Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отказ от лидерства — четвертое препятствие




Сначала мы утрачиваем понимание своего места в природе. Затем мы теряем контакт с самими собой. Дальше следует жизнь... Каков результат всего этого, нетрудно догадаться. Да, когда мы теряем контакт с естественными жизненными циклами, сила и качество наших лидерских способностей тают как снег.

На одном из своих семинаров на тему «Лидерство, Сила и Творчество» я предложил участникам разделиться на три группы в соответствии с тем, какое из трех перечисленных качеств — Лидерство, Силу или Творчество — они считают наиболее важным для организации нашей жизни в будущем. Затем я предложил каждой группе обсудить причины, побудившие ее членов выбрать именно это качество, а также выдвинуть своего лидера. Через сорок пять минут я попросил их обосновать свою позицию и попытаться переубедить и привлечь на свою сторону членов двух других групп. Это породило ужасный беспорядок, конфликты и разочарование среди людей. Некоторые даже перестали участвовать в обсуждении. Очень убедительно выступал один человек из группы «Сила», так же как и один из членов группы «Творчество». Но с наибольшими трудностями столкнулась группа «Лидерство». Ее члены не только вошли в конфликт с двумя остальными группами, но начали конфликтовать также между собой. В основном это были столкновения по поводу «силы» и выбора лидера. Некоторые из членов группы, в основном женщины, стушевались, в то время как более агрессивные мужчины продолжали бороться за первенство.

Что мы, главным образом, узнали в результате этой деятельности?

Одна женщина из лидерской группы обнаружила, что спустя некоторое время начала чувствовать себя ненадежно и неуверенно. Особенно в тот момент, когда ей нужно было убедить одного из более властных мужчин в группе. Она рассказала, что были моменты, когда она не могла даже думать и говорить. Другой член группы, мужчина, отметил, что чувствовал в себе силу, но в то же время агрессию и стремление к контролю. Он заметил, что вступил в соперничество за роль лидера с другим сильным мужчиной из своей группы. Еще одна женщина отметила, что ее не удовлетворяет собственная роль слабой и зависимой, хотя при этом она основала и успешно вела свой бизнес.

Какой можно сделать вывод о лидерстве или о его недостатке?

Прежде всего, мы научились маскировать свои действительные природные способности. Мужчин и женщин воспитывали по-разному, но и те и другие научились играть в общественные игры по правилам общества. Нас, мужчин, учили в основном соперничать и побеждать — любой ценой, в любое время — и завоевывать роль лидера. Женщин учили следовать за мужчинами и оставаться позади (хотя сейчас, по мере того как женщины находят свое настоящее место в жизни, ситуация все больше меняется). Все мы исполняем эти роли и верим, в силу своего воспитания, что это и есть наше «естественное» место в жизни. Однако когда мы сталкиваемся со стрессовой и кризисной ситуацией, действительная правда выходит наружу. Известно, что женщины переносят стресс и кризис лучше, чем мужчины, поскольку обладают необходимой для этого эмоциональной силой. Нас же, мужчин, учат в основном думать и меньше чувствовать. Именно поэтому женщины живут дольше нас. Давайте вспомним о том, что убийца мужчин номер один — это болезнь сердца. Основная причина этого в том, что большинство мужчин не умеют правильно заботиться о себе. Ведь этим всегда занимались женщины, начиная с наших матерей. Но на них же эта опека должна заканчиваться.

Мораль проста и понятна:

Когда мы, вместо того чтобы следовать за волей природы, подчиняемся диктату общественной «воли» и житейских штампов, то отдаляемся от собственной силы и мудрости, от умения руководить своей судьбой. Не говоря уже про те «роли», которые нас научили исполнять. Они становятся движущей силой нашего лидерства, и мы лишаемся возможности задействовать и развивать природные способности. В дополнение ко всему эти роли укрепляют наше ложное чувство самосознания — мешают нормальному восприятию себя, как мужчинам, так и женщинам. Мы склонны задействовать только один набор врожденных способностей. Но в этом нет необходимости. В природе присутствуют оба начала — мужское и женское, они олицетворяют ее функцию и ритм. В нас тоже сосуществуют оба начала, и мы должны использовать и развивать их в себе. Задействование только одной из сторон порождает состояние полуслепоты и полужизни. В этом случае нам приходится компенсировать и скрывать в себе однобокость, так же как и свою экспрессивную способность к жизни и творчеству.

Если человек отказывает себе в возможности полноценного общения, познания и творчества — это полбеды. Но когда он сознательно выбирает жалкое существование — настоящая беда! Жить, чувствуя себя потерянными, под гнетом постоянного страха — это состояние затянувшегося детства. Своего рода ощущение первого рождения. В таком состоянии мы остаемся полупарализованными и неспособными вырваться на свободу и изменить свое мышление, чувства и убеждения. Но самое главное — мы не можем остановить прокручивающуюся в нашем сознании пленку, которая продолжает вбивать клин между реальностью нашего прошлого и настоящим. Чтобы изменить все это, с нашей стороны необходима «упрямая настойчивость», желание действительно быть свободными. Желание достаточно сильное, чтобы вновь обрести себя и свои лидерские способности. Потому что до тех пор, пока мы не изменим эту картину, которую сами создали и вообразили, пока не перепишем сценарии и не станем сами режиссерами тех фильмов, которые воображаем и создаем, мы так и не сможем пережить «второе рождение» и начать двигаться из своего укрытия в сумрачной темноте.

Разъединенность чувств и мыслей ведет к отчуждению. Мы теряем свое законное место в системе «природного порядка». Со временем мы забываем или блокируем воспоминания о нем. Чтобы вновь вспомнить об этом, необходимо овладеть умением входить в непрожитые и неизведанные части нас самих и нашей жизни. Мы должны войти в это пространство, возникшее в результате нашей разъединенности, и узнать причины и историю его происхождения. Потому что именно тогда мы обнаружим, что последствия и воздействие этой разъединенности отзываются на протяжении поколений. Она передается от отца к сыну, от матери к дочери. Целые семьи взращивают и усиливают ее, следуя ей и передавая своей молодежи. Не отдавая себе отчета, они передавали это состояние дальше, искренне полагая, что так и должно быть, потому что точно так же поступали с ними. Такова культура — ее обычаи и привычки, пересмотреть которые в достаточной степени дают себе труд лишь очень немногие люди.

Глава 2
ПОТЕРЯННЫЕ ДЕТИ,
ПОТЕРЯННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ,
ПОТЕРЯННЫЕ ЛИДЕРЫ

Что будет, если мы поменяем местами фразы в названии этой главы следующим образом: «Потерянные лидеры, потерянные взрослые» и затем — «потерянные дети»? Думаю, это будет ближе к истине. Кто может наверняка сказать, что и когда было утеряно первым? Была ли это наша способность к лидерству или умение быть взрослыми? В сущности, это и не важно. Для того чтобы найти ответ, потребуются годы сосредоточенных исследований прошлого и социальных архивов. Важно другое — взглянуть на то, как мы все это время воспитывали своего ребенка, и оценить полученный результат. Все, что нужно сделать, — это увидеть последствия и то, как в результате наши дети справляются с лидерскими обязанностями взрослого человека — в семье, школе, коллективе, в бизнесе и правительстве. И мы увидим, что наши дети, как правило, скорее сами «оказываются в когтях» этих обязанностей, чем держат их в своих руках. Один из моих учителей по семейной терапии утверждал, что сегодняшние взрослые вовсе не являются взрослыми. Это испуганные и запутавшиеся дети, живущие в больших телах и делающие вид, что они серьезные люди. Отсюда всеобщий человеческий кризис и проблемы.

Первая глава была посвящена «пагубным» последствиям разъединенности и отрицания, где затрагивались корни этого состояния — потеря контакта с природой и влияние семьи, культуры и общества в целом. Во второй главе мы рассмотрим основные и самые устойчивые последствия разъединенности и отрицания, а также пагубные воздействия, которые оно оказало на наши врожденные и приобретенные способности к лидерству и на нашу собственную творческую судьбу. Эта часть книги может оказаться более болезненной и трудной для нашего восприятия и чувств, чем первая глава. Никому не нравится лицезреть темную и уродливую часть самого себя и человеческой души в целом. Мы все предпочли бы читать только об успехах и о «светлых сторонах» всего существующего. Но я убежден, что через это необходимо пройти, прежде чем мы будем готовы перейти к более радостным частям книги, которые последуют за этой главой. Прежде чем встретиться со своими «ангелами», мы должны научиться смело смотреть в лицо своим «демонам», подружиться с ними и сделать их своими союзниками. Только в этом случае мы сможем начать новое строительство фундамента для лидерства — с самого основания ввысь, а не сверху вниз. Кстати, приходилось ли вам видеть здание, строительство которого начиналось с крыши? Итак, мы вновь направляемся в центр своей внутренней «пустоты», с тем чтобы извлечь из нее то, что там спрятано. И не забывайте о том, что я по-прежнему иду рядом с вами. Ведь это и мое путешествие тоже. Давите начнем...

Сценарий первый:

Мать занята разговором по телефону. «Вот, детка, — она протягивает ключи от машины, список покупок и чековую книжку своему трехгодовалому сыну. —

Возьми машину и вот этот список, поезжай в супермаркет и купи нам продуктов на неделю».

«Это абсурд!» — скорее всего, подумали вы. Какие родители в здравом уме взвалят на своего ребенка подобную ответственность? Но вы и не подозреваете о том, какого рода вещи мы заставляем своих детей делать для нас, даже не задумываясь об этом в моменты своей «занятости» и стресса.

И сценарий второй:

Меняя в машине свечи зажигания, отец говорит своей любознательной трехлетней дочери, которая «хочет помочь своему папочке»: «Давай-ка иди помогай своей матери на кухне. Эта работа слишком грязная для юной леди».

Оба сценария наглядно демонстрируют, как мы, взрослые, не осознавая последствий, сами превышаем возможности наших детей, а также подрываем их растущее нетерпеливое стремление к познанию окружающего их мира.

Дети обладают некой встроенной руководящей системой. Она естественна. В детстве эта система еще свежа, сильна и открыта внешнему миру. Дети доверяют ее руководству и выражают это в своих играх и творческой изобретательности. Они охотно следуют за этой системой, она становится источником лидерства на заре их жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.