КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 1. Общая Психосоматика
Глава 1. ПСИХОСОМАТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ................16 1.1.Психосоматические теории и модели.....24 1.2.Стратегии поведения при стрессе.......27 Глава 2. ДИАГНОСТИКА В ПСИХОСОМАТИКЕ.......39 2.1. Диагностическая беседа............40 2.2. Психологические тесты в психосоматической практике...................46 2.2.1. Торонтская алекситимическая шкала..... 49 2.2.2. Опросник Бека................ 53 2.2.3. Гиссенский опросник соматических жалоб.. 56 2.2.4. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)........ 58 2.2.5. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина.............. 58 2.2.6. Личностный опросник Айзенка........ 62 2.2.7. Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни.......... 63 2.2.8. Методика незаконченных предложений Сакса — Сиднея, модифицированная для психосоматических больных...................... 66 2.2.9. Методика определения психологической характеристики темперамента........... 70 2.2.10. Опросник Шмишека............. 74 2.2.11. Тест Кейрси................. 79 2.2.12. Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Роттера................. 86 2.2.13. Опросник Келлермана — Плутчика..... 93 2.2.14. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки............ 98 2.2.15. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Норакидзе)..........102 Оглавление 2.2.16. Тест Томаса — типы поведения в конфликте (адаптирован Гришиной)............ 104 2.2.17. Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта............ 109 2.2.18. Тест Кеттела (16PF-Form С)....... 112 2.2.19. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний............. 113 2.2.20. Шкала депрессии Цунга.......... 120 2.2.21. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)...................... 122 2.2.22. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник Реана)...................... 124 2.2.23. Методика «Цель — Средство — Результат» (ЦСР)................. 126 2.2.24. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея...... 131 2.2.25. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко)............... 134 2.3. Краткий обзор проективных тестов...... 136 2.3.1. Тест Роршаха................ 136 2.3.2. Сонди-тест.......■.......... 138 2.3.3. ТАТ — тематический тест апперцепции... 138 2.3.4. Рисуночные проективные тесты....... 139 Глава 3. ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.................... 143 3.1. Общие вопросы терапии психосоматических пациентов.................. 143 3.1.1. Внутренняя картина болезни........ 153 3.1.2. Нозогении (психогенные реакции) при психосоматических заболеваниях......... 160 3.2. Суггестивная психотерапия......... 170 3.2.1. Методы и техника гипнотизирования.... 174 3.2.2. Самовнушение............... 185 3.3. Психосинтез................. 196 Техники..................... 199 3.4. Терапия, фокусированная на решении.... 242 Техники..................... 244 3.5. Позитивная психотерапия.......... 274 Техники..................... 285 3.6. Гештальт-терапия.............. 305 Техники..................... 309 Оглавление 3.7. Когнитивно-поведенческая психотерапия.. 351 Техники..................... 356 3.8. Символдрама (метод кататимного переживания образов)................... 416 Техники..................... 423 3.9. Транзактный анализ............. 443 Техники..................... 448 3.10. Терапия искусством (арт-терапия)...... 497 Техники..................... 503 3.11. Креативная визуализация.......... 507 3.12. Психодрама................. 527 Техники..................... 531 3.13. Танцевально-двигательная терапия..... 545 Техники..................... 552 3.14. Телесно-ориентированная психотерапия.. 554 Работа с телом в биоэнергетике А. Лоуэна.... 556 Танатотерапия.................. 574 3.15. Семейная психотерапия........... 578 Техники..................... 584 3.16. Нейролингвистическое программирование (НЛП).......... 618 Техники..................... 635 ЧАСТЬ 2. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА ВВЕДЕНИЕ........................... 690 Глава 1. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.......... 703 1.1. Бронхиальная астма............. 704 Картина личности................ 704 Психотерапия................... 709 1.2. Синдром гипервентиляции.......... 726 Картина личности................ 726 Психотерапия................... 727 Глава 2. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ....................... 732 2.1. Эссенциальная гипертония.......... 734 Картина личности................ 734 Психотерапия................... 738 2.2. Ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда.................. 739 Картина личности................ 739 Психотерапия................... 745 2.3. Кардиофобический невроз.......... 747 Оглавление Картина личности................ 747 Психотерапия................... 750 2.4. Нарушения сердечного ритма........ 750 Картина личности................ 750 Психотерапия................... 751 Глава 3. ПСИХОСОМАТИКА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ......................... 760 3.1. Ожирение.................. 762 Картина личности................ 762 Психотерапия................... 765 3.2. Нервная анорексия............. 771 Картина личности................ 771 Психотерапия................... 775 3.3. Булимия................... 777 Картина личности................ 777 Психотерапия................... 779 Глава 4. ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ....................... 787 4.1. Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.................... 790 Картина личности................ 790 Психотерапия................... 794 4.2. Запоры................... 797 Картина личности................ 797 Психотерапия................... 798 4.3. Эмоциональная диарея............ 799 Картина личности................ 799 Психотерапия................... 799 4.4. «Синдром раздраженной кишки»....... 800 Картина личности................ 800 Психотерапия................... 800 4.5. Язвенный колит и болезнь Крона...... 801 Картина личности................ 801 Психотерапия................... 803 4.6. Нарушения глотания............. 805 Психотерапия................... 806 Глава 5. БОЛЕЗНИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ...... 813 5.1. Гипотиреоз................. 813 Картина личности................ 813 Психотерапия................... 814 5.2. Гипертиреоз................. 815 Картина личности................ 815 Оглавление Психотерапия................... 817 5.3. Сахарный диабет............... 818 Картина личности................ 818 Психотерапия................... 820 Глава 6. КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.............822 6.1. Картина личности при кожных заболеваниях................827 Психотерапия...................829 Глава 7. ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ......834 7.1. Рак молочной железы............ 835 Картина личности................ 835 Психотерапия.................... 837 7.2. Экстирпация матки............. 838 7.3. Первичная аменорея............. 839 7.4. Вторичная аменорея............. 839 7.5. Дисменорея и предменструальный синдром................... 840 Картина личности................ 840 Психотерапия................... 842 7.6. Функциональные нарушения в области гипогастрия................. 842 Картина личности................ 843 Психотерапия................... 844 7.7. Менархе и климакс............. 844 7.8. Функциональная (психосоматическая) стерильность................. 846 Картина личности................ 846 Психотерапия................... 846 7.9. Психосоматические аспекты при гетерологичном и экстракорпоральном оплодотворении... 848 7.10. Психосоматика спонтанного аборта и преждевременных родов.........848 7.11. Ложная беременность............850 Картина личности................850 Психотерапия..................851 Глава 8. БОЛЕЗНИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА..........................852 8.1. Ревматические поражения мягких тканей (фибромиалгия)............... 852 Картина личности................ 852 8.2. Симптомы остеохондроза.......... 855 Оглавление Картина личности................ 855 8.3. Ревматоидный артрит............ 856 Картина личности................ 856 Психотерапия при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.......... 859 Глава 9. ПСИХОВЕГЕТАТИВНЫЕ СИНДРОМЫ......864 9.1. Картина личности..............864 9.2. Психотерапия................867 Глава 10. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.......................870 10.1. Картина личности.............870 10.2. Психотерапия................870 Глава 11. ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.......887 11.1. Картина личности.............887 11.2. Психотерапия................892 Техники.....................893 Глава 12. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕПРЕССИИ.........................924 12.1. Картина личности.............926 12.2. Психотерапия................928 Глава 13. ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ..........931 13.1. Простуды..................932 13.2. Простой герпес................933 13.3. Ангина...................935 13.4. Туберкулез.................936 13.5. Психотерапия при инфекционных заболеваниях................938 Глава 14. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ.................942 14.1. Головная боль напряжения.........944 Картина личности................944 Психотерапия..................948 14.2. Мигрень.................. 949 Картина личности................ 949 Психотерапия..................950 Список цитированной и рекомендуемой литературы.......954 ПРЕДИСЛОВИЕ ч!^та книга представляет собой справочное пособие по эффективным техникам, применяемым в различных психотерапевтических направлениях и школах при лечении психосоматических расстройств. Она будет полезной для практиков — врачей и психологов, желающих повысить эффективность своей работы с психосоматическими пациентами. Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы. Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы — психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии. Внутренние конфликты, невротические типы реакций или психореактивные связи обусловливают картину органического страдания, его длительность, течение и, возможно, резистентность к терапии. Психосоматические соотношения, возникающие у больных, традиционно рассматриваются в Предисловие пределах двух основных подходов. В рамках первого из них, психоцентрического, анализируется влияние на возникновение, клинические проявления, течение и прогноз заболевания острого и хронического психического стресса, а также разнообразных характеристик, связанных с психическим статусом пациента. В числе последних рассматриваются конституциональные особенности личности, интерпретируемые в рамках психодинамического и психометрического подходов, концепции алекситимии, специфических «профилей личности», поведенческого типа А, а также коморбидные рассматриваемому заболеванию психические расстройства (аффективные, тревожно-фобические и др.). В рамках второго, сома-тоцентрического, подхода изучаются нозогенные реакции — влияние особенностей клинических проявлений и течения болезни на субъективное восприятие пациентом своего заболевания и особенности психических расстройств, манифестация которых связана с соматическим страданием (соматоге-нии и психогенные состояния, обусловленные комплексом психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием). Настоящий справочник написан в рамках первого из указанных подходов, психоцентрического, что и определило подбор и расстановку материала в книге. Исходя из этого подхода, в книге не рассматриваются соматические аспекты возникновения и лечения психосоматических заболеваний. Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche — душа и therapeia — забота, уход, лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века. В настоящее время известно и осуществляется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 — для детей и подростков (Kazdin, 1994). Вместе с тем существуют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по своим концептуальным основам. Различия касаются описания личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности. Рассматриваемые в данном справочнике виды психотерапии имеют разные «ми- Предисловие шени» психотерапевтического воздействия. Так, «мишень» в биоэнергетическом анализе — тело, в пациент-центрирован-ной терапии — переживания (не просто испытываемые эмоции, а проживаемый опыт), в когнитивной терапии — неадаптивные мысли и представления, и т. д. Психотерапевтические подходы можно условно разделить на две группы: директивная терапия, ориентированная на проблему, и недирективная, ориентированная на пациента. Для школ, относящихся к первому типу, характерна установка на обязательное «погружение» пациента в проблему. Если пациент не желает «погружаться», это трактуется как сопротивление терапии. «Ходить кругами» вокруг проблемы пациента, не входя, не углубляясь в нее, считается неэффективным. В психотерапии второго типа, напротив, пациент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом и сколько уделять ей времени. Если он не говорит о своей проблеме, это рассматривается не как сопротивление, а как законное право говорить о том, о чем он сам желает. Условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориен-тированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений. Тем не менее можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы — стремления помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов и комплексов. В основе психотерапии лежит идея о возможности изменения, трансформации человеческого «Я» в динамично изменяющемся мире. Иными словами, речь идет о воздействии на те или иные составляющие самосознания. На сегодняшний день так и не сформулировано четкое общепризнанное определение психотерапии, способное охватить все ее виды и формы. Можно говорить о существовании Предисловие медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии. В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Такая психотерапия используется при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Но в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотера-. певт. Разница заключается прежде всего в их нацеленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития. Всемирная Организация Здравоохранения в преамбуле к своей Декларации указывает: «Здоровье — это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние физического, умственного и социального благополучия». В этом контексте можно говорить о том, что психотерапия направлена на поддержание общей гармонии самочувствия в широком смысле слова, а не на «излечение», «исправление» или «коррекцию» каких-либо расстройств. Расширительное понимание области применения психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году. В этой декларации зафиксировано следующее: • психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию; • психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности; • гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов; • образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально: оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах; • доступ к такому образованию осуществляется с помощью различной предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук. ___________________________________________ Предисловие Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицинской модели, следует обратить внимание на ее отличие от других методов лечения. Речь идет, прежде всего, о том, что при психотерапии используются психологические методы и средства, а не фармакологические, физические и т. п. Кроме того, в качестве пациентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов — лица, имеющие профессиональную подготовку, среди прочего, в области основ психологии и медицины. Согласно современным взглядам (Александров, 1997; Год-фруа, 1992; Карвасарский, 1999; Рудестам, 1997), в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы: • исследование психологических проблем пациента и оказание помощи в их решении; • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; • изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми; • развитие самосознания и самоисследование пациентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. Главная цель всякого психотерапевтического воздействия заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект. Разумеется, всякая психотерапевтическая школа убеждена, что предлагаемый именно ею способ помогать пациентам является оптимальным, предоставляя сомневающимся проверить это на собственном опыте. Предисловие Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым как бы подразумевается то, что психотерапия изменяет личность, делает ее другой. Строго говоря, изменений личности в смысле формирования каких-либо новых качеств или исчезновения уже имеющихся в ходе терапии, как и в ее результате, не происходит. Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие и делает личность таковой. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое качество имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств личности, приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое «приведение в соответствие» и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений (Бурлачук и др., 1999). Задача психотерапевта — помочь разобраться в ситуации, в проблеме: подсказать, дать совет, отразить чувства и поведение пациента, чтобы он увидел себя, просветить, поддержать, успокоить и т. п. Вместе с тем в ряде случаев затруднительно точно квалифицировать работу с пациентом как психотерапевтическую или консультационную. Сегодня в России наблюдается тенденция сближения медицинской и психологической психотерапии. Это проявляется в том, что и врачи, и психологи проявляют интерес к разнообразным (как новым, так и давно применяемым зарубежными специалистами) школам и техникам психотерапии, а также в размывании границ «врачебной территории», которая до недавнего времени строго охранялась от проникновения психологов. В заключение следует сказать, что мы ни под каким видом не рекомендуем заменять необходимый курс традиционного медицинского лечения психологическими и психотерапевтическими техниками. Речь идет не о том, чтобы заменять физиологию психологией, а о том, чтобы дополнять чисто соматическое лечение психосоматическим.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |