Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №4. Сущность корпоративного управления




 

Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.

В настоящее время западными учеными предлагается цикл управления фирмой, состоящий из четырех этапов (рис. 1). В частности, такую схему предлагают Мескон, Альберт и Хедоури.

 


^

Рис. 1. Цикл управления фирмой

 


Для осуществления цикла управления, представленного на рис. 2, управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.

 


Рис. 2. Цикл управления корпорацией

Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.

Одним из рычагов воздействия на руководителя подчиненного предприятия может быть процедура распределения прибыли от проекта к предприятиям-участникам. Другим рычагом может быть делегирование конкретных полномочий от корпорации предприятию. Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.

Корпорация, в свою очередь, может выступать представителем предприятий перед государством, например, единым налогоплательщиком. Поскольку каждое корпоративное объединение имеет определенные цели функционирования, управление им должно вестись в соответствии с этими целями.
^ Во-первых, существуют различные группы инвесторов, вкладывающих капитал в деятельность корпорации. Финансирование осуществляется как за счет акционерного капитала, так и за счет заемного, и различие в интересах акционеров и кредиторов в этих условиях приобретает особую значимость. Акционеры имеют право на получение того, что именуют остаточной прибылью, – средств, остающихся после вычета из выручки корпорации всех ее обязательств перед кредиторами, поставщиками, служащими, государством и так далее. Таким образом, чем выше уровень ожидаемой прибыли в результате того или иного решения, принимаемого корпорацией, тем на большую прибыль могут рассчитывать акционеры. Поставщики заемного капитала корпорации (владельцы облигаций и банки-кредиторы) получают прибыль, уровень которой зафиксирован договором между ними и корпорацией. Поэтому кредиторы могут быть и не заинтересованы в высоких прибылях корпорации – больший интерес, для них представляет гарантированный возврат вложенных ими средств.

ействительно, проблема корпоративного управления важна для значительного количества заинтересованных групп:

  • для акционеров,
  • кредиторов
  • служащих,
  • поставщиков,
  • покупателей,
  • местного населения.

Эффективность корпоративного управления в условиях экономики переходного периода прямо зависит от успешного развития различных аспектов акционерных отношений. Даже в случае, если предприятия приватизированы, их функционирование напрямую зависит от эффективной системы управления и контроля. Системы управления корпорациями, особенно на начальных этапах переходного периода, должны ставить во главу угла не только работу входящих в их структуру предприятий, но и создание внутренних управленческих структур, которые позволили бы таким предприятиям действовать более эффективно. Формирование институтов, способных осуществлять финансирование, управление и контроль за деятельностью предприятий-участников корпораций, – предпосылка успешного развития экономики переходного периода. Вне этих предпосылок сектор корпоративной собственности просто не может возникнуть.

Типы корпоративного управления и их характеристики.


История обобщения интегрального производства имеет в своем составе порождение ряда форм и типов корпоративного объединения: концерн, трест, пул, консорциум, ассоциация, ФПГ, синдикат, компания, альянс, картель, холдинг.

Холдинговая компания – это форма предпринимательской деятельности, при которой контрольный пакет акций принадлежит одному владельцу. Холдинговые компании могут образовываться и государственными учреждениями (51% у кого–либо).

В последние годы получила развитие такая форма предпринимательской деятельности, как финансово – промышленная группа (ФПГ).

ФПГ – представляет собой объединение юридических лиц в лице банков, промышленных, сельскохозяйственных и других организаций, которые дополняют друг друга в ходе деятельности.

Концерн – объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно – технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранной, внешнеэкономической и иной деятельности, а также хозрасчетного обслуживания предприятий под общим финансовым контролем их центральных систем управления.

Консорциум – временное добровольное объединение финансовых ресурсов субъектов предпринимательского бизнеса для решения конкретных задач.

Трест – объединение, при котором все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются. Его участники теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Реальная власть находится в руках головной фирмы.

Цель – повышение эффективности деятельности фирм путем их слияния.

Ассоциация представляет собой объединение предприятий с целью решения отдельных задач (производственных, социальных и других), без передачи функций управления и полном сохранении самостоятельности юридического лица.

Картель – объединение сохраняющих свою самостоятельность организаций, как правило, одной отрасли, заключающих соглашение о ценах, объемах производства, рынках сбыта.

Синдикат – форма картеля, в рамках которого осуществляется сбыт продукции участников объединения. Цель вступления в синдикат – получить выигрыш от централизации сбыта. Входящие в синдикат компании сохраняют свою юридическую силу и хозяйственную самостоятельность.

Пул – спекуляция квотами.

В условиях рыночных отношений, интегрированные структуры, как с вертикальным делегированием полномочий и особенно, с горизонтальным, приобретают особо важное значение, становясь принципом рыночной экономики.

Корпоративность дает новую силу предприятиям, входящим в корпорацию, расширяя их возможности. Появляется новый источник благотворного влияния на дело – синергия.

Современными структурами, отвечающими этим требованиям являются: союзы, фонды, франчайзы, корнеры.

Франчайза - объединение крупных предприятий с мелкими предприятиями, которым крупное предприятие предоставляет льготы.

В условиях международной конкуренции, ограниченности местных ресурсов возникает необходимость поиска новых рынков, построение ТНК (транснациональная корпорация).

Основные направления деятельности корпораций.


Процесс функционирования корпорации реализуется через акционерный механизм (рис. 1.). Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности.

Поскольку реструктуризация корпораций и создание самоуправляемых структур приводят к взаимодействию большого количества юридических лиц, высший менеджмент корпорации должен «спроектировать» принципы финансовой, в том числе, инвестиционной и кредитной, стратегии на базе следующих основных целей:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.