КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование личности
НАУЧЕНИЕ По мере того как человек созревает, он приобретает и новый жизненный опыт, т.е. он обучается. Сталкиваясь с социальной действительностью, он нередко оказывается в ситуации фрустрации, и последняя начинает играть роль побудительного мотива. Подробнее о фрустрации будет рассказано далее, здесь мы ограничимся лишь самим понятием. Фрустрация (от лат. frustratio) — обман, тщетное ожидание, расстройство; психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Фрустрация проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и др. Теория научения (бихевиоризм) — это крупная школа психологии, представленная работами И.П. Павлова, Д.Б. Уотсона и Б.Ф. Скиннера. Термин «теория научения» применяется преимущественно по отношению к психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания теория научения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, таких, как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.п. Бихевиоризм — ведущее направление американской психологии, в соответствии с которым предметом психологии является не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов — реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. Благодаря приобретаемым навыкам поведения человек приспосабливается к среде и вырабатывает новые способы реагирования. Среди способов научения можно назвать условный рефлекс, метод «проб и ошибок» и инсайт. Условный рефлекс. У человека, как и у животного, самым элементарным способом научения является условный рефлекс. Если человеку надлежащим образом предъявить привычный и новый для него раздражитель, то он ответит своим поведением на второй так же, как и на первый. Так, павловская собака выделяла слюну как при предъявлении пищи, так и на звук звонка. Для этого было достаточно, чтобы ранее звонок сопровождался появлением пищи. Одновременно с И.П. Павловым изучением условного рефлекса занимался американский ученый Д.Б. Уотсон. Он применил концепцию условного рефлекса к теории научения. Д.Б. Уотсон утверждал, что любое поведение описывается в терминах стимулов и реакций. Стимул можно определить как наблюдаемое изменение внешней среды, а реакцию — как действие организма в ответ на стимул. Он провел в своей лаборатории следующий непедагогический опыт: детям показывали хорошенькую белую мышку и в это же время раздавался страшный грохот. Потребовалось немного повторений, чтобы детей охватывал такой же ужас при появлении белой мышки, как и при том диком шуме, который сопровождал это появление. Уотсон считал, что между определенными стимулами и ответными реакциями существуют врожденные связи. С помощью условных рефлексов можно проводить обучение, формируя новые связи между определенными стимулами и ответными реакциями. Будучи твердо убежденным в важности принципов научения и в обучаемости человека, Уотсон говорил о том, что если ему дать дюжину здоровых, восприимчивых детей и позволить воспитывать по его методу, то он гарантирует, что сделает любого из них кем захочет — врачом, юристом, художником, коммерсантом, даже попрошайкой или вором, независимо от его талантов, склонностей, стремлений, возможностей, призвания и наследственности. Таким образом, условный рефлекс можно определить как первый тип научения, основанный на ассоциативных связях. Человек запоминает и воспроизводит уже установившуюся нейромозговую связь. (Так, например, дети при виде врача часто плачут.) Обусловливание не меняет поведения. Изменяется лишь ситуация, которая его вызывает. Количество действий, поддающихся обусловливанию, относительно невелико, но именно они являются рефлексами. Б.Ф. Скиннер значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, созданную И.П. Павловым и развитую Д.Б. Уотсоном и др. В частности, он установил различие между двумя типами реакций — ответными, или автоматическими, возникающими в ответ на определенные внешние стимулы (выделение слюны при виде пищи, отдергивание руки от горячей печки), и оперантными, которые самопроизвольно вырабатывает организм (такими, как ползание ребенка, начинающего изучать окружающий мир). Оперантные условные реакции возникают в результате воздействия — наказания или поощрения. Вероятность возникновения той или иной оперантной реакции можно увеличить, сопровождая ее проявление тем, что обычно называется наградой, т.е. позитивным воздействием, или уменьшить, сопровождая ее тем, что обычно считается наказанием, т.е. негативным воздействием. Именно поэтому оперантные реакции так важны в теории научения. Воздействие помогает эффективно изменять поведение. Любопытно, что оперантное научение длится дольше, если вознаграждение будет носить не постоянный, а периодичный характер. Метод «проб и ошибок». Научение методом «проб и ошибок» изучали американцы Торндайк и Халл. Животное, например кошка, запертая в клетке, видит, чти по ту сторону решетки находится пища. Для того чтобы достать ее, животному необходимо выйти из клетки, а для этого ему следует нажать на рычаг. Сначала кошка начинает метаться по клетке и грызть прутья решетки. Некоторое время спустя она случайно делает необходимое движение, выходит из клетки и съедает пищу. Чем чаще повторяется опыт, тем меньше делается бесполезных движений. И наконец наступает момент, когда животному удается быстро выбраться из клетки. Случайный успех оставляет след и в дальнейшем облегчает следующие пробы и сокращает их количество. Эти пробы становятся настоящими сигналами, связанными с тем, что следует или не следует делать для достижения желаемого результата. Можно предположить, что в этом процессе участвует память. Как и в случае с условным рефлексом, так и в случае научения методом «проб и ошибок» речь идет о формировании навыка в результате установления связи с сигналом либо с предшествующим опытом. Инсайт. В данном случае речь идет о наиболее совершенной форме научения. На пути к достижению желаемого человек встречает препятствие. Оказавшись в ситуации фрустрации, он может действовать по-разному. Предположим, что однажды человеку удалось обойти это препятствие. Его мозг сохраняет этот опыт, как впоследствии и другой. В дальнейшем, когда человеку потребуется выбрать ту или иную форму поведения в конкретной ситуации, он воспользуется прошлым опытом, но реорганизует его применительно к данной ситуации. Эта реорганизация накопленного опыта благодаря более адекватной мозговой деятельности приведет его к новому типу поведения. Что облегчает научение? Одни обучаются легче и быстрее, другие труднее. Это зависит от различных факторов, связанных с возрастом человека. Молодые обучаются лучше и быстрее, чем пожилые или совсем юные. Важную роль играет также и интеллект. Установлено, что скорость научения зависит от уровня умственного развития субъекта. Следует также отметить, что существует взаимосвязь между силой потребности и вниманием, связанным с поисками решения. В критических ситуациях человек становится особенно изобретательным и, возможно, в максимальной степени использует свои способности и внутренние ресурсы. Сделаем некоторые практические выводы. Теорию научения применительно к организационным проблемам можно считать полезным орудием менеджера. Ее принципы достаточно просты, и мы почти не рискуем существенно ухудшить ситуацию, применяя их на практике. Концепция позитивного и негативного воздействия на оперантные реакции прямо связана с проблемами менеджмента, ее можно и нужно использовать, вызывая желаемое поведение и предотвращая нежелаемое. Многие связанные с рабочей средой факторы, одни из которых в большей степени подчиняются контролю менеджера, другие — в меньшей, могут оказать позитивное и негативное воздействие на оперантные реакции. Среди них можно назвать зарплату (некоторые поведенческие реакции поддаются воздействию этого стимула, а некоторые не поддаются); стремление человека сохранить рабочее место (работник осознает, какой тип поведения позволит ему в любом случае сохранить работу, а какой приведет к ее потере); социальные факторы, такие, как престиж и статус (в зависимости от структуры организации достигнутые успехи ведут к повышению статуса, тогда как упущения и ошибки влекут за собой понижение в должности); обратную связь с начальством. Последний вид воздействия — обратная связь — почти всегда полностью находится во власти менеджера, хотя менеджмент частично управляет и остальными. Верно, что обратная связь, как правило, возникает между равными, но руководитель может извлечь много полезного из обратной связи с подчиненными. Должным образом использованная обратная связь становится ценным орудием менеджмента, помогающим формировать и сохранять положительные поведенческие реакции, а также устранять и предупреждать отрицательные. Менеджер может похвалить подчиненного за хорошую работу, проявить уважение, спросив его мнение по важному вопросу, навести порядок, наказывая за проступки, обсудить успехи и неудачи со своими сотрудниками. Каждый из этих примеров, как и многие другие, важен для воздействия на поведение. Мы остановимся подробнее на поведении человека в организации далее. Единую и наиболее полную теорию человеческой личности — теорию психоанализа — разработал 3. Фрейд, а развили ее К. Юнг, А. Адлер и др. Наше изложение не охватывает всю теорию психоанализа, мы ограничимся лишь теми аспектами, которые будут полезны для менеджмента. Психоанализ основан на двух базовых гипотезах. Первая заключается в том, что каждое психическое явление имеет под собой определенную причину, и известна как доктрина психического детерминизма. Так, Фрейд доказывал, что содержание сновидений, часто кажущихся не связанными с реальной жизнью, диктуется неосознанными импульсами и желаниями человека. Вторая базовая гипотеза психоанализа состоит в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные. Наша личность зависит не только от наследственности. Глубокий отпечаток накладывает на нее опыт первых лет жизни. Можно даже сказать, что фазы, которые проходит ребенок в этот «забытый» период, являются самыми важными для формирования его личности. Новорожденный полностью зависит от окружения в отношении удовлетворения своих физических потребностей. В течение долгих месяцев он не способен самостоятельно накормить себя, передвигаться или защитить себя. От того, какой ответ он получает на свои физические потребности, зависит, какие социальные потребности и личностные тенденции у него возникнут. Если окружающие относятся к ребенку с пониманием и благожелательностью, то в нем развиваются потребности социального характера. Он будет открытым, приветливым и альтруистичным. У него не будет, таким образом, повода для развития агрессивности, и ему не придется подавлять собственные враждебные импульсы в отношении своего окружения. Если же окружающие ребенка люди будут относиться к нему строго, без любви, то у него возникнет агрессивность и разовьются потребности асоциального характера. Он станет замкнутым, забитым либо в нем проявится дух независимости и авантюризма. Рассмотрим фазы формирования личности. В первые 18 месяцев — оральная фаза. Источником всех удовольствий ребенка в этот период является рот. С его помощью он познает мир. Он все тянет в рот, в этот центр питания, восприятия и удовольствия. То, как будут встречены оральные потребности ребенка, окажет влияние на его будущую личность. Некоторые установки взрослого человека объясняются теми фрустрациями, которые связаны с оральным периодом его жизни. Следы этой фазы сохраняются и в зрелом возрасте (пристрастие к курению, чревоугодие). Многие алкоголики — это люди, которым пришлось испытать фрустрацию именно в оральный период. Именно поэтому в алкоголе они ищут удовлетворение как оральное, так и социальное: они пьют и пытаются ослабить чувство одиночества. От 18 месяцев до 2,5 лет — анальная фаза. Удовольствие ребенка перемещается в область сфинктеров, контролирующих опорожнение. Он получает удовольствие от опорожнения, а также от сдерживания. Ребенок выходит из фазы полной зависимости, чтобы вступить в активную фазу, когда он сознает, что уже сам себе хозяин и теперь зависит лишь от своего собственного желания отдать или удержать. Преждевременное или неумелое вмешательство родителей может превратить этого человечка в непокорного упрямца, а в будущем этот конфликт может вылиться во враждебность или же в чрезмерную стыдливость. Анальная фаза совпадает с периодом, когда ребенок начинает осознавать себя, он называет себя по имени. К двум с половиной годам он понемногу осваивается с местоимением «я». От 2,5 до 6 лет — фаллическая фаза. Ребенок задает вопросы, относящиеся к различию полов, и интересуется, откуда появляются дети. Именно в этом возрасте ребенок становится особенно чувствителен к отношениям в семье, и именно в этом возрасте на него оказывает наибольшее влияние разлад в семье, так как в ней он видит гарантию своей безопасности. От детства к взрослости. Конечно, личность человека не является полностью сформировавшейся к 6 годам. Процесс развития продолжается и позднее, но главное сделано уже в этом возрасте. Врожденное и приобретенное в раннем детстве составляет основу, глубинный слой характера. После 6 лет прибавляются другие черты, составляя периферийный слой характера человека. В то время как этот периферийный слой может меняться и действительно изменяется под воздействием жизненного опыта индивида, глубинный слой менее подвержен изменениям, менее обратим. Психологическая зрелость в основном характеризуется следующими чертами: автономией, которая означает не свободу делать все, что хочется, а возможность пользоваться определенной свободой и считаться с ограничениями; чувством реальности и способностью трезво смотреть в лицо фактам; чувством ответственности, которое не следует смешивать с чувством вины; сотрудничеством с другими.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |