Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Практическое занятие. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних




План

Практическое занятие. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Тема 11. Особый порядок уголовного судопроизводства

Время – 2 часа

Цель занятия – закрепление теоретических и практических знаний студентов, формирование умений и навыков правоприменения.

Методика занятия – дискуссия по вопросам темы занятия, выполнение практических заданий, обсуждение принятых по ним решений, составление процессуальных документов.

Место проведения – учебная аудитория.

1. Обсуждение контрольных вопросов по теме занятия.

2. Выполнение практических заданий, составление процессуальных документов.

Контрольные вопросы

1. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

2. Окончание предварительного расследования по данной категории уголовных дел.

3. Производство по делам несовершеннолетних в суде.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

При ответе на первый учебный вопрос необходимо показать соотношение общих и особых правил производства по делам несовершеннолетних; каков круг лиц, подпадающих под примене­ние особых правил этого производства; в чем заключаются особенности предмета доказывания по данной категории дел.

Производство по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц. их правовое положение. В УПК РФ имеется 50 глава, которую законодатель озаглавил «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних».

Статья 421 УПК РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам данной категории. Законодатель, выделив в особое производство расследование и разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних, соответственно по иному подходит к защите их прав и законных интересов. В связи с этим закон предоставляет возможность участия таким участникам, как: защитник, законный представитель, представитель специального учебно–воспитательного учреждения закрытого типа, педагог, причем участие защитника обязательно.

При ответе на данный вопрос также следует охарактеризовать особенности производства предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних, указать правила вы­деления дел о несовершеннолетних в совершении преступлений вместе со взрослыми, особенности допроса несовершеннолетних, меры пресечения, применяемые к ним, а также особенности произ­водства предварительного следствия на этапе его окончания.

При ответе на второй учебный вопрос, необходимо ознакомиться с положениями ст. 427 УПК РФ, которая предусматривает возможность прекращения уголовного преследования в отношении несовер­шеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В этом случае дознаватель с согласия прокурора, а следователь с согласия руководителя следственного органа вправе вынести соответствующее постановление и направить уголовное дело в суд.

Расследование дела о преступлении несовершеннолетнего можно считать законченным и под­лежащим направлению в суд лишь в том случае, если установлены все обстоятельства, предусмот­ренные ст. ст. 73 и 421 УПК РФ.

По окончании расследования с материалами дела вправе ознакомиться законный представи­тель, у которого имеются и другие права, предусмотренные ст. 426 УПК РФ.

При ответе на третий учебный вопрос необходимо указать особенности рассмотрения дел не­совершеннолетних на стадии судебного разбирательства, каков круг участников судебного разби­рательства, а также особенности, связанные с постановлением приговора.

В судебное заседание должны быть приглашены родители или другие законные представите­ли несовершеннолетнего подсудимого. Они имеют право участвовать в исследовании доказа­тельств на судебном следствии, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. Указанные права разъясняются им при открытии судебного следствия (ст. 428 УПК РФ).

Особенностью по сравнению с общим порядком судебного разбирательства является правило о том, что суд, выслушав мнение защитника и законного представителя подсудимого и заключе­ние прокурора, вправе своим определением удалить несовершеннолетнего из зала судебного засе­дания. Такое удаление допускается на время исследования обстоятельств, могущих отрицательно повлиять на несовершеннолетнего (ст. 429 УП РФ).

В результате рассмотрения дела суд может прийти к выводу, что несовершеннолетний совер­шил преступление, не представляющее общественной опасности, и он может быть исправлен без применения уголовного наказания. В таких случаях суд прекращает уголовное дело и одновре­менно принимает решение о применении к несовершеннолетнему одной из принудительных мер воспитательного характера, предусмотренной ст. 90 УК РФ.

Для выполнения практических заданий студенты должны иметь Конституцию РФ, УПК РФ, сборники нормативных актов.

В ходе занятия студенты анализируют и письменно выполняют указанные в учебно-методическом комплексе к этой теме задания. Ответы должны быть обоснованными и содержать ссылки на соответствующие нормы законодательных и иных нормативных актов. Принятые студентами решения выносятся на обсуждение.

Практические задания

Задача 1

Несовершеннолетний Васильев, защищая себя и свою мать от пьяных издевательств своего отчима, ударил его топором, причинив тяжкий вред здоровью.

Решая вопрос о предъявлении Васильеву обвинения, следователь пригласил к себе в кабинет его классного руководителя. Однако в день предъявления обвинения классный руководитель явиться к следователю не смогла, и тот пригласил для участия в допросе обвиняемого Васильева сотрудника ПППН территориального ОВД. Мать обвиняемого Васильева обратилась с жалобой к руководителю следственного органа, считая действия следователя незаконными. Она напомнила о том. что на момент совершения преступления ее сыну исполнилось только 15 лет. Васильева счи­тала, что допрос и предъявление обвинения должны производиться в присутствии адвоката, кото­рого она пригласила для участия в деле. Она также возражала против участия в допросе сотрудни­ка ПППН, считая, что его присутствие смущало сына и он не смог правильно отвечать на вопросы следователя.

Васильева просила руководителя следственного органа дать указание о проведении повторно­го допроса ее сына в качестве обвиняемого и чтобы на допросе присутствовала она сама лично, как законный представитель обвиняемого, а также приглашенный ею адвокат.

Дайте правовую оценку действиям следователя.

Оцените правомерность требований Васильевой.

Задача 2

По окончании предварительного следствия следователь сообщил несовершеннолетнему потерпевшему Федорову и его законному представителю об их праве знакомиться с материалами уголовного дела.

В назначенный день к следователю явился потерпевший Федоров, который заявил, что закон­ный представитель, его отец, не смог явиться ввиду занятости по работе, поэтому попросил пере­нести время ознакомления с материалами дела на конец недели. Не рассматривая просьбу потер­певшего, следователь предложил ему расписаться на заполненном бланке протокола ознакомления с материалами дела и указать, что ходатайств о дополнении следствия не имеет.

После этого следователь отпустил подростка домой и приступил к ознакомлению обвиняемо­го с материалами уголовного дела.

Правомерны ли действия следователя?

Задача 3

При производстве предварительного следствия по факту разбойного нападения на Петрова следователь установил, что у подростка Кочнева, одного из подозреваемых по делу, отсутствуют документы о возрасте. Мать Кочнева заявила, что ее сыну 13,5 лет, а свидетельство о рождении потеряно год назад при переезде на новую квартиру.

Какие меры должен предпринять следователь?

Назовите обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам о преступлениях несовершен­нолетних.

Задача 4

По подозрению в совершении грабежа следователь задержал несовершеннолетнего Коровина. В ходе допроса в качестве подозреваемого Коровин заявил ходатайство об уведомлении родителей о его задержании. Следователь отказал в удовлетворении ходатайства, мотивируя свое решение тем, что Коровин подозревается в совершении тяжкого преступления. Оцените действия следователя.

Имеются ли особенности в задержании и заключении под стражу несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого?

Задача 5

Молодой рабочий Яковенко получил свою первую зарплату 20 мая 20 … - в день, когда ему испол­нилось 18 лет. Члены бригады и мастер предложили ему «обмыть» оба события сразу, для чего после работы они собрались в парке, где распивали допоздна спиртные напитки. В ходе ссоры, возникшей между Яковенко и мастером, Яковенко нанес последнему два ножевых ранения, от ко­торых тот сразу же скончался. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть потер­певшего наступила между 23 и 24 часами 20 мая 20…г.

Подлежат ли применению при производстве по данному делу правила, предусмотренные гла­вой 50 УПК РФ?

С какого момента лицо считается совершеннолетним?

Задача 6

Несовершеннолетний Пермяков впервые совершил кражу чужого имущества. Установив ус­ловия жизни и воспитания несовершеннолетнего, а также другие обстоятельства, характеризую­щие личность обвиняемого, следователь пришел к выводу о том, что исправление Пермякова воз­можно путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия.

Каков порядок принятия решения о прекращении уголовного дела в отношении несовершен­нолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия?

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. УК РФ, глава 14, ст.ст. 87- 96.

2. УПК РФ, глава 50.

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1999, № 26, ст. 3177.

4. Закон РФ от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации», ст. 41.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 14 февраля 2000 года «О судебной прак­тике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // БВС РФ. 2000. N 4. с.9

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 года № 188 «Об организации проку­рорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Законность, 2008, № 2, с. 47.

8. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристь, 2012.

9. Уголовный процесс: сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 3. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2009.

1. Боровиков С. Помещение несовершеннолетних, освобожденных от наказания, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа // Уголовное право, 2008, № 3, с. 93.

2. Гуськова А.. Ширшов Е. Проблемы ювенальной юстиции в России // Уголовное право, 2006, №2, с. 124.

3. Гецманова И. Реформирование судопроизводства по делам несовершеннолетних // Уголовное право, 2005, № 2, с. 77.

4. Дикарев И. Значение и проблемы участия законного представителя несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого в уголовном судопроизводстве // Уголовное право, 2007, № 5, с. 76.

5. Дикарев И. Применение требований главы 50 УПК России по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Уголовное право, 2008, № 1, с. 90.

6. Макаренко И. Заключение под стражу и производство некоторых следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых // Законность, 2004, № 6, с. 44.

7. Марковичева Е. Механизм применения принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовное право, 2007, № 6, с. 126.

8. Николюк В., Мамедов А. Правовое регулирование направления судом несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа // Уголовное право. 2007, № 1, с. 118. \

9. Тетюев С. Сущность и порядок выделения в отдельное производство уголовного дела в отно­шении несовершеннолетнего // Уголовное право. 2008. № 1, с. 104.

10. Тетюев С.В. Процессуальные права, обязанности и ответственность педагога (психолога) в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Журнал российского права, 2008. № 4. с. 100.

11. Тетюев С. Предъявление обвинения несовершеннолетнему: актуальные вопросы теории и практики // Уголовное право, 2007, № 4. с. 103.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.