Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика




Макроэкономическое планирование и прогнозирование

 

Студентов заочной формы обучения

 

 

Направление подготовки

Профиль подготовки

 

 

 

 

Челябинск

ЮУПИ 2013

 

Задания к контрольной работе по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» для студентов, обучающихся по заочной форме обучения по направлению подготовки 080100.62 Экономика. Разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, содержат требования к составу, содержанию, выбору варианта, оформлению задания к домашней контрольной работе, методические рекомендации по его выполнению.

Составитель: Пужалова Е.В.

Одобрено на заседании кафедры «Финансы и бухгалтерский учет».

 

Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………..…………………………  
Задания и методические указания к выполнению контрольной работы………...  
Список рекомендуемой литературы……………………………………………….  

 


Пояснительная записка

 

Учебная дисциплина «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» предназначена для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 Экономика.

В соответствии с формируемыми компетенциями по ФГОС целю изучения дисциплины является формирование теоретических знаний о прогнозировании и планировании макроэкономических процессов, как особых функций макроэкономического управления национальной экономикой, о процедурах и содержании прогнозирования и индикативного планирования развития комплексов, отраслей и сфер национальной экономики. Изучение дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» направлено также на приобретение теоретических знаний и практических навыков решения конкретных задач на макроэкономическом уровне управления национальной экономикой в рыночных условиях с учетом мирового опыта.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

ПК-4 Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

ПК-5 Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчётов и обосновать полученные выводы;

ПК-7 Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчётности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

ПК-9 Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

ПК-10 Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;

ПК-11 Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;

ПК-12 Способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;

ПК-13 Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

ПК-14 Способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- сущность и назначение макроэкономического планирования и прогнозирования.

- возможности использования макроэкономического планирования и прогнозирования в целях государственного регулирования экономики;

- состав и подходы к измерению системы плановых и прогнозных макроэкономических показателей;

- принципы и подходы к разработке макроэкономических планов и прогнозов;

- классификацию макроэкономических планов, программ и прогнозов;

- логику построения планов и прогнозов на макроуровне;

- методику макроэкономического планирования и прогнозирования и перспективные направления её развития;

- подходы и способы планирования и прогнозирования макроэкономических объектов и величин;

- подходы к анализу достижимости, точности и достоверности макроэкономических планов и прогнозов.

уметь:

- организовывать информационное обеспечение плановой и прогнозной деятельности;

- разрабатывать планы и программы решения различных проблем социально-экономических систем;

- вырабатывать прогнозы и строить прогнозные модели для объектов различной степени сложности;

- организовывать и внедрять систему макроэкономического планирования и прогнозирования на практике;

- совершенствовать и адаптировать под нужды конкретных объектов управления методы и подходы к разработке планов, программ и прогнозов;

- анализировать действующие (принятые к исполнению) макроэкономические планы и прогнозы, осуществлять их экспертизу и верификацию;

- проводить оценку экономической эффективности реализации планов и программ;

владеть:

- программно-аппаратными комплексами для автоматизированного сбора, обработки, анализа макроэкономических данных, прогнозирования и экономико-математического моделирования;

- средствами визуализации и наглядной презентации результатов исследований и разработок.

Контрольная работа проводится в целях закрепления полученных теоретических знаний и выработки навыков их применения при решении задач.

Перед началом выполнения контрольной работы необходимо изучить содержание соответствующих нормативных документов, учебных пособий, конспектов лекций.

При выполнении контрольной работы следует руководствоваться общими указаниями по выполнению письменных работ.

Все задания для контрольной работы разделены на 10 вариантов.

Номер варианта выполняемого задания устанавливается по последней цифре в номере зачетной книжки студента.

Задание по данной дисциплине состоит из двух теоретических вопросов.

Критерии оценки:

Контрольная работа оценивается по пятибалльной системе.

5 баллов – работа выполнена по стандартной или самостоятельно разработанной методике в полном объеме, без ошибок в расчетах, с подробными пояснениями по ходу решения, сделаны полные аргументированные выводы, аккуратно оформлена.

4 балла – работа выполнена по стандартной методике, без ошибок в расчетах, даны недостаточно полные объяснения, сделаны выводы.

3 балла – студентом выполнено не менее 50% задания.

2 балла – студент не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), не раскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в освещении вопроса, в решении задач и т. д., а также выполнена не самостоятельно.

Таблица - Шкала оценок успеваемости

Название Сумма баллов БРС Числовой эквивалент Буквенное обозначение Оценка ECTS
Отлично 91 - 100   А (отлично)
Хорошо 74 – 90   В (очень хорошо) С (хорошо)
Удовлетворительно 61 - 73   D (удовлетворительно) Е (достаточно)
Неудовлетворительно менее 61   Fx (неудовлетворительно) F (неудовлетворительно)

Буквенный эквивалент оценки в баллах определяет уровни владения студентом компетенциями:

- А – превосходный уровень владения компетенциями, позволяющий эффективно вести профессиональную деятельность и самостоятельно принимать решения по широкому кругу профессиональных вопросов;

- B – хороший уровень владения компетенциями, позволяющий эффективно вести профессиональную деятельность;

- C – достаточный уровень владения компетенциями для работы в данной сфере профессиональной деятельности;

- D – удовлетворительный уровень владения компетенциями, позволяющий выполнять работу в профессиональной группе;

- E – посредственный уровень владения компетенциями, позволяющий вести профессиональную деятельность по ограниченному кругу профессиональных вопросов;

- FХ – недостаточный уровень владения компетенциями. Профессиональная деятельность по данному направлению (специальности) не рекомендована.

- F – компетенции совершенно не сформированы.

 


Задания и методические указания к выполнению контрольной работы

Вариант 1

1. Сущность макроэкономического планирования и прогнозирования.

2. Исторический аспект развития макроэкономического планирования и прогнозирования.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы первого вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Сущность и содержание прогнозирования, характер прогнозов.

- Сущность планирования и формы его проявления.

- Директивное планирование, его преимущество и недостатки.

- Особенности стратегического и индикативного планирования.

При раскрытии темы второго вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Возникновение прогнозирования и планирования.

- Организация планового руководства хозяйством в бывшем СССР.

- Планирование в период НЭПа.

- Директивное планирование и этапы его совершенствования.

- Прогнозирование и планирование в условиях перехода экономики к рыночным отношениям.

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Вариант 2

1. Макроэкономическое планирование как стадия управления.

2. Типы и принципы макроэкономического планирования.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы первого вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Различные аспекты рассмотрения национальной экономики: как управляемой подсистемы; как хозяйства страны в государственных границах; как подсистемы мировой экономики.

- Макроуровень экономики: содержание; сферы; особенности функционирования и управления.

При раскрытии темы второго вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Классификация планирования по временному признаку, модели управления национальной экономикой, сложности и предсказуемости планируемого процесса.

- Формы индикативного планирования (конъюнктурная, структурная, стратегическая): принципиальные особенности каждой формы.

- Принципы планирования: комплексности, пропорциональности и сбалансированности, повышения эффективности общественного производства.

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Вариант 3

1. Организация макроэкономического планирования и прогнозирования.

2. Методы макроэкономического планирования и прогнозирования.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы первого вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Задачи и функции органов прогнозирования и планирования.

- Порядок разработки государственных прогнозов экономического и социального развития.

При раскрытии темы второго вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Система методов макроэкономического прогнозирования и планирования.

- Методы экспертных оценок, их характеристика.

- Методы экстраполяции и их сущность.

- Методы моделирования.

- Экономико-математические методы, их суть и назначение.

- Балансовый и нормативный методы.

- Программно-целевой метод, область его применения.

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Вариант 4

1. Прогнозирование и государственное регулирование цен.

2. Прогнозирование инфляции и управление инфляционными процессами.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы первого вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Сущность и виды цен.

- Ценовая политика.

- Методы прогнозирования цен.

- Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен.

При раскрытии темы второго вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Инфляция, её виды и измерение. Причины инфляции в РФ.

- Прогнозирование инфляции.

- Управление инфляционными процессами.

- Антиинфляционная политика.

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Вариант 5

1. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения.

2. Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни народа.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы первого вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Трудовые ресурсы, их состав и воспроизводство. Рынок труда в РФ.

- Прогнозирование трудовых ресурсов и их использования.

- Планирование занятости. Сводный баланс трудовых ресурсов.

При раскрытии темы второго вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения, их характеристика.

- Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет, его формирование и назначение, минимальная заработная плата.

- Прогнозирование и регулирование оплаты труда.

- Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки.

- Реформирование общественных фондов потребления и прогнозирование реальных доходов населения.

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Вариант 6

1. Прогнозирование и планирование научно-технического прогресса.

2. Прогнозирование и планирование инновационной деятельности.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы первого вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Сущность научно-технического прогресса.

- Методы прогнозирования и планирования научно-технического прогресса.

- Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП.

При раскрытии темы второго вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Сущность инновационной деятельности

- Методы прогнозирования и планирования инновационной деятельности

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Вариант 7

1. Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей.

2. Прогнозирование и планирование развития производственных отраслей.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы первого вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Внешнеэкономическая политика. Внешнеэкономические связи и их формы.

- Прогнозирование экспорта и импорта.

- Определение эффективности планирования и государственное регулирование внешнеэкономических связей.

При раскрытии темы второго вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Промышленные комплексы. Особенности, проблемы и перспективы их развития.

- Прогнозирование и планирование объёма и структуры промышленного производства.

- Агропромышленный комплекс, его состав и особенности. Аграрная политика.

- Прогнозирование и планирование АПК и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

- Прогнозирование и планирование развития строительного комплекса.

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Вариант 8

1. Прогнозирование социально - экономического развития страны.

2. Прогнозирование динамики и структуры национальной экономики.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы первого вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Прогноз социально-экономического развития стран: решаемые задачи; состав; структура; особенности разрезов.

- Логика и процедура прогнозирования динамики развития страны; содержание этапов; специфика используемого информационного массива.

При раскрытии темы второго вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Система макроэкономических показателей, характеризующих экономический рост: содержание, особенности расчета.

- Факторы, существенно влияющие на динамику показателей: сущность; особенности учета и ранжирования.

- Структура экономики: сущность; понятие оптимальной; условия формирования высокоэффективной отраслевой структуры; критерии структурных сдвигов.

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Вариант 9

1. Прогнозирование развития отрасли в системе макроэкономического прогнозирования.

2. Прогнозирование и планирование производственной инфраструктуры и развития сферы обслуживания.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы первого вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Объекты отраслевого прогноза.

- Особенности разделения процедуры формирования прогноза развития отрасли на две части.

- Прогнозирование вариантов необходимого и возможного развития отрасли на основе инерционно-генетического и нормативно-целевого подходов к оценке перспектив динамики и с учетом народнохозяйственной потребности в продукции отрасли.

- Критерии отбора вариантов развития отрасли.

При раскрытии темы второго вопроса необходимо осветить следующие аспекты:

- Макроэкономическое планирование транспортного комплекса.

- Макроэкономическое прогнозирование и планирование развития образования

- Макроэкономическое прогнозирование функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства.

- Макроэкономические параметры развития бытового обслуживания.

- Методы прогнозирования спроса и оказания услуг.

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Вариант 10

Макроэкономическое планирование и прогнозирование в развитых зарубежных странах.

Методические рекомендации:

При раскрытии темы десятого варианта необходимо осветить следующие аспекты:

- Развитие макроэкономического прогнозирования и планирования в зарубежных странах.

- Особенности прогнозирования и планирования в США.

- Прогнозные исследования и стратегическое планирование в США.

- Разработка планов – прогнозов в Японии.

- Долгосрочная программа развития экономики Южной Кореи, её основные задачи.

- Этапы планирования развития национального рынка Франции.

- Задачи планирования и прогнозирования в странах с моделью переходной экономики

Рекомендуемая литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Соколинский В. М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и копрораций: учеб. пособие / В. М. Соколинского. – М.: КноРус, 2010.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2009.

3. Тарасевич Л.С. Макроэкономика / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

4. Карамов О. Г. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие - М.: Евразийский открытый институт, 2010.

5. Мухин Н. П. Планирование и прогнозирование доходов бюджетов органов местного самоуправления - М.: Лаборатория книги, 2009.

6. Стольников Т. М. Стратегическое и оперативное управление предприятием - М.: Лаборатория книги, 2010.

7. Федосеев В. В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи. Учебное пособие - М.: Юнити-Дана, 2012.

 

Дополнительная литература:

 

8. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие - М.: Издательство Московского университета, 2010.

9. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании - М.: ДМК Пресс, 2010

10. Минашкин В. Г. Бизнес-статистика и прогнозирование. Учебно-практическое пособие - М.: Евразийский открытый институт, 2010.

11. Мухин Н. П. Планирование и прогнозирование доходов бюджетов органов местного самоуправления - М.: Лаборатория книги, 2009.

12. Риск-менеджмент инвестиционного проекта. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.