Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и совокупное предложение




ТЕМА 5

«Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках:
модель IS-LМ»»

1. Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиционных сбережений» (кривая IS). Сдвиг кривой IS.

2. Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтения ликвидности – денежная масса» (кривая LM). Сдвиг кривой LM.

3. Макроэкономическое равновесие в модели IS-LM.

 

 

Равновесие на денежном рынке исследуется с помощью модели LM («предпочтение ликвидности – денежная масса»), которая отражает прямое соотношение между процентной ставкой (r) и уровнем национального дохода (Y) при достижении равновесия спроса на деньги (L) и предложения денег (M).

Эта модель известна как модель Э. Хансена, который показал, что графически модель LM – это линия с положительным наклоном (рис. 2).

 

Рис. 2 - Кривая «предпочтение ликвидности – денежная масса»

Каждая точка на кривой LM означает, что при соответствующей комбинации величин процентной ставки и национального дохода на денежном рынке будет соблюдаться равновесие при фиксированном предложении денег.

Кривая LM характеризует, таким образом, множество состояний равновесия на рынке денег при различном сочетании уровня дохода и уровня процентной ставки.

Кривая LM делит экономическое пространство на две части. Во всех точках выше кривой LM предложение денег больше спроса на них, т. е. у людей оказывается денег больше, чем они желают их истратить. Экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность, начнут менять структуру своих активов, обращая наличные деньги в акции, облигации, срочные вклады. Это повлечет за собой падение процентной ставки. Она будет снижаться до тех пор, пока не достигнет равновесного уровня, задаваемого кривой LM.

Кривая LM (рис. 2) выражает равновесие спроса и предложения денег (при данном уровне цен) на рынке. Ее форма несколько иная. Спрос на деньги растет по мере увеличения дохода Y. Но при этом повышается процентная ставка r. Деньги «дорожают» (подталкивает возрастающий спрос на деньги). Рост процентной ставки призван умерить этот спрос. Изменение нормы процента способствует достижению некоторого равновесия между спросам и предложением денег.

Во всех точках ниже LM спрос на деньги больше, чем их предложение, то есть люди и другие экономические агенты хотят иметь денег больше, чем у них есть. Для этого они начнут продавать ценные бумаги, тем самым снижая их цену. Это приведет к повышению процентной ставки. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока процентная ставка не повысится до равновесного уровня, определяемого кривой LM.

Если норма процента устанавливается на слишком высоком уровне, владельцы денег предпочитают приобретать ценные бумаги, а не денежную наличность. Это загибает кривую LM вверх. Норма процента падает; постепенно вновь восстанавливается равновесие.

Под воздействием изменения предложения денег или изменения уровня цен кривая LM сдвигается вправо или влево при каждом значении процентной ставки.

Эта модель LM используется в практике хозяйствования для иллюстрации воздействия на национальный доход монетарной политики государства.

Кривая LM – кривая равновесия на денежном рынке. Она отражает все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным Банком величине денежного предложения Ms. Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению. Термин LM отражает это равенство (Liquidity Preference = Money Supply) (см. рис. 2).

 

 

Модель IS–LM (инвестиции – сбережения, предпочтения ликвидности – денежная масса) – это модель товарно-денежного равновесия. Она позволяет найти такие сочетания рыночной процентной ставки (R) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Эта модель является конкретизацией модели AD–AS.

Модель IS–LM строится для экономики, к которой уровень цен фиксирован, государственные расходы (G), налоги (Т) и предложение денег (М) неизменен. Она состоит из двух частей.

Первая часть (модель IS) отражает равновесие на товарных рынках, вторая (модель LM) – на рынке денег. Условием равновесия на товарных рынках служит равенство инвестиций и сбережений, на денежном рынке – равенство спроса на деньги и предложения денег.

Эти две части модели связывают лишь одно сочетание значений процентной ставки (Re) уровня дохода (Ye), при котором достигается равновесие одновременно на двух рынках – товарном и денежном.

Графически модель IS–LM строится путем пересечения кривых IS и LM (рис. 3):


Рис. 3 - Равновесие в модели IS-LM

 

Равновесие на рынке благ и рынке денег достигается в точке пересечения кривых IS и LM. В состоянии равновесия два названных рынка сбалансированы. То есть равновесие на товарном и денежном рынках отражает такое состояние экономики, когда равновесная процентная ставка () и уровень равновесного дохода (YE) одновременно уравнивают планируемые и фактические расходы, сбережения и инвестиции, спрос на деньги и их предложение (в точке Е). Во всех точках выше равновесного положения обоих рынков то есть наблюдается состояние экономики с положительным сбережением (+ S), во всех точках ниже равновесного уровня – с отрицательным сбережением (– S). Это объясняется тем, что в первом случае товарный и денежный рынки переполнены «лишними» товарно-материальными запасами и деньгами, а во втором – наблюдается нехватка товаров денег.

Равновесие на каждом из двух рынков – товаров и денег – устанавливается не автономно, а взаимосвязано. Изменения на одном из рынков неизменно влекут за собой соответствующие сдвиги на другом.

С возрастанием доходов заработает обратная связь. На рынке денег возникает недостаток денежных средств, нарушится равновесие на нем. Повысится спрос участников хозяйственной деятельности на деньги. В результате поднимется норма процента.

Процесс взаимовлияния двух рынков на этом рынке не закончится. Более высокая норма процента притормозит инвестиционную деятельность, что, в свою очередь, отразится на уровне национального дохода (он несколько снизится). Равновесие на рынке товаров и рынке денег определяется одновременно нормой процента и уровнем дохода.

Равновесность на рынке инструментов на том и другом рынках формируется взаимосвязано и одновременно. При завершении процесса взаимодействия двух рынков устанавливается более высокий уровень r и Y.

Величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию на рынках товаров, денег и ценных бумаг, называется эффективным спросом.

Описанная модель IS–LM в практике используется для иллюстрации воздействия на национальный доход бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Основной целью анализа экономики с помощью модели IS–LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную, и ее равновесная величина отражает динамику экономических процессов, происходящих не только на денежном, но и на товарном рынках.

Модель IS–LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS–LM является конкретизацией модели AD-AS.

Основные уравнения модели IS–LM:

1) Y=C+I+G+Xn – основное макроэкономическое тождество.

2) C=a+b(Y-T) – функция потребления, где T=Ta+tY.

3) I=e-dR – функция инвестиций.

4) Xn=g-m`*Y-n*R – функция чистого экспорта.

5) M/P=k*Y-h*R – функция спроса на деньги.

Внутренние переменные модели: Y (доход), C (потребление), I (инвестиции), Xn (чистый экспорт), R (ставка процента).

Внешние переменные модели: G (государственные расходы), Ms (предложение денег), t (налоговая ставка).

Эмпирические коэффициенты (a,b,e,d,g,m`,n,k,h) положительны и относительно стабильны.

В краткосрочным периоде, когда экономика находится вне состояния полной занятости ресурсов (Y≠Y*), уровень цен P фиксирован (предопределен), а величины ставки процента R и совокупного дохода Y подвижны. Поскольку P=const, поскольку номинальные и реальные значения всех переменных совпадают.

В долгосрочным периоде, когда экономика находится в состоянии полной занятости ресурсов (Y=Y*), уровень цен P подвижен. В этом случае переменная Ms (предложение денег) является номинальной величиной, а все остальные переменные модели – реальными.

 

 

 

Совокупный спрос и совокупное предложение являются основными макроэкономическими показателями, оказывающими влияние на оптимальный выбор в экономике. Термин «совокупный» означает, что и спрос и предложение рассматриваются не на отдельный товар, а для всей совокупности товаров и услуг.

Совокупный спрос AD отражает потребности всех субъектов рыночных отношений, выраженные в денежной форме. Это общая сумма их расходов на конечные товары и услуги, произведенные в национальной экономике. Следовательно, совокупный спрос, так же как и спрос отдельного потребителя, определяется количеством денег, имеющихся в распоряжении всех субъектов экономики. Эту зависимость можно показать с помощью уравнения Фишера:

M x V = P x Y,

откуда Y = M x V / P

или

Р = M x V / Y

где M – денежная масса в экономике,

V – скорость обращения денег,

Р – уровень цен в экономике,

Y – реальный объем производства, на который предъявлен спрос.

Из формулы видно, что связь между объемом произведенной продукции и уровнем цен в экономике при прочих равных условиях имеет обратный характер. Более высокий уровень цен означает снижение реальных запасов денежных средств (M / P), а, значит, меньше количество товаров и услуг, запрашиваемое со стороны субъектов экономики. Данное положение иллюстрирует закон убывания спроса и предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса AD. Она представляет собой геометрическое место точек, каждая из которых соответствует определенному сочетанию объема выпуска и уровня цен в экономике в определенный момент времени. Следует отметить, что построение кривой совокупного спроса предполагает неизменность предложения денег и скорости их обращения.

 

 
 


 

AD

 

Реальный объём производства

 

Рис. 1.1. График совокупного спроса

Конфигурация кривой совокупного спроса AD внешне совпадает с конфигурацией кривой индивидуального спроса, но между ними существуют важные различия. Рассмотрим их более детально.

Во-первых, совокупный спрос — сложная агрегированная категория, которая состоит из четырех основных компонентов:

спроса потребителей на товары и услуги, или потребительского спроса;

спроса фирм на инвестиционные товары, или инвестиционного спроса;

спроса государства на товары и услуги;

спроса иностранцев на наш экспорт.

Следовательно, кривая совокупного спроса отражает готовность приобретения и использования созданных товаров со стороны сектора домашних хозяйств, сектора бизнеса, государства и сектора заграницы. В любой промежуток времени расходы этих агрегированных субъектов в совокупности определяют общую величину расходов в экономике при конкретном уровне цен

AD = C + I + G + Xn

На потребительские расходы (С) или потребление приходится две трети суммарных расходов. Это общая сумма денег, которую затрачивают домохозяйства на приобретение вновь созданных товаров и услуг, за исключением покупки и строительства жилья (последнее принято относить к инвестиционным расходам). Поскольку потребительские предпочтения достаточно консервативны, данная компонента совокупного спроса относительно стабильна.

Инвестиционные расходы (І)— это затраты фирм на основной и оборотный капитал и домохозяйств на жилье, которые в значительной степени определяются колебаниями процентной ставки (ставки за кредит) и поэтому являются наиболее «капризной» составляющей совокупных расходов.

Государственные расходы (G) (их иногда называют правительственными расходами) относятся к товарам и услугам, приобретаемым всеми ветвями органов власти. Их динамика и структура зависит от социально-экономического положения страны, внешнеполитической ситуации и других факторов.

Чистый экспорт (Xn) как разница между экспортом (Х) и импортом (IM). В открытой экономике к внутреннему спросу субъектов страны добавляется спрос со стороны субъектов других стран, и вычитаются расходы на товары, поставленные из-за рубежа. Если тракторы «Беларусь» пользуются спросом за границей, МТЗ должен произвести их больше, для того чтобы удовлетворить потребности белорусских потребителей и отправить часть продукции за рубеж. Следовательно, заводу, при прочих равных условиях, необходимо больше площадей, сырья, оборудования и работников. Если же Беларусь импортирует товары из-за границы, внутренние совокупные расходы уменьшаются на общую стоимость приобретаемых товаров и услуг. Кроме этого, это ведет и к уменьшению внутреннего спроса отечественных производителей на основной и оборотный капитал. Поэтому, если X >IM, совокупные расходы возрастают, при X< IM они уменьшаются.

Во-вторых, кривая совокупного спроса строится в другой системе координат, чем кривая индивидуального спроса. Когда речь шла об индивидуальном спросе, по оси абсцисс мы откладывали объем конкретного товара в штуках, тоннах или литрах, а по оси ординат — определенную цену товара. В случае с совокупным спросом это сделать невозможно в силу агрегированности данного показателя. Поэтому здесь применяется, с одной стороны, реальный объем производства (ВВП, выпуск), а с другой — уровень цен, или дефлятор.

В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кривой индивидуального спроса фигурировали «эффект дохода» и «эффект замещения». Они не используются при характеристике кривой совокупного спроса, конфигурация которой обусловлена действием трех макроэкономических эффектов: эффекта процентной ставки, эффекта богатства и эффекта импортных закупок.

Факторы, влияющие на величину совокупного спроса:

ü эффект процентной ставки (состоит в том, что при росте уровня цен повышаются и процентные ставки, приводящие к сокращению потребления и инвестиций, следовательно и совокупного спроса, и наоборот);

ü эффект богатства (проявляется в изменении реальной стоимости и покупательской способности финансовых активов и доходов населения, Снижение цен способствует росту реального дохода и совокупного спроса и наоборот);

ü эффект импортных закупок (если цены на товары внутри страны растут, то их экспорт становится более дорогим, значит увеличивается спрос на более дешёвые импортные товары, т.е. чистый экспорт уменьшится и совокупный спрос тоже уменьшится).

Неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса:

  • изменение потребительских расходов (увеличение приводит к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот);
  • изменение инвестиционных расходов (рост инвестиционных расходов приведёт к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот);
  • изменение государственных расходов (рост госрасходов приведёт к увеличению спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот);
  • изменение чистого экспорта (рост чистого экспорта приводит к росту совокупного спроса и сдвигу кривой вправо и наоборот).

Характеризуя динамику совокупного спроса, следует иметь в виду, во-первых, что из-за инертности функционирования экономических систем, влияние всех без исключения рассмотренных факторов проявляется не сразу, а через некоторые промежутки времени, так называемые временные лаги. Так, политика центрального банка по уменьшению денежной массы может привести к снижению совокупного спроса через многие месяцы: перераспределение активов населения, снижение процентной ставки, дальнейшее снижение заимствований и охлаждение инвестиционной активности происходит достаточно медленно. Во-вторых, поскольку неценовые факторы действуют на совокупный спрос не изолированно, а одновременно и в различных сочетаниях, весьма сложно точно просчитать конечный результат действия каждого из них.

Совокупное предложение AS (aggregate supply) — это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен. Данное понятие часто используется как синоним валового внутреннего продукта. Так же как и совокупный спрос, совокупное предложение активно реагирует на динамику уровня цен.

Его объем увеличивается при их росте и уменьшается — при падении, что обусловлено мотивационными установками бизнеса: при прочих равных условиях рост цен на продукцию отдельного товаропроизводителя, увеличивая прибыльность данного вида экономической деятельности, стимулирует наращивание объемов производства. В случае снижения цен производство товара свертывается.

Поэтому кривая совокупного предложения AS, как и кривая индивидуального предложения, имеет восходящий характер.

 

 

III

AS


II

I

 

Qf Реальный объём производства

 

Рис. 1.2. График совокупного предложения

 

Кривая AS состоит из трёх участков:

I – горизонтальный (кейнсианский) назван в честь английского экономиста Кейнса. На нём реальный объём производства значительно ниже объёма производства Qf. Эта ситуация отражает состояние спада в экономике. Увеличение объёма производства не приводит к увеличению уровня цен и зарплаты. Это возможно при наличии незанятых ресурсов.

II – промежуточный участок. Рост объёма производства сопровождается ростом цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы вовлечены в производство, используется менее эффективное оборудование, т.е. возрастают издержки на единицу продукции, они могут компенсироваться увеличением цен.

III – вертикальный (классический). Означает, что экономика достигла полной занятости при объёме производства Qf, т.е. все ресурсы уже вовлечены в процесс производства и дальнейшее наращивание производства невозможно. Таким образом, повышение цен не приведёт к наращиванию объёма выпускаемой продукции.

Неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного предложения:

ü Изменение цен на ресурсы (может происходить вследствие потери плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращения количества капитала и т.д. Рост цен на ресурсы приведёт к сокращению совокупного предложения и сдвигу кривой предложения влево и наоборот);

ü Изменение производительности факторов производства (повышение производительности означает снижение издержек на единицу продукции и приведёт к росту совокупного предложения и сдвигу кривой предложения вправо и наоборот);

ü Изменение правовых норм (увеличение ставок налогов, затрат на государственное регулирование приведёт к росту издержек на единицу продукции, уменьшению предложения и сдвигу кривой предложения влево и наоборот).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.