Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиция № 2




Бой на саблях

 

В произведениях советской драматургии, посвященных героическим событиям гражданской войны, встречаются сцены фехтования на саблях. Работа над такими сценами в театре натолкнула автора на мысль включить в сборник один-два примера сабельного боя. Как уже говорилось, техника фехтования на саблях хотя несколько и отличается от техники фехтования на шпагах, но легко может быть освоена актерами, которые уже владеют приемами сценического боя на шпагах.

Предлагаемая ниже композиция вошла в спектакль Центрального театра Советской Армии “Засада”. В пьесе И.Шведовой и А.Шалькевича сцены боя нет, но режиссер С.Вальков, ставивший спектакль, счел нужным начать его прологом – боем, в ходе которого головной батальон чапаевской дивизии занимает деревню. Этот бой поручено было поставить автору данной книги. Успешность работы привела к мысли поделиться ее опытом с читателями.

Предлагаемые фехтовальные композиции не связаны с текстом, поскольку являются режиссерскими привнесениями в спектакль. Однако из содержания пьесы становится ясно, что белая армия не просто отступала, но симулировала паническое бегство, чтобы заманить Чапаева в ловушку. Поэтому все композиции строились по общему принципу: белые отступают, чапаевцы преследуют их.

Массовый бой на малой сцене ЦТСА невозможен, поэтому группы дерущихся сменяли на сцене одна другую, исполняя свои композиции поочередно. Когда предыдущая композиция близилась к концу, она смещалась в сторону кулисы, а новая группа выдвигалась на центральную площадку.

Чапаевская дивизия была кавалерийской. Следовательно, каждый боец имел на вооружении саблю, пистолет, винтовку. Но винтовка приобретала основное значение в позиционной, окопной войне. При стремительном наступлении в кавалерийской атаке главную роль играла шашка – сабля.

Понятно, что кавалерийская атака в театре неосуществима. Следовательно, и чапаевцы и белогвардейцы должны драться в пешем строю. Для постановщиков боя это было оправдано декоративным оформлением: оно представляло собой разрез крестьянской избы и часть двора. Поэтому было принято такое толкование: чапаевцы ворвались в деревню верхом, а затем спешились, чтобы обыскать избы и дворы. На заднем плане находились довольно высокие станки, которые можно было толковать как мостик, обрыв или что-то подобное. Они были использованы для “фона”– там разыгрывались несложные фехтовальные комбинации, когда на первом плане игрались основные куски боя. Этот фон в сочетании со стрельбой за” кулисами способствовал созданию атмосферы боя и смягчал впечатление, что на первом плане исполняется вставной, “концертный” номер. В некоторых случаях актеры, создававшие “фон”, постепенно переходили на первый план и здесь уже исполняли серьезную композицию, а их место в “фоне” занимали другие. Такими способами создавалось впечатление массовости и динамичности боя.

Пьеса принадлежит к числу произведений приключенческого жанра и может быть определена как романтическая драма или героическая комедия. Это позволило включать в бой различные трюки и приспособления, которые сделали его увлекательным и своеобразным.

 

Чапаевец Оба – в положении “к бою”   Белогвардеец  
1.   Удар по голове   Пятая защита  
2.   Первая защита, полукруговое завязывание в третью защиту батман   Из пятой защиты – удар с кругом по левому боку (по ногам)  
Оба – в положении “к бою”  
3.   Третья защита   Удар по правому боку (по шее)  
4.   Удар по правому боку (по шее)   Третья защита  
5.   Третья защита и батман   Удар по правому боку (по шее)  
6.   Удар по голове   Пятая защита  
7.   Скачок назад   Из пятой защиты удар по левому боку. Сабля, не встречая сопротивления, описывает полукруг по воздуху
8.   Вторая защита с шагом влево.   Набегая, укол снизу в живот  
9.   Провожает противника ударом ноги в зад. Забегает за стол   По инерции пробегает мимо противника, падает от удара. Снова вскакивает на ноги  
  Оба – в положении “к бою”, между ними – стол.  
10.   Приседает, пропуская саблю противника над головой   Через стол рубит по правому боку (по шее)  
11.   Уклонение корпусом влево   Укол в правое плечо  
12.   Уклонение вправо и своей саблей прижимает саблю противника к столу   Укол в левое плечо  
13.   Удар свободной левой рукой в челюсть снизу   Падение назад на спину  
14.   Перепрыгивает через стол, наносит удар сверху по голове   Лежа на спине, пятая защита  
15.       После пятой защиты ногой отбивает саблю противника и вскакивает на ноги  
16.   Удар по голове   Шестая защита  
17.   Третья защита   Из шестой защиты удар по правому боку  
18.   Полукруговое завязывание вправо вниз из третьей защиты в первую и из первой — удар по левому боку кругом через голову   Защита четвертая  
19.   Отступая к столу спиной, отбивает саблю снизу вверх (как “демисеркль” в шпаге)   Из четвертой защиты укол в грудь  
20.   Пятая защита, стоя у стола   Удар по голове  
21.   Ложась спиной на стол, толкает врага ногой в грудь   Падает на спину  
22.   Вскакивает на стол   Вскакивает на ноги  
23.   Подпрыгивает   Удар по левому боку (по ногам)  
24.   Подпрыгивает   Удар по правому боку (по ногам)  
25.   Убирает ногу от укола, подняв ее кверху, и тут же опускает, наступив на саблю противника. Другой ногой бьет в челюсть противника   Укол в ногу. Падает, теряя сознание  
       

 


* В фехтовании левой рукой нумерация защит меняется; при первой и четвертой защитах шпагу противника отбивают вправо, при второй и третьей – влево.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.