Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможные ошибки и искажения при восприятии




Селективность восприятия. Человек воспринимает не всю поступающую к нему информацию, т.е. она проходит через своеобразный психологический фильтр. Любая характеристика, которая выделяет человека, объект или событие, увеличивает вероятность того, что они будут восприняты. Это объясняет, почему вы с большей вероятностью обратите внимание на автомобили, подобные вашему соб­ственному, или почему некоторым людям начальник может за что-то сделать выговор, в то время как у другого работника тот же посту­пок останется незамеченным.

Проекция. Легко судить других, если считать, что они подобны нам. Люди могут объяснять мотивы действий других в соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впа­дать при этом в глубокое заблуждение. Подобная тенденция припи­сывания человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений и мотивов деятельности другим Людям называется проекцией. Менеджеры, использующие проекцию, имеют тенденцию расценивать людей как гомогенную массу.

Стереотипы. Это тоже достаточно серьезный фактор, с которым следует быть осторожным. Мы все так много читали о людях, что невольно начинаем классифицировать их по каким-то своим или по­нравившимся чужим критериям. Путем сведения более сложного и оригинального явления к определенному стереотипу и, соответствен­но, упрощенному представлению об этом явлении стереотипизация помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Однако в то же время она зачастую при­водит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те ха­рактеристики, которых у него не имеется, и наоборот, отбрасы­вая некоторые существенные. Стереотипное восприятие приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает неадек­ватные действительности реакции и поведение человека. Это может привести к дискриминации по половому, возрастному или нацио­нальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб дея­тельности организации.

Необходимо помнить, что любой человек — это индивидуальность. Есть люди, в чем-то похожие друг на друга, но нет людей идентич­ных. Если пользоваться своими стереотипами как тавром, то можно пропустить нечто своеобразное, ту самую «изюминку» в вашем парт­нере, учитывая которую и можно было бы добиться успеха в комму­никации;

Галло-эффект. Вам что-то понравилось или не понравилось в парт­нере, нечто очень фрагментарное, частное, но вы, тем не менее, переносите свое отношение к этому аспекту на целостную оценку всего человека. Когда мы составляем впечатление относительно ин­дивида по одиночным характеристикам, таким, как интеллект, общительность или внешний вид, действует галло-эффект.

Следует, видимо, помнить, что, во-первых, не бывает людей без недостатков и, во-вторых, возможно, то, что вам не понравилось, носило ситуативный, случайный характер, а вовсе не является устой­чивой чертой личности партнера.

Индивидуально-психологические особенности личности партне­ра — это практически весь спектр его характеристик, его психологи­ческий портрет. И если этот портрет нарисован неверно или вы недо­оценили или переоценили то или иное реально имеющееся качество вашего партнера, то и ошибка может иметь неприятные последствия.

Мнение других лиц. Подобное мнение может сформировать негатив­ную установку на партнера, и это в значительной степени затруднит для вас общение с ним. Вместе с тем чрезмерно позитивная инфор­мация может вызвать искажение обратного свойства, и вы не сможе­те достаточно критично оценить поведение партнера.

Упрощение. Это явление, близкое к галло-эффекту, но отличается от него по своей природе. Суть упрощения состоит в том, что мы нередко формируем достаточно «полное» представление о партнере по весьма фрагментарной информации, полученной на основе первого впечатления. Вообще у некоторых людей происходит гиперболизация значимости первого впечатления. Несомненно, что жизненный опыт существенно влияет на формирование первого впечатления, но до­веряться ему всегда и полностью вряд ли целесообразно, точно так же, как нельзя его полностью игнорировать.

Негативный опыт общения. За достаточно длительный период об­щения с другими людьми вы накопили богатый опыт общения, по­знания других людей. Этот опыт был и позитивным и негативным. Те ошибки в коммуникации, которые привели в свое время к весьма неприятным для вас последствиям, как бы накапливаются в вашем подсознании, и как только вы сталкиваетесь хоть с какими-то при­знаками негативной ситуации, имевшей место в прошлом, это мо­жет существенно затруднить процесс восприятия в настоящем. Воз­можно, манера поведения партнера, жестикуляция, речь напомина­ют вам кого-то из вашего негативного прошлого опыта, возможно, он внешне похож на того, с кем у вас в прошлом был конфликт.

И, наконец, фактор, во многом интеграционный — коммуника­тивная некомпетентность. Это и низкий уровень культуры; и неумение слушать и адекватно понимать своего партнера; и неумение, а порой и нежелание встать на место партнера, чтобы лучше понять то, что он чувствует; и неумение грамотно и, что не менее важно, понятно излагать свои мысли.

Отметим, что на наше восприятие оказывают влияние наши по­требности. Это подтверждается повседневным опытом.

Чем сложнее организм, тем сложнее система его отношений с внешним миром. Всякая живая материя — даже на уровне клетки — может быть уподоблена приемно-передающей станции. Организм ре­гистрирует внутреннюю или внешнюю ситуацию, причем так, чтобы быть к ней готовым. Одноклеточные характеризуются рефлекторным типом поведения, у высших животных решающую роль играют мозг, деятельность двух нервных систем и эндокринных желез.

Далее мы рассмотрим основные потребности человека, влияю­щие на его поведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.