Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие способностей по преодолению




258

253

252.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса



 


трудных ситуациях лучше хотя бы что-то делать, чем ожидать. Характерным примером проявления этих стилей являются ситуации, когда одни люди при возникновении трудной си­туации ищут виновных, обвиняют других людей и тем самым притупляют стрессовую реакцию, а другие люди постоянно обвиняют себя в якобы неправильных действиях и вследствие этого усиливают стресс.

Различают проактивные и реактивные стили: люди с проактивным стилем преодоления действуют прежде всего, чтобы предотвратить развитие стресса, а с реактивным стилем меньше используют превентивные меры и реагируют подчас импульсивно, как только возникает стресс.

J. Janis [355] описала следующие образцы, модели стилей преодоления стресса, связанные с определенными предше­ствующими условиями и уровнями стресса.

«Бесконфликтное соблюдение правил». Человек продол­
жает использовать старые образцы действий, поведения,
проявляя небольшой интерес к внешней информации и
мало обращая внимания на фактор риска.

«Бесконфликтное изменение правил». Человек не столько
борется с ситуацией, сколько постоянно меняет страте­
гию. Он очень восприимчив к рекомендациям друзей и
профессионалов, не подвергая эти рекомендации со­
мнению, безоговорочно их принимая и неукоснительно
выполняя; эти рекомендации придают ему уверен­
ность.

«Защитный уход». При таком стиле преодоления стресса
человек использует когнитивные и поведенческие схе­
мы действий, которые позволяют ему избежать встречи
с трудной ситуацией. Такое избегание может включать
отрицание, промедление, обвинение кого-нибудь, раз­
умное обоснование и селективное внимание.

«Бдительность». Является наиболее зрелым стилем
преодоления стресса. Человек использует разумные
способы решения проблемы и занят систематическим
поиском необходимой информации. Бдительные люди
рассматривают альтернативные гипотезы, касающиеся
источника трудности, и оценивают решение беспри­
страстным образом.


«Повышенная бдительность» часто называется «паниче­ским» стилем. Встречается тогда, когда человек занят постоянным и безосновательным поиском решения •••■ ■ проблемы, которое он принимает импульсивно и с со­мнением в правильности выбора, что только усложняет • '-'■-' проблему. Этот процесс завершается принятием реше­ния, в правильности которого субъект сомневается. Люди с повышенной бдительностью демонстрируют признаки ухудшения когнитивных способностей, веро-1 ятно, как результат крайнего эмоционального возбуж­дения. Такое ухудшение возникает при повторяющихся размышлениях, уменьшении количества продуктивных идей и появления их упрощенных вариантов. Т. Millon отмечает: «Личностные стили в большей или меньшей степени характеризуют повседневную манеру под­ходить к жизненным событиям. Это такие типичные способы преодоления..., которые могут, как способствовать болезни, так и справляться с ней» [403, с. 11]. Он описал восемь ха­рактерных способов отношения к проблеме здоровья. Люди, использующие интровертированный стиль преодоления, стремятся быть эмоционально ровными, а применяющие ког­нитивный стиль преодоления под названием «минимизация», стремятся игнорировать, отрицать или рационализировать свои проблемы, — они спокойны и неразговорчивы, склон­ны к одиночеству, могут быть рассеянными по отношению к своей болезни. В противоположность им, люди, использу­ющие стиль кооперации, нуждаются в заботе и успокоении, могут в болезни видеть облегчение за счет привлечения к себе внимания других людей в связи с заболеванием. Люди, при­меняющие стиль общения, стремятся быть разговорчивыми, обходительными и очаровательными, хотя и независимыми; они не склонны к решению серьезных проблем, рассматривая болезнь как способ привлечения внимания.

Люди, высокомотивированные на поддержание здоровья, иногда характеризуются как обладатели стиля уверенности, — роль больного принимает для них значение угрозы «Я»-образу как независимому и неуязвимому человеку; они чрезмерно беспокоятся о своем статусе и могут проявлять высокомерие и пренебрежение к окружающим. Похожие приемы отмечаются



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса



 


и при стиле силы, когда люди агрессивны, враждебны и стре­мятся к доминированию; они также не способны принимать роль больного и активно борются с проблемой, иногда в виде игнорирования факта серьезности травмы (например, в виде чрезмерной нагрузки на поврежденную часть тела и ходьбе по лестнице во время сердечного приступа). Люди, применяющие стиль подчинительности, также могут рассматривать болезнь как слабость и скрывать или отрицать проблемы; они чрез­мерно предупредительны и конформны, однако у них могут отмечаться ригидные способы деятельности. Наконец, люди, описываемые через сенситивный стиль, могут обладать долго­терпением и самопожертвованием, предпочитают отвергать успокоение и жаловаться на загруженность.

Изложенные стили преодоления предполагают описание способов поведения людей в ситуации болезни. Но они могут быть использованы в качестве модели для характеристики стиля поведения и в других травмирующих жизненных ситуа­циях. Следует лишь обратить внимание на то, что личностные подходы игнорируют требования среды, которые могут фор­мировать индивидуальное поведение.

Некоторые исследователи полагают, что у людей существу­ют относительно постоянные предпочтения к определенным стилям преодоления и защитным механизмам в различных ситуациях. Например, G.E. Vaillant [489] предлагает иерархию из трех уровней защиты «Эго», первый из которых (недоразви­тый, детский) включает в себя проекцию и нереальные фанта­зии, второй уровень — невротическая защита — подавление и реактивные образования и «взрослая» защита — пересечение и реалистическая антиципация. Использование более высокого уровня защиты свидетельствует о низком уровне психопато­логии и о лучшей адаптации. К тому же уровень защиты повы­шается одновременно с взрослением человека.

М. Bond et al. [259] разработали опросник «Стили защиты», чтобы оценить индивидуальные характеристики защиты в ситуации конфликта. Испытуемые оценивали предлагаемые фразы, такие как: «Когда я напуган, я действую, как ребенок» или «Люди ко мне плохо относятся», по девятибалльной шкале (от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен»). Эти фразы отражали четыре основных стиля защиты:


 

1) неадаптивные (дезадаптивные) стили защиты, такие как
отдаление, уход;

2) стили, отражающие искажение образа, такие как всемо­
гущество и примитивная идеализация;

3) стили, связанные с самопожертвованием, такие как
реактивные образования и псевдоальтруизм;

4) адаптивные или «зрелые» стили, такие как пресечение
или юмор.

Люди, предпочитающие четвертый стиль, обладают боль­шей силой «Эго» и получили больше баллов по Шкале разви­тия «Эго» J. Loevinger. Соответственно люди, предпочитающие первые три стиля, показали обратные результаты.

G.E. Vaillant, M. Bond и С. Vaillant [491] изучали взаимо­связи между механизмами защиты «Эго» и психическим здо­ровьем мужчин среднего возраста, за которыми наблюдали в течение сорока лет. Клинические оценки зрелости механизмов защиты, как считает D. Vaillant, были предварительно сопо­ставлены с независимым внешним критерием. Важно, что зрелость защитных механизмов в большей степени взаимо­связана с внутренним (психическим) здоровьем тех мужчин, у которых было больше проблемных ситуаций в детстве. Опро­сник Стилей защиты использовался при обследовании этих людей через 6—8 лет после интервью и выявил практически те же стили защиты, которые были выявлены ранее клинической оценкой.

В зарубежных исследованиях используется методика «Описание защитных механизмов» (ОЗМ), которая оцени­вает относительную выраженность тех или иных механизмов защиты (пять групп). ОЗМ состоит из 10 ситуаций, по две на каждую область возможного возникновения конфликтов (такие как значимость, независимость, соперничество) и со­держат вопросы о действительном и воображаемом поведении респондента, его чувствах и мыслях в описываемых ситуациях. Каждый вопрос предполагает пять вариантов ответа, харак­теризующих различные защитные механизмы. Респонденты выбирают варианты ответа, которые больше и меньше всего соответствуют их предполагаемой реакции.

Шкалы ОЗМ хорошо соотносятся с такими опросниками, как MMPI и 16-факторный опросник Кеттелла. Люди, направ-



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


257


 


ляющие свою враждебность вовне или использующие проек­цию, обычно получают высокие баллы по шкалам агрессив­ности, мнительности, физических симптомов и низкие — по шкале эмоциональной стабильности. Те, чья враждебность направлена внутрь, испытывают более выраженную тревож­ность и депрессию и показывают снижение оценок собствен­ных способностей после неудачного опыта.

В то же время защитные механизмы инверсии и интел­лектуализации ассоциируются с меньшей выраженностью тревожности и депрессии, меньшим количеством физических симптомов и психопатологий, более высоким уровнем само­уважения и эмоциональной стабильности и лучшей общей адаптивностью.

Исследования с использованием ОЗМ показали, что для поленезависимых людей характерен всплеск агрессии и враж­дебности к окружающим; полезависимые личности оставляют эти чувства в себе. Для полезависимых людей характерно использовать общие (глобальные) механизмы защиты, такие как всплеск враждебности на себя и инверсия, в то время как поленезависимые люди предпочитают дифференцированные механизмы защиты, такие как проекция и выплеск враждеб­ности на человека или объект.

Обычные паттерны восприятия и обработки информа­ции оказывают образующий эффект на процессы изучения и адаптации. Полеориентация и обработка информации — два наиболее подробно изучаемых когнитивных стиля.

Полеориентация и независимость. Восприятие сложных стимулов полезависимыми людьми подвержено влиянию окружающей ситуации, в то время как поленезависимые люди воспринимают сложные стимулы сами по себе, безотноситель­но контекста.

Полезависимые люди сильнее настроены на окружающую их социальную среду и, следовательно, воспринимаются как более дружелюбные и мягкие. Их привлекает социум, у них более развиты навыки общения, они более эмоциональны. Поленезависимые люди обладают более четко выраженной жизненной позицией, более самодостаточны и ориентированы на свои внутренние потребности.

Адаптивная ценность каждой из когнитивных ориентации


зависит от специфики ситуации. Поленезависимые личности обладают аналитическим складом ума и умением структуриро­вать и, следовательно, более успешны в ситуациях, требующих логического анализа и самоопределения. Полезависимые могут использовать свои навыки общения для эффективного решения межличностных проблем.

Однако именно полезависимые люди могут чрезмерно поддаваться влиянию окружающей их в данный момент среды при решении жизненно важных проблем.

Стили обработки информации. Более специфические ког­нитивные стили определяются характером поиска информа­ции в ситуации угрозы [412]. Шкалы стилей могут оценивать тенденцию к поиску или избеганию информации и сфокуси-рованность/расфокусированность этих процессов (степень их выраженности). Люди, направленные на поиск информации и более сфокусированные, проявляют больший интерес к си­туации и тревожность, пытаются выяснить больше о природе события, те же, кто избегает информации и не сфокусированы, могут абстрагироваться от ситуации и расслабиться.

Изучение особенностей психической регуляции функцио­нальных состояний позволило определить основные типы процессов, которые могут своеобразно влиять на выбор и реализацию не только стратегий, но и стилей преодоления стресса. Применительно к процессам саморегуляции состоя­ний Л. Г. Дикой и В.И. Щедровым составлена типология ин­дивидуальных стилей саморегуляции. Авторами показано, что «взаимодействие базовых — системных и производственных детерминант, устойчивых и динамических, доминирующих и дополняющих (усиливающих или ослабевающих действие друг друга), образует индивидуальный стиль саморегуляции и определяет его эффективность во взаимодействии человека с окружающим его миром» [76, с. 100]. Это взаимодействие обеспечивается механизмом регуляции уровня активации (энергетическое обеспечение) и разнообразия форм пове­дения (личностный и психологический ресурс). В резуль­тате исследований выделены на психофизиологическом и психодинамическом уровнях механизмы регуляции затрат и восстановления психофизиологических ресурсов: тип вегета­тивной регуляции и уровень «вертированности». Определены

9 В. Бодров


f



Раздел II, Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


.252


 


четыре типа достаточно устойчивых индивидуальных стиля
саморегуляции — у экстравертов и интравертов с выраженной
эрго- итрофотропностью; дана интегральная характеристика
каждого стиля — гармоничного, затратного, накопительного,
экономичного.! ■




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.