Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Досуг пациентов




Трудотерапия

 

Трудотерапия – это активный лечебный метод восстановления нарушенных или утраченных функций. Психологически она способствует уравновешиванию больного, отвлекая внимание от основного заболевания. С другой стороны трудотерапия имеет большое воспитательное значение, так как, не предусматривая производственной цели, развивает у больных интерес к данному занятию, ориентируясь на профессиональный профиль больного и возможность выполнять конкретное задание

При некоторых заболеваниях трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). Трудовые движения стимулируют физиологические процессы и функцию основных систем больного, мобилизируют его волю, дисциплинируют и приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, освобождают от мыслей и побуждений, возникающих на почве бездействия и праздного времяпрепровождения, отвлекают от ухода в болезнь. Трудовая терапия возбуждает психическую активность, направляя ее в русло предметной, осмысленной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Она заключается в том, что пациенты несколько часов в день работают на улице или занимаются домашним хозяйством. Цель этого направления - открыть в себе новые качества, развить новые навыки, получить удовольствие от работы.

Наиболее широко трудотерапию применяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие. Трудотерапия при подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

Применение арт-терапевтических методов в работе с психиатрическими пациентами представляется актуальным уже в силу того факта, что эти методы позволяют затрагивать те проблемы больных, которые не могут быть решены одними лишь методами биологической терапии. Одним из преимуществ арт-терапии в психиатрической среде является возможность получения доступа к сложным, трудно вербализируемым переживаниям пациентов. Она становится альтернативным средством общения с больными, их самовыражения и, в конечном итоге, самопонимания.

При проведении занятий ставятся следующие задачи:

- освоение различных материалов и техник работы с ними, что должно было бы обеспечить сенсорную и эмоциональную стимуляцию больных и способствовать сохранению и развитию их практических умений;

- самовыражение, приводящее к развитию у больных способности к сознательному контролю над своими потребностями и переживаниями;

- развитие сензитивности, то есть способности понимать чувства и потребности других людей;

- выработка продуктивных способов социального взаимодействия.

 

 

Большое значение имеет организация свободного времени больных — трудотерапия, удовлетворение культурных запросов, прогулки. Психотерапия, в основном разъяснительного характера, проводится больным в период выздоровления, перед выпиской, а также во время амбулаторного наблюдения.

Четкий распорядок дня исключает «пустые» промежутки времени, когда больной предоставлен самому себе; поощряются контакты и участие в различных видах занятости (самообслуживание, уборка отделения, культурные и развлекательные мероприятия).

При размещении больных по палатам учитываются их взаимные симпатии и возможность взаимопомощи. Разрешается ношение личной одежды, пользование привычными предметами туалета.

В первый же день поступления пациенту даются необходимые разъяснения о необходимости лечения, его знакомят с отделением, расположением основных помещений. Важным является наличие безопасных и просторных помещений, где больные могут двигаться, т. к. стеснение само по себе часто является причиной нарушений поведения.

В процессе психотерапии, как и при любом другом лечении, необходимо внимательно относится к больному, внушать ему уверенность в выздоровлении, предупреждать возникновение ятрогений. Необходимо также исключить воздействие внешних раздражителей – яркого света, громких звуков; рекомендуется пролонгированный сон. Эти мероприятия относятся к организации охранительного режима, осуществляемого обычно на первых этапах психотерапии. В дальнейшем в лечебные мероприятия постепенно включаются элементы активирующего режима: просмотр подобранных художественных фильмов, чтение специальной литературы, спортивные игры, трудотерапия.

Психотерапевтические воздействия должны быть направлены также на устранение отдельных симптомов заболевания, выработку у больного компенсаторных механизмов адаптации к обычным условиям жизни (изменение неправильного отношения к членам семьи, товарищам по работе, критическая оценка своих характерологических особенностей и др.).

Если психотерапия проводится в специально оборудованном кабинете, изолированном от шума, он должен быть оформлен таким образом, чтобы обстановка не вызывала у больных чувств беспокойства и опасения. В кабинете не должно быть никаких лишних предметов (диагностической или экспериментальной аппаратуры, медицинских инструментов и т. д.). Окраска стен и освещение кабинета, оформление окон, рабочий стол врача – все должно способствовать успокоению больного и располагать его к предстоящему лечению.

Необходимо также проводить беседы с родственниками, членами семьи больного, в целях создания благоприятного климата в семье и реадаптации больного после выписки из больницы. Ни больной, ни родственники не должны пугаться назначенной врачом поддерживающей терапии, т.к. большинство лекарств практически не оказывает побочных действий, а если они и существуют, то врач об этом сообщает и дает соответствующие рекомендации.

Арт-терапия в больнице специализированного типа может повысить качество жизни больных, предоставить им достаточно безопасный способ отреагирования негативных эмоций. Она дает возможность самовыражения через создание художественных образов, что повышает самооценку больных, дает им инструмент самопознания. Художественный образ становится средством общения и с социумом за пределами больницы, способом утвердить значимость своей личности, оставить в мире свой след.

 


Заключение

 

Актуальность проблемы. В настоящее время психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация занимают все более значительное место в системе психиатрической помощи и рассматриваются как самостоятельное лечебно-реабилитационное направление в психиатрии

Специальное внимание уделяется непрерывности и этапности социотерапевтических воздействий на всем протяжении ведения психиатрического пациента

Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитировать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Этот принцип реабилитации психически больных назван принципом партнерства Реабилитация объединяет усилия врача, медицинского персонала и больного, направленные на восстановление социально-психологического статуса последнего.

Реабилитационные воздействия должны быть разноплановыми (разносторонними) – это второй принцип реабилитации. Различают психологическую, профессиональную, семейно-бытовую, культурно-просветительную и другие сферы реабилитации.

Диалектическое единство социально-психологических и биологических методов в преодолении болезни – третий принцип реабилитации. Он заключается в том, что биологические методы лечения, социо- и психотерапия, реабилитация должны проводится в комплексе.

Четвертый принцип реабилитации – принцип ступенчатости (переходности) – сводится к тому, что все реабилитационные воздействия должны постепенно нарастать и нередко переключаться с одного на другое. В частности, в психиатрических стационарах принцип ступенчатости находит свое отражение в создании реабилитационных режимов.


Литература

 

1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных. М. 2001 - 437с.

2. Вовин Р.Я., Иванов М.Я. // Социальная и клиническая психиатрии.; 1995- 72с.

3. Вопросы организации реабилитации психиатрической службы в современных условиях. Изд-во «РОСНО», 2001 – 65с.

4. Новая организационная форма психиатрической помощи: отделение внебольничной реабилитации. // Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи / Под редакцией проф. И.Я. Гуровича.– М.: Медпрактика - М, 2007 – 217с.

Размещено на




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.