КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К интеллектуальнымотносятследующие эмоции иэмоциональные состояния: удивления, сомнения и уверенности, догадки, радость открытия, успеха
Становление образа мира (в форме знания) начинается с рождения благодаря тем внутренним и внешним впечатлениям, которые получает ребенок в ответ на собственные действия. Очевидно, что целенаправленные действия младенца могут протекать только как совместные с взрослыми. Взрослый не только удовлетворяет потребности ребенка, но направляет и ориентирует его действия, таким образом, превращает их в предметные. Вначале через взрослого и общение с ним, а затем через освоение новых форм человеческой деятельности ребенок все больше познает окружающее, совершенствует складывающийся у него образ мира. По мере того, как ребенок знакомится и учится пользоваться средствами и способами восприятия и мышления, мир для него все больше расширяется. Именно интеллектуальное развитие позволяет человеку не ограничивать свой мир непосредственным окружением, а совершать все новые и новые открытия во все более отдаленных областях, недоступных для его непосредственных воздействий. И, наконец, человек открывает для себя такой мир, в котором он, по выражению Л.Д.Ландау, «… может понять даже то, что ему не под силу себе представить». Эти открытия ведут к приобщению к тому вечному, которое существовало, и будет существовать всегда. Познавательное развитие расширяет, мир и во времени. Достоянием человека становится как прошлое, так и будущее. Развитое мышление позволяет реконструировать целостную картину прошлого и предвидеть будущее. Мир обогащается еще за счет способности видеть не один, а разные пути и способы достижения своих целей, задач, их многочисленные сочетания. Таким образом, для ребенка открывается путь самостоятельного творческого поиска способов решения стоящих перед ним задач, что само по себе вызывает радость. В основе познавательного развития детей должно лежать постепенное освоение ребенком категорий мировосприятия. Например, «есть»; «нет», «становление», «пространство», «время», «движение», «качество» и другие. Систематизация содержания категорий позволяет развить представление обо всех сферах действительности. – Природа - Культура - Я сам, - Другие. В процессе познавания используется метод контраста. Например, показать шар и определить его свойства, затем куб. Прием «Через - себя – понимания». (А.Битов). Любой предмет или явление легче понять «пропустив через себя»; связав с тем, что уже стало понятно и вызывает хорошие, приятные ассоциации. В процессе познавания перейти от проблемы, вызывающей живой интерес к знаковому или символическому обозначению либо к постижению способов использования этих свойств и закономерностей. Затем ребенок должен овладеть, способностью рассматривать эти свойства и закономерности как с позиций других существ (сфера «Другие»), так и с собственной точки зрения (сфера «Я сам»). Вариативность возможна и в том, с какой именно сферы деятельности начинается рассмотрение той или иной, категории. Так, категорию «Движение» можно начать осваивать с наблюдения за движением в природе, за собственными передвижениями, движениями игрушек, а можно и с обсуждения такого явления, как движение мыслей. Все зависит от того, что именно привлекательно, вызывает больше интеллектуальных эмоций. Т.е. для того, чтобы предложенная ребенку проблема стала его собственной, его содержание должно заинтересовать ребенка. Это вполне выполнимо, если соблюдается, принцип вариативности моделей обучения и подбираются задачи близкие, интересные для ребенка. Но и в этом случае нужно дать ему время вникнуть в задачу, попытаться решить её самостоятельно. Преподавать – это значит лишь направлять учение (т.е. самостоятельную деятельность каждого ребенка). Конечно, направляться учение должно по специальному плану, ставящему определенную цель. Добиться развития каждого ребенка, с учетом его возможностей и склонностей. Чтобы достичь таких результатов, необходимо соблюдать, по крайней мере два условия: во-первых, постоянно поддерживать у ребенка желание приобщаться к миру человеческой культуры – укреплять и расширять его – «хочу», а во-вторых, передавать ему средства и способы, необходимые для такого приобщения, чтобы усиливалось его «могу». Это возможно при сочетании двух направлений организации образовательного процесса: -создание предметных условий для развития самоценных форм активности учащихся, т.е. составление таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, «полету мысли и фантазии»; -создание коммуникативных условий для поддержки самооценкой активности учащихся. При воплощении модели личностно-ориентированной дидактики (для того, чтобы добиться личностного развития каждого ребенка) необходимо опираться на три принципа: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия приоритетного старта. 1. Принцип вариативности моделей обучения предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды. 2. Принцип синтеза заключается в том, что работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Традиционная дидактика имела целью «вращивание» предметных знаний и умений ребенка, в результате чего эмоциональное освоение мира сводилось к разъяснению, «что такое хорошо, что такое плохо». Идеалом личностно-ориентированной дидактики является создание таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию интеллектуального, чувственного, эмоционального. В этом и состоит принцип синтеза. 3. Принцип приоритетного старта. Работая с детьми, нужно непременно учитывать стартовые предпочтения, т.е. начинать с того, что им ближе и приятнее.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |