Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о категориях как своеобразная философская логика




 

Категории – это универсальные объективные формы мышления и бытия. Понятия, обозначающие категории, составляют существенную часть словаря философии. Без использования идей существования, объективного и субъективного, причины и цели, возможности и действительности и других понятий, обозначающих логико-онтологические категории, философский текст немыслим. Философская рефлексия категорий в некоторых случаях заметно меняет смысл понятий, обозначающих категории, в сравнении с их обыденным пониманием. При этом основной смысловой костяк остается неизменным, так как категории, будучи объективными формами мышления, суть данность, которую нельзя изменить произвольно, в том числе и через философскую рефлексию. Их можно лишь изучать и в этом изучении, возможно, уточнять смысл понятий, которые их обозначают.

Изучение категорий, поскольку они суть формы мышления, есть логика, изучающая мышления, разум, его возможности. Еще точнее – это изучение логики рассудочного мышления.

 

1.1. Понятие и структура разума, место в нем рассудочного мышления.

Тематическое поле данного пособия -- категории рассудочного мышления. Что такое рассудочное мышление? Человек существо разумное. Разум -- экзистенциальное качество человека, которое дифференцирует его в мире, отличает от всего прочего. Это разум в широком смысле. Человек может быть и неразумным, но эта тема - за пределами внимания в данном пособии.

Разумность человека обнаруживается в способности мыслить и осмысленно действовать. Осмысленность действий в прагматическом аспекте заключается в выборе поведения, ведущего к успеху. Успех же – это достижение целей и исполнение намерений. Следовательно, разум проявляется в способности вырабатывать намерения, ставить достижимые цели и формулировать исполнимые предписания. Это в принципе возможно лишь при наличии в сознании более или менее адекватной картины той ситуации, в которой индивид фактически находится. Получение такой картины достигается способностью мышления, применяемой для познания и описания мира. Способность мышления и есть та предметная область, которой занимается учение о категориях. Но не вся эта способность, а лишь ее часть или одна из составляющих. Чтобы указать на нее, рассмотрим структуру способности мышления в целом. Она реализуется в двух направлениях: как рациональное мышление (интеллект) и как иррациональное мышление (образное воображение).

Иррациональное мышление (начнем с него, чтобы, дав краткую характеристику, оставить без дальнейшего анализа) реализуется в двух видах. Первый - образное словесное мышление (экземплификация, то есть примеры, –- мифы, художественная литература, поэзия, эссеистика различного рода и т.п.). Второй - художественно-образное несловесное мышление (реализующееся, прежде всего, в искусстве, но не только). Хотя это и иррациональное, но, с точки зрения прагматики и с точки зрения познавательной, в широком смысле разумное конструирование образов мира и ситуаций. То есть оно полезно участвует как в принятии решений, так и в познании. Иррациональное мышление может обнаруживать себя также на грани разумного и неразумного. Оно не будет предметом нашего рассмотрения, так как категории не являются его формами, его формы – другие.

Рациональное мышление реализуется в рассудке и разуме в узком смысле.

Разум в узком смысле – не предмет настоящего пособия, поэтому о нем коротко. Суммарно, синтезируя представления Канта, Гегеля и современных философов, можно под разумом в узком смысле понимать способность ставить предельные проблемы, усматривать противоположности в синтезе, схватывать мир ценностей и «неясных идей» (по Канту), интеллектуальная интуиция. Разум в этом смысле не формален, разумное мышление не формализуемо, не алгоритмизируется. Он может оказываться прагматически неразумным. Может происходить его стыковка с иррациональным в неразумном же модусе.

Рассудочное мышление непосредственный предмет настоящей темы -– также сложен. Главное его качество – подчиненность требованиям формальной логики: последовательности, систематичности, непротиворечивости мышления. Это сфера образования понятий и оперирования ими согласно законам, открытым формальной логикой. Главные виды рассудочного мышления – вопрошающее (интеррогативное), описательное (дескриптивное), выводное (деривативное) и аргументационное мышление.

Совокупность разумной рассудочной и словесно-образной деятельности образует сферу возможного дискурса. Гетерогенный дискурс, неотдифференцированно включающий в себя дескрипции и словесные образы, есть нарратив (рассказ, повествование). Теория нарратива, предложенная Лиотаром, полагает, что все научные тексты суть нарративы. Вряд ли такое мнение разумно с прагматической точки зрения. Но даже если бы это было так, всегда была бы возможность выделить в таком нарративе рассудочную компоненту и исследовать ее и ее функции.

Рассудочное мышление есть тот объект, категории которого рассматриваются в данном пособии.

Описанную структуру можно представить в следующей схеме:

 

 

Схема деятельности Разума

 

 

Разум Вопрошающее

/интеррогативное/

 

Дескриптивное

/описывающее/

 

Рациональное Рассудочное

мышление мышление

 
 


Выводное

/деривативное/

 

Доказывающее

/аргументационное/

Способность

мышления

/интеллект/

 

 


Разум

Художественно-словесное

 

Иррациональное

мышление

Художественное

не словесное

Прагматическая

способность

Намерения,

цели,

прескрипции

1.2. Общее понятие о логике. Формальная аристотелевская логика.

Рациональное рассудочное мышление всегда предметно, является мышлением о чем-то, то есть интенционально. Обычно это обозначают так, что оно имеет содержание. В то же время входящие в описательную, деривативную или аргументационную мысль понятия определенным устойчивым образом организуются, и этот способ устойчивой организации обычно называют формой мышления.

Будучи реальным феноменом человеческого бытия, мышление может являться и является предметом изучения различных наук: психологии, социологии, философии, логики. Каждая из них изучает мышление в определенном ракурсе, аспекте. Логика, начиная с Аристотеля, который ее создал, изучает мышление в аспекте его организации, формы. Изучая мышление, она отвлекается от его содержания, является наукой о формах мышления и потому называется формальной логикой.

Формы развитого рационального рассудочного мышления являются необходимыми и всеобщими, то есть присущи мышлению независимо от предметов и темы мышления, от характера культуры и языка народа. Формами, которые описывает логика, являются: структуры способов оперирования с понятиями, например, определения понятий, ограничение и обобщение, деление понятий; суждения, их типы; способы правильного связывания суждений в умозаключения, типы умозаключений, доказательства, их типы, возможные ошибки. Кроме того, традиционная логика формулирует законы /их три: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего/, которые являются законами правильной организации рассудочного текста.

Будучи собранием дескрипций этих форм и законов, логика выступает как канон /собрание правил/ формально правильного мышления. В некотором /ограниченном/ смысле она является также органоном мышления.

Созданная Аристотелем логика в течение веков оставалась в своих основных чертах и требованиях незыблемой, практически неизменной. Это – ясное свидетельство ее объективной верности и эвристичности, а также того, что описанные Аристотелем формы и законы присущи мышлению с необходимостью и не меняются в пределах письменной цивилизации.

1.3. Идея трансцендентальной логики.

С XVIII века к аристотелевой логике стали предъявляться претензии. В жёсткой форме это сделал И.Кант ( XVIII век ). Он не отрицает ее адекватности и важности (сам её преподавал!), но усмотрел ее недостаток именно в том, что она формальная, полностью отвлекается от содержания. Будучи таковой, она, по мнению Канта, не способна описать реальный познавательный процесс, не занимается вопросом о происхождении познания и не может быть органоном познания. (Эти характеристики справедливы). Поэтому возникает потребность в другой логике, которая тоже изучала бы формы мышления, но не отвлекалась бы целиком от всякого содержания. Она «должна была бы также исследовать происхождение наших знаний о предметах» /3, с.157 – 158/. Правда, Кант ведет речь лишь об априорном /не зависящем от опыта/ познании. Такую логику Кант называет трансцендентальной и аттестует ее как науку, которая определяет «объем, происхождение и объективную значимость» знаний, получаемых априорно. Трансцендентальная логика -- это не знание о предметах, это знание о познании в форме мышления, о его априорных условиях. Конкретным предметом трансцендентальной логики являются чистые рассудочные понятия /=категории /, которые Кант считает и объявляет априорными формами рассудочного мышления.

 

1.4. Логика Гегеля.

В XIX веке Гегель предложил еще один вариант логики, отличающийся от аристотелевской. Исходный пункт гегелевского подхода к проблеме также заключается в неприятии формальной логики как органона познания, причем он подвергает критике не только её отстранённость от предметного содержания, но и законы логики – тождества и противоречия. По мнению Гегеля, противопоставляя формы мышления содержанию, невозможно достичь истины, а именно в этом заключается цель познания. Гегель формулирует принцип тождества бытия и мышления, из которого следует, что законы и формы мышления суть также законы и формы бытия. Почему этот так? В мышлении мы имеем дело с предметами только через понятия об этих предметах. Это и означает, что для мышления мысль о предмете и сам предмет – одно и то же. Но раз это так, логика, как наука о формах мышления, должна также быть наукой о содержании мысли -- о вещах, о бытии. Аристотелевская логика таковой не является, поэтому требуется создать новую логику, которую Гегель и создает в работе «Наука логики». Она (как и у Канта) оказывается учением о категориях, так как именно категории и являются универсальными формами мышления и бытия. Как от аристотелевской, так и от кантовской логики Логика Гегеля отличается тем, что категории у Гегеля образуют саморазвивающуюся систему. Они, как и у Канта, не извлекаются из опыта, но, в отличие от Канта, становятся путем саморазвития из некоторого начала, коим является у Гегеля понятие чистого бытия. Согласно Гегелю, такая наука является весьма абстрактной, и потому именно она есть суть всякой метафизики. Философия как мышление о мышлении есть не что иное, как Логика /с большой буквы/. Занятия такой логикой формируют культуру абстрактного мышления и придают ему «бессознательную мощь», обеспечивая продвижение «к свободе и истине».

 

1.5. Учение о категориях как логика.

 

Таким образом, учение о категориях осознавалось философами, внесшими в него наибольший вклад, как логика. Это вполне справедливо. Мышление имеет не только чисто формальную, но и категориальную структуру. Оно категориально, категории образуют его необходимые объективные формы. Поэтому учение о категориях, как учение о формах мышления, должно рассматриваться как своеобразная логика, можно сказать, философская логика, так как категории составляют заметную часть философского языка.

 

Вопросы для повторения

1. Что такое разум как экзистенциальное качество человека, какова его структура?

2. В чем состоит общее понятие о логике?

3. В чем состоит общее и различное в понимании логики и ее задач Аристотелем, Кантом и Гегелем?

 

Литература

1. Кант. Критика чистого разума //Соч. в 6 томах. Т.3, с.с.154-159

2. Гегель. Наука логики Предисловие ко 2 изданию. Введение //Гегель, Сочинения, т.5. М., 1937, с.с.7, 13, 38-40

 


Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.