Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004.

3. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1990.

4. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

5. Педагогическая психология / Под ред Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб, 2010. С. 162-200.

6. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 2005. С. 558-582.

8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.

9. И пр.

 

Можно использовать любые учебные пособия для высших педагогических учебных заведения по дисциплине «Педагогическая психология», а также интернет-ресурсы. Если Вы используете литературные источники, не указанные выше, то обязательно отметьте их в библиографии собственной контрольной работы. Если Вы используете данные из интернета, то укажите ссылку на сайт.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Характеристика предмета и объекта педагогической психологии.

2. Методы педагогической психологии.

3. Этапы становления педагогической психологии.

4. Основные тенденции современного образования.

5. Психологические компоненты усвоения знаний по Н.Д. Левитову.

6. Психологическая формула успешного обучения по Л.Д. Столяренко.

7. Организация восприятия учащихся на уроке.

8. Средства возбуждения внимания учащихся на занятии.

9. Приемы формирования положительного отношения к учению.

10. Организация осмысления и понимания учебного материала.

11. Организация запоминания учебного материала.

12. Особенности учебной деятельности младших школьников.

13. Особенности учебной деятельности учащихся средних классов.

14. Особенности учебной деятельности учащихся старших классов.

15. Студент как субъект учебной деятельности.

16. Характеристика стилей мышления обучающихся: синтетический, прагматический, идеалистический, аналитический и реалистический.

17. Понятие учебной деятельности, её структура.

18. Психолого-психофизиологические аспекты учебной деятельности.

19. Показатели сформированности учебной деятельности.

20. Мотивация учебной деятельности. Виды мотивов.

21. Уровни развития учебной мотивации по А.К. Марковой.

22. Учебная задача и её характеристика.

23. Действие как единица анализа учебной деятельности.

24. Знания в качестве продукта учебной деятельности.

25. Общая характеристика труда учителя: социально-дезадаптирующие факторы.

26. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

27. Синдром «эмоционального сгорания» педагога: основные признаки синдрома и меры профилактики.

28. Факторы, влияющие на появление синдрома «эмоционального сгорания» педагога: личностный, организационный, ролевой.

29. Характеристика основных психологических черт личности педагога как индивидуальности.

30. Классификация педагогических способностей по В.А. Крутецкому.

31. Особенности педагогического общения. Функции педагогического общения.

32. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.

33. Понятие об обученности и обучаемости школьника. Методы оценки обученности и обучаемости.

34. Особенности педагогических конфликтов. Виды педагогических конфликтов по М. Рыбаковой.

35. Методы разрешения педагогических конфликтов.

36. Характеристика барьеров в педагогическом общении: статусно-позиционные, этно-социо-культурные, индивидуально-типологические.

 

Литература

Основная:

1. Зимняя, Ирина Алексеевна. Педагогическая психология [Текст]: учебник для студ. вызов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - Москва: Логос, 2003, 2005, 2007. - 384 с. - (Учебник для XXI века). - Имен. указ.: 378с.

2. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов по спец. 031000 "Педагогика и психология", 033400 "Педагогика" / под ред. Н.В. Клюевой. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с. - (Учебник для вузов).

3. Столяренко, Людмила Дмитриевна. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 542 с. - (Высшее образование).

Дополнительная:

4. Айсмонтас, Бронюс Броневич. Педагогическая психология [Текст]: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - Москва: Владос-Пресс, 2002. - 208 с.

5. Агеева, Ирина Александровна. Успешный учитель [Текст]: тренинговые и коррекционные программы / И. А. Агеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 208 с.

6. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: хрестоматия / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва: Академия, 2003, 2005. - 368 с. - (Высшее образование).

7. Выготский, Лев Семенович. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика-пресс, 1999. - 533,[1] с. - (Психология: классические труды).

8. Габай, Татьяна Васильевна. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. В. Габай. - Москва: Академия, 2005. - 240 с. - (Высшее образование).

9. Гамезо, Михаил Викторович. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособия для пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - Москва: Пед. общ-во России, 2009. - 511 с. - (Серия "Образование XXI века").

10. Давыдов, Василий Васильевич. Лекции по педагогической психологии [Текст]: учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов. - М.: Академия, 2006. - 224 с.

11. Ильин, Евгений Павлович. Психология для педагогов [Текст]: учебное пособие / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 638 с. - (Серия "Мастера психологии").

12. Исаев, Евгений Иванович. Педагогическая психология [Текст]: учебник для бакалавров / Е. И. Исаев. - Москва: Юрайт, 2012. - 347 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 347.

13. Климов, Евгений Александрович. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст]: учебное пособие / Е. А. Климов. - Москва: Изд-во Моск. ун-та: Академия, 2004. - 240 с. - (Высшее педагогическое образование).

14. Лобанов, Анатолий Александрович. Основы профессионально-педагогического общения [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лобанов. - Москва: Академия, 2002. - 192 с. - (Высшее образование)

15. Лободин, Владимир Тихонович. Как сохранить здоровье педагога [Текст]: метод. пособие / В. Т. Лободин, Г. В. Лавренова, С. В. Лободина. - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 136 с.

16. Лишин, Олег Всеволодович. Педагогическая психология воспитания [Текст]: учебное пособие для вузов / О. В. Лишин; ред. Д. И. Фельдштейн. - Москва: Академкнига, 2003. - 331 с.

17. Лефрансуа, Ги. Психология для учителя [Текст]: пер. с англ. / Г. Лефрансуа; Ун-т Альберты. - 11-е междунар. изд. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 416 с.

18. Мандель, Борис Рувимович. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы [Текст]: учебное пособие для вузов / Б. Р. Мандель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 382 с.

19. Маркова, Аэлита Капитоновна. Психология труда учителя [Текст]: книга для учителя / А.К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1993. - 192 с.

20. Митина, Лариса Максимовна. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]: учебное пособие для высш. пед. учеб. завед., по спец. 031000 - Педагогика и психология / Л. М. Митина. - Москва: Академия, 2004. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

21. Нестерова, Оксана Валерьевна. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]: учебное пособие для вузов / О. В. Нестерова. - Москва: Айрис Пресс, 2006. - 112 с.

22. Немов, Роберт Семенович. Психология [Текст]: в 3 кн.: учебник для пед. вузов. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. - 4-е изд. - Москва: Владос, 2005. - 606 с.

23. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / [ Вартанова Э. Г. и др.]; под ред. И. Ю. Кулагиной. - Москва: Сфера, 2008. - 474 с. - (Учебное пособие).

24. Петерс, Валерия Александровна. Педагогическая психология в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / В. А. Петерс. - Москва: Лига, 2006. - 128 с.

25. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст]: для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. Е.Е. Данилова. - Москва: Academia, 1998. - 160 с. - (Педагогическое образование).

26. Психологическая подготовка к педагогической деятельности [Текст]: учебное пособие / В. Н. Борисов, О. Г. Ковалев, С. А. Лузгин, А. И. Ушатиков. - Москва: Академия, 2002. - 144 с. - (Высшее образование).

27. Розенова, Марина Ивановна. Психология обучения и воспитания [Текст]: учебное пособие / М. И. Розенова. - Москва: Эксмо, 2004. - 175 с.

28. Рыбакова, Маргарита Макаровна. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М. М. Рыбакова. - Москва: Просвещение, 1991. - 127,[1] с.

29. Рудакова, И. А. Конфликтология для педагогов [Текст]: учебное пособие для среднего проф. образования / И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, Е. А. Филипенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 155 с.

30. Селевко, Герман Константинович. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: в 2 т. Т. 1 / Г. К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

31. Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя [Текст] / В. П. Симонов. - Москва: Междунар. пед. академия, 1995. - 192 с. – С.86-98.

32. Такман, Брюс У.. Педагогическая психология [Текст]: от теории к практике / Б. У. Такман; пер. с англ. О. А. Зильберт. - Москва: Прогресс, 2002. - 572 с.

33. Талызина, Нина Федоровна. Практикум по педагогической психологии [Текст]: учебное пособие для выс. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - Москва: Академия, 2002. - 192 с. - (Высшее образование)

34. Фельдштейн, Давид Иосифович. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст]: избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Междунар. пед. академия, 1995. - 368 с.

35. Фоминова, Алла Николаевна. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Флинта: Наука, 2011. - 318 с.

36. Фридман, Лев Моисеевич. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - Москва: Просвещение, 1991. - 288 с.

37. Хапаева, Светлана Сергеевна. Педагогическая конфликтология [Текст]: курс лекций / С.С. Хапаева. - Москва: МГОУ, 2002. - 80 с. - (Профессия - педагог).

38. Хон, Роберт Л.. Педагогическая психология. Принципы обучения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.Л.Хон. - 2-е изд. - Москва: Академический проект: Культура, 2005. - 736 с.


СЕМИНАР № 1

Тема: «Психология педагогической деятельности».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Психологический анализ труда педагога. Составляющие профессиональной компетентности педагога:

а) педагогическая деятельность;

б) педагогическое общение;

в) личность педагога.

2. Профессионально-значимые личностные качества педагога.

3. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Маркова, Аэлита Капитоновна. Психология труда учителя [Текст]: книга для учителя / А.К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1993. - 192 с.

2. Симонов, В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя [Текст] / В. П. Симонов. - Москва: Междунар. пед. академия, 1995. - 192 с. – С.86-98.

3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. 1998. – С.528-537.

ЗАДАНИЕ:

1. Используя литературу № 2 (см.список) составить карту профессионально-значимых личностных качеств педагога.

2. Сделать конспект статьи Т.В.Форманюка Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Вопросы психологии. 1994г. № 6 со С.57.

3. Подготовиться к понятийному диктанту по теме: Показатели сформированности педагогической деятельности. Используя литературу № 1, познакомиться со следующими понятиями:

- пед. направленность

- пед. такт

- пед. мышление

- пед. рефлексия

- пед. способности

- пед. целеполагание

 

СЕМИНАР №2

 

Тема: «Педагогическая конфликтология».

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Характеристика особенностей педагогического общения. Функции педагогического общения.

2. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.

3. Типы педагогических конфликтов.

4. Психологические особенности разрешения педагогических ситуаций.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Столяренко, Людмила Дмитриевна. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 542 с. - (Высшее образование).

2. Ильин, Евгений Павлович. Психология для педагогов [Текст]: учебное пособие / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 638 с. - (Серия "Мастера психологии"). \

3. Лобанов, Анатолий Александрович. Основы профессионально-педагогического общения [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лобанов. - Москва: Академия, 2002. - 192 с. - (Высшее образование)

4. Рыбакова, Маргарита Макаровна. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]: книга для учителя / М. М. Рыбакова. - Москва: Просвещение, 1991. - 127,[1] с.

5. Рудакова, И. А. Конфликтология для педагогов [Текст]: учебное пособие для среднего проф. образования / И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, Е. А. Филипенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 155 с.

6. Хапаева, Светлана Сергеевна. Педагогическая конфликтология [Текст]: курс лекций / С.С. Хапаева. - Москва: МГОУ, 2002. - 80 с. - (Профессия - педагог).

7. Зимняя, Ирина Алексеевна. Педагогическая психология [Текст]: учебник для студ. вызов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - Москва: Логос, 2003, 2005, 2007. С. 322-366.

 

ЗАДАНИЕ:

Рассмотреть различные способы разрешения конфликтных педагогических ситуаций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сюда можно отнести разорванность( грамматическую). 4 страница | Вопросы для обсуждения. Психологічна допомога дітям пережити травму і втрату
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.