Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование и управление в сфере экономики




Рыночная экономика не может развиваться стихийно. Экономическая деятельность требует государственного регулирования. В науке выделяются следующие причины необходимости государственного регулирования экономической деятельности:

а) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирование государственного бюджета;

в) защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечение занятости населения;

д) обеспечение обороноспособности и безопасности страны;

е) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Государственное регулирование экономической деятельности можно определить как воздействие государства на экономическую деятельность. Воздействие может осуществляться различными способами. Рассмотрим некоторые из них.

1. В качестве первого способа государственного регулирования можно указать принятие нормативных и ненормативных правовых актов. Напомним, что нормативные правовые акты являются общеобязательными и распространяются на неограниченный круг лиц. В качестве примера нормативного акта можно привести Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Что касается ненормативных актов, то это акты индивидуального регулирования. Например, решение о выдаче лицензии.

2. Следующим способом является организация контроля за соблюдением субъектами экономической деятельности требований законодательства. Контроль осуществляют компетентные органы власти. Например, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по рынку ценных бумаг, Федеральная таможенная служба и т.д.

3. так же можно отметить такие способы как применение мер стимулирования и ответственности.

В науке разработаны различные критерии для разграничения видов государственного регулирования, которые касаются конкретного субъекта.

1. В зависимости от уровня регулирования выделяют федеральное, региональное и местное. Это связано с тем, что и Российская Федерация, и субъекты РФ, и муниципальные образования имеют определенные полномочия в сфере государственного регулирования экономической деятельности. Например, федеральные налоги, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. В данном случае имеет место федеральное регулирование, так как все элементы федеральных налогов (налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и др.) установлены Налоговым кодексом РФ – нормативным актом, принятом на федеральном уровне. Региональные налоги, установлены Налоговым кодексом РФ, однако, подлежат введению на территории конкретного субъекта именно законом субъекта РФ, а кроме этого, субъекты РФ имеют право определять некоторые элементы налогообложения (например, ставки налога в переделах, установленных Налоговым кодексом, льготы). То же самое касается местных налогов.

2. В зависимости от формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различают регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

В государственном секторе экономики государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом. Важной правовой формой, которая применяется для эффективного использования государственных средств, имущества, является планирование.

Общее государственное регулирование заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов – физических, юридических лиц устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых является обязательным. Например, регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирования отдельных видов деятельности, техническое регулирование и т.д. За несоблюдение правил устанавливается ответственность. Контроль за соблюдением правил осуществляется компетентными государственными органами (налоговыми органами, лицензирующими органами и т.д.).

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся:

1. в законах (например, требование о необходимости ведения налогового и бухгалтерского учета);

2. в индивидуальных предписаниях, адресованных конкретным субъектам (например, требование налоговой инспекции об уплате налога на прибыль, предписание Федеральной антимонопольной службы о прекращении нарушении антимонопольного законодательства).

Косвенное регулирование осуществляется не путем обязательных предписаний под страхом ответственности, а путем экономического стимулирования. Например, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства путем предоставления субсидий, налоговых льгот, снижения арендной платы и т.д.

3.Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, правовое регулирование, порядок.

Источники правового регулирования лицензирования:

1. Статья 49 Гражданского кодекса РФ;

2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

3. Постановления Правительства о лицензировании конкретных видов деятельности.

4. Акты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, государственное регулирование в сфере лицензирования осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.

Обратите внимание, что лицензирование – это целый комплекс мероприятий. Очень часто, отвечая на вопрос о понятии лицензирования, говорят, что это только комплекс действий о выдаче лицензии, однако, лицензирование включает в себя не только действия по выдаче лицензии, но и по переоформлению лицензии, аннулированию лицензии, осуществлению контроля и т.д.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности. Лицензия выдается уполномоченными органами в установленном законом порядке. Например, лицензии на ведение образовательной деятельности выдает Федеральная служба по надзору в сфере образования науки. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает лишь общий порядок лицензирования, общие требования, предъявляемые к лицензированию самых разнообразных видов деятельности, от лицензирования образовательной деятельности до лицензирования деятельности в области оборота этилового спирта. Конкретный порядок лицензирования, требования, предъявляемые к лицензиату, перечень документов, необходимых для лицензирования конкретных видов деятельности устанавливаются Постановлениями Правительства. Данное полномочие закреплено непосредственно в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так же обратите внимание, что ФЗ «О лицензировании» отдельных видов деятельности» распространяется не на все виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень видов деятельности на которые распространяется ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 указан в ст. 12 данного закона. В ст. 12 данного закона указаны всего 50 видов деятельности, подлежащих лицензированию. Интересно, что в ФЗ от 2001г. о лицензировании изначально было указано около 100 видов деятельности, на осуществление которых необходимо получать лицензию. Таким образом, на лицо снижение государственного регулирования в области предпринимательской деятельности. В ст. 2 ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности указаны виды деятельности, на которые не распространяется данный закон. К таким видам деятельности относятся страховая деятельность, биржевая деятельность, деятельность кредитных организаций и некоторые другие. В отношении данный видов деятельности иными нормативными правовыми актами установлен специальный порядок получения лицензии. Например, в отношении лицензирования банковской деятельности порядок лицензирования и требования, предъявляемые к соискателю лицензии установлены Федеральным закон «О банках и банковской деятельности».

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет определенный перечень документов. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определен лишь общий перечень для всех видов деятельности, указных в ст. 12 данного закона. Напомним, что конкретный перечень документов устанавливается Постановлениями Правительства о лицензировании конкретных видов деятельности. Общий перечень документов, предоставляемых соискателем лицензии выглядит следующим образом:

1) заявление;

1) копии учредительных документов юридического лица, удостоверенных нотариусом (напомним, что учредительными документами являются устав или учредительный договор);

2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности (установлен Правительством);

3) квитанция или иной документ об уплате государственной пошлины.

4) опись прилагаемых документов.

В течение сорока пяти дней орган, принимающий документы от соискателя, должен принять решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии. Срок начинает течь с момента предоставления полного перечня документов, оформленных надлежащим образом. В течение этого срока уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений указанных в документах, а так же соответствие лицензиата установленным требованиям.

В случае, если соискатель лицензии не соответствует установленным требованиям, предоставил недостоверные сведения, уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии.

Как уже было отмечено выше, лицензирование включает в себя не только действия по выдаче лицензии, но и мероприятия, связанные с переоформлением лицензии. Переоформление лицензии возможно в случаях реорганизации юридического лица, изменения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (наименования, места нахождения, ФИО, места жительства).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.