КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет зубьев на изгиб
При расчете зубьев на изгиб принимают два допущения: 1. Зуб рассматривают как балку, жестко защемленную одним 2) За расчетную силу принимают полную силу зацепления Fn, Перенесём силу Fn вдоль линии действия в точку, расположенную на оси симметрии зуба, и разложим на две составляющие: · силу Ft', вызывающую в опасном сечении зуба напряжения изгиба σ изг, и · силу F2', взывающую в зубе напряжения сжатия σ сж. Известно, что угол профиля зуба при вершине немного больше угла зацепления (α’ w > αw), поэтому и силы Ft'= Fn∙cos α’w и Fr'= Fn ∙sin α’w несколько отличаются от сил, возникающих в зацеплении. Этот расчетный случай пригоден для выполнения основных расчетов передач общего назначения. Как видно из рис. 5.3,б, результирующие напряжения на растянутой стороне зуба (точка А) меньше, чем на сжатой. Вместе с тем, известно, что любой материал обладает большей прочностью на сжатие, чем на растяжение. Именно поэтому образование усталостных трещин начинается на растянутой стороне зуба, т.е. в точке А. Вспомним, что для открытых передач основной вид разрушения – это поломка зубьев за счет действия напряжений изгиба, поэтому и основной показатель передачи, модуль “ т”, рассчитывают из условия усталостной прочности зубьев колёс по напряжениям изгиба. Затем передачу конструируют и проверяют по контактным напряжениям. Для закрытых передач расчет зубьев на усталостную прочность по напряжениям изгиба σ F является проверочным.
Рис. 5.3. – К расчету зубьев эвольвентных колес на усталостную прочность по напряжениям изгиба
Итак, наибольшее напряжение изгиба на растянутой стороне зуба, в точке А (см. рис. 5.3, б):
(5.20) где ασ – теоретический коэффициент концентрации напряжений; Υε – коэффициент перекрытия зубьев; для передач общего назначения Υε =1 [7, с. 193]; Υβ – коэффициент угла наклона зубьев; для прямозубых колес Υβ =1,0 [4, c.171] KF – коэффициент нагрузки. Коэффициент нагрузки при расчете зубьев на изгиб: KF =KFα ∙ KFβ ∙ KFv, (5.21) где KFα – коэффициент распределения нагрузки между зубьями, выбирают в зависимости от скорости в зацеплении и степени точности передачи; для передач общего назначения KFα= 1,0 [7, c. 184]; KF β – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба; для прямозубых прирабатывающихся колес: KFβ =1,0 [3,c.141]; для не прирабатывающихся колес этот коэффициент выбирают в зависимости от поверхностной твердости зубьев и расположения колес в передаче (например, по табл. 9.2 [3, c. 14l]); KFv – коэффициент динамической нагрузки, выбирают в зависимости от скорости в зацеплении и поверхностной твердости зубьев. Например, при v≤ 5 м/с и твердости зубьев НB ≤ 350: коэффициент KFv =1,4 [3, c. 141]. Выполним некоторые преобразования зависимости (5.20): 1) умножим и разделим правую часть выражения на величину модуля т; 2) выразим силу Fn через силу Ft по ф. (5.9): . Зависимость (5.20) примет вид: (5.20, а)
Обозначим произведение выражения в квадратных скобках и (m/cosdw) буквой ΥF, тогда ф.(5.20, а) примет вид: (5.22) где ΥF – коэффициент формы зуба. Величина коэффициента ΥF зависит от числа зубьев колеса и смещения исходного контура [4, c.170]. С учетом (5.10) и (5.3) получим условие обеспечения усталостной прочности зубьев цилиндрических колес по напряжениям изгиба: (5.23) где Ti – вращающий момент на шестерне (i=1) или колесе (i=2), Н∙мм; σF, σFР –фактические и допускаемые напряжение изгиба, мПа. Следует иметь в виду, что: · проверочному расчету зубьев на усталостную прочность по напряжениям изгиба подвергают то колесо передачи, для которого соотношение меньше; · материалы и термообработка для шестерни и колеса назначены правильно, если соотношения примерно равны. Если проверочный расчет показал перегрузку зубьев более 5%, то следует увеличить значение модуля (при этом изменятся числа зубьев шестерни и колеса) и расчет повторить. Поскольку межосевое расстояние при этом не меняют, то и контактная прочность зубьев сохранится на том же уровне. Допускаемые напряжения изгиба материала колеса (или шестерни) определяют аналогично допускаемым контактным напряжениям (см. ф. (5.19)): (5.24)
где σ F lim в – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжения N0 = 4∙106[4, c.187]; KFl – коэффициент долговечности, KFl =1,0 при N ≥N0; Υа – коэффициент, вводимый при двустороннем приложении нагрузки (при реверсировании), при одностороннем действии нагрузки на зуб Υа = 1,0 [4, c.188]; [SF] – коэффициент запаса прочности по напряжениям изгиба; выбирают в зависимости от технологии изготовления зубчатых колес и степени ответственности передач: [SF] =1,4…2.2. Для передач общего назначения [SF]=1,7 [4, с.186]. Современные технологии изготовления зубчатых передач требуют, чтобы запас прочности по напряжениям изгиба не превышал 15%, а перегрузка зубьев не превышала 5%. Однако, для передач общего назначения это требование применительно к изгибной прочности зубьев, чаще всего, не выполняется. Ресурс прочности по напряжениям изгиба много больше, чем 15%. Добиться выполнения этих требований можно: · путем уменьшения размеров опасного сечения ножки зуба (см. рис. 5.3) или · понижения прочности материала колеса, но эти меры могут привести к перегрузке зубьев колёс по контактным напряжениям свыше 5%. Вместе с тем, каждый зуб шестерни чаще (в передаточное число раз) попадает под нагрузку, поэтому для обеспечения примерно равной прочности зубьев шестерни и колеса шестерню выполняют из более прочного материала. Если условие (5.22) не выполняется, т.е. запас прочности превышает 15%, то это допустимо, так как нагрузочная способность большинства закрытых зубчатых передач ограничивается контактной прочностью зубьев [3, с.144]. И поскольку основная причина разрушения зубьев закрытых передач – это усталостное поверхностное выкрашивание зубьев колёс (Питтинг–процесс), то запас прочности зубьев по напряжениям изгиба может быть и более 15%.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |