Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсный подход и регуляция стресса




Одно из современных направлений в развитии теории психо­логического стресса связано с разработкой концепции о роли ресурсов личности в возникновении, развитии и преодолении этого психического состояния.

Ресурсный подход в целях изучения особенностей психи­ческой активности разработали J.D. Brown и Е.С. Poulton и в последующем его усовершенствовали и развили М J. Posner и S.J. Boies [431], D.A. Norman и DJ. Bobrow [417], S.E. Jackson и R.S. Schuler [352] и другие исследователи.

Исходя из концепции множественности ресурсов на основании изучения процессов регуляции совмещенной деятельности и развивая идеи D. Kahneman [359], D.A. Nor­man и D.J. Bobrow [417] и D. Navon и D. Gopher [416] о рас-


208.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса



 


пределении ресурсов, можно сформулировать ряд постулатов концепции человеческих ресурсов:

—«человеческая система» в любой момент обладает опреде­
ленным количеством возможностей по преобразованию
энергии и информации, которые называются ресурсами;

—деятельность характеризуется количеством использо­
ванных ресурсов и эффективностью их применения;

—трудовая задача в конкретный момент определяется для
конкретного человека рядом параметров информации
(качество и количество стимулов, кодирование, размеще­
ние и т. п.) и человека (профессиональные способности,
сложность, значимость и т. п.), соотношение которых
обусловливает ресурсообеспеченность деятельности;

—функция деятельности характеризуется соотношением
качества рабочей информации (как результата сопо­
ставления условий выполнения задачи и возможностей
субъекта) и величиной ресурсов.

Проблема психологического стресса с позиции ресурс­ного подхода нашла отражение в его ресурсной модели, со­гласно которой стресс возникает в результате реальной или воображаемой потери части ресурсов, которые включают поведенческую активность, соматические и психические и профессиональные возможности, личностные характеристи­ки, вегетативные и обменные процессы [325]. Р.А. Hancock [340] отмечает, что возможности ресурса внимания связаны с «психологической адаптивностью» человека к стрессу. Ана­логичную мысль о соотношении стресса и ресурсов проводит A.W. Gaillard [330], который утверждает, что стресс (как и умственная нагрузка) отражает характер отношения между требованиями среды или деятельности и величиной ресурсов для их удовлетворения.

В ресурсной модели стресса привлекательной является принципиальная возможность оценить стресс через категорию потери, расхода ресурсов. Однако остается неясным, в какой степени различия в стрессогенных ситуациях отражаются на составе и количестве востребованных ресурсов, как на этом процессе сказывается исходное значение ресурса, имеются ли все же эффекты перераспределения ресурсов, и в чем они заключаются.


Следует отметить, что данная модель стресса получила концептуальное освещение только применительно к экс­тремальным условиям социальных процессов. Представляет интерес, в какой степени другие виды экстремальности могут быть раскрыты через категорию человеческих ресурсов.

Р. Хокки и П. Хамильтон [218] на основании анализа данных литературы и результатов собственных исследований высказали ряд предположений о тех процессах, которые, возможно, лежат в основе развития стрессового состояния, основные из них следующие:

—когнитивная система обладает определенными воз­
можностями по переработке информации (ресурсами);
прямое соответствие этих ресурсов структурам ЦНС не
обязательно;

—ресурсы определяют скоростные характеристики си­
стемы, а также возможность доступа к тем или иным
стимулам;

—система имеет некоторый высший орган контроля и
управления общими ресурсами, который перераспре­
деляет их между отдельными частями системы;

—процесс «подключения» необходимых ресурсов к вы­
полнению деятельности может осуществляться автома­
тически;

—система может характеризоваться одним или несколь­
кими состояниями, у каждого человека есть опреде­
ленное «базовое» состояние, его можно считать типич­
ным для данной личности; все фоновые показатели,
характеризующие это состояние, остаются достаточно
стабильными на протяжении длительного времени; со-

; стояния меняются под воздействием внешних условий (стрессоров);

—при стрессе не происходит серьезных нарушений в рабо­
те всей системы в целом, однако, некоторые процессы
протекают легче, другие же затруднены;

—существует механизм «настройки» на оптимальное со­
стояние для выполнения того или иного задания; выбор
оптимального состояния может осуществляться авто­
матически, тогда как поддержка выбранного условия
невозможна без специального усилия.


I



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса


 


При анализе положений ресурсной теории стресса воз­никают вопросы о сущности процессов расхода ресурсов (как это происходит и в чем выражается), о специфичности ресурсов, об индивидуальных различиях в интенсивности рас­хода в однотипной ситуации, об изменении расхода ресурса в различных ситуациях и т. п. Ответы на подобные вопро­сы можно искать, в частности, в развитии и использовании представлений о «поверхностной» и «глобальной» адапта­ционной энергии [196]. Предположение о существовании двух мобилизационных уровней адаптации поддерживается рядом исследователей [106, 147]. Эта адаптационная энергия, на наш взгляд, представляет собой часть наличного ресурса индивида (энергетического, личностного, поведенческого), который оперативно мобилизуется на обеспечение требова­ний стрессогенной ситуации. Данная часть ресурсов человека может рассматриваться как его скрытый и актуализируемый в конкретной ситуации резерв, способный компенсировать эффекты неблагоприятного воздействия внешних факторов среды (ситуации) и субъективной сложности оценочных про­цессов.

Р.Т. Wong [508] разработал модель ресурсов и их соот­ветствия требованиям эффективного преодоления стресса, которая схематично представлена на рисунке 4.

Важная особенность этой модели заключается в том, что в ней придается особое значение проактивным измерениям. Если человек постоянно развивает свои различные ресурсы и разумно избегает рисков, то он тем самым уменьшает вероят­ность развития у него стресса.

Реактивное преодоление стресса начинается, как только с помощью первичной оценки обнаруживается проблемная ситуация. На этом этапе важное значение для эффективного преодоления стресса имеют два типа соответствия ресурсов: во-первых, оценка должна только отражать реальность и быть основанной на объективном и разумном определении требова­ний и имеющихся ресурсов, а во-вторых, необходимо, чтобы выбранные стратегии соответствовали характеру стресса.

Адекватные ресурсы и соответствующие стратегии преодо­ления стресса в конечном счете приведут к снижениям стресса. Человек способен расходовать, сохранять и восстанавливать





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.