Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап. Сбор материала для выполнения ВКР на объекте практики




Этап. Разработка и утверждение задания на ВКР

Цель и задачи выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является важным этапом учебного процесса, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов в области финансов для финансовой и кредитной системы,казначейских, налоговых, контрольных органов, органов управления внебюджетными фондами, бюджетных учреждений. Наряду с итоговым междисциплинарным экзаменом выполнение и защита выпускной квалификационной работы являются завершающим звеном учебного процесса. В процессе ее выполнения студент на основе полученных в университете знаний по общетеоретическим и специальным дисциплинам и практического материала, собранного в период прохождения преддипломной практики, проводит научное исследование по заданной теме с выходом на самостоятельные выводы и рекомендации по данному вопросу. Выполнение выпускной квалификационной работы является комплексной проверкой подготовки специалиста к практической деятельности, а также важнейшей формой реализации приобретенных в процессе обучения навыков творческой, самостоятельной работы студента, что нередко является основанием для рекомендации в аспирантуру. Защита выпускной квалификационной работы относится к одному из видов аттестационных испытаний, предусматриваемых государственной аттестацией.

Цель выполнения ВКР заключается в установлении уровня подготовки выпускника высшею учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Задачи выполнения ВКР:

- установление степени подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях рыночной экономики;

- систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных по общетеоретическим и специальным дисциплинам в период обучения в университете, и практических навыков, приобретенных при прохождении ознакомительной, производственной и преддипломной практик;

- решение конкретных задач в области управления в различных сферах деятельности
и на различных уровнях управления;

- развитие навыков ведения самостоятельной аналитической, исследовательской и
рационализаторской работы;

- развитие навыков творческого изучения и решения актуальных проблем конкретной специальности;

- приобретение опыта обработки, анализа и систематизации результатов расчетов,
исследований, в оценке их практической значимости и возможной области применения;

- развитие и отработка навыков самостоятельной разработки, оформления и апробации управленческих решений;

- приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей деятельности.

Реализация перечисленных задач обусловливает необходимость выполнения соответствующих требований к выпускной квалификационной работе.

2. Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе:

Требования к ВКР. Требования к ВКР определяются уровнем основной профессиональной образовательной программы и квалификацией, присваиваемой студенту после успешного завершения итоговых аттестационных испытаний.

ВКР дипломированного специалиста:

должна представлять собой самостоятельное и логически завершенное исследование, связанное с решением научно-практической задачи, соответствующей специальности 080507.65 «Менеджмент организации»;

должна иметь научно-исследовательский характер, тематика должна быть направлена на разработку и развитие теории менеджмента (организации производства, экономики, финансов, учета и т. д.).

должна иметь прикладной характер, тематика должна быть конкретной, разрабатываемой для реальных организаций на базе фактических показателей их состояния и стратегии развития;

- должна быть посвящена решению актуальных вопросов с учетом современных
достижений в области управления, действующего экономико-правового законодательства,
перспектив развития теории управления и практики работы в настоящее время;

- должна быть оригинальной, включать элементы новизны, направленные наболее
эффективное решение исследуемой проблемы (или ее составных элементов) по сравнению с
имеющимися разработками и практикой работы;

должна соответствовать общепринятым правилам использования литературных источников и неопубликованных материалов, а также базироваться (там, где это возможно и необходимо) на применении типовых проектных решений, на законодательных актах в области экономики и прогнозах их развития, использовать международный опыт в области экономики и управления.

Качество выпускной квалификационной работы, ее теоретическая и практическая ценность, успешная защита зависят от общей, специальной подготовки студента, а также рациональной организации процесса написания выпускной квалификационной работы со стороны кафедры и студента.

Работа над выпускной квалификационной работой включает в себя ряд этапов.

1 этап. Выбор и закрепление объектов преддипломной практики. Для сбора материала для ВКР студент направляется на преддипломную практику. Преддипломная практика проводится в последнем семестре обучения. Она может проходить в организациях всех организационно-правовых форм, финансовых, налоговых органах и др.

Продолжительность преддипломной практики определяется требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствующим учебным планом.

Руководство практикой со стороны МГТУ осуществляет преподаватель кафедры менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы - руководитель ВКР, со стороны организации - руководитель из числа специалистов по профилю специальности.

Перед началом практики студент должен оформить направление на практику.

В самом общем виде практика может в себя включать:

- изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных
функций производственных, экономических и управленческих подразделений;

- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;

анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;

- изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;

- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;

- изучение механизма формирования затрат, их эффективности и ценообразования;

- определение финансовых результатов деятельности предприятия;

- оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;

- анализ информационного обеспечения управления предприятием;

выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;

анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;

- анализ управления с позиций эффективности производства.

Студент в период прохождения практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме ВКР, собрать и подготовить графический материал.

Студенту рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности предприятий. Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу предприятий.

Примерный перечень тем, подлежащих изучению в период преддипломной практики. Намечаемая тема ВКР в значительной степени определяет какие вопросы следует изучить вообще, а какие наиболее подробно. В целом можно предложить следующий примерный тематический план.

1. Общая характеристика предприятия.

2. Организационная структура управления.

3. Управление производством.

4. Управление персоналом.

5. Информационная система управления.

6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия.

7. Управление маркетингом.

8. Правовое обеспечение производства.

2 этап. Утверждение темы выпускной квалификационной работы (ВКР)

ВКР выполняются в форме, определенной ГОС ВПО. Подготовка выпускной квалификационной работы начинается с выбора темы. Темы ВКР для студентов по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» определяются кафедрой менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы, обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедрой. В тематику целесообразно включать наиболее актуальные и недостаточно разработанные вопросы в различных областях управления.

Важное место в кафедральной тематике должны занять темы, включенные по заказу органов управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также кафедры в рамках выполнения научных исследований по плану научно-исследовательской работы МГТУ. Такое сочетание научных интересов и практики повышает практическую значимость выпускных квалификационных работ, усиливает их полезность. В тематику выпускных квалификационных работ могут быть включены темы общетеоретического характера, но в основном она должна быть приближена к практике и учитывать ее потребности.

Учитывая, что выпускная квалификационная работа является конечной формой проверки готовности выпускника к профессиональной деятельности, тематика выпускных квалификационных работ включает темы по всем специальным дисциплинам: «Производственный менеджмент», «Управление качеством», «Инновационный менеджмент», «Управление персоналом», «Управленческие решения» «Антикризисный менеджмент», «Стратегический менеджмент».

Тематика выпускных квалификационных работ ежегодно пересматривается и дополняется.

Выбор темы выпускной квалификационной работы студентом осуществляется самостоятельно в соответствии с его научными интересами с учетом возможностей сбора практического материала на базе практики. При выборе темы следует исходить из актуальности проблемы, ее практической значимости, возможности получения конкретных практических и статистических данных, наличия литературы, законодательных и нормативных актов по заданной проблеме. Тема должна быть сформулирована четко, с указанием вида отрасли, учреждения или организации, региона, на примере которого она будет выполняться. В некоторых случаях целесообразно указать конкретный период исследования. Выбирая тему, студент должен исходить из своих научных и практических интересов, учитывать возможности использования ранее проводимых им разработок данной проблемы. Практика показывает, что более качественные работы представляют студенты, которые разрабатывали эти проблемы в курсовых работах, выступлениях, докладах и к моменту написания выпускной квалификационной работы имели накопленный материал. Студенты, имеющие задел по избранной теме в виде докладов, выступлений, имеют преимущества при закреплении темы выпускной квалификационной работы.

Студент, желающий выполнить выпускную квалификационную работу на тему, не предусмотренную тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение заведующего кафедрой. По заказным темам требуется письмо организации-заказчика.

Окончательная формулировка темы выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем, рассматривается заведующим выпускающей кафедры и утверждается приказом ректора МГТУ, для чего на имя заведующего кафедрой подается заявление, в котором излагается просьба закрепить за ним избранную тему. На основании заявлений студентов подготавливается приказ по МГТУ о закреплении тем выпускных квалификационных работ и назначении научных руководителей. Закрепление тем выпускных квалификационных работ осуществляется до начала преддипломной практики с тем, чтобы распределение студентов по базам практики произвести с учетом избранных тем.

Научный руководитель назначается из числа преподавателей кафедры, при необходимости для научного руководства могут привлекаться работники научно-исследовательских организаций, высококвалифицированные специалисты предприятий, имеющие достаточную теоретическую подготовку и большой опыт практической работы. Руководитель осуществляет методическое руководство подготовкой выпускной квалификационной работы, помогает студенту в организации процесса написания выпускной квалификационной работы, составляет задание по подготовке выпускной квалификационной работы, оказывает методическую и консультативную помощь при составлении плана, списка литературы, подборе статистического и практического материала, контролирует полноту и качество подготавливаемых глав, своевременность их представления на кафедру, подготавливает отзыв на выпускную квалификационную работу, готовит студента к защите и принимает в ней участие.

Руководитель утверждается приказом по МГТУ одновременно с закреплением тем выпускных работ за исполнителями.

Студент совместно с руководителем разрабатывает задание на ВКР, которое включает план работы, перечень основных литературных источников, законодательно-правовых актов, нормативных материалов и др. Студент изучает источники по заданной теме, знакомится с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Помощь в данной работе оказывают библиографические справочники, указатели, компьютерные каталоги библиотек, ежемесячные справочники о новых поступлениях в библиотеку, информационно-поисковые системы «Гарант», «Интернет», «Консультант-плюс».

Просмотр литературы целесообразно начинать с изучения оглавления, предисловия, аннотации каждой монографии. Журнальные статьи можно подбирать по перечню в последнем номере журнала за соответствующий год.

После предварительного ознакомления с литературой составляется план выпускной квалификационной работы, в котором находят отражение основные направления исследования. Узловые вопросы темы отражаются в соответствующих разделах, конкретизация проблем осуществляется в параграфах. Каждый раздел и параграф имеют свою нумерацию и название. При этом название раздела не должно дублировать название темы, а название параграфов - названия разделов. Следует избегать многочисленных повторов слов и оборотов в формулировках параграфов. Формулировки должны быть лаконичны и отражать суть раздела (параграфа). По мере написания выпускной квалификационной работы названия отдельных глав и параграфов могут быть уточнены, но не должны претерпевать существенных изменений, искажающих поставленные в работе цели и задачи. На заключительной стадии работы из плана формируется оглавление.

Список литературы и план выпускной работы согласовывается с научным руководителем и утверждается им. На основании этих материалов научный руководитель составляет индивидуальное задание для студента, в котором указывается тема выпускной квалификационной работы, ее исполнитель, исходные данные для написания работы (накаком практическом материале проводится исследование и за какой период), перечень подлежащих разработке вопросов (направления исследования), перечень графического материала (таблиц, схем, графиков, диаграмм) и календарный план работы по основным этапам, сроки представления глав выпускной квалификационной работы.

Во время практики студенту необходимо ознакомиться с деятельностью организации, изучить основные направления ее деятельности, собрать необходимые материалы.

Рассмотрим примерный порядок подготовки разделов примерного тематического плана преддипломной практики.

1. Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и
уточнить:

- цели и задачи предприятия;

- масштаб деятельности предприятия;

- миссию и имидж предприятия;

- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;

- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;

- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;

- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;

- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

- производственную структуру предприятия (технологический аспект);

- стратегию и тактику управления предприятием;

- уровень организационной культуры.

2. Организационная структура управления. По данному разделу студент должен
изучить:

- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его
организационно-правовой формы;

- характер организационных отношений между структурными подразделениями;

- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление
основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные
функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

- структуру и функции аппарата управления предприятия;

- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т. д.), на базе которых выполняется ВКР. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.

3. Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:

- производственной функции предприятия;

- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

- оперативного планирования выпуска продукции;

- нормирования труда и управления запасами;

- календарного планирования и диспетчеризации производства;

- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;

- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего
и низшего звена.

Студенту необходимо:

- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо, базовому производственному подразделению;

- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее
эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих
решений;

- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и
подразделениями предприятия, ее эффективность;

- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);

- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;

- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми
службами) и дать ей оценку.

4. Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и
его формирование, в том числе:

- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

- систему материального и морального стимулирования;

- функции управленческого персонала;

- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие
квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;

- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и
переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

- методы повышения эффективности управленческого труда.

5. Информационная система управления. По данному разделу студент должен
изучить:

- массивы информации;

- коммуникационный процесс;

- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы
государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);

- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

- средства передачи и преобразования информации;

- документооборот предприятия и его характеристику;

- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

- совершенствование коммуникаций в организации.

6. Экономические службы и финансовый менеджмент. По этому разделу студенту
необходимо:

- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;

ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;

- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов
предприятия;

- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели
финансового состояния предприятия;

- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также
резервы увеличения прибыли и рентабельности;

осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в
областиценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением
принятых решений.

7. Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете:

- задачи службы маркетинга;

- систему организации службы маркетинга;

- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых иссле-дований рынка и
возможностей предприятия;

- анализ маркетинговой среды предприятия;

- структуру и функции маркетинговой информационной системы;

- планирование продукции и товарную политику;

- управление качеством товара;

- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;

- инновационную политику;

- ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;

- роль посредников в товародвижении;

- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;

- требования к торговым посредникам;

- планирование продвижения товара на рынке;

- коммуникационную политику предприятия;

- основные методы реализации продукции (услуг);

- стратегию и тактику предприятия в области рекламы и ее эффективность;

- инструменты стимулирования сбыта;
- ценовую политику и конкуренцию;

- факторы, определяющие решения по ценам;

- ценовые гарантии и особые соглашения;

- определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;

- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;

- предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 13066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.