Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархия защитных механизмов




151


 


человек может долго проверять и перепроверять каждый свой шаг, выискивая ошибки. Проекция и регрессия похожи в том, что оба способа включают отказ от собственных ощущений события. При проекции агрессивно настроенный человек может думать, что, допустим, выговор ему был несправедлив, считая, что работа была сделана хорошо, а руководитель в этом не разобрался. При регрессии человек меняет знак ощущения, заменяя, например, гнев на восхищение, и может потом либо реагировать неадекватно, либо не стремиться повысить каче­ство работы, либо выискивать или преувеличивать недостатки руководителя. С другой стороны, зрелая личность может при­менять сублимацию2, используя недовольство, гнев для лучшего выполнения последующих заданий (недовольство, расстрой­ство проигрышем подчас стимулируют спортсмена на дости­жение высоких результатов в следующем выступлении).

В соответствии с этой моделью вид преодоления связан не столько с наличными стимулами среды, сколько с действиями человека по решению проблемы. Целью защитных механизмов является регуляция эмоций — они уменьшают тревогу любыми возможными средствами. Так, стрессогенная ситуация опреде­ляет поведение, чувства и когнитивные процессы, которые зависят не только от особенностей самой ситуации, но и от характеристик личности.

Защитные механизмы могут использоваться либо только временно, в случае значительной психологической травмы, либо стать привычными, когда, например, отрицание траги­ческого события становится, несмотря на его очевидность, привычной особенностью конкретного человека. По этой теории и временное, и постоянное отрицание обусловлены личностными особенностями человека.

D. Shapiro [456] полагал, что преобладающие механизмы защиты могут стать личностными чертами, и в этой связи им рассматривались четыре стиля поведения. Стиль навязчивого поведения характеризуется ригидностью, искаженным само­ощущением и потерей чувства реальности. У параноиков также

2 Сублимация (в психоанализе) — один из механизмов психической защи­ты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации его в формы, более приемлемые для индивида [179].


I


отмечается потеря чувства реальности, но главное — проявле­ние подозрительности. Истероидный стиль характеризуется и подавленностью, и сверхэмоциональностью, в то время как импульсивный стиль отличается пустой, бесцельной активнос­тью и отсутствием планирования.

Некоторые учен ые-психоаналитики пытались дополнить этот подход введением иерархии адаптации на основе большей или меньшей адекватности защитных механизмов или за счет добавления защиты в более широкую иерархию адаптацион­ных стратегий [339, 488].

Главная проблема при изучении преодоления стресса заключа­ется в определении защитных механизмов, которые по определе­нию являются недостаточно эффективными, так как искажают реальность. Однако большинство людей адаптируется все же не­плохо. G.E. Vaillant [488] пытался преодолеть это противоречие, определяя защитные механизмы как стили адаптации.

Он анализировал данные лонгитюдного исследования учащихся колледжа — его в основном интересовали адапта­ционные механизмы, которые эти люди используют в разных жизненных ситуациях. Хотя он признавал, что адаптация требует от человека «изменить себя и мир вокруг», однако ограничился изучением регуляции эмоций и сохранением целостного «Я» в этом процессе.

Автор классифицирует защитные механизмы по крите­рию их осознанности, который отражает и направление их развития (таблица 5). Он отошел от традиционной психоана­литической теории, признав, что использование защитных механизмов — не патология и что они служат цели сохранения целостности личности в трудных обстоятельствах. Стратегии (защитные механизмы) расположены в таблице в порядке снижения их эффективности и адаптивности [по 488].

Как показывает таблица, автор выделяет четыре вида за­щитных механизмов: проективные, незрелые, невротические, зрелые. Их иерархия основана преимущественно на степени искажения реальности каждым механизмом: перечисленные ниже механизмы подразумевают меньшую степень искажения



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресс а



 


Таблица 5 Иерархия защитных механизмов

 

Уровни Формы (механизмы) отражения реальности
I. Проектные механизмы 1.Отрицание 2. Искажение 3. Иллюзорная проекция
II. Незрелые механизмы 1. Фантазирование. ■ ■•.■■>■ 2. Проектирование 3. Ипохондрия 4. Пассивная агрессия (обращенная на себя) 5. Отказ от деятельности
III. Невротические механизмы 1. Интеллектуализация (изоляция, навязчи­вые действия, ошибки, рационализация) 2. Подавление 3. Действия по шаблону 4. Замещение (превращение, фобии) 5. Диссоциация
IV. Зрелые механизмы 1. Сублимация 2. Альтруизм 3. Запрещение 4. Предвосхищение 5. Юмор

и поэтому менее «патологичны». Агрессивные люди, приписы­вающие гнев другому лицу, используют незрелые механизмы; человек, трансформирующий агрессию в необоснованное вос­хищение, использует невротический механизм; человек, субли­мирующий свои переживания, применяет зрелый механизм. Проективные механизмы включают такие важные стратегии, как «отрицание» — неспособность признать, что событие дей­ствительно имело место, а иллюзорная проекция может вклю­чать параноидальные фантазии, которые могут сопровождаться крайними формами реакции (например, насилием).

Он связал эти иерархические категории с материалами ин­тервью, полученными 30 лет назад в исследованиях на людях в начале их обучения и в старших классах школы, и показал, что с переходом во взрослую жизнь характерные защитные стили часто меняются от незрелых к более личностно зрелым. Инди­виды, использующие менее зрелые механизмы, в дальнейшей жизни являются менее адаптированными или менее успешны­ми, если их оценивать по карьере и семейной стабильности.


G.E. Vaillant приводит убедительные примеры изменения защитных стилей. Он был одним из первых, кто изучал про­цессы преодоления в повседневной жизни и пытался изменить психоаналитическую теорию преодоления с учетом феноменов процесса адаптации. Однако, хотя он и отошел от традицион­ной психоаналитической теории, признавая, что использова­ние защитных механизмов — не всегда проявление патологии, но оставался непоследовательным в утверждениях, что, с одной стороны, адаптационные стратегии не осознаваемы, а с другой — что, тем не менее, они отражают процессы развития. Если, как он утверждал, защитные механизмы сознательно не приобретаются, то как же они развиваются? В то же время он приводил примеры, из которых следовало, что люди, которых он изучал, пытались сознательно изменить свои стили адапта­ции. Например, стиль адаптации одного из них вначале описы­вался как действия по шаблону, и он агрессивно отказывался от проявлений гнева и враждебности, но как только он стал по­лучать удовольствие от таких действий, у него появился более зрелый тип защиты — альтруизм. Следует также отметить, что G.E. Vaillant в своих ранних работах проявлял малый интерес к техникам решения проблем, а также утверждал взгляд на эмо­ции лишь как на компонент стрессогенной ситуации, хотя для решения проблем роль бессознательного очень важна.

В более поздней работе он приводит конкретные способы развития личности и, в частности, рассматривает три модели этого развития: нейробиологическую, теорию социального научения и запечатление — импритинг [489]. С нейробиологи-ческих позиций нейронные процессы взросления предположи­тельно продолжаются в течение всей жизни, позволяя человеку развивать высшие функции, проявления личности, такие как устойчивость к парадоксам, возможность сублимации и т. д. Такая модель может объяснить различия в развитии личности во взрослой жизни, хотя автор и утверждал, что, например, система­тическое отравление нервной системы наркотиками и алкоголем задерживает развитие личности, проявления своего «Я».

С точки зрения теории социального научения, мы осва­иваем более взрослые механизмы защиты через накопление знаний и социальную поддержку. «Обучение, как и наслед­ственность, заключает G.E. Vaillant, играет важную роль в





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.