КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фехтовальные сценыПадения Существуют три основных технических принципа, по которым строятся падения в сценическом бою и которые гарантируют безопасность этих падений. Во-первых, применяется система подготовительных движений, благодаря которым расстояние основной массы тела до пола сокращается и падение совершается не с высоты полного роста актера. Во-вторых, тело группируется таким образом, чтобы приземление происходило на мягкие части тела, на “подушки” из мышц. Наконец, в-третьих, всемерно оберегаются суставы не только от ударов, но и от перегрузок, чтобы исключить возможность вывихов и растяжений. При группировке тела учитывается, какое положение приобрело бы тело при получении реального удара. Этим достигается правдоподобие приема, поскольку падение чаще всего служит еще и подтверждением полученного удара. Следует помнить, что во всех случаях, при любом падении нужно оберегать голову не только от ударов, но и от сотрясений. Поэтому мышцы шеи должны быть напряжены до самого последнего момента падения: лишь когда инерция падения полностью погашена, можно расслабить шею и положить голову на пол. Падение назад на спину (рис. 63, а, б, в) – мягкое, “оседающее” падение. Оно очень кстати, когда в результате удара наступает обморочное состояние. Применимо после ударов снизу в челюсть. Получение удара имитируется потерей равновесия – человек отшатывается назад. Этим пользуются, чтобы совершить подготовительное движение. Оно состоит в том, что одну ногу отставляют назад и накрест по отношению к другой ноге. Затем эту занесенную назад ногу опускают коленом на пол, так что ее голень оказывается лежащей на полу поперек движения тела. Затем на пол опускают таз, потом ложатся лопатками. После этого все тело окончательно расслабляют и на пол опускают голову. Опираться на руки совершенно излишне. Лучше в момент подготовительного движения взмахнуть руками кверху – это вполне возможно при действительном падении и к тому же хорошо смотрится из зрительного зала. Тогда после приземления руки раскинутся над головой. Падение вперед согнувшись (рис. 64 а, б. в) исполняют после ударов в живот, нанесенных тем или иным способом – кулаком, ножом, ногой. Тело в этом случае сгибают в поясе вперед, колени также сгибают, как бы стремясь прижать их к животу. Благодаря этому тело очень удачно группируется “в комочек” и приближается к полу. Однако падать носом вниз не очень приятно, и поэтому разворачиваются к полу правым боком. Для облегчения разворота приподымаются на носки (тело сразу теряет устойчивость, и проявляет тенденцию к падению) и разворачивают правую стопу пяткой наружу. Приземление происходит последовательно на правую голень (икрой), правое бедро и правое плечо. Руки в первый же момент падения прижимаются к животу (“от боли”), в падении они не участвуют. Правый локоть специально подтягивают к животу во избежание ушиба при падении. После падения тело остается лежать на боку, с подогнутыми коленями. Положение это выгодно для нанесения следующего удара ногой в живот или в лицо. Падение вперед через голову (рис. 65, а, б) представляет собой, в сущности, кувырок (кульбит) вперед с опорой на одну или на две руки. Исполнитель наклоняется вперед, сгибая колени, и упирается в пол ладонями рук. Если опираются на одну руку, ее ставят не против плеча, а против лица, создавая центральную опорную точку. Затем следует отталкивание ногами от пола, придающее телу движение вперед. Голову прижимают подбородком к груди, спину округляют – тело группируется “в комочек”. После кувырка первыми касаются пола лопатки, затем таз, затем ноги; голова в момент кувырка ни в коем случае касаться пола не должна. Падение может иметь двоякое завершение – либо человек остается лежать на полу, либо он вскакивает на ноги. В первом случае в момент прикосновения спины к полу ноги начинают распрямляться и приходят в положение лежа уже выпрямленными (часто одну ногу оставляют согнутой и развернутой коленом наружу – так, что ее голень ложится на пол поперек движения, а другая нога ложится на нее сверху в продольном направлении). Инерцию движения в этом случае нужно гасить с момента приземления лопаток; после приземления ног все тело расслабляют и голову кладут на пол. Во втором случае тело сохраняет группировку и инерцию движения, благодаря чему, приземляясь тазом, оно уже отрывается от пола лопатками и начинает двигаться своей верхней частью вперед-вверх. В результате этого движения оно приходит в положение сидя на полу. Из этого положения уже легко вскочить на ноги, опираясь обеими стопами или коленом одной ноги и стопой другой. Падение это применяется при броске через колено (см. стр. 116), при подножке на ходу или на бегу, при ударе ногой сзади. В сущности, это же падение применяется при броске через себя лежа на полу (см. стр. 115), только там оно выполняется при поддержке партнера. Падение “скручиваясь” (рис. 66, а, б, в) может быть применено в разных случаях и может быть несколько варьировано в зависимости от предлагаемых обстоятельств. При броске через бедро его выполняют с помощью партнера (см. стр. 113). Оно может быть применено при получении удара ножом в грудь в ближнем бою или при попадании ножа, брошенного издалека. Можно применить его и при огнестрельном ранении в грудь. Это падение очень эффектное; особенно выгодно и удобно оно в тех случаях, когда упасть нужно не сразу на месте поражения, а после Некоторого передвижения, после некоторой “борьбы со смертью”. Если падение совершается на том месте, где человека настиг удар, первым движением будет движение рук (или одной правой руки) к сердцу или другому месту на груди, обозначающее получение удара. Одновременно тело начинает падать вперед, но удерживается за счет выпада -правой ногой вперед. Это подготовительное движение создает исходное положение тела, удобное для начала падения. Благодаря выпаду (правое колено согнуто под прямым углом) расстояние до пола сильно сокращается и чем сильнее будет выпад, тем ближе будет до пола, а следовательно, тем спокойнее и увереннее актер осуществит –разворачивают корпус левым плечом назад на 180 градусов, не отрывая стоп от пола и только разворачивая их по направлению движения. Одновременно левую руку поднимают вертикально вверх, так что плечо почти прижимается к уху, а ладонь развернута от себя (это движение актер оправдывает в зависимости от предлагаемых обстоятельств – судорогой боли, попыткой схватиться за что-то, и т.п.). В результате такого сильного разворота корпуса тело теряет равновесие и начинает падать на левый бок, приземляясь последовательно голенью (икрой), бедром, левым боком и левой рукой, которая кладется на пол ладонью. Голова, таким образом, ложится на левую руку. Тело находится в состоянии мышечного закрепощения до момента полного приземления. После того как тело полностью приземлится на левый бок, исполняют завершающее движение: правую руку и ногу, которые как бы отстали, остались за спиной, перебрасывают через правый бок и кладут на пол впереди тела, причем ногу сгибают в колене. Одновременно с завершающим движением руки и ноги все тело расслабляют. В том случае, если падению предшествуют несколько шагов, их делают рывками, как бы из последних сил, с остановками и пошатыванием. Последний шаг превращается в выпад, из которого начинают “скручивание”. Падение с поворотом кругом (рис. 67 а, б) совершают в результате получения прямого удара кулаком в лицо иди ударов сбоку в челюсть. Имитируя получение удара, актер резко откидывает назад голову и плечи и одновременно отставляет назад одну ногу (последнего делать не нужно, если перед ударом он стоял не на параллельно поставленных ногах, а выставив одну ногу вперед). Передав вес тела на сзади стоящую ногу, другой отталкиваются от пола и совершают ею круговое движение перед собой (внутрь). Тело при этом разворачивается на 180 градусов вперед соответствующим плечом. Нога, совершающая маховое движение, как бы обгоняет тело при повороте и выбрасывается вперед, приземляясь в положении глубокого выпада. Тело после поворота начинает падать вперед, приходя в положение упора на руки. Таким образом, приземление происходит сначала на стопу выброшенной вперед ноги и почти одновременно, с ничтожным опозданием — на ладони обеих рук, выставленных вперед на уровне плеч. Руки в момент приземления сгибаются в локтевых суставах, смягчая падение, – “пружинят”. Если актер много играл в волейбол, он может приземлиться после поворота без опоры на ногу – падать из положения стоя сразу же в упор на руки. После приземления можно совершить перекат с боку на бок—это вполне соответствует силе прямого удара в лицо. Падения кувырком назад применяются после прямых ударов в лицо и после ударов в челюсть снизу и сбоку. В большинстве случаев это падение является продолжением падения на спину. Опустившись на одно колено (см. стр. 119), быстро группируют тело, наклонив плечи вперед и прижав подбородок к груди; затем, оттолкнувшись стопой от пола, перекатываются назад округленной спиной, приходя в положение опоры на плечах. Не прерывая движения тела, слегка отталкиваются руками от пола, чтобы облегчить момент переворачивания через голову, и опускают на пол стопы, приходя в положение “на четвереньках”. Часто кувырок делают не назад через голову, а вбок через плечо. Начинают движение так же, как и кувырок назад, но в момент отталкивания от пола голову прижимают не подбородком к груди, а щекой к плечу с той стороны, где находится нога, совершающая толчок. Направление переката получается диагональное – от правого бедра к левому плечу или от левого бедра к правому плечу. В кульминационный момент кувырка тело опирается не на оба плеча, а лишь на одно, через которое и совершается переворот. Голова, прижатая к другому плечу, остается как бы в стороне и практически почти не прикасается к полу. Этот способ удобен тем, что в момент кувырка не обязательно опираться руками — в них могут быть зажаты орудия драки. Направление всего падения в целом почти не изменяется – происходит почти незаметный сдвиг в сторону по диагонали. Падение назад кувырком на полу выглядит весьма логично после прямого удара в лицо. Но при ударах в челюсть снизу и сбоку кувырок может быть оправдан только наличием высокого препятствия за спиной падающего — стола, барьера, перил и т.п. В этом случае мы имеем дело уже с падением назад через препятствие (рис. 68 а, б, в). Подготовительным движением к этому приему является небольшой подскок вверх-назад, имитирующий получение удара. В результате этого подскока исполнитель садится на край стола (или иного препятствия). Если ширина стола позволяет лечь на него полностью спиной и головой, то делают простой кувырок назад через голову или через одно плечо, оттолкнувшись от пола со значительной силой, достаточной для того, чтобы перебросить ноги через себя назад. Как только ноги перемахнут через голову, их начинают выпрямлять вперед по направлению движения. Но едва стопы коснутся пола, колени вновь упруго сгибаются, смягчая приземление, и тело приходит в положение полуприседа. Из этого положения можно вскочить на ноги или продолжить падение назад—лечь на спину или сделать еще один кувырок на полу. Если препятствие, через которое совершается падение, имеет небольшую поверхность – узкий стол, барьер, перила лестницы, – следует применять удары сбоку, ибо это даст возможность упасть не по прямой назад, а с помощью перебрасывания ног. Первым движением в этом случае тоже будет небольшой подскок вверх-назад, но его дополняют разворотом корпуса назад тем плечом, со стороны которого был нанесен удар. Затем тело опрокидывают на спину вдоль поверхности препятствия, а ноги сильным махом поднимают вверх, перпендикулярно поверхности препятствия. Не останавливаясь в этом положении, продолжают движение нотами по вертикальному кругу к полу по другую сторону препятствия. Как только ноги опустятся до уровня высоты препятствия, тело начинает поворачиваться на бок; когда же стопы касаются пола, тело оказывается в положении лицом вниз и соскальзывает с препятствия. Падение это вполне безопасно, но для полного спокойствия можно придерживаться одной рукой за край препятствия около бедра. Другую руку можно опустить вниз к земле, чтобы страховать голову от неожиданностей. Оказавшись по другую сторону препятствия, можно остаться стоять на ногах и нанести из-за препятствия ответный удар партнеру. Если по замыслу сцены после этого падения исполнитель должен выйти на некоторое время из строя, следует приземлиться на четвереньки, из этого положения лечь на бок, а затем можно еще и откатиться на некоторое расстояние боковым перекатом. При исполнении этого падения не в результате удара; а в результате захвата сзади за горло, когда партнер стоит по другую сторону препятствия (см. “Захваты и броски”), техника падения” не меняется. Очевидно, что в этом случае гораздо удобнее второй способ падения – перебрасыванием ног, поскольку кувырку назад препятствует партнер. В отдельных комедийных ситуациях, впрочем, столкновение тел в результате кувырка может оказаться желательным. Падение назад со стула (рис. 69 а, б, в) исполняют при получении прямого удара кулаком в лицо или удара ногой снизу в челюсть. Намереваясь осуществить этот трюк, исполнитель должен позаботиться о том, чтобы спинка стула была удобной – не имела какого-нибудь специфического фигурного изгиба и резных украшений. Перед исполнением следует удостовериться, что позади стула нет какого-нибудь случайно появившегося предмета. Падение совершается со стулом, сидя на нем. В момент получения удара отталкиваются ногами от пола и начинают падать назад, группируя тело: голову прижимают подбородком к груди, колени подтягивают к подбородку, спину максимально округляют. Руки, согнутые в локтях и развернутые ладонями назад, разводят в стороны, по обе стороны спинки стула и немного дальше нее, После приземления на округленную спину совершают кувырок назад через голову или через одно плечо. Падение сверху вниз из положения лежа. Предполагается, что исполнитель потерял сознание в результате какого-то удара и оказался лежащим на краю стола, сундука или иного возвышения на сценической площадке. В случае если высота возвышения не превышает высоты обычного стола, применяют падение вниз головой с опорой на одну руку. К началу падения исполнитель должен оказаться лежащим на спине у самого края возвышения так, чтобы ближняя к краю рука могла соскользнуть вниз и повиснуть от плеча до кисти. Затем начинают соскальзывать с края голова и плечи, пока висящая рука не коснется пола; с этого момента рука напрягается и становится опорой для верхней части тела. Корпус начинает разворачиваться вперед плечом, дальним от края возвышения, и продолжает это движение, пока тело не примет положения вниз лицом параллельно полу. К этому времени все тело уже соскальзывает с возвышения и на одно мгновение как бы повисает в воздухе в горизонтальном положении, опираясь на одну руку. Продолжая разворот свободным плечом вперед (вниз), тело приземляется на этот бок и опрокидывается на спину, совершив таким образом поворот в воздухе на 180 градусов. К моменту приземления тела опорная рука сгибается в локте, помогая мягкому падению на плечо. С высоты, большей чем высота обычного стола, падать можно только на четвереньки. Для этого на краю возвышения надо повернуться на бок и, продолжая разворот вперед-вниз, соскользнуть с края сразу всем телом, выставив вперед руки (ладонями к полу) и ноги (согнутые в коленях и подтянутые к животу). Приземление совершается на четыре точки, а затем можно расслабиться и упасть на бок или на спину через бок. Падение с высоты из положения стоя тоже требует приземления на четыре точки. Начинают падать, выгнувшись телом назад и держа ноги вместе, плотно сомкнутыми. Падают грудью вперед, пока стопы не соскользнут с края возвышения. Как только опора ушла из-под ног, тело начинают группировать, сгибая колени и наклоняя вперед плечи. К моменту приземления руки выбрасывают перед собой; они касаются пола почти одновременно со стопами. Расслабляться можно только после приземления – падать на бок и дальше на спину. Особо следует подчеркнуть, что при падениях с высоты приземляться нужно только обеими ногами одновременно, держа их близко одна к другой, чтобы не произошло перемещение веса тела на одну ногу, чреватое опасностью вывиха. Падение с высокой конструкции можно разбить на два этапа, что несколько упростит исполнение, сохранив или даже увеличив эффектность приема. Первый этап – падение на поверхность конструкции одним из способов падения на полу, в зависимости от причины, вызвавшей падение. Затем следует перекат с боку на бок к краю конструкции и второй этап – падение на пол с высоты из положения лежа.
О композиционном построении рукопашной схватки
По мере описания техники сценического боя разных видов нам уже приходилось говорить об особенностях, отличающих техническое построение сцен рукопашной борьбы от композиции фехтовальных сцен. Теперь, когда практический материал уже изложен, появилась возможность остановиться на этих отличиях более подробно. Зрелищную привлекательность фехтовальной сцене обеспечивает в значительной мере та особая живописность, которая присуща борьбе на холодном оружии. Клинки молниями сверкают в воздухе, скрещиваясь в самых разнообразных направлениях и положениях; удар—защита—ответный удар; новая атака; противники поочередно теснят друг друга; вот один из них обезоружен — но нет, он сумел уйти от опасности и снова завладел шпагой... И опять клинок сталкивается с клинком, звенит сталь, свистит рассекаемый шпагами воздух. Но шпага действует только до той поры, пока не достигнет цели. Очень, очень редко удар или укол, поразивший одного из бойцов, не является последним в этом бою. В поединке на холодном оружии бывает минимальнейшее число ударов, попавших в цель: один-два на несколько десятков успешно отраженных. Иначе обстоит дело в рукопашной борьбе. Далеко не каждый удар кулаком повергает противника к ногам победителя. Не говоря уже о том, что удар кулаком не смертелен — в горячке боя охваченный яростью человек менее чувствителен к боли, способен не обращать на нее внимания и продолжать борьбу, невзирая на полученные удары. Конечно, каждого может вывести из строя болевой шок, потеря сознания — но даже после этого, придя в себя, выносливый человек еще может сохранить способность к боевым действиям. Одним словом, здесь чаще всего решает дело не первый попавший в цель удар, а их общее количество—учитывая, разумеется, и то, в какие места тела и с какой силой они нанесены. Отсюда вытекает и специфика композиции сценического боя без применения оружия, поскольку он призван воспроизвести картину реальной борьбы с помощью технических приемов, безболезненных для актеров, но создающих зрительную иллюзию подлинной драки. В композиции сценического боя без оружия значительно больше, чем в фехтовальной сцене, ударов, “попавших в цель”. Конечно, как и в настоящей драке, они чередуются с промахами и защитными действиями. Но надо учитывать, что промахи, неудавшиеся приемы выглядят в рукопашной борьбе убедительно только в том случае, если они не следуют непрерывно один за другим. Кроме того, длинный ряд ударов, не достигших цели, в драке без оружия мало выразителен в зрелищном отношении (чем и отличается от подобного ряда в фехтовании). Значительно эффектнее и правдоподобнее выглядят такие сочетания приемов, где все-таки преобладают удары, достигшие цели. Например, достаточно убедительно выглядят такие схемы: 1) первый удар встречает защиту — ответный удар попадает в цель — повторный попадает в цель; 2) первый удар попадает в цель — повторный встречает защиту — ответный после защиты достигает цели; 3) первый удар проходит мимо цели — в ответ следует серия ударов (два-три), достигших цели, и т.д. Однако в сценической драке удар не причиняет реального вреда независимо от того, “достиг” он цели или “прошел мимо” нее. Да и затрата физических сил в сценической драке, будучи сама по себе весьма значительной, все же гораздо меньше, чем в реальной. Поэтому, если реальная драка может продолжаться лишь до определенного предела, за которым истощаются силы противников, то в драке сценической эта естественная граница не так очевидна. Забывая об этом, театр часто сильно превышает количество боевых приемов, перегружает ими сцену драки. Исполнители наносят друг другу один за другим сокрушительные удары, каждый из которых способен изувечить человека, и при этом не только не теряют боеспособности, но даже еще больше наращивают темп боя, увеличивают силу и резкость движений. Увлекаясь эффектными приемами, желая сделать сцену максимально захватывающей и правдоподобной, театр часто переступает рубеж, за котором это самое правдоподобие кончается. И не только оно. В силу специфики сцен рукопашной борьбы они таят в себе опасность перехода за грань эстетической меры. Фехтовальная сцена почти не содержит в себе элемента грубого физического насилия. За действиями фехтовальщиков зритель может следить с удовольствием и восхищением, которые тем больше, чем выше мастерство бойцов, их ловкость, их умение владеть оружием, придающие бою красоту и блистательность настоящего искусства. Иначе обстоит дело в рукопашной драке: здесь особая ловкость и изощренное мастерство бойцов способны внушить скорее ужас и отвращение, нежели восхищение. Когда театр упускает из виду это обстоятельство он вольно или невольно превращает сцену рукопашной борьбы в повод для демонстрации физического насилия и далеко не лучших свойств человеческой натуры. Вместе с тем сцена боя отрывается от художественного повествования о человеческих судьбах и характерах, превращается во вставной номер в спектакле, в украшение очень сомнительного качества. Как это ни покажется на первый взгляд странным, труднее всего ставить бой в таком спектакле, где автор пьесы не дает конкретных указаний по поводу боя, а ограничивается краткой ремаркой: “дерутся”. Здесь всегда есть опасность переборщить, если режиссер недостаточно требователен к себе. Избежать этой опасности можно только свято соблюдая заповедь самоограничения, удерживая работу фантазии в рамках логики сценического действия, строжайше отбирая приемы, подчиняя построение боя правде характеров и отношений действующих лиц спектакля. Если автор пьесы каким-либо образом характеризует боевую ситуацию (в ремарках, в репликах) и тем самым подсказывает и общую структуру боя, и даже его отдельные конкретные моменты, работа режиссера в известной мере облегчается. Но авторские указания могут создать неожиданные трудности в связи с новизной или особой сложностью технических задач. Примером такой технически сложной задачи может служить сцена драки в сценарии “Скованные цепью” Н. Е. Дугласа и Г. Д. Смита, известном у нас еще под названием “Не склонившие головы”. Произведение это привлекло внимание многих театров остротой темы, гуманизмом идейной концепции и напряженным драматизмом сюжетного построения. Не удивительно, что многие из них вслед за Ленинградским Большим драматическим театром приняли его к постановке. Герои сценария—два человека, преступившие законы своей страны — Соединенных Штатов Америки. Один из них белый, другой — негр. Осужденные на каторгу, эти чужие друг другу люди оказались прочно связанными между собой: правая рука одного скована стальной цепью с левой рукой другого. Когда представился случай совершить побег, они вынуждены бежать вместе, вдвоем. Преследуемые, озлобленные, настроенные взаимовраждебно—в начале побега они смотрят один на другого, только как на досадную помеху. В трудной обстановке взаимная неприязнь, подогреваемая расовыми предрассудками, приводит к тому, что между ними вспыхивает драка. Биографии этих людей и их положение в данный момент дают возможность довольно точно определить общий характер драки как ожесточенного, грубого столкновения, в котором находят выход и усталость, и отчаяние, и боязнь погони, и унизительное чувство взаимной зависимости. Джек (так зовут белого) ответил на дружественный жест негра Галена оскорблением: он побрезговал курить с ним одну сигарету. Тогда Гален выбил окурок из рук Джека. Он не собирался завязывать драку, не собирался избивать товарища по несчастью. Это было импульсивное действие человека, всегда ожидающего оскорблений и не желающего их сносить. Но Джек в свою очередь не может стерпеть такой выходки от негра и бросается на Галена с кулаками. Руки дерущихся скованы цепью. Это с одной стороны, мешает уходить от ударов противника, а с другой — позволяет удерживать его на близком расстоянии. Если же один, оглушенный ударом, падает, он увлекает за собой и другого. Первый удар Джека, очевидно, достигает цели. Предположим, что это был боковой или снизу в челюсть (от прямого Гален мог бы упасть, что было бы преждевременно для композиции). От первого удара Гален пошатнулся, но Джек рванул цепь, подтягивая противника к себе, и ударил вторично прямым в лицо. Этот удар в цель не попал: Гален уклонился в сторону и нанес Джеку удар снизу в солнечное сплетение. Дальше возможно такое положение бойцов: Джек, согнувшись в поясе от удара, оказывается вплотную к Галену и тем самым связывает его движения, мешает ему нанести повторный удар. Гален пытается оттолкнуть его—и открывается для удара. Джек бьет снизу в челюсть. Падая, Гален увлекает Джека за собой. Они лежат на земле — внизу Гален, сверху Джек, сцепившись руками, и Джек пытается цепью надавить Галену на горло. Но Гален не желает признать себя побежденным. Примириться с поражением означает для него допустить торжество вечной несправедливости, вечного угнетения. И он, собрав все силы, сбрасывает Джека на землю рядом с собой и наваливается сверху. Теперь остается обезопасить себя от кулаков Джека: одну его руку Гален прижимает к земле коленом, вторую—отгибает в сторону, перехватив цепь скованной рукой и намотав ее на кулак. В этом положении он может, наконец, сказать Джеку, что не позволит унижать себя, что требует признания своих прав и равенства, такого естественного и необходимого в сложившихся условиях. Наверное, он может сопровождать свои слова пощечинами, которые действуют на Джека особенно вразумляюще. Джек—человек, достаточно сильный духом, и физической силой сломить его не так просто. Но он, несмотря на расовую нетерпимость, внутренне сознает правоту Галена и сомнительность своего превосходства. Ведь он по сравнению с Галеном—почти баловень судьбы: хоть и каторжник, а все-таки белый. Но этот негр не уступает ему в борьбе за человеческое достоинство — и он прав. В этой драке в роли побежденного оказалась ненависть. Белый и черный поднимаются с земли, перешагнув через эту ненависть. Теперь их связывает не столько цепь, сколько зародившаяся человеческая солидарность — вещь гораздо более прочная, чем цепь, которую, в конце концов, можно разбить. На этом примере легко увидеть, как вопросы техники и, технологии неумолимо приводят к более значительным вопросам идейно-художественного порядка, и как идейно-смысловая концепция каждого момента в сцене влечет за собой определенное техническое решение задачи. Любая боевая сцена—звено целого художественного произведения — спектакля.
Приложения
Этот раздел составляют две сюжетные композиции, которые могут быть использованы в различных спектаклях, полностью или частично, в переработанном виде или без изменений. Конечно, невозможно предвидеть все случаи, как невозможно предложить “универсальную” композицию, удовлетворяющую любым требованиям. Предложенные сцены могут служить только примерами, отталкиваясь от которых режиссер поставит нужный ему бой. Принцип записи фехтовальных сцен заимствован из книги И. Э. Коха “Сценическое фехтование”. По этой системе страница делится на столбцы по вертикали; количество столбцов соответствует количеству бойцов, занятых в композиции. В порядке номеров в каждый столбец заносятся боевые приемы бойцов. Под одним номером в разные столбцы записываются действия атаки и соответствующие им оборонительные действия, что в сумме составляет один темп боя. Следовательно, количество номеров соответствует количеству темпов в бою (не путать данное понятие “темпа” со скоростью!). В особый столбец записывается текст, если он имеется. Каждая реплика помещается против того приема, во время которого она произносится. Если текст говорится в паузе между боевыми действиями, он пишется без номера, а в столбцах для записи фехтовальных приемов оставляются свободные места. Следующий по порядку номер ставится против первого приема, который следует за перерывом в бою. В данном пособии запись боев сделана несколько более подробно, чем это обычно делается. И все же нужно подчеркнуть, что успешно воспроизвести любую из предложенных здесь композиций можно только после того, как она будет внимательно разобрана и станет совершенно ясной для постановщика во всех деталях.
“Сирано де Бержерак”
Дуэль Сирано и де Вальвера в первом акте пьесы – фехтовальная сцена со стихотворным текстом – наиболее трудный случай фехтования в спектакле. Существует несколько переводов этой пьесы. Естественно, что выбор перевода уже характеризует замысел режиссера и в значительной степени предопределяет и композицию боя и ее жанровое решение. Предлагаемая композиция поставлена на тексте в переводе Вл. Соловьева. По своему характеру она ближе всего к жанру романтической драмы. Исторический прототип героя пьесы – поэт Савиньен де Сирано де Бержерак – жил в первой половине XVII века (1619—1655). Следовательно, оружие – колюще-рубящая шпага. О дополнительном оружии – кинжале – в тексте пьесы ничего не говорится. Скорее всего, Бержерак и Вальвер им не пользовались. Место действия – партер театра “Бургундский отель”. По ремарке автора, в этом же помещении находится буфет. В композиции используются стол и стулья из буфета для построения некоторых мизансцен. Вместо стола могут быть использованы барьер зрительской ложи, лестница или станок, изображающий сцену “Бургундского отеля”. Композиция дает возможность исполнителю роли Сирано проявить свое редкое фехтовальное искусство: он фехтует не только правой, но и левой рукой, фехтует сидя и даже лежа. Вальвер трактуется как весьма ловкий и смелый боец, чем еще больше подчеркивается мастерство Сирано. Бой носит характер публичной дуэли, поэтому противники действуют только строго дозволенными приемами. Однако всякие ритуальные действия, которые проделывает здесь Сирано, носят характер издевки. Поэтому Вальвер не отвечает на его поклоны, салюты и другие “рыцарские” жесты.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |