Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Установление максимальной цены




А. Содействие конкуренции

Антимонопольная политика

В предыдущем вопросе говорилось, что монополии склонны занижать свое производство в сравнении с общественно-эффективным выпуском, достигаемым при совершенной конкуренции. Поэтому государство использует различные методы ограничения монопольной власти – антимонопольную политику.

Важнейшим средством антимонопольной политики во всех странах выступает содействие конкуренции. Антимонопольные органы препятствуют слияниям фирм, если в результате укрупненная компания будет обладать чрезмерной рыночной властью. С другой стороны, антимонопольное законодательство препятствует использованию действующими фирмами своей рыночной власти для сокращения производства, повышения цен, навязывания потребителям своей продукции, недопущения на рынок новых производителей или осуществления иной антиконкурентной практики. Законы предусматривают разнообразные санкции за ограничение конкуренции вплоть до принудительного разукрупнения фирмы-нарушителя.

На практике конкуренцию не всегда удается обеспечить посредством раздела монополии, либо путем вхождения в отрасль новых производителей. В случае же естественной монополии ее раздробление и установление конкуренции вообще ведут к потери эффективности, а потому не оправданны (настоящая тема, п. 1).

В связи с этим важнейшим средством антимонопольной политики является ценовой контроль – установление максимальной цены, выше которой государство запрещает монополии продавать ее продукцию.

Вспомним, что в условиях совершенной конкуренции установление государством максимальной цены ведет к сокращению выпуска и дефициту (тема 3, п. 5). Это показано на рис. 9-7:

Рис. 9-7. Последствия установления государством максимальной цены в условиях совершенной конкуренции

Иное дело – в условиях монополии. Нерегулируемая монополия выбирает выпуск (qm), соответствующий точке пересечения линий предельного дохода (MR) и предельных затрат – MC (рис. 9-8). При этом монополист устанавливает цену Pm. Однако государство считает свободную монопольную цену чересчур высокой, а потому вынуждает монополиста продавать всю свою продукцию не дороже, чем по государственной цене – . Обычно такая цена является фиксированной, т.е. не меняется по мере роста продаж. Но если цена постоянна, то предельный доход монополиста становится тоже постоянным и равным цене товара. Иными словами, монополист оказывается в ситуации совершенно конкурентной фирмы (тема 8, п. 2). В результате кривая предельного дохода монополии () становится горизонтальной на уровне государственной цены вплоть до пересечения с кривой спроса:

Рис. 9-8. Последствия установления государством максимальной цены в условиях монополии

Чтобы максимизировать прибыль, монополист, как всегда, выбирает выпуск (qs), соответствующий точке пересечения своей новой кривой предельного дохода () и предельных затрат (MC). Таким образом, установление государством пониженной цены ведет не к сокращению, но увеличению монопольного выпуска – с qm до qs. Дефицит, однако, все равно возникает, если спрос при государственной цене оказывается выше предложения (qd>qg).

Наилучший результат государство могло бы получить, установив цену на уровне точке пересечения кривых спроса и предельных затрат (P*). При этом выпуск монополиста будет максимален и равен общественно-эффективному (q*), а дефицит исчезнет.

Таким образом, в отличие от совершенной конкуренции, ценовое регулирование монополии является вполне оправданным, ибо способствует росту производства и его приближению к общественно-эффективному уровню.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.