Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение

Луганск – 2013

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

(для студентов заочного отделения)

 

Составитель: к. филос. н. Чекер Н. В.


 

Сегодня основная задача высшего образования в Украине и, в частности, изучения дисциплины «Политология» заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Для решения этой задачи в учебные планы всех специальностей включена самостоятельная работа, которая составляет около 50% учебного времени студента.

Организация самостоятельной работы студента в Луганском национальном аграрном университете базируется на следующих документах:

· Законе Украины: «Об образовании» (Постановление Верховной Рады Украины от 23.03.96 г. № 100/ 96- ВР);

· Государственной национальной программе «Образование». Украина XXI век. (Постановление Кабинета Министров Украины от 03.11.93г., № 896);

· Законе Украины«О высшем образовании» (№ 327, 21573/2002 от 17 января 2002 года);

· Положении о государственном высшем учебном заведении образования (Постановление Кабинета Министров Украины от 5.09.1996 г., № 1074) и др.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых большое значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно приобретать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации и т.д. Формирование такого умения происходит на протяжении всего периода обучения с помощью участия студентов в практических занятиях, выполнения контрольных заданий и тестов, написания работ. При этом самостоятельная работа студентов по дисциплине «Политология» играет важную роль в ходе учебного процесса и влияет на дальнейшее становление студента как квалифицированного специалиста.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основной целью изучения курса является политическая социализация студентов, обеспечение политического аспекта подготовки квалифицированного специалиста на основе современной мировой и отечественной политической мысли.

Задача курса – дать будущему специалисту первичные политические знания для осмысления социально-политических процессов, формирования политической культуры, выработки личной позиции и более четкого понимания меры своей гражданской ответственности.

Программа обучения по дисциплине «Политология» рассчитана на один семестр и предполагает сдачу экзамена. К экзамену допускаются все студенты, сдавшие контрольную работу для проверки в указанные сроки. Студенты, не имеющие зарегистрированной контрольной работы к моменту сдачи экзамена, не допускаются к дальнейшему прохождению контроля.

 

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Преподавание политологии ведется методом комплексного и системно-проблемного изучения политических явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, объективных противоречий и тенденций. Освоение политологической проблематики предполагает изучение достижений отечественной политологической мысли и зарубежных политологических школ и центров. Курс политологии ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных политологических проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы общества.

Изучение предмета требует от студентов глубокого и всестороннего освоения теоретической и прикладной политической проблематики. В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать основы политической теории, свободно оперировать политологической терминологией;

иметь представление о развитии мировой и украинской политической мысли;

ориентироваться в системе современных политических технологий;

иметь представление о политических партиях, партийных системах, избирательных системах;

хорошо ориентироваться в формах государственного правления и государственного устройства, существующих политических режимах;

реально оценивать геополитическую ситуацию и особенности политической системы современной Украины;

аргументировано отстаивать свою гражданскую позицию.

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Специфика образования студента заочной формы обучения предполагает значительный объем самостоятельной, внеаудиторной работы. Самостоятельная работа студента по изучению учебной дисциплины является важным условием освоения учебного материала и формирования профессиональных знаний и навыков В процессе самостоятельной работы студент развивает свои аналитические способности, навыки самоорганизации, вырабатывает привычку систематического чтения. При этом своевременная самостоятельная работа студента позволяет минимизировать затраты, в том числе и временные, по изучению учебного материала и добиваться прочного его усвоения.

Важно понимать, что самостоятельная работа студента по изучению теоретического материала представляет собой достаточно сложный и напряженный труд. Вузовская практика позволяет выделить следующие формы самостоятельной работы студента заочной формы обучения:

формирование представления об основных понятиях и категориях, на которых базируется специальное знание;

изучение научной и учебной литературы при подготовке к рубежному и итоговому контролю знаний (экзаменам);

сбор информации для выполнения контрольной работы, используя традиционные и современные источники (библиотечные фонды, глобальные информационные сети);

разработка теоретической концепции для выполнения контрольной работы на основе собранной информации, учитывая собственный социальный опыт;

подготовка тезисов доклада или сообщения для участия в теоретических конференциях по актуальным социально-политическим проблемам.

Исходными учебно-методическими документами в организации самостоятельной работы студента являются рабочая программа по учебной дисциплине, разработанная на кафедре, методические рекомендации и методические пособия кафедры по изучаемой дисциплине, перечень учебных вопросов, научная и учебная литература, ключевые понятия и основные вопросы (проблемы), на которые необходимо обратить внимание в процессе самоподготовки.

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в виде контрольной работы и экзамена. Экзамен проходит в виде защиты контрольной работы и устного (письменного) опроса.

Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельный подбор материалов по теме контрольной работы, однако не исключается возможность, в случае затруднения, получить консультацию у преподавателей кафедры.

Ниже приведены проблемные вопросы для самостоятельного рассмотрения по ряду основных тем дисциплины «Политология».

 

 

4. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

Тема

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Какие формы познания политики предшествовали политической науке?

2. С именами каких мыслителей прошлого связано развитие политических исследований?

3. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к социально-политической проблематике.

4. В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

5. Какой смысл вкладывается в понятие «политика»? С чем связана многозначность термина «политика»?

6. Каковы причины возникновения политики?

7. Что определяет специфику политики как самостоятельной сферы общественной жизни?

8. Какие функции политика выполняет в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важные функции и аргументируйте свой выбор.

9. В каких случаях политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет их себе? Приведите конкретные примеры такого подчинения.

10. Как соотносятся экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?

11. Как вы считаете, существует ли перспектива отмирания политики?

12. Проделайте политический анализ конкретного шага в экономической политике правительства: повышение тарифов и налогов на импортные товары, рассмотрите его последствия в отношении различных социально-экономических групп и слоев населения, финансовой и политической стабильности. Определите возможные положительные и отрицательные результаты этой акции.

13. Какие из нижеперечисленных определений политики, на ваш взгляд, правильны, верны лишь частично или некорректны?

а) концентрированное выражение экономики;

б) процесс управления;

в) отношения по поводу власти;

г) деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов в обществе;

д) борьба классов;

е) властное распределение ценностей внутри общества;

ж) система согласования социальных интересов;

з) искусство возможного;

и) деятельность, направленная на достижение блага всего общества;

к) форма общения людей, способ коллективного существования человека;

л) отношения «друзей» — «врагов».

14. Политика часто определяется как специфическая сфера деятельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утверждают, что политика тесно связана и ассоциируется с функционированием общества на уровне индивида, семьи и коллектива. Как и в чем проявляется эта взаимосвязь? Определите каналы воздействия и обратной связи «большой политики» и «повседневной жизни».

15. Как вы считаете: влияет ли политика на профессиональную деятельность, которой вы рассчитываете заниматься после окончания вуза?

16. Исходя из определения политики Р. Шнайдера как процесса принятия общезначимых решений, раскройте содержание предмета политологии.

17. Какие социологические методы используются в политическом анализе?

18. В чем заключается суть моделирования политических процессов?

19. В каких случаях в политологии применяется метод экспертных оценок?

20. Чем отличаются качественные методы исследования от количественных?

21. Немецкие социологи Риккерт и Вебер сформулировали два методологических принципа для социальных наук: «отнесение к ценности» и «свободу от оценки». Раскройте содержание этих принципов. Возможно ли их использование в политической науке?

22. В чем заключается суть системного подхода к политике?

23. Каково соотношение теоретического и эмпирического знания в политической науке?

24. Какие из целей преподавания политологии представляются вам наиболее важными?

а) подготовка нового поколения профессиональных политиков;

б) формирование человека, приемлющего любые решения власти;

в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор;

г) выработка умений и навыков отстаивать и реализовывать свои права, личные и групповые интересы;

д) развитие навыков ведения дискуссий, выражения и отстаивания собственного мнения;

е) повышение эрудиции;

ж) другое.

 

Тема

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

1. Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в государствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и наказаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой?

2. Древнегреческий философ Сократ утверждал, что «цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять». По каким критериям, согласно античной политической традиции, определяли тех, кто умеет управлять?

3. Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смерти, совершить побег из тюрьмы, он получил отказ со словами: «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А. Кистяковский сказал, что законопослушность характеризует не правовое, а полицейское государство. А как считаете вы: нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для такого утверждения?

5. Аристотель различал два вида справедливости: справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения применим сегодня?

6. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?

7. Какие характеристики, согласно теории Н. Макиавелли отличают правление элиты лис и элиты львов? Как великий флорентиец объясняет причину смены властвующей элиты? А как бы он определил современную правящую элиту в Украине?

8. В работе «Государь» Н. Макиавелли формулирует принципы деятельности главы государства. Назовите их.

9. Т. Гоббс в работе «Левиафан» писал: «Государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный — частица, подчиняющаяся целому». Насколько верно, на ваш взгляд, это утверждение английского философа? Какие элементы государства Т. Гоббс отождествлял, например, с памятью человека, его нервами или состоянием болезни?

10. Локк и Монтескье считали законодательную власть верховной, Мэдисон отказывается от этой идеи, но «изобретает», развивая теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов. В чем смысл его политического «открытия»? Как сегодня действуют сдержки и противовесы и для чего они нужны?

11. Ж.Ж. Руссо известен как ярый противник идеи народного представительства, считавший представительную власть, рабством. Какие аргументы он приводит для обоснования своей позиции? Согласны ли вы с ним?

12. Ш. Монтескье считал, что злоупотребления властью вытекают из природы человека: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель?

13. Один из политических мыслителей Нового времени назвал свою работу именем библейского мифического существа отождествив его с государством. Назовите автора этого труда и имя существа-государства.

14. Какую форму государственного устройства считали наилучшей Дж. Локк и Ш. Монтескье?

15. Как вы понимаете аристотелевское «закону страсть непричастна»? Согласны ли вы с позицией древнегреческого мыслителя? Должен ли закон, по вашему мнению, учитывать личность подсудимого, его статус в обществе, имущественное положение и т.д.?

16. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собственность естественным правом человека, но Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему?

17. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий?

18. Посланник Сардинского королевства при русском дворе Жозеф де Местр сообщал на родину о новых законах, изданных Александром I, утверждая: «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает». Согласны ли вы с данным утверждением? Приведите, пожалуйста, аргументы «за» и «против» такой идеи.

19. Французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Прав ли он? Как вы понимаете слово «свобода»? Аргументируйте свою точку зрения.

20. Т. Гоббс утверждал, что «репутация власти и есть сама власть». Что имел в виду английский философ? Согласны ли вы с его утверждением?

21. Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения властей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредоточена в руках одного какого-либо органа; Дж. Локк и Ш. Монтескье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?

22. Древнегреческий правитель Перикл как-то сказал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Согласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свой ответ.

23. Т. Джефферсон подчеркивал: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Согласны ли вы с американским мыслителем?

24. Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему теорию божественного происхождения государства сменила теория «общественного договора»?

 

Тема

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

1. Согласно М. Веберу, власть — это шанс на повиновение своему приказу. Польский ученый Е. Вятр определяет власть как возможность приказывать при условии, что объект приказания обязан повиноваться. В чем принципиальное отличие этих подходов к пониманию принципа функционирования власти?

2. Что является лучшим примером практической реализации властных полномочий?

а) принуждение и давление со стороны А вынуждают Б совершить нечто такое, чего он сам никогда бы не сделал;

б) Б выполняет диктуемые требования в обмен на вознаграждение со стороны А;

в) А вынуждает Б сделать нечто, наносящее ущерб интересам Б;

г) Б совершает действие с единственной целью получить одобрение со стороны А.

3. Всегда ли легитимная власть бывает эффективней, т.е. оперативно и успешно решать назревшие в обществе проблемы, удовлетворять интересы и потребности широких слоев населения? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти.

4. Прокомментируйте высказывание французского философа А. Камю: «Хорошая власть — это здоровое и осторожное управление несправедливостью».

5. Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни.

Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть — это зло, абсолютная власть — зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть — всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом ее сила».

Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуемость феномена власти?

6. В какой мере новые информационные технологии влияют на изменение характера, природы, средств власти, а также методов ее осуществления?

7. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?

8. В рамках идеологии либерализма существует течение анархо-либерализма (либертаризма), связанное с верой в то, что рыночные отношения обмена могут окончательно вытеснить властные отношения. Если власть есть способность «присваивать не покупая», то надо преодолеть эту «патологию неэквивалентного обмена», распространив отношения гражданского партнерства на все без исключения сферы общественной жизни.

Сформулируйте свое отношение к представленной позиции.

 

ТЕМА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

1. Можно ли говорить о гражданском обществе применительно к античности? В какой период истории начинается формирование гражданского общества?

2. Какие идеи оказали заметное влияние на формирование гражданского общества?

3. Какие исторические условия и социальные факторы способствовали формированию гражданского общества?

4. Сформулируйте основные принципы взаимоотношений государства и гражданского общества.

5. Исторически гражданское общество возникло в Западной Европе. Возможно ли его формирование и развитие на Востоке? Приведите доводы «за» и «против» его распространения за пределы западной цивилизации.

6. Развитое гражданское общество считается важнейшим условием существования демократии. Объясните, почему?

7. Почему переход от авторитаризма к демократии невозможен без формирования развитого гражданского общества?

8. Объясните, почему средний класс считается социальной основой стабильности?

9. Американский политолог С. Липсет утверждал, что социальной базой фашизма является экстремистская часть среднего класса. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данную концепцию.

10. Какие цели преследует социальная политика государства?

11. В чем заключается суть феномена «ловушки нищеты»?

 

ТЕМА

ЭЛИТЫ И ЛИДЕРСТВО

1. Итальянский социолог В. Парето подразделял элиты на «львов» и «лис». Охарактеризуйте предложенные им типы элит. Какие критерии положены в основу указанной типологизации? Какая из элит способна наиболее длительный срок удерживать власть? Почему? Какой тип элит, согласно классификации Парето, осуществляет власть в современной Украине.

2. Английский историк Т. Карлейль в работе «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждает; что все исторические события — дело великих личностей. Масса — пассивный элемент, лишь тормозящий процесс развития. Как только массы берут верх над творческими личностями общества (особенно в моменты революционных переворотов, вызывающих хаос, анархию и нестабильность), наступает упадок цивилизации. Великие лидеры — «вожди тупоумной толпы, следующей за ними, точно, повинуясь велениям судьбы». Истинная же сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы «возвести на трон самого способного человека». Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель утверждал, что политические цели, преследуемые великими людьми, содержат момент всеобщего, иными словами, выдающийся руководитель выражает историческую необходимость, «правду своего времени». Исторические события — результат творчества и усилий вождей лишь в той степени, в какой вожди выражают потребности общественного развития.

Что сближает подходы Карлейля и Гегеля к определению роли личности в истории?

3. Немецкий философ Ф. Ницше утверждал, что общество делится на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних — быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы (или ставленники толпы), лишь выражающие интересы масс, но есть «подлинные герои — сверхчеловеки», толпу презлющие и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяет смысл человеческой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо «мораль — оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последователей — «недочеловеков». Французский социопсихолог Г. Тард считает, что все достижения цивилизации — результат деятельности великих лидеров. Огромное большинство их приверженцев лишь подражают им. Главный закон социальной жизни — подражание толпы стилю и имиджу своего Лидера. Великий лидер есть проявление «высшей случайности», «высший источник социального развития». Чтобы иметь успех у последователей, лидер должен постоянно держать их в нервно-психическом возбуждении. Мнимое единодушие масс — просто слепое подражание лидеру, отсутствие которого обезглавливает толпу и делает ее недееспособной. Поэтому толпу могут возглавить и не «избранники, а отбросы». Толпа не рассуждает, но верит. Она находится под обаянием личности сильного лидера и презирает слабого за неспособности ею же командовать.

Определите общие и различные черты в подходах Ф. Ницше и Г. Тарда к пониманию природы человеческого общества и путей общественного развития. Сформулируйте свою позицию по вопросу о природе политического лидерства.

4. По мнению М. Херманн, лидерство — «многостороннее понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание:

а) характер самого лидера;

б) свойства его конституентов (приверженцев, избирателей и всех политических субъектов, взаимодействующих с данным лидером);

в) взаимосвязь между лидерами и его конституентами;

г) контекст или конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется»

Покажите, как «работает» данное определение политического лидерства в условиях различных политических режимов.

5. Определите типологию и прокомментируйте основное содержание стилей лидерства, для которых подходят следующие высказывания:

а) «Лучший лидер тот, кто незаметен»;

б) «Талант руководителя зависит от его способности использовать интеллектуальный и организационный потенциал своих помощников без боязни потерять собственный авторитет»;

в) «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит»;

г) «Настоящий лидер всегда оставляет за собой право принять окончательное решение независимо от того, насколько он профессионально и глубоко знает обсуждаемый вопрос».

6. По мнению американского политолога Дж. Барбера, всех государственных деятелей по стилю исполнения своей роли можно классифицировать на четыре основных типа:

а) активно-позитивный стиль, ориентированный преимущественно на эффект и продуктивность своей деятельности;

б) активно-негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций и самолюбование;

в) пассивно-позитивный стиль, ориентированный на сохранение привязанности со стороны сторонников и последователей;

г) пассивно-негативный стиль, ориентированный на минимальное участие в исполнении служебного долга.

Какой тип лидерства присущ известным вам политическим деятелям?

7. Как вы относитесь к точке зрения, согласно которой время великих политических лидеров прошло? Обоснуйте свое мнение.

 

Тема

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

1. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую систему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования можно классифицировать на требования, касающиеся распределения благ и услуг; требования, связанные с регулированием поведения; требования в сфере коммуникации и информации. Раскройте содержание этих требований.

2. Представьте модель политической системы, в которой отсутствует такой компонент как «требования». Опишите возможные варианты функционирования такой модели.

3. Представьте модель политической системы, в которой поступающие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.

4. Означает ли наличие стабильности политической системы отсутствие ее развития? Аргументируйте свое суждение.

5. Американский политолог С. Липсет предложил типологизацию политических систем, основанную на двух параметрах: эффективности и легитимности. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических систем соответствуют три уровня стабильности. Стабильными считаются политические системы, в которых власть и эффективна, и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным. В случае неэффективности и нелегитимности власти политическая система нестабильна.

Попытайтесь определить уровень политической стабильности для Украины. Для этого необходимо знать:

1) уровень легитимности власти;

2) уровень эффективности власти.

Эффективность власти вы можете рассчитать по следующей формуле:

 

 

где ПЭВ — показатель эффективности власти;

ai — важность реализованных решений;

aj — важность нереализованных решений;

Ri — реализованные решения;

Rj — нереализованные решения;

N — общее количество принятых решений.

Если полученный вами ПЭВ > 0, то власть эффективная. Если ПЭВ < 0, то власть — неэффективна. Степень эффективности/неэффективности власти можно определить с помощью шкалы от –1 до +1.

6. Кто из политологов определил политическую систему как:

а) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;

б) существующую во всех обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения легитимного насилия;

в) механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений:

 

1) М. Вебер;

2) С. Липсет;

3) Д. Истон;

4) Ч. Мерриам;

5) Г. Алмонд;

6) В. Парето;

7) Р. Макридис;

8) Р. Михельс;

9) М. Дюверже.

 

7. Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.

8. Могут ли внешне схожие структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.

9. Могут ли различные структуры политической системы выполнять схожие функции? Обоснуйте свой ответ.

10. Какие структуры выполняют коммуникативную функцию (т.е. связывают общество с правительством)?

 

Тема

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

1. Анализируя причины возникновения тоталитаризма в СССР, немецкий фрейдо-марксист В. Райх писал: «Стремление миллионов к социализму было стремлением к свободе от угнетения любого рода. Но это стремление к свободе выступало в форме компромисса со страхом перед ответственностью....Смешение стремления к свободе и страха, коренящегося в психологической структуре, страха перед свободным самоуправлением создало в Советском Союзе...авторитарно-тоталитарно-диктаторские формы».

Согласны ли вы с подобной точкой зрения?

2. Американский политолог Дж. Талмон ввел в политический лексикон понятие «тоталитарная демократия». Что оно означает? Чем отличается «либеральная демократия» от «тоталитарной»?

3. Французский просветитель Ж.Ж. Руссо писал о том, что создание государства означает появление из отдельных, несовершенных людей «морального и коллективного целого» политического организма или «политического тела», в котором как бы растворяется отдельная человеческая личность. В этом коллектив­ном теле «частный интерес не только согласуется с общим благом, но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг друга».

О каком типе государства идет речь?

4. Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуждения. И все же тоталитаризм — исторически обреченный режим. Почему? В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?

5. Ф.А. Хайек в работе «Дорога к рабству» утверждает, что первоистоки тоталитаризма покоятся в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной автономии и свободы. Причем коллективные цели реализуются с помощью всеобъемлющего планирования.

Согласны ли вы с данным утверждением? Достаточным ли это является? Ответ аргументируйте.

6. Авторитаризм выступает как один из типов политических режимов, альтернативных тоталитаризму, и по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение. Попытайтесь сформулировать основные черты авторитаризма. Какие черты, на ваш взгляд, роднят его с тоталитаризмом?

7. Американский политолог С. Хантингтон приводит данные, согласно которым 140 из 190 современных государств являются авторитарными, ныне только 19% населения проживают в демократических обществах.

Объясните, какие причины способствуют сохранению и воспроизводству авторитаризма в современном мире?

8. Охарактеризуйте популистские режимы с точки зрения их эффективности.

9. Английский философ К. Поппер предложил новый подход к проблеме организации политической власти. Вместо традиционного вопроса: «Кто должен править?» необходимо, по его мнению, задаться другим вопросом: «Как нам организовать политические учреждения, чтобы плохие и некомпетентные правители не нанесли слишком большого урона?»

Объясните, чем отличается первый подход от второго?

10. А. де Токвиль в своей книге «Демократия в Америке» пишет: «...американская демократия часто ошибается в выборе людей, которым она доверяет власть. Однако совсем нелегко ответить на вопрос, почему управляемое этими людьми государство процветает».

Предложите свой вариант ответа на вопрос, поставленный полтора столетия назад.

11. В работе «О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина».

Определите, что именно, по мнению Ш. Монтескье, дает эту свободу?

12. Сформулируйте условия, препятствующие превращению демократии в деспотизм большинства.

13. В современной политической науке существует точка зрения, согласно которой стабильная демократия может утвердиться только в экономически развитом обществе. Можно ли согласиться с нею?

 

Тема

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

1. Каким избирательным правом пользуется гражданин, пришедший в день голосования на избирательный участок?

а) активным избирательным правом;

б) пассивным избирательным правом;

в) и тем, и другим;

г) никаким.

2. Представьте себе, что вы решили баллотироваться на выборах. Ваш соперник — искушенный политик, длительное время находившийся у власти. Какую тактику вы изберете?

3. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития информационных технологий, предрекают в будущем введение компьютерной системы голосования, при которой каждый избиратель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «издержки» и возможную «прибыль» такой системы.

4. Представьте себе выборы, проходящие по олимпийской системе, в которых борьбу между собой ведут три кандидата: К, Р, Т. Известно, что избиратели симпатизируют К больше, чем Р (К > Р), а Р предпочитают больше Т (Р > Т), но в то же самое время Т предпочтительнее К (Т > К). К > Р > Т > К.

В первом туре выборов встречаются кандидаты К и Р. Победу одерживает К.

Во втором туре состязаются Р и Т. Побеждает Р.

В заключительном туре борьба разворачивается между Т и К. Большинство голосов получает Т.

Но если по окончанию выборов спросить избирателей, то можно услышать, что они предпочли бы видеть депутатом К. Таким образом, избран далеко не тот кандидат, которого желали бы видеть депутатом избиратели. Этот парадокс был описан еще в XVIII в. французским академиком Кондорсе. Можно ли логическим путем разрешить данный парадокс? Как организовать выборы, чтобы избежать парадокса Кондорсе? Почему опросы типа «Кто из двух кандидатов кажется Вам наиболее предпочтительными» только запутывают, а не проясняют картину реальных симпатий избирателей?

5. Предположим, что предвыборная борьба осуществляется между тремя кандидатами: А, Б и В. Соотношение голосов выглядит следующим образом: А — 120, Б — 119 и В — 100. При этом:

а) одна половина электората В может проголосовать за А, а другая — за Б;

б) электорат А не проголосует за Б;

в) электорат Б не проголосует за А.

В таком случае, если во второй тур проходят кандидаты А и Б, то каждый из них в дальнейшем получает дополнительно по 50 голосов электората В.

А: 120+50=170

Б: 119+50=169

В конечном итоге побеждает А с перевесом в 1 голос.

На следующих выборах А, желая получить больший отрыв от Б, проводит более активную избирательную кампанию и «забирает» от Б в первом туре 40 голосов.

Таким образом, в первом туре А получает 120+40=160 голосов.

Б — 119 - 40=79 голосов

В — 100 + 0=100 голосов

Во второй тур проходят А и В. Но мы помним, что электорат Б (а он составляет 79 голосов) не проголосует за кандидата А. Он отдает свои голоса кандидату В. Таким образом В присоединяет к своему электорату (100 голосов) электорат Б (79 голосов) и побеждает.

 

А — 160 голосов

В—179 голосов (100+79)

Покажите, в чем заключается ошибка кандидата А? Каким образом должен был построить свою кампанию А, чтобы избежать подобного поворота событий?

6. В политической науке известна теорема Гиббарда — Сэттертуэйта, которая звучит следующим образом: «Если кандидатов не менее трех, то единственным неманипулируемым правилом голосования является диктаторское» (диктаторской считается избирательная система, при которой результат голосования зависит от одного голоса). Попытайтесь доказать или опровергнуть данную теорему.

7. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:

— пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой;

— абсолютная мажоритарная система влияет на формирование многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;

— относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.

Попытайтесь объяснить характер взаимосвязи между различными избирательными и партийными системами. Приведите известные вам примеры, подтверждающие эти законы.

 

Тема

ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

1. Основным институтом политической системы является государство. Именно государство выступает официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для всего общества, оно придает политической системе целостность и устойчивость. Чем отличается государство от других политических и социальных институтов?

2. Правительство формируется из членов партий, получивших большинство на выборах в парламент страны. Каким формам правления это свойственно?

3. Партийная принадлежность президента и парламентского большинства различна. При каких формах правления это возможно?

4. В политической и правовой науке существует подразделение прав человека на негативные и позитивные. Негативные права призваны обеспечить автономию личности, невмешательство государства в социальную и частную жизнь. Позитивные — призваны гарантировать права человека на какие-либо экономические или социальные ценности. Какие права из приведенного перечня можно считать негативными, а какие — позитивными?

а) право на жизнь;

б) право собственности;

в) право на труд;

г) право на свободу выражения мнений или свободу убеждений;

д) избирательное право;

е) право на честь и достоинство;

ж) право на образование;

з) право на демонстрации, митинги и шествия;

и) право на социальное обеспечение;

к) свобода совести.

 

 

Тема

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

1. На основе предложенных определений понятия «политическая партия» выявите основные цели, признаки и функции этого политического института:

а) «Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относи­тельного которого все они пришли к согласию» (Э. Берк).

б) М. Вебер считал партии «общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение членами соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно».

в) «Политическая партия может быть определена как средство организации политической власти, которое характеризуется исключительно политическими функциями, стабильной структурой и членством, а также способностью доминировать в политической борьбе» (Ф. Сорауф).

г) «Партия (легальная) — это общественная организация, которая открыто, ставит своей целью установление или удержание контроля (чаще всего в коалиции) над ключевыми позициями в структурах государственной власти и управления через соревнование с другими партиями в электоральном процессе» (А.Н. Кулик).

д) «Партии — это организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти либо для ориентирования власти на достижение этих требований» (Ж.Л. Кермонн).

2. Каковы критерии деления партий на кадровые, массовые и универсальные? Назовите достоинства и недостатки каждого из указанных типов.

3. На основе известных вам исторических фактов определите различные пути формирования партий.

4. Проанализируйте влияние исторических, национально-культурных факторов, типа политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функционирования партий и партийных систем?

5. Назовите страны, где существуют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. От каких факторов зависит характер партийной системы?

6. Дайте характеристику однопартийной, двухпартийной и многопартийной политических систем. Проведите сравнение различных партийных систем с точки зрения наличия или отсутствия политического соперничества, возможности выбора для избирателей, влияния на степень демократичности общества.

7. Чем обусловлена перспектива резкого сокращения числа партий и движений, участвующих в политическом процессе страны?

а) неизбежным объединением и слиянием родственных, близких по программным требованиям партий; появлением нескольких массовых, четко организованных партий, постоянно ведущих партийную работу (пропаганду и агитацию) в обществе;

б) эта перспектива в принципе невозможна в демократическом обществе, в котором новые «политические карлики» постоянно воспроизводятся на политической сцене;

в) реальной борьбой за места в парламенте, вынуждающей многочисленные партии блокироваться, но только на период предвыборной кампании;

г) апатией масс, их нежеланием участвовать в политической жизни и ситуацией, при которой немногие политически активные люди присоединяются к ограниченному кругу партий (как правило, радикально противостоящих друг другу).

 

Рекомендуемая литература

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ответы к тестам | Переваривание и всасывание углеводов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.