я хочу, и буду стоять на этом до конца». А положительные аспекты маскулинности в женщине – это её смелость и выносливость, интеллект и духовность.

_____

Мне однажды снилось, что я танцевала с Хамфри Богартом, когда у него ещё не было его шрама… Как насчёт этого?

- домохозяйка из Англии

 

Ах, мне приснилась Грета Гарбо, по которой я сходил с ума долгое, долгое время.

- мужчина-профессор

 

Вуди Аллен сидел за столом напротив меня! Он заговорщицки улыбнулся, а затем пригласил меня танцевать!

- студентка

 

В этот момент я начал гладить её и просовывать руку ей в трусики; она ласкала и поглаживала меня, и вдруг сказала: «Я хочу, чтобы вы занялись со мной любовью».

- управляющий из Канады

 

_____

 

Мы кратко обсудили тень – фигуру того же пола, что и сновидец; обсудили фигуры противоположного пола – аниму и анимус. Теперь, завершая, так сказать, картирование страны снов, могли бы мы рассмотреть фигуру, которая, по словам Юнга, находится в центре психики и которую он называл Самостью?

В большинстве религиозных систем есть отсылка на божественный центр, который всем руководит и от которого проистекают все структуры. Этот центр иногда появляется в снах сам по себе как мандала или как внутренний город, как круг, квадрат или некоторые другие абстрактные формы. Или он появляется в виде божественного ребёнка-спасителя, как фигура-избавитель; или как мудрый старец или мудрая старица; или как психопомп, проводник души – кто-то, кто руководит вашей психической жизнью.

Все эти образы, в конечном счёте, указывают на нечто неизвестное и непознаваемое в центре нашей психики. Для Юнга Самость (непременно с заглавной буквы) есть внутренний неизвестный божественный центр психики, который мы должны познавать всю нашу жизнь. Никто не знает, что есть Самость в нём или в ней, и чего она хочет. Мы нуждаемся в снах. Можно сказать, что сны – это письма, которые Самость пишет нам каждую ночь, сообщая, что нам следует делать: идти вперёд, назад, влево или вправо. Если мы оглянемся на нашу жизнь, мы увидим, что существует некая закономерность, как если бы Самость, будучи столицей нашего личного мира, имела для нас особый план, что-то вроде судьбы.

Существует опасность, однако, спутать то, что Юнг подразумевал под понятием «Самость», с тем, что в психологической литературе часто подразумевается под «самореализацией», где данный термин используется в смысле укрепления, усиления эго. Самореализация тоже важна, особенно в первой половине жизни, но она не имеет ничего общего с концепцией Юнга о Самости, которая не является самореализацией в привычном смысле этого слова. Это, скорее, рискованная встреча с великим духовным центром в пределах одной личности.

_____

Это был человек, стоящий передо мной, и я поняла, что он стоит возле огромного чёрного аэростата.

- женщина-писатель

_____

 

Что происходит, когда человек не живёт в гармонии с собой? Что происходит с теми энергиями? Что происходит с чувствами, которые не выражены, или с потенциалами, которые не реализованы?

Они являются источником того, что мы называем неврозами, невротическими симптомами. Наиболее общим невротическим симптомом сегодня является беспокойство, нервозность. Это ещё не рассматривается в качестве невроза, потому что нынче все беспокойны, но это всё же актуально. Беспокойство это вызвано избытком закупоренной энергии, которая заставляет нас суетиться всюду и непрестанно, потому что мы не связаны с миром снов или, иначе говоря, с бессознательным. Порой эта энергия может принимать форму всепроникающей тревожности, боязни, что где-то скрывается что-то тёмное, что может прорваться в любую минуту. Тогда это уже беспокойство ни о чём. Эти симптомы являются результатом незнания, что в подсознании есть запертая энергия, которую мы не высвободили и которая не интегрирована в сознание. Раздражительность, агрессивность, ощущение полной бессмысленности, пустоты – всё это симптомы различных невротических заболеваний. Поэтому мы можем говорить, что если вы не соединяете должным образом свои сны с реальной жизнью, тогда вы несёте ответственность за развитие какого-то невротического поведения.

Могли бы вы подробнее рассказать об общем посыле сновидений? Как меняется этот посыл в течение жизни человека?

В первой половине жизни ощущается общая устремлённость сновидений в сторону большей внешней адаптации личности к земной, материальной и общественной жизни, а во второй половине, как правило, начинается подготовка индивида к уходу и развитие некой мудрости, постижение скрытых, фоновых сторон жизни. Последние сны умирающих людей являются явной подготовкой к смерти. Но, в конечном счёте, мы не можем представить какую-то общую закономерность и установку сновидений.

Мы не знаем, откуда мы пришли, и не знаем, куда мы идём. Мы являемся частью тайны существования природы и всех вещей в мире. Мы не знаем, почему существует галактики и звёзды; мы не знаем, почему существует Вселенная; но мы понимаем, что существуют определённые паттерны в космическом мире. Существует направляющая сила. Вселенная не есть хаотичное и случайное явление. Точно так же и наша психическая жизнь выглядит организованной по некоему шаблону. Она упорядочена и центрирована.

Кажется, что существует тайная организация, и центром этой организации является то, что мистики назвали бы божественной искрой или образом бога внутри нас. Буддисты назвали бы это сознанием Будды или, подобно нам, Самостью. Индуисты бы назвали это Атманом, универсальным и личным Атманом в психике человека.

Давайте закончим эту тему удивительным сном Юнга, в котором он обнаруживает Самость в образе йога. Юнгу снилось, как он шёл вдоль дороги и пришёл к небольшой часовне. Он вошёл и был удивлён тем, что там была не статуя Девы на алтаре, не распятие, а только красивая цветочная композиция. И затем он увидел на полу перед алтарём йога, сидящего в позе лотоса в глубокой медитации.

Юнг с ужасом понял, что этот йог воображал его, Юнга, и что в своём трансе, в своего рода активном воображении, йог представлял себе жизнь Юнга, которому он снится. Юнг осознал, что когда йог выйдет из транса, он, Юнг, перестанет существовать. Обычный профессор Юнг был сном той величественной внутренней фигуры.

И всё же, одновременно с тем, фигура йога была фигурой сна доктора Юнга. Этот парадокс напоминает мне сон Чжуан-цзы.

Чжуан-цзы говорил, что однажды ему приснилось, что он бабочка. После этого сна философ остался в недоумении, был ли он человеком, которому снилось, что он бабочка, или он был бабочкой, видящей во сне, что она человек. Это очень верно. Мы не можем в этом разобраться. Бабочка является символом Самости. Снится ли нам Самость, или это Самость грезит о нас? Мы просто не знаем этого.

ГЛАВА 3. Структура сновидений

Шестилетней девочке приснилось, что она была со своей бабушкой. Во сне девочка сказала: «Бабушка, я могу заставить себя исчезнуть!» - «Глупости, деточка! - ответила бабушка. – Никто не может сделать этого». И в тот же момент девочка проснулась, села на кровати, осмотрела вокруг свою тёмную спальню, легла и снова заснула. Как это иногда бывает, она вернулась в тот же самый сон, после чего снящаяся ей бабушка посмотрела на девочку и сказала: «Господи, деточка, как ты это сделала?»

Каждый из тысячи снов, которые мы видим на протяжении всей нашей жизни, уникален. Некоторые кажутся простыми, в то время как другие являются запутанными и сложными, но все сны являются спонтанными и непредсказуемыми. Удивительно наблюдать поэтому, что многие сновидения реально имеют определённую структуру, в рамках которой организован сон. Когда мы прослеживаем контуры этой структуры, случайные образы и события сна начинают занимать свои места.

*

Доктор фон Франц, насколько толкование сновидений является техникой и насколько – искусством?

Я думаю, есть что-то и от первого, и от второго. Есть полезные практические правила, которые являются чисто техническими, научными, и которые вы можете применить; всякий раз, когда я не понимаю сон, я возвращаюсь к таким техникам. Я говорю: «Так, о чём повествуется во сне? Какая в нём обстановка? Какие возникают ассоциации?» И, как правило, вы можете получить довольно много с помощью техники. Но, естественно, есть своего рода мастерство практикующего, которое вы развиваете и не можете донести до новичка. Как старый плотник: он может рассказать молодым плотникам, как использовать инструменты, как делать замеры, как рубить деревья, но есть определённое прикосновение к древесине, которое он не может передать. Новичок должен работать лет двадцать с деревом, и только тогда он сможет овладеть тем же прикосновением. Когда кто-то истолковал и разгадал много снов, он выработал тем самым определённый профессиональный навык, который связан с чувством, с медиумическим чувством, с эмпатией к другому человеку.

_____

Я проявляю интерес к своей жизни, и я верю, что сны раскрывают мою жизнь для меня.

- посетительница магазина в Лондоне

 

Сны, наверное, отражают что-то из реальности, из повседневного существования, но что конкретно, я не знаю.

- мужчина-архитектор из Канады

 

 

В сновидениях вы можете представлять и делать те вещи, которые вы не можете делать в реальной жизни.

- девочка-подросток из Франции

 

Я помню свои сны, и иногда они говорят мне, что должно произойти; или то, что случилось в течение дня, совершенно меняется ночью, то есть в снах всё происходит заново, но уже так, как я бы того желала.

- торговый представитель из Англии.

 

Я часто летаю во сне. Просто думаю об этом и летаю. Я часто записываю сны. Они рассказывают мне о моём будущем или о том, как я себя чувствую. Очень точно рассказывают. Если что-то довлеет надо мной… во сне я не могу двигаться, когда что-то тяготит меня; или я бываю раздавлен глыбами или какими-то странными объектами, которые всей тяжестью ложатся на мою голову или плечи.

- уличный артист (человек в костюме попугая) из Калифорнии

 

Ну, они приносят мне разные чувства, вы же понимаете. Сны, они же эмоциональные, но я не могу, знаете, я не понимаю, зачем они.

- руководитель из Америки

_____

Существует ли какая-то особая методика рассмотрения сна для раскрытия его смысла?

В аналитической психологии Юнга есть такая техника. Мы сравниваем сон с драмой и рассматриваем его по трём направлениями: во-первых, вступление или экспозиция сна, то есть обстановка в нём и наименование его проблемы; во-вторых, перипетии, то есть взлёты и падения в истории, повороты сюжета; и, наконец, лизис – окончательная развязка или, возможно, катастрофа.

Всегда, если я не понимала сон, я использовала эту схему. Сначала я говорила себе: «Так, какое здесь вступление?» Первое предложение сна, как правило, даёт установку и вводит основные проблемы и связанные с ними символы. Например, ваш сон может начинаться так: «Я в доме своего детства с моим другом Бобом». Вы берёте первое предложение и просите сновидца высказать ассоциации: «Каким было ваше детство? Как вы себя чувствовали в этом доме? Вы были счастливы там? Как долго вы там прожили?» И потом вы спрашиваете о друге: «Какой он, ваш друг Боб? Каким он был?...О, я вижу, он был занудой, но всё детство вы озорничали с ним вместе». А затем вставляете эти ассоциации в текст, который тогда звучит так: «Психологически я ещё в своей детской ситуации, и во мне есть часть, которая является скучной, но при этом и озорной».

Если у вас есть преобразованная информация, вы, естественно, должны думать о том, как она соотносится с моментом сна и с текущей реальностью сновидца. Как вышло, что человек до сих пор одной ногой в доме своего детства? В каких ситуациях настоящей жизни он всё ещё реагирует, как он реагировал, будучи ребёнком? Вы должны предположить, что сон говорит об этом уголке его личности.

После рассмотрения вступления таким образом, вы переходите к наименованию проблемы. Допустим, автомобиль подъезжает к подъезду, и два тёмных грабителя выпрыгивают из него. Теперь у вас есть драматическое развитие, которое означает начало повествования о конкретной ситуации. Два тёмных человека могут быть вторжением, чем-то, что взламывает, вмешивается. Грабители очень часто представляют собой нечто ломающее системы в сознании. Так что этот сон будет потом переведён так: в уголок психики, где сновидец реагирует всё ещё по-детски, вторгается что-то из коллективного бессознательного.

Таким образом мы медленно идём через весь сон. И, наконец, финал сна, лизис, который всегда есть приведение сюжета к одному из двух: к разрешению или к катастрофе. По-моему, эти правила толкования снов настолько хороши, что я неосознанно следую им в половине случаев. Но я всегда обращаю особое внимание на последнее предложение сна, в котором бессознательное даёт решение проблемы, если это решение существует. Некоторые сны просто глохнут, иссякают, не проявляют благосклонности к нам, то есть не имеют развязки. Такие сны означают, что бессознательное само не нашло решения. Но можно посмотреть на это иначе: что бы ни случилось в конце сна – это тоже решение. Если вы просыпаетесь с криком, например, то вот это и есть решение. Это то, что даёт вам бодрствующему шок или толчок. Это что-то, что должно быть осознанно каким-то особенным образом. И поэтому я всегда расспрашиваю сновидца об окончании сна.

Если вы хотите интерпретировать собственный сон, советую вам записать его на одной половине страницы листа, а затем для каждого слова напротив написать свои ассоциации. Под ассоциациями я имею в виду всё, что спонтанно приходит вам в голову. Затем попытайтесь увидеть условие, по которому вы установили связь между деталью сна и ассоциацией.

Если в первом предложении сказано, что «я в доме моего детства», то есть там, где я веду себя по-детски, и «ворвался грабитель», то есть совершён взлом, вы должны задать себе вопрос: «Что это? Почему что-то сломалось в моей психологической системе?» Вы также должны думать о событиях, предшествовавших сну, а также о том, что случилось в реальности после сновидения, как на внутреннем уровне, так и на внешнем. Вы могли, например, иметь некоторые неприятные впечатления в течение дня, и те взломщики могут служить отсылкой на этот неприятный опыт. Или, возможно, вы имели негативные, разрушительные внутренние мысли, переживания, что также могло преобразоваться в грабителей – во что-то разрушительное или отрицательное, внезапно взломавшее вашу психическую систему. Попробуйте вспомнить, что произошло вчера, на внешнем и внутреннем плане, а затем вы, вероятно, сможете определить значимые связи. Потом вы говорите: «Ага, этот сон ссылается на вчерашнюю мысль или на вчерашний эпизод, и он показывает мне, что я вёл себя правильно или неправильно». И вы исправляете своё отношение.

_____

Я думаю, они забавные. Мне нравится их анализировать. Не то, чтобы я могу… не то, чтобы я знаю, что они означают, но это весело – пытаться найти их смысл.

- молодая женщина-секретарь

 

Я могла летать! Прямо через крышу! Прямо по облакам…

- стюардесса

 

Я была в деревне, в зале, где организовали концерт или что-то с моим мужем…

- домохозяйка из Англии

 

Я в одиночестве иду по очень глубокому снегу. Справа от меня довольно высокий забор, и пока я шла вдоль, я думала: «Если жестокость вырвется, что я буду делать?»

- актриса из Канады

 

Ну, во-первых, позвольте мне сообщить, что я очень, очень счастлив в браке. Моя жена как раз сейчас уехала в Аризону с нашим ребёнком, чтобы посетить свою родню. Я не знаю почему, но у меня прошлой ночью был такой сон: мне приснилось, что я в средней школе на выпускном вечере с одной из девушек, работающих здесь. Так вот, между нами не было ничего постыдного, но у меня осталось чувство вины за то, что во сне я проводил время с другой женщиной, пока моя жена где-то далеко. Я полагаю, что это естественно. На утро я даже поделился с этой девушкой: рассказал ей о сне, просто чтобы облегчить душу, чтобы не чувствовать никакой вины.

- управляющий государственным парком на Гавайях

_____

 

Вы описали метод рассмотрения сна посредством личных ассоциаций. Но есть также сны, к которым сновидец не имеет никаких ассоциаций.

Существуют так называемые архетипические сны, которые имеют мифологическое значение, и с ними, как правило, у людей нет ассоциаций. Если вы спросите, что человек думаете о Юпитере, в ответ услышите: «О, Юпитер – это небесное тело». Люди не знают, с чем это связать, они не имеют личных ассоциаций по этой теме. В этом случае вы берёте общечеловеческие ассоциации. Спрашиваете: «Какие существуют общечеловеческие фантазии о Юпитере?» И вставляете эти размышления сновидца в текст сновидения.

Вы сказали, что каждый элемент в сновидении символизирует какой-то аспект психики сновидца. Но есть сновидения, которые отражают внешнюю реальность. Например, людям может сниться, что кто-то рядом с ними умер и позже обнаружить, что смерть на самом деле произошла. Как вы можете определить, относится ли этот сон к внешней реальности или к внутренней? Если, например, человеку снится, что его жена украла его автомобиль, как вы можете различить, ссылается ли сон на внешнюю проблему в его супружеских отношениях или же проблемы существуют внутри психики сновидца?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.