Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы обезоруживания противника




Способов обезоруживать противника имелось немало. Кроме специальных приемов пользовались и удачной случайностью и оплошностью противника. Попадая в опасное положение, человек в борьбе “за свою жизнь проявлял чудеса находчивости и смелости. Во многих случаях обезоружить противника удавалось не благодаря специальному приему, а благодаря собственной ловкости и умению использовать подходящий момент. Если бой ведется не по законам чести, не с благородным противником – допустимы любые приспособления, даже весьма грубые, если они дают возможность лишить жестокого врага его оружия. Прием обезоруживания выбирается исходя из конкретной боевой ситуации, и случается, что режиссер или сами артисты, играющие батальную сцену, находят какие-то своеобразные приспособления, с помощью которых один из бойцов обезоруживает другого. Примеры таких приспособлений можно найти в приложении к данному пособию (“Бой на саблях”, композиция № 2).

Однако существуют и специальные приемы, сложившиеся в практике фехтовального искусства и поэтому представляющие главный интерес как образцы правильного решения данной боевой задачи.

    Рис.17. Обезоруживание ударом по шпаге сверху
Вот некоторые из них. Обезоруживание после второй защиты (рис.17) осуществляется с переменой стойки вперед. Взяв вторую защиту, выносят вперед левую ногу, навстречу партнеру, и своей левой рукой захватывают сверху правую руку противника у запястья. Затем замахиваются своей шпагой и бьют по шпаге противника сверху вниз и немного вперед.

В подлинном бою удар стремились нанести по кисти противника, держащей шпагу, а тот, спасая руку, выпускал эфес своей шпаги и выдергивал руку из захвата. В сценическом бою удар наносят по клинку противника у самой гарды. Обезоруженный, своевременно выдернув руку, прыгает назад, стремясь оторваться от противника, пока он не нанес ему удара.

Если вторая защита взята не шпагой, а левой рукой, обмотанной плащом или держащей кинжал, шпага атакующего оказывается слева от бойца. В этом случае возможно такое действие: вынося вперед левую ногу, захватывают левой рукой клинок противника (кинжал для этого бросают на пол) ближе к гарде, но не вплотную к ней.

  Рис.18. Захват боевой руки противника после пятой защиты  
Затем своей шпагой бьют по шпаге противника в сильной части клинка – между гардой и своей рукой (и в данном случае удар был бы нанесен по руке противника – в подлинном бою). Удар может быть нанесен сверху или снизу; выбитая шпага противника оказывается в левой руке бойца.

После пятой защиты (рис. 18) тоже обезоруживают с переменой стойки. Вынося вперед левую ногу, левой ру-

кой захватывают запястье противника, а правой рукой угрожают уколом или ударом. Противник может уйти от опасности, только освободив свою правую руку и отскочив назад; но для этого он должен выпустить из пальцев рукоять шпаги.

Имеется способ обезоруживания скользящим толчком после завязывания из четвертой защиты во вторую. В этом случае берут четвертую защиту, затем “ловят” своей гардой клинок противника, быстро перебрасывают конец своей шпаги через клинок противника – влево-вниз и резко отводят шпагу противника вниз-вправо. Соединение клинков получается, как во второй защите. Затем делают своим клинком скользящее движение вдоль шпаги противника вперед-вправо, которое заканчивается толчком гарды в гарду противника. Шпага противника при этом движении как бы “выламывается” из руки и отлетает вправо-вниз.

Иногда в сценическом бою пользуются батманом для выбивания шпаги противника – в этом случае актер, шпага которого должна быть выбита из рук, сам разжимает пальцы в момент батмана.

Примечание. Все обезоруживания без применения левой руки, когда шпага отбрасывается в сторону батманом или скользящим толчком, представляют известную опасность: шпага может при падении задеть кого-либо из находящихся на сцене актеров. Поэтому лучше избегать этих способов обезоруживания, если на сцене кроме бойцов есть еще люди. Но и в этом случае мизансцену обезоруживания следует строить так, чтобы выбитая шпага падала в глубину сцены. Иначе она может упасть в зрительный зал или в оркестр и причинить физический ущерб кому-либо из зрителей или музыкантов.

В случае когда один из фехтовальщиков уже лишился шпаги, возникает бой вооруженного против безоружного. Безоружному, вполне естественно, в этом бою приходится очень трудно. Ему нужно спасаться от ударов, не имея возможности самому нанести удар; Закономерно возникает цель лишить шпаги и противника, завладеть его оружием. В этих случаях находчивость и изобретательность играют решающую роль. Конечно, в реальном бою возможность завладеть шпагой противника может и не представиться — если противник не применит такого приема, который можно использовать для обезоруживания. Но в сценическом бою такая возможность создается сознательно, в зависимости от замысла постановщика. Сами же приемы более или менее соответствуют действительным действиям в подобной ситуации. Ниже приводятся два примера такого обезоруживания; еще несколько примеров можно найти в приложении; и еще множество приемов могут придумать постановщик и актеры, исходя из предлагаемых обстоятельств сценического боя.

    Рис.
  Рис.
Обезоруживание при ударе по голове возможно, если безоружный как бы опередит нападающего и перехватит его руку в момент удара. Для этого одновременно с движением замаха безоружный делает движение вперед, навстречу удару, пока шпага противника описывает вертикальный полукруг, и хватает своей правой рукой запястье правой руки противника (рис. 20). Шпага нападающего, таким образом, останавливается в воздухе над головой безоружного. Сразу же безоружный своей левой рукой захватывает шпагу противника за клинок у самой гарды из-под его руки и тянет вниз. При этом рука нападающего как бы заламывается ему за спину, и он от боли разжимает пальцы и выпускает рукоять (рис. 21). Обезоруживание при уколе в грудь следует за уклонением от укола. Нападающий показывает укол в грудь – безоружный стоит неподвижно; нападающий делает выпад – безоружный отпрыгивает в сторону или

  Рис.
отклоняется вправо или влево корпусом, уходя от укола. Сразу же, пока противник стоит на выпаде, безоружный прыгает вперед, навстречу противнику, и двумя руками захватывает клинок противника у самой гарды. Затем поворачивается к нему спиной, забрасывая правую руку противника себе на плечо, и движением рук вниз выдергивает шпагу из руки нападающего (рис.22).

Этот прием выглядит достаточно правдиво только при стремительных действиях безоружного – иначе зритель не поверит, что вооруженный не успел нанести повторный удар.

Как вариант этого обезоруживания можно использовать описанный прием после рубящих ударов по шее. В момент удара по шее (по горизонтали) безоружный приседает, уходя от удара. Шпага противника проходит у него над головой. Затем следует прыжок вперед и выламывание шпаги плечом, как было описано.

    Рис.
Вместо выламывания плечом можно, захватив шпагу или правую руку противника, отбросить его ударом ноги в грудь (рис. 19) или дать подножку. Это – довольно грубые приемы, но когда бой идет не на жизнь, а на смерть, то бойцы вряд ли стесняются в средствах. Разумеется, принц Гамлет, сражавшийся в присутствии короля и дам, к такому приему прибегать не будет, пока его не вынудят к этому обстоятельства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.