КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для обсуждения. Семинар 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
Доклады Семинар 2. Психология личности в правоохранительной деятельности. Дополнительная 9, 12,16, 19, 20, 21, 23, 31, 32.
1. Правовая психология личности и общности. 2. Использование методики контент-анализа текста для выявления криминального подтекста сообщения. 3. Использование гипнорепродуктивного метода в оперативно-розыскной деятельности.
1. Понятие личности в юридической психологии. Соотношение категорий индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность. 2. Сознание и неосознаваемое в структуре личности. 3. Правовое значение понятия личности. 4. Процесс развития и формирования личности, критерии оценки уровня сформированности личности. Аномальное развитие личности. 5. Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний. 1. В чем состоит сущность понятия «личность»? 2. Раскройте основные научные подходы к изучению личности человека. 3. Раскройте правовое значение понятия личности. 4. В чем состоит процесс развития и формирования личности человека? 5. По каким критериям оценивается уровень сформированности личности? 6. Что представляют собой черта, фактор, тип личности? 7. Раскройте психологическую структуру личности. 8. Назовите методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности юристами. 9. Раскройте содержание понятия «психодиагностика». Что она дает юристу? 10. Какие вам известны наиболее распространенные тестовые методики, применяемые при проведении судебно-психологической экспертизы в уголовном или гражданском судопроизводстве? 11. Что дает применение этих методик? Задание 1. Тест 1. Под личностью в психологии понимается: 1. Человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. 2. Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода. 3. Совокупность физиологических и психических особенностей человека, характеризующих его своеобразие 4. Видовое понятие, включающее в себя биологическую и духовную системы 2. Какую из перечисленных типологий личности разработал швейцарский психолог и психиатр (1875-1961) К. Юнг: 1. Астенический, пикнический, атлетический, диспластический типы личности 2. Интровертированный, экстровертированный типы личности 3. Сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики 3. Назовите динамическую структуру личности, разработанную К.К. Платоновым: 1. Система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно» (подсознание), «Я» (сознание, арена борьбы для «Оно» и «Сверх-я»), «Сверх-Я» (система усвоенных нравственных норм) 2. Интеллектуально-познавательная, потребностно-мотивационная, эмоциональная, волевая подструктуры личности 3. Подструктура направленности, подструктура опыта, подструктура психических форм отражения, подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств. Задание 2. 1. Ознакомьтесь с характеристиками двух воспитанников колонии: 2. Составьте психологический портрет каждого из двух подростков. Что у них общего? 3. Осознали ли они свою вину? 4. Как можно охарактеризовать их нравственный облик? 5. Возможно ли, по Вашему мнению, возвращение этих подростков к преступному образу жизни после освобождения?
1) И.(16 лет) осужден на 3 года за участие с группой подростков в краже 300 кг яблок из железнодорожного вагона. Родители И. живут в Царицыно. Отец - бригадир слесарей-монтажников, мать - продавец. Кроме И., в семье еще два сына младшего школьного и дошкольного возраста. В начальной школе И. учился хорошо, но уже в V и VI классах оставался на второй год. Сам И. причину этого видит в том, что, во-первых, ему было неинтересно и не хотелось учиться, и поэтому он часто прогуливал, во-вторых, он очень много времени уделял авиамоделизму. И. посещал этот кружок в Доме пионеров, а, став инструктором-общественником, вел авиамодельный кружок в школе. Надо сказать, что увлечение моделированием - отличительная черта И. Это проявилось в его ответах на многие из наших вопросов: говоря о том, чем он любил заниматься в свободное время дома, И. ответил: «Авиамоделизмом». Если бы он имел много денег, купил бы детали для моделей. Приятным событием для И. был тот день, когда он получил в Доме пионеров 2-й разряд общественника-инструктора по авиамоделизму. Но фактически в числе причин, мешавших И. хорошо учиться, был не только интерес к техническому творчеству: в V классе у него появились друзья, которые были намного старше его. Некоторые из них учились в РУ, некоторые работали. Вместе с ними он и украл продукты из железнодорожных вагонов станции Царицыно. Об этом «увлечении» И. откровенно говорит, отвечая на вопрос о его любимом занятии дома: «Кроме моделирования, за продуктами лазил: масло, фрукты, мясо воровали». Украденное продавали, деньги И. тратил на кино и покупал радиодетали, «электромоторчики для моделей летающих самолетов». (Его товарищи по воровству расходовали свою долю денег иначе -на папиросы, вино.) В краже участвовали и взрослые, в частности машинист электровоза, который в определенном месте замедлял скорость, чтобы его младшие сообщники могли сбросить краденное и выпрыгнуть сами. Преступление свое И. осуждает и глубоко в нем раскаивается, причем раскаяние его эмоционально окрашено: трижды приходилось прерывать беседу с ним, так как он не в силах был сдержать слез, когда речь заходила о семье, об отношении к прошлому, о товарищах. О том, что его раскаяние искренне, свидетельствуют и воспитатель и классный руководитель. Классный руководитель пишет в дневнике: «И. осуждает свое поведение до колонии, переживает, что причинил горе своей семье. Очень скучает, пишет родным ласковые письма». «И. – хороший пример другим ребятам в учебе и поведении». Воспитатель так характеризует И.: «В отделении И. пользуется уважением за свою образованность и начитанность. Принципиален, трудолюбив. Заметно серьезное отношение ко всему, что происходит в отряде». И. считает, что в колонию его поместили, чтобы исправить. На вопрос: «Правильно ли тебя наказали?» - ответил: «Не совсем, зачинщика не осудили вовсе». В сочинении И. высказал одно желание, «чтобы мать с отцом вечно жили». Он хотел бы походить на своего друга, с которым вместе занимался в Доме пионеров авиамоделированием. Друг нравится тем, что хорошо учится и будет поступать в авиационный институт. 2) К. (17 лет). Со дня рождения и до 8 лет К. воспитывался бабушкой, так как отец находился в тюрьме, а мать вскоре вышла замуж. С 8 лет он жил в новой семье матери. Учился хорошо до 8 класса. Снижение успеваемости повлекло за собой ухудшение отношений с отчимом. Поэтому после окончания 8 класса К. ушел из дому и поступил в ПТУ, которое закончил по специальности сантехника. Еще в училище у К. появились приятели, с которыми он начал воровать. По специальности К. работал недолго, затем бросил работу и полгода нигде не работал. Жил продажей краденого. Воровал в палатках, в школах, где брал фотоаппараты, магнитофоны. В колонии К. находился 1 год 3 месяца. Воспитатель, характеризуя К., говорит о нем: «Незапущенный парень». За время пребывания в отряде он дисциплины не нарушал. По свидетельству воспитателя, К. имеет авторитет среди воспитанников. Учится К. отлично. Он был единственным отличником в колонии. Классный руководитель в дневнике пишет о нем: «Охотно помогает отстающим, сам учится очень хорошо. На уроках активен. Добровольно берется за любое общественное поручение. Бескорыстен». Нравственный облик К. раскрывается и в его отношении к труду. Обучаясь в группе слесарей, он, по свидетельству мастера, «показал себя за время работы только с хорошей стороны. Производственное задание выполняет на 100-105 %. Его изделия хорошего качества. Имеет авторитет среди воспитанников». Записи воспитателей в дневнике говорят о том, что К. добросовестно относится к общественной работе, принимает активное участие в спортивном соревновании, хорошо работал на уборке картофеля в совхозе. Хорошее поведение и работа К. неоднократно поощрялись: несколько раз приказом по колонии ему объявлялась благодарность «за примерное поведение и добросовестное отношение к труду», «за достигнутые успехи в соревновании, посвященном окончанию учебного года», «за высокие показатели в труде и хорошее поведение». Помимо этого официального признания положительных качеств К., есть еще одно свидетельство его морального роста: он избран председателем совета отряда воспитанников. На эту должность, как и на все другие выборные должности в колонии, кандидатуры предварительно подбираются воспитателем из числа морально окрепших ребят. Запись воспитателя в дневнике свидетельствует о том, что К. «обязанности председателя совета отряда воспитанников выполняет добросовестно». Свое прошлое он осуждает. Об этом классный руководитель пишет так: «В беседах откровенен, самокритичен. Рассказывая о прошлом, искренне сожалеет». По словам воспитателя, после отбывания срока в колонии К. намеревается учиться в строительном техникуме. Наши материалы также свидетельствуют о том, что К. осознал аморальность своих поступков и дал себе соответствующую нравственную оценку: «Раскаиваюсь. Все осознал, ругаю себя за это». К. говорит, что ему было стыдно перед некоторыми товарищами в группе по ПТУ, но особенно стыдно ему перед мастером и бабушкой (бабушку он любит и уважает больше всех своих родных). На вопрос, кто ему нравится из знакомых людей, и на кого он хотел бы походить, К. назвал своего дядю (25 лет). К. отмечает у него как главную, импонирующую ему черту - упорство в достижении общественно-значимой цели: дядя учился в Московском институте железнодорожного транспорта и одновременно работал на железной дороге. Сейчас он заканчивает институт. Все сказанное о К., его моральные взгляды и поведение заставляют думать, что для него невозможно возвращение к преступной жизни. Задание. Составьте психологический портрет каждого из двух подростков. Что у них общего? Осознали ли они свою вину? Как можно охарактеризовать их нравственный облик? Возможно ли, по Вашему мнению, возвращение этих подростков к преступному образу жизни после освобождения? Рекомендуемая литература: основная 1-9;
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |