КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Основной правового регулирования в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Помимо этого все еще действует Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Закон РСФСР продолжает действовать в части одной статьи, посвященной понятию аффилированных лиц. Так же отметим Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и ФЗ «О естественный монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995г. Прежде, чем перейти к исследованию вопроса об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, кратко рассмотрим основные понятия. Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), при котором исключается или ограничивается возможность каждого из них своими самостоятельными действиями определять условия обращения товаров на рынке. Если же все таки хозяйствующий субъект в силу каких-либо причин получает возможность самостоятельно в одностороннем порядке определять условия обращения товара на рынке, ограничивать доступ на рынок новых участников, то его положение признается доминирующим. По общему правилу, доля такого субъекта на рынке должна превышать 50%. ФЗ о защите конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим доминирующим положением. В качестве примера злоупотребления можно привести установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора и др. Злоупотребление доминирующим положением признается монополистической деятельностью, за осуществление которой предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Органом, осуществляющим контроль, в сфере защиты конкуренции является Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ). Положение о Федеральной антимонопольной служб, утверждено Постановлением Правительства РФ 30 июня 2004 г. N 331. Именно данный орган полномочен выявлять нарушения в области защиты конкуренции и привлекать субъектов к ответственности. В Федеральном законе «О защите конкуренции» содержится всего одна статься, посвященная ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. В данной статье в частности предусмотрен субъектный состав. Субъектами ответственности являются: 1. должностные лица органов власти и внебюджетных фондов; 2. юридические лиц (причем как коммерческие, так и некоммерческие организации) и их должностные лица; 3. физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В целом же по вопросу ответственности ФЗ «О защите конкуренции» отсылает к иным нормативно-правовым актам, то есть в самом законе составы правонарушений и санкции не установлены. Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит отдельные статьи, посвященные ответственности за нарушение законодательства в области защиты конкуренции, в том числе предусмотрена ответственность за злоупотреблением доминирующим положением. Перечень действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением предусмотрен ФЗ О защите конкуренции. Уже упоминалась выше, в частности такое действие, как установление ми поддержание монопольно высокой и монопольной низкой цены. В судебной практике довольно много таких случаев. Например, во 2 квартале 2008г. ООО «Газпром добыча Оренбург» увеличило цены на гранулированную серу. Так как данный субъект занимает доминирующее положение (69%) ФАС признала, новую цену монопольно высокой и выдало предписание снизить ее. В июле 2008г. цена на хлеб «Белый 1 сорта» и хлеб «Уральский новый», установленная ОАО «Первый хлебокомбинат» была признана монопольной высокой, в связи с чем данный хозяйствующий субъект был привлечен к ответственности. Помимо установления монопольно высокой цены, монополист может устанавливать и монопольно низкие цены с целью, например, вытеснения с рынка мелких конкурентов, не имеющих возможности продавать товары ниже себестоимости. Еще одним проявлением злоупотребления является изъятие товара из обращения, в результате чего создается искусственный дефицит товара и соответственно повышение цены. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает так же ответственность заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию. Очень часто такие соглашения касаются установления определенной цены на товар (участники соглашения не имеют права продавать товар ниже установленной таким соглашением цены, в результате чего страдают потребители). Помимо этого Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за недобросовестную конкуренцию. К недобросовестной конкуренции можно отнести, например, распространение ложных сведений о конкурентах, незаконное использование чужого товарного знака, распространение недостоверное информации о преимуществах собственного товара и т.д. Невыполнение в срок законного предписания ФАС (ст. 19.5) и непредставление ходатайств, уведомлений, сведений в ФАС (ст. 19.8) так же является административным нарушением. Помимо административной ответственности, предусмотрена так же и уголовная ответственность. Так, статьей 178 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции. И наконец, гражданско-правовая ответственность выражается, прежде всего, в возмещении убытков потерпевшей стороне. Например, одной из форм недобросовестной конкуренции, как было указано выше, является продажа товаров с незаконным использованием чужого товарного знака. В этой ситуации лицо, чей товарный знак был незаконно использован, имеет право требовать возмещения убытков. Контрольные вопросы к лекции: 1. Дайте понятие правового регулирования экономической деятельности. 2. Укажите источники правового регулирования экономической деятельности. 3. Назовите способы государственного регулирования экономической деятельности. 5. Дайте понятие лицензирования. 6. Укажите отличия административной ответственности от иных видов юридической ответственности. 7. Какая ответственность предусмотрена за нарушение антимонопольного законодательства.
Список рекомендуемой литературы: 1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. Проспект. 2009 2. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. 3. Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Деловой двор. 2010. 4. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. Инфотропик Медиа. 2010. 5. Российское предпринимательское право: Учебник. отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. Проспект. 2011. 6. Смагина И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. 3-е издание, исправленное и дополненное. Омега-Л. 2009 7. Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: Учебно-практическое пособие / под ред. С.Е. Чаннова. Волтерс Клувер. 2010 8. Парций Я.Е. Государственный контроль, уголовная и административная ответственность за ненадлежащее качество продукции. Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2000 9. Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2009
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |