Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы лекции. 1. Дифференциация продукта как источник рыночной власти




1. Дифференциация продукта как источник рыночной власти.

2. Производственный выбор в условиях ограниченной монопольной власти.

3. Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции.

4. Неценовая конкуренция.

5. Стратегическое взаимодействие фирм и его формы.

 

Модели коопретивного поведения: «ценовая война» и конкурентное преимущество.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или не возможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров.

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем, выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они, либо их соперники изменят цены или выпускаемого количества продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость, существование контроль требует, чтобы каждая фирма тщательно проанализировала и оценила последствия собственных решений и возможных действий конкурирующих фирм и, с учетом этого, выбрала цену и объем выпуска.

Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, описывающих поведение фирмы в конкретных ситуациях. Каждая модель основывается на определенных предположениях отдельной фирмы относительно поведения соперников и их реакции на выбранную ею стратегии.

Рассмотрим следующие модели: дуополию Курно, игру двух лиц с противоположными интересами, модель доминирующей на рынке фирмы, картель. Результаты по выбору цен и объемов производства отражают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией, которое занимает олигополия. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическая конкуренция приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают их. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство, («ценовую войну»), снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая цены друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете, фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, т.е. вступая в картель. Таким образом, фирмам выгодно открыто или тайно согласовывать цены и объемы выпуска, но в силу конкуренции, картели характеризуются внутренней не стабильностью.

Изучение процесса принятия подобных решений начнем с изучения простой модели дуополии (две фирмы конкурируют друг с другом) Курно. Пусть фирмы производят однородный товар и знают кривую рыночного спроса. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе фирмы принимают решение одновременно. При принятии производственных решений, каждая фирма должна помнить, что ее конкурент тоже принимает решение по объему производства и что конечная цена будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм.

Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства.

Опишем формальную постановку задачи для одной фирмы (для другой она составляется аналогично).

Фирма А должна выбрать такой объем производства (Qa), который максимизирует ее прибыль (Па) при известной функции спроса p = p (Qa + Qв) и неизменном выпуске (Qв) фирмы В:

Па(Qa ∙ Qв) → max,

Па = P (Qа + QВ) ∙ Qa – c (Qa). (1)

где с(Qa) – функция затрат фирмы А.

Решение данной задачи находится из условий оптимальности 1-го порядка:

p’ ∙ Qa + p - c’ (Qa) = 0. (2)

Это уравнение описывает так называемую кривую реагирования фирмы А, то есть показывает как будет меняться объем выпуска фирмы А при различных ее предположениях относительно выпуска фирмы В.

Аналогичное уравнение можно получить для фирмы В:

p’ QВ+ p - c’ (Qв) = 0.

Равновесие по Курно. Обе фирмы выбирают максимизирующие прибыли объемы производства Q*a, Q*в одновременно в соответствии с условиями 1-го порядка – уравнениями (2), (3) – при заданном объеме производства другой фирмы. В точке равновесия Курно ни у одной из фирм нет стимула менять свой объем производства.

Основной недостаток модель- допущение каждой фирмы того, что конкурент не будет регулировать выпуск. На практике фирмы реагируют на изменение цен, объемов выпусков соперников, условий производства и т.д.

Покажем теперь аналитически и графически как определяется равновесие Курно для линейной функции спроса. Пусть заданы следующие функции спроса и затрат:

P(Q) = K – Qa – Qв, где Q = Qa + Qв ; K = const.

C (Q) = C ∙ Q, где C = const.

Тогда из условий оптимальности имеем:

для фирмы А: K – Qв – 2Qa = C (4)

для фирмы В: K – Qa - 2 Qв = C (5)

Кривая реагирования фирмы А находится из (4):

Qa = 1/2 ∙ (K – C – Qв).

Кривая реагирования фирмы В:

Qв =1/2 ∙ (K –C – Qa).

Равновесие Курно:

Q *a = Q*в = (K – C) / 3.

Точка Е – это равновесие Курно (пересечение кривых реагирования). Точка Ек – это конкурентное равновесие.

Для случая сговора имеем линию АВ – контрактную кривую, определяющую суммарный выпуск фирм, при котором совокупная прибыль максимальна. Если фирмы договариваются поделить прибыль пополам, то получим монопольное равновесие Ем, которое находится на середине отрезка АВ.

Из рисунка видно, что фирмы в дуополии производят меньше, чем при совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии. Используя функцию спроса, можно показать, что цены в дуополии выше, чем при совершенной конкуренции, но ниже монопольных. Подсчитывая прибыль можно убедиться, что исход по Курно для фирм выгоднее, чем условия совершенной конкуренции, но не так выгоден для фирм, как результат сговора.

Стратегии поведения фирм при олигополии и теория игр

Теория фирм анализирует поведение лиц с противоположными интересами и поэтому может быть использована при изучении олигополистической конкуренции. Данная теория формально отражает такой характер стратегического взаимодействия олигополистических фирм, при котором каждая фирма должна предугадать и проанализировать все возможные действия соперников и оценить, какое предположение относительно поведения конкурентов для нее оптимально.

Покажем, как используется теория игр в процессе олигопольного ценообразования. Пусть на рынке действуют две конкурирующие фирмы (два игрока), каждая из которых стремится максимизировать собственную прибыль. У фирм есть две альтернативные ценовые стратегии: первая- снизит цну на продукт, вторая - сохранить цену на прежнем уровне. Фирмы должны выбрать стратегию, которая приведет к достижению поставленной цели. Так как результаты ценовых решений зависят не только от самых решений, но и от выбора цены конкурентом, то каждая фирма вычисляет прибыли, которые она может получить при той или иной собственной стратегии для двух случаев: когда соперник не понижает цену и когда соперник понижает цену.

Образование Картеля

Если фирмы договорятся поддерживать высокие цены, то они получат больше прибыли, чем при соперничестве и конкуренции, Так возникают картели – группы производителей, совместно максимизирующих прибыли путем согласования решений о ценах и объемах выпуска продукции. Фирмы – олигополисты действуют так, как если бы они были единой монополией: они повышают цену и для ее поддерживания на данном уровне ограничивают объемы выпуска, устанавливая каждому члену картеля квоту. Покажем графическую интерпретацию задачи максимизации прибыли картелем.

Предположим сначала, что все фирмы действуют в условиях совершенной конкуренции. Тогда P K, QK – конкурентная цена и выпуск продукции отрасли. Экономическая прибыль фирм равна нулю. Точка Е – точка конкурентного равновесия. Допустим теперь, что фирмы объединялись в картель. Тогда задача максимизации прибыли решается как в случае монополии: QM и PM – общи выпуск и монопольная цена. Таким образом, объем продукции QM, для которого МR=MC. Далее этот выпуск распределяется между фирмами, и главная проблема заключается здесь в установлении квот продукции каждой фирмы и контроле за ними. В погоне за прибылью отдельные фирмы могут превысить свои квоты, чтобы максимизировать прибыли при картельной цене РЬ. Если условия соглашения нарушит большинство фирм в отрасли, то возникнет избыточное предложение (Q*- QK) и цена будет падать до уровня РК. Таким образом, для поддержания картельной цены каждая фирма должна производить не более, чем величина ее квоты QM. На практике картели сталкиваются с проблемой соглашения о монопольной цене и установления процедуры проведения утвержденных квот в жизнь.

Лидерство в ценообразовании

Практикой, которая наблюдается повсюду на олигополистических рынках, является лидерство в ценах. Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.

Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, потому что лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную.

Как уже было сказано, в условиях сотрудничества и согласования (открытого или тайного) цен и объемов выпуска олигопольные фирмы увеличивают свои доход. Однако зачастую фирмам трудно договорится о приемлемой для всех цене, особенно, когда, меняются издержки и спрос. Проблема согласования легко решается, если на рынке имеется одна доминирующая фирма, которая может выступать ценовым лидером. Эта фирма устанавливает цену, а остальные – следуют за ней. Такая практика наблюдается повсюду на олигополистических рынках.

Покажем, каким образом фирма – лидер определяет цену. Очевидно, она будет устанавливать цену, при которой ее собственная прибыль максимальна.Поскольку такая цена основана на соответствии предельного дохода и предельных издержек фирмы, то фирма – лидер должна прежде всего определить чистый спрос на свой продукт.Для этого она оценивает количества товара, которые могут продать прочие фирмы при которой возможной цене,(т.е. кривую предложения прочих фирм (SF))., и вычитает этот объем из рыночного спроса. На приведенном, чистый спрос на продукт фирмы – лидер (DN) получается как разность между рыночным спросом (D) и предложением прочих фирм (SF).

Далее фирма находит предельный доход (MRR) и определяет максимизирующее прибыль количество товара (gL) из равенства MRN= МС. Соответствующая этому выпуску цена (РL) выступает для остальных фирм как данная. При этой цене они производят количество товара gF. Общее рыночное предложение, таким образом, составляет gD = gL + gF.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Дифференциация продукта

2 Эффективность монополистической конкуренции.

3 Олигополия. Признаки и условия существования, виды и распространение.

4 Стратегическое поведение фирмы – олигополиста.

 

Рекомендуемая литература

  1. Кулекеев. Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика. Алматы. Казстатинформ, 2001г.
  2. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Перевод с англ. М.: Дело, 2001г.
  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. М., 2003г.
  4. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. Учебник. Под ред.И.Е. Рудаковой М., Инфра – М, 2008г.

5. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М., Инфра – М, 2008г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.