Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование инновационной деятельности




Планирование представляет собой процесс определения объемов и структуры конечного продукта путем распределения факторов производства.

При планировании необходимо учитывать как общие, так и специфические для инновационной деятельности принципы. К ним относятся:

- научная обоснованность в выборе инновационных решений;

- комплексность — реализуется путем охвата планированием всех стадий инновационного процесса;

- системность — учет в планировании результатов осуществления инновационных планов разной целевой направленности;

- доминирование стратегии над тактикой в принятии инновационных решений — отражает своеобразие объекта планирования, инновационный характер конкурентной борьбы;

- гибкость в реагировании на потребности рынка;

- непрерывность — обеспечивается разработкой планов разной продолжительности.

Для осуществления инновационного процесса необходима разработка планов по разным направлениям. Классификация инновационных планов отражена в табл. 7.1.

Планирование инновационной деятельности имеет особенности, связанные с ее повышенной неопределенностью, гибкостью, сложностью.

Инновационная деятельность включает стадии как научно-исследовательского, проектно-технологического характера, так и, в завершении, производственного характера. Перечень стадий инновационного процесса определяется видом инновации (ба­зовая, улучшающая, псевдоинновация).

Таблица 7.1.

Классификация инновационных планов

 

Особенности планирования инновационной деятельности определяются рядом факторов:

- видом инноваций;

- продолжительностью инновационного цикла;

- полнотой стадий инновационного цикла;

- особенностями организации инновационной деятельности (в малой инновационной организации, в крупной корпорации, финансово-промышленной группе, в технопарковых структурах, в государственном научном центре и т.д.; в организации, предприятии, основной целью которых является производство продукции, работ или услуг);

- степенью риска и неопределенности результатов.

Объектами планирования могут быть:

1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские ра­боты по инновационному проекту в инновационной орга­низации с последующей их передачей производящему предприятию;

Под инновационным проектом понимают:

а) выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих техническое, социально-культурное, народно-хозяйственное, информационное, экологическое значение;

б) перечень научно обоснованных технических, экономических или технологических решений;

в) состав технической (конструкторской, технологической) документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и действующими нормами и стандартами;

г) научное исследование или разработка, направленные на решение конкретной научно-технической задачи, в результате выполнения которых создается наукоемкая продукция, реализуемая как на внутреннем, так и на внешнем рынке. (Источник: «Порядок формирования, финансирования и выполнения инновационных научно-технических программ и проектов». Утвержден приказом Госкомвуза России от 28 декабря 94 г. № 1717).

2) разработка и производство новой или усовершенствованной продукции (продукт-инновация);

3) техническое перевооружение с освоением новой технологии, материалов (процесс-инновация) производственного предприятия.

Для первого объекта планирование осуществляется с использованием сетевых методов, в основе которых графическое изо­бражение плана (сетевого графика). На графиках наглядно отражаются работы, необходимые для достижения поставленной цели инновационного проекта, их технологическая и логическая связь. Методы сетевого планирования представляют собой сово­купность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально, с минимальными затратами времени и ресурсов, выполнить все работы по инно­вационному проекту.

Использование метода сетевого планирования инноваций дает возможность:

- наглядно графически представить как организационную, так и технологическую последовательность выполнения операций по инновационному проекту;

- четко скоординировать операции по проекту различной степени сложности, важности, сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой из операций;

- обеспечить минимизацию времени осуществления операций по проекту за счет возможного их параллельного выполнения;

- определить последствия задержек в выполнении работ и направить максимальные усилия на устранение критических для проекта задержек;

- эффективно использовать необходимые денежные и материальные ресурсы.

Применение методов сетевого планирования инновационными проектами позволяет:

- обеспечить непрерывность и комплексность планирования;

- оптимизировать затраты времени, материальных и финансовых ресурсов;

- обеспечить координацию работ и контроль над их выполнением, оценку выполнения инновационного проекта;

- определять степень выполнения плана по времени и ресурсам для каждого из исполнителей проекта.

Несмотря на то что область использования сетевого плани­рования широка, часто из-за необходимости использования ма­тематического аппарата теории графов и системного подхода для отображения и алгоритмизации комплексов взаимосвязан­ных работ оно не находит применения в практике, особенно на предприятиях, основной целью которых является производство продукции, работ или оказание услуг. Для этих случаев плани­рование осуществляется в форме бизнес-плана.

Содержание инновационного бизнес-плана

Жесткой регламентации порядка разработки и содержания бизнес-планов не существует. Состав, содержание и структура разделов бизнес-плана определяется его целями, особенностью планируемых мероприятий, видом экономической деятельности, к которой принадлежит предприятие, размером предприятия, рынком, на котором присутствует или собирается присутство­вать предприятие, и другими факторами.

Тем не менее для ряда случаев оформление бизнес-планов частично регламентировано. Так, были разработаны правила оформления бизнес-плана для организаций, претендующих на участие в инновационной научно-технической программе. Инновационный бизнес-план должен формироваться следующим образом в соответствии с этими правилами (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Перечень разделов бизнес-плана инновационного проекта

Бизнес-план должен представляться в электронном виде и (или) на бумажном носителе, в этом случае он должен быть распечаткой файла, и дополняться подписями научного руководителя проекта и руководителя организации-претендента, печа­тью организации и при необходимости следующими документа­ми, существующими лишь в виде твердой копии:

- при реализации научно-технической продукции самим претендентом к бизнес-плану прилагаются копии договоров, соглашений, контрактов, гарантийных писем на поставку продукции;

- при производственной кооперации по выпуску научно-технической продукции к бизнес-плану прилагаются копии договоров или соглашений о кооперации с указанием финансовых условий кооперации и планируемых условий продаж;

- при реализации научно-технической продукции соисполнителем проекта к бизнес-плану прилагаются копии документов, определяющих долю исполнителя (вуза) в планируемом объеме продаж.

Рассмотрим подробнее содержание разделов бизнес-плана в соответствии с Правилами оформления бизнес-плана для орга­низаций, претендующих на участие в инновационной научно-технической программе.

I. Общие сведения о заявителе. Раздел должен содержать:

- наименование проекта (полное) должно раскрывать содержание работ;

- наименование проекта (краткое);

- краткое наименование организации (приводится краткое официальное наименование организации или аббревиатура наименования организации);

- полное наименование организации (официальное наименование организации);

- адрес организации (официальный почтовый адрес. Указание почтового индекса обязательно);

- фамилию, имя, отчество руководителя организации;

- данные об ученой степени руководителя организации, его ученом звании;

- телефон, факс (код города в круглых скобках, затем номер телефакса без разделителей), телекс, e-mail руководителя организации;

- фамилию, имя, отчество руководителя проекта;

- должность руководителя проекта;

- данные об ученой степени, ученом звании, почетном звании руководителя проекта;

- телефон руководителя проекта;

- перечень основных участников проекта с подробными данными;

- контактные телефоны исполнителя.

II. Резюме. Должно содержать реферат бизнес-плана — не более 150 строк или трех машинописных страниц с возможной разбивкой на абзацы для удобства восприятия.

Информация должна быть структурирована по разделам.

Основные разделы реферата:

- назначение научно-технического продукта (НТП);

- краткое описание НТП;

- основные технические параметры;

- краткий перечень работ при создании НТП;

- области применения;

- срок выполнения проекта;

- запрашиваемый объем финансирования;

- • срок окупаемости проекта.

Ключевые слова должны определять научное направление проекта и/или области применения, функциональное назначе­ние, характерные особенности НТП.

Научно-техническая поддержка проекта — характеризуется в произвольном виде. Указывается период времени, в течение ко­торого ведутся работы в данном научно-техническом направле­нии; достигнутые результаты (теория, приборы, методики и т.п., основные публикации, диссертации, изобретения). Приводятся количественные характеристики достигнутых результатов за по­следние пять лет с разбивкой по годам.

III. Описание научно-технического продукта. Информация должна быть структурирована по основным разделам:

- назначение научно-технического продукта;

- технические параметры;

- характеристики научно-технического продукта, в том числе новизна его потребительских качеств (технико-экономических показателей, эксплуатационных характеристик и т.п.);

- преимущества научно-технического продукта перед аналогами в стране и за рубежом (сравнительные технико-экономические и эксплуатационные характеристики).

Оценка создаваемого научно-технического продукта:

- рассматривая научно-технический продукт как системное целое, указать, что в разработке новое — сама система, ее часть или элемент системы;

- указать, в чем проявляются новые качества предлагаемого научно-технического продукта по сравнению с аналогами.

Указать возможные области применения научно-техниче­ского продукта (отрасли народного хозяйства, в которых воз­можно применение научно-технического продукта; конкретные его потребители: покупатели, партнеры по кооперации и др.).

Указать направления дальнейшего совершенствования по­требительских свойств предлагаемого научно-технического про­дукта за счет улучшения:

- технико-экономических показателей;

- эксплуатационных характеристик;

- гарантийного обслуживания и т.п.

Указать сроки достижения указанных улучшений.

IV. Оценка рынков сбыта. Конкуренция на рынке. Стратегия маркетинга. Указать, в каких формах предполагается реализация научно-технического продукта отдельно в России и за рубежом (изделия, услуги, программный продукт, право на использова­ние объектов интеллектуальной собственности).

Анализ рынка научно-технического продукта. Информация должна быть структурирована по основным разделам:

- потенциальные покупатели и планируемые объемы продаж научно-технического продукта в течение срока осуществления проекта по годам (названия фирм или организаций, первая продажа или нет, обоснование);

- анализ конкурентоспособности научно-технического продукта (наличие конкурентов в настоящем, потенциальные конкуренты, преимущества и недостатки конкурентов и их продукции);

- оценка насыщенности рынка, т.е. степени удовлетворения потребностей потенциальных покупателей в предлагаемой научно-технической продукции и конкурентной аналогичной продукции в России и за рубежом. При этом необходимо указать источники информации, на основании которых делается анализ рынка научно-технического продукта.

Стратегия реализации научно-технического продукта. Информация должна быть структурирована по основным разделам:

- цены (предполагаемая цена единицы продукции, цены на аналогичную продукцию в стране и за рубежом, предполагаемые изменения цены, возможность предоставления скидок при продаже);

- каналы товародвижения (персональные продажи, посредники).

Организация рекламы.

План рекламных мероприятий для продвижения на рынок предлагаемого научно-технического продукта.

Гарантии и обслуживание. Информация должна быть струк­турирована по основным разделам:

- послепродажное обслуживание научно-технического продукта;

- предоставление гарантий после реализации научно-технического продукта.

V. Организационный план производства научно-технического продукта. Информация о состоянии работ по проекту должна быть структурирована по основным разделам:

- наличие технической документации, степень ее технологической проработки;

- наличие лабораторных или опытных образцов;

- календарный план (основные этапы) выполнения работ по проекту;

- планируемые сроки реализации научно-технического продукта, включая дату готовности продукции к товарной реализации.

Информация об организации производства научно-техни­ческого продукта должна быть структурирована по основным разделам:

- краткий перечень технологических процессов изготовления научно-технического продукта;

- предполагаемый объем производства;

- описание имеющихся и требуемых для производства продукции оборудования и помещений;

- численность и квалификация производственного персонала;

- необходимая кооперация при производстве научно-технического продукта (организация-соисполнитель, финансовые условия кооперации производства научно-технического продукта);

- необходимость поставок комплектующих изделий и материалов.

VI. Правовая охрана научно-технического продукта. Информация должна быть структурирована по основным разделам:

- степень раскрытия результатов научно-технических исследований (демонстрация на выставках, публикации);

- охранные документы (патенты) по проекту с указанием названия, j-ro охранного документа, даты приоритета, авторов и патентообладателей, срока действия охранного документа, поддерживается ли патент в силе;

- охранные документы (патенты) аналогичных разработок в России и за рубежом с указанием названия, № охранного '

- даты приоритета, срока действия охранного до­кумента, авторов и патентообладателей;

- договоры о переуступке прав.

Если по тематике проекта проводились патентные исследования, приводятся сведения о цели исследований, глубине поиска и о том, кем проводились.

Информация о сертификатах (соответствия, качества, гигиенических и т.п.) должна быть структурирована по основным разделам:

- полученные сертификаты;

- необходимые сертификаты, условия и сроки их получения.

VII. Финансовый план проекта. Информация должна быть структурирована по основным разделам:

- необходимые госбюджетные финансовые средства и их назначение в виде сметы затрат по проекту в табличной форме (табл. 7.2);

Таблица 7.2.

Смета затрат по проекту

 

- дополнительные источники финансирования проекта (госбюджет, фонды, кредиты, хоздоговоры и т.д.);

- документы, на основании которых определена доля исполнителя в планируемом объеме продаж;

- ранее использованные средства и источники финансирования подобного проекта или его части;

- расчет планируемой себестоимости единицы продукции по статьям затрат, в тыс. рублей;

- планируемый объем продаж по годам (в натуральном и денежном выражении) с указанием доли исполнителя (перечислить документы, на основании которых определена доля исполнителя);

- финансовый план проекта в виде таблицы (на срок, совпадающий с окончанием отчислений в фонд поддержки программы) (табл. 7.3).

Таблица 7.3.

Финансовый план проекта

В плане взаимодействия с фондами поддержки программ указывается вид взаимодействия:

- график планируемых отчислений;

- передача объектов интеллектуальной собственности.

Инновационные научно-технические программы

Инновационная научно-техническая программа — форма ор­ганизации научных исследований и разработок, проводимых инновационными организациями по приоритетным научно-техническим направлениям. Программа представляет собой со­вокупность научно-технических и инновационных научно-тех­нических проектов, объединенных общей целью, тематикой, сроками выполнения и механизмом финансирования.

Примером инвестиционной научно-технической программы служит федеральная целевая программа «Исследования и разра­ботки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы», ут­вержденная постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613.

Основной целью федеральной целевой программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений разви­тия науки, технологий и техники.

Эта цель обусловливает решение следующих основных задач:

1. обеспечения ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки,
технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий;

2. реализации крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

3. консолидации и концентрации ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

4. обеспечения притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;

5. развития исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;

6. содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

7. развития научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений;

8. развития эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.

9. Достижение поставленной цели Программы и решение ос­новных задач осуществляется путем реализации мероприятий в два этапа: 2007-2009 и 2010-2012 гг.

Основной целью первого этапа Программы является обеспече­ние условий для перехода к инновационному пути развития эко­номики страны. Для достижения этой цели предусматривается:

- проведение научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учетом мировых тенденций в этой сфере;

- обеспечение развития важнейших прикладных исследований и разработок;

- адаптация научно-технологического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

- прогнозирование развития научно-технической сферы;

- выполнение основных задач Программы и достижение промежуточных значений целевых индикаторов выполнения мероприятий Программы.

Основная цель второго этапа Программы — содействие формированию сбалансированного сектора исследований и разрабо­ток и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и пре­вращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Для ее достижения предусматривается:

- создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

- содействие формированию эффективной инновационной системы;

- обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

- обеспечение повышения эффективности государственно-частного партнерства;

- прогнозирование развития научно-технической сферы;

- выполнение основных задач Программы, достижение промежуточных и конечных значений целевых индикаторов реализации мероприятий Программы.

Реализация Программы осуществляется путем скоординиро­ванного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:

- комплексностью, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса. В рамках Программы обеспечиваются поддержка перспективных исследований и разработок на всех стадиях инновационного процесса, а также формирование дополнительных стимулов к проведению собственных прикладных разработок и внедрению передовых технологий во всех секторах экономики, созданию и развитию наиболее важных элементов инновационной инфраструктуры;

- концентрацией ресурсов на критически значимых направлениях, включая развитие технологий, признанных наиболее перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и диверсификации экономики путем расширения производства продукции с высокой степенью обработки, реализацию значимых для экономики инновационных проектов и обеспечение демонстрационного эффекта от их реализации для бизнес-сообщества, ускоренное создание и достройку тех элементов инновационной системы, отсутствие которых определяет недостаточную эффективность функционирования инновационной системы в целом;

- последовательностью и поддержкой полного инновационного цикла, включая формирование непрерывного процесса (генерация знаний — трансформация знаний в опытные разработки — коммерциализация технологий). На всех стадиях инновационного цикла в Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющие обеспечить принятие совместных решений представителями государства, бизнеса и научного сообщества;

- софинансированием и привлечением внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность;

- распределением бюджетных средств на конкурсной основе.

Структурообразующими функциональными элементами Программы служат следующие блоки мероприятий.

1. Блок «Генерация знаний»:

- поисковое и нормативное средне- и долгосрочное прогнозирование развития научно-технической сферы;

- проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по технологиям в области живых систем;

- проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области индустрии наносистем и материалов;

- проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по перспективным технологиям в области информационно-телекоммуникационных систем;

- проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области рационального природопользования;

- проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела в области энергетики и энергосбережения;

- научно-методическое обеспечение проведения конференций и школ-семинаров в рамках приоритетных направлений Программы;

- проведение исследований с использованием уникальных стендов и установок, а также уникальных объектов научной инфраструктуры (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.), научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования.

2. Блок «Разработка технологий»:

- развитие системы выбора приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе средне- и долгосрочных прогнозов с учетом передового мирового опыта в этой области;

- осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области живых систем;

- осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области индустрии наносистем и материалов;

- осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области информационно-телекоммуникационных систем;

- осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области рационального природопользования;

- осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации в области энергетики и энергосбережения;

- проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ совместно с иностранными научными организациями или по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом.

3. Блок «Коммерциализация технологий»:

- реализация важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям Программы;

- осуществление проектов коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом.

4. Блок «Институциональная база исследований и разработок»:

- инвестиции в развитие материально-технической базы ведущих научных организаций, в том числе в реконструкцию и техническое перевооружение этих организаций;

- инвестиции в развитие материально-технической базы высших учебных заведений, осуществляющих исследования и разработки, в том числе в реконструкцию и техническое перевооружение этих организаций.

5. Блок «Инфраструктура инновационной системы»:

- развитие информационной инфраструктуры хранения и передачи новых знаний;

- развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием;

- развитие систем демонстрации новых достижений и трансфера передового опыта по проблемам развития науки и инноваций.

Экономическая эффективность реализации федеральной це­левой программы отражена в табл. 7.4.

Таблица 7.4.

Макроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы

Для инновационных проектов организаций, претендующих на участие в инновационной научно-технической программе, предусмотрена экспертиза на основе экспертных оценок.

Экспертиза проектов в рамках инновационных научно-технических программ

Экспертиза проводится методом экспертных оценок, в осно­ву которого положено получение обобщенной оценки проекта на базе статистической обработки индивидуальных оценок про­екта независимыми экспертами.

Все операции экспертной оценки проектов, от определения номенклатуры показателей, коэффициентов весомости показа­телей и т.д. до получения обобщенной оценки проекта выпол­няет организация, обеспечивающая проведение экспертизы.

Экспертиза проектов осуществляется в три этапа:

- подготовительный;

- оценки проектов экспертами;

- заключительный.

На подготовительном этапе организация-эксперт:

- обеспечивает сбор и регистрацию материалов по проектам;

- формулирует и уточняет цели экспертной процедуры;

- проводит классификацию проектов;

- определяет номенклатуру показателей качества, их коэффициенты весомости и другие характеристики, необходимые для экспертной оценки;

- выбирает методы и способы опроса экспертов;

- подготавливает анкеты для опроса экспертов;

- подбирает группы экспертов;

- выносит материалы по подготовке экспертизы на рассмотрение научно-технического совета, который рассматривает и утверждает цели экспертной процедуры, состав экспертных групп, порядок проведения экспертизы, включающий номенклатуру показателей качества, их весовые коэффициенты, анкеты опроса экспертов.

Оценка проектов экспертами осуществляется следующим образом.

Каждый эксперт устанавливает значения показателей качества проектов в числовых безразмерных шкалах или в вербальной форме в зависимости от выбранного и предлагаемого в анкете опроса экспертов способа получения информации.

Эта процедура осуществляется экспертами на основе анализа бизнес-планов проектов, а также исходя из их знаний, профессиональной и квалиметрической компетентности.

На заключительном этапе эксперты проводят математическую обработку результатов и подготавливают обобщенное экс­пертное заключение, которое утверждается руководителем орга­низации-эксперта.

Обобщенные оценки проектов учитываются научно-техни­ческим советом при отборе проектов для включения их в научно-техническую программу и последующего финансирования.

Примерная номенклатура показателей качества для оценки инновационных проектов такова.

Научно-технические показатели:

- направление разработки;

- научно-технический уровень разработки;

- научно-технический потенциал коллектива;

- правовая охрана;

- сертификация НТП.

Организационно-производственные показатели:

- степень готовности к реализации проекта;

- возможность тиражирования научно-технической продукции.

Рыночные показатели:

- спрос на научно-техническую продукцию;

- опыт работы на рынке.

Экономические показатели:

- экономическая обоснованность.

Анкета опроса эксперта состоит из пояснительной записки, таблицы опроса и заключения эксперта.

В пояснительной записке приводятся цель экспертизы, основные сведения по программе, на включение в которую претен­дует проект, и даются пояснения по заполнению таблицы опроса.

В таблице опроса эксперту предлагается перечень показате­лей, по которым он должен произвести оценку проекта.

В заключении эксперта приводится обобщенное мнение экс­перта о проекте в целом, высказываются предложения по дора­ботке, развитию проекта, приводятся конкретные рекомендации по улучшению качества проекта по отдельным показателям и т.п.

Пояснительная записка

Цель экспертизы — определение значений показателей качества научно-технических проектов по материалам бизнес-планов.

Данный проект претендует на включение в программу

______________________________________________,

(название программы)

основными задачами которой являются:

- выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции в виде результатов исследований, технологий, технической и конструкторской документации, малых серий и отдельных уникальных приборов и устройств, программных средств, услуг по проведению практического мониторинга;

- организация внедрения наукоемкой продукции в промышленности и за рубежом;

- ……..

В табл. 7.5 требуется заполнить гр. 5 и 6, проставляя в гр. 5 значение каждого показателя качества для оцениваемого проекта в баллах, придерживаясь предлагаемого диапазона оценок (от 1 до 5) и приводя обоснование этого значения в гр. 6.

Таблица 7.5.

Таблица опроса

 

 

Продолжение табл. 7.5

 

 

Продолжение табл. 7.5

 

 

Окончание табл. 7.5

 

Усложнение и расширение инновационной деятельности усложняет ее планирование и управление. В настоящее время выделяют несколько поколений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:

I поколение — научно-исследовательская деятельность, управление которой осуществляется самими учеными-исследователями (1900—1950 гг.).

II поколение — внимание корпоративных менеджеров сосредоточено на тех проектах, которые служат прежде всего интересам их бизнеса (1950—1970 гг.).

III поколение-отбор научно-исследовательских проектов осуществляется на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла, то есть использования стратегического планирования (1970—1990 гг.).

IV поколение — внимание менеджеров направлено на вы­полнение «скрытых» потребностей покупателей. Нужды клиен­тов и технические возможности претерпевают одновременное изменение. Это процесс «взаимозависимого» обучения, в кото­ром «реальные» потребности рассматриваются и решаются в свете технологически осуществимых концепций и возможностей (1990-е годы — настоящее время).

За рубежом многие предприятия переживают переход к III по­колению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и планируют переход к IV, тогда как в России осуществ­ляется переход от I ко II и к III поколению. Однако российские предприниматели уже начинают понимать необходимость стра­тегического планирования НИОКР.

(Источник: Коробейников О.П., Трифилова А.А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.)

Переход к III поколению научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ актуален при высокой активности инновационной деятельности, разработке и внедрения на пред­приятиях и в организациях значительного числа инновационных проектов, что требует формирования эффективного инноваци­онного портфеля и выбора наиболее оптимального сочетания проектов для их внедрения.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.